Введение в когнитивные искажения 0:08 Обсуждение когнитивных искажений, связанных с мышлением. Мышление основано на информационно-речевой модели мира, формируемой в теменной ассоциативной коре.
Вторая сигнальная система и её роль 0:36 Вторая сигнальная система — это совокупность речевых центров, связанных ассоциациями и обобщениями. Модель мира — основа мышления и прогнозирования, но может быть искажена.
Развитие информационно-речевой модели 1:23 Накопление словарного запаса у ребёнка начинается во втором полугодии жизни. К трём годам формируется информационная целостность модели мира.
Использование модели для прогнозирования 2:42 Модель используется для выбора эффективных видов деятельности и программ. Повышение информированности и мудрость связаны с наращиванием и правильной связью речевых центров.
Когнитивные искажения и их причины 4:12 Стремление к целостности модели приводит к когнитивным искажениям. Иллюзорная корреляция: мозг связывает не связанные события.
Предубеждение задним числом и предвзятость 5:35 Склонность рассматривать прошлые события как предсказуемые. Предвзятость убеждения и консерватизм: отрицание изменений, соответствующих убеждениям.
Ригидность модели и наивный реализм 7:20 Ригидность модели: упорное сохранение стереотипов. Наивный реализм: нежелание признавать изменения.
Смещение конкурентности и эффект ожиданий 9:03 Проверка гипотез, соответствующих представлению о мире. Эффект ожиданий наблюдателя: восприятие изменений в соответствии с ожиданиями.
Искажения в восприятии других людей 10:07 Ожидания относительно других людей часто упрощены. Упрощённые модели других людей используются для прогнозирования их поведения.
Проклятие знаний и ошибки планирования 11:37 Проклятие знаний: избыток знаний затрудняет принятие решений. Ошибки планирования: недооценка времени на сложную работу.
Предвзятость действия и импульсивные решения 12:36 Принцип «делай хоть что-нибудь» не всегда соответствует реальности. Импульсивные решения: реакция на негативные эмоции.