Бывший священник Александр Усатов об уходе из РПЦ, изменении взглядов и отношении к церкви

YOUTUBE · 19.11.2025 03:33

Ключевые темы и таймкоды

Введение и представление гостя

0:02
  • Ведущий приветствует зрителей и просит проверить звук и видео.
  • Представляет гостя, бывшего священника, ныне блогера-атеиста Александра У.
  • Александр рассказывает о своем пути от священника до атеиста.

Начало религиозного пути

1:58
  • Александр родился и воспитывался в атеистической семье.
  • Первые мысли о Боге были связаны со страхом смерти и семейными трагедиями.
  • В школе начал читать Библию и увлекся ею, что привело к фанатичному увлечению.

Путь к священству

4:55
  • После школы поступил в Богословский институт и принял священство.
  • Через 15 лет службы в церкви решил уйти из-за внутренних противоречий.
  • Сравнивал православие с протестантизмом и нашел православие более интересным и глубоким.

Образование и карьера

11:45
  • Окончил Политех и Богословский институт, работал в космическом заводе.
  • Принял рукоположение в диакона и священника, служил в Ростовском кафедральном соборе.
  • Пытался получить кандидатскую степень по теологии, но бросил из-за разочарования.

Разочарование в церкви

15:25
  • Разочаровался в церковной системе и мировоззрении.
  • Задавался вопросами о лжи священников и их роли в церкви.
  • Считает, что мог бы помогать людям и в других сферах, но решил остаться в церкви.

Опыт священнического служения

17:23
  • Первые пять лет священнического служения приносят эйфорию, но затем наступает осознание негативных последствий для людей.
  • Церковь предлагает людям иллюзию рая, но на деле это невротизирующая среда.
  • Автор не рекомендует людям углубляться в церковь, а советует ограничиться поверхностным посещением.

Разочарование в церкви

18:20
  • Люди, погружающиеся в церковную жизнь, часто испытывают сильное разочарование.
  • Автор раньше призывал людей учиться в семинариях, но теперь стал воинствующим безбожником.
  • В блоге автора обсуждаются фундаментальные вопросы, такие как молитва и обратная связь с Богом.

Проблемы церковной деятельности

20:15
  • Церковь не заинтересована в научных аргументах и фактах.
  • Система подготовки к таинствам в России заглохла.
  • Миссия и социальная работа церкви кажутся мертвыми, несмотря на бурные заявления.

Взаимодействие церкви и образования

27:06
  • Церковь пытается взаимодействовать с образованием, но это часто выглядит как профанация.
  • Преподаватели ОПК часто не готовы к преподаванию и не имеют нужной квалификации.
  • Проект ОПК провалился, и священники выглядят нелепо в школах.

Влияние семьи на религиозность

32:55
  • Люди попадают в религиозные организации через семью, а не через учителей или курсы.
  • Если воспитание детей в семье не профессионально, они могут вырасти безбожниками.
  • Примеры разумных священнослужителей, таких как Василий Радианка, редки.

Проблемы в церкви

34:53
  • Церковь часто сравнивается с тоталитарной сектой.
  • В русской церкви отсутствует традиция передачи живого опыта.
  • Современные священники и спикеры РПЦ пришли к вере в 80-90-е годы, что привело к разрыву с традицией.

Косплей и реальность

36:46
  • Церковь часто играет роль косплея, не работая с людьми на глубинном уровне.
  • Люди приходят в храм, чтобы отвлечься от проблем и получить надежду.
  • Религия помогает людям справляться с неопределенностью будущего.

Психотерапия и религия

38:44
  • Религия действует как примитивная психотерапия, отвлекая людей от проблем.
  • Люди получают облегчение от исповеди и общения с священниками.
  • Однако, многие священники и миряне выгорают и страдают от депрессии.

Проблемы реабилитации

42:40
  • Церковь не занимается реабилитацией людей, пострадавших от ее влияния.
  • Наталья Скуратовская и другие пытаются поднять эту проблему, но церковь не признает свои ошибки.
  • Люди, вышедшие из церкви, сталкиваются с трудностями и угрозами.

Личный опыт и сомнения

44:37
  • Автор делится своим опытом сомнений и выхода из церкви.
  • Он осознал, что церковь не знает реальности и не может объяснить страдания.
  • Вопросы о Боге и его роли в мире стали для него невыносимыми.

Вопросы к догматике

50:32
  • Автор обсуждает с семинаристами вопросы, связанные с наукой и философией.
  • Он замечает, что современные учебники по богословию не учитывают современные научные открытия.
  • Вопросы о догматике, такие как необходимость смерти Иисуса на кресте, остаются без ответа.

Вопросы о церковном предании

52:31
  • Автор задает вопросы о церковном предании, сравнивая его с притчей.
  • Он считает, что в церковном предании много лжи и отговорок.
  • Автор воспринимает предание как историю эволюции мысли и морали.

Критика и популяризация науки

54:31
  • Автор критикует церковь за ложь и отговорки.
  • Он ведет блог, популяризируя науку в разных сферах.
  • Автор часто цитирует православную энциклопедию, несмотря на ее недостатки.

Аудитория и цели блога

56:29
  • Автор считает, что его блог интересен только 1-2% населения.
  • Он создает систематику и описывает церковные анекдоты для психотерапевтической цели.
  • Автор надеется, что его блог поможет людям выйти из тяжелого состояния.

Вопросы от анонима

58:25
  • Аноним задает вопросы о грехе и совести.
  • Автор считает, что такие комментарии показывают когнитивные ошибки.
  • Он объясняет, что его блог не о нем лично, а о процессах в церкви.

Гомосексуальность и священники

1:02:10
  • Автор обсуждает стереотипы о гомосексуальности и священниках.
  • Он критикует священников за невежество и путаницу в вопросах психологии и гендеров.
  • Автор считает, что священники должны быть более образованными в этих вопросах.

Средневековая охота на ведьм

1:07:56
  • Автор сравнивает современные стереотипы с средневековой охотой на ведьм.
  • Он считает, что такие стереотипы показывают невротизацию общества.
  • Автор критикует инквизицию за преследование людей с другими религиозными взглядами.

Неприятный опыт общения с русским

1:10:51
  • Русский любит унижать людей публично, что вызывает негативные эмоции у многих.
  • Его проповеди ближе к нью-эйчу, чем к православию.
  • Личное общение с ним не понравилось, но его проповеди интересны.

Психотерапия и карты Таро

1:12:47
  • Русский ведет психотерапию через проповеди, что может быть эффективным.
  • Карты Таро используются как психотерапевтический инструмент, но это не имеет отношения к науке.
  • Важно психологическое воздействие, а не мистика.

Личный диалог с русским

1:14:46
  • Автор пытался дискутировать с русским на тему атеизма.
  • Русский прислал аудиосообщения, что удивило автора.
  • Личный диалог показал, что русский способен на такие высказывания.

Исповедь и психотерапия

1:16:44
  • Исповедь может быть как полезной, так и вредной для разных людей.
  • Разные священники имеют разные подходы к исповеди.
  • Нахождение в храме может быть примитивной формой психотерапии.

Психосоматика и религия

1:18:43
  • Религия может влиять на психосоматические состояния.
  • Примеры стигматов и других феноменов показывают, что вера может вызывать физические изменения.
  • Психотерапия может быть более эффективной, чем религия.

Проблемы в церкви

1:21:35
  • Священники часто не понимают основ психологии и психотерапии.
  • Примеры из жизни показывают, что церковь может ухудшать психическое состояние людей.
  • Автор считает, что церковь должна быть более открытой и понимающей.

Причины ухода из церкви

1:25:32
  • Автор с детства имел сомнения в вере и читал атеистическую литературу.
  • Церковь разрушает психическое состояние людей.
  • Конфликт с церковным лобби привел к уходу из церкви.

Конфликт с церковью

1:27:27
  • Автор открыто заявил о лицемерии церкви по отношению к геям.
  • Начался серьезный конфликт, который привел к доносу на автора.
  • Автор понял, что его жизнь может быть разрушена из-за конфликта с церковью.

Обвинения и увольнение

1:29:23
  • Автор не поддерживал политическую программу и не хотел участвовать в политике.
  • Его обвинили в антисистемных взглядах и гомосексуальности.
  • После этого он решил уйти в тень и написал рапорт об увольнении из семинарии.

Увольнение и угрозы

1:30:22
  • Митрополит уволил автора без законных оснований.
  • Автор начал писать статьи о Библии и мифологии, что вызвало угрозы от митрополита.
  • Он решил покинуть Россию, чтобы избежать преследований.

Жизнь в Европе

1:33:18
  • Автор переехал в Европу, чтобы избежать угроз.
  • Он продолжает вести блог и работать в Нидерландах.
  • Автор считает, что церковь является тоталитарной сектой.

Атеизм и священство

1:39:07
  • Автор стал атеистом, несмотря на священство.
  • Он чувствовал себя атеистом и задавался вопросом о своем месте в церкви.
  • Многие священники и прихожане испытывают психологическое выгорание и депрессию.

Психологическое состояние

1:42:04
  • Многие священники и прихожане не видят будущего и испытывают депрессию.
  • Автор считает, что сфера Просвещения и критическое мышление теряют интерес у людей.
  • Многие священники и прихожане теряют веру, но не заявляют об этом открыто.

Аргументы атеизма

1:46:01
  • Автор объясняет, почему он выбрал атеизм, а не агностицизм.
  • Он считает, что нет разумных оснований для существования чего-то за пределами Вселенной.
  • Автор пришел к атеизму через скептицизм и агностицизм.

Главный аргумент

1:47:57
  • Процесс накопления аргументов приводит к образу пустоты.
  • Люди часто надеются на авторитетные мнения, но не продолжают копать глубже.
  • Автор докопался до того, что в мире нет рыбы, и это первый ответ.

Страдания и чудеса

1:48:53
  • Автор видел много страданий, включая отпевание детей и причащение больных.
  • Он задается вопросом, почему сейчас нет чудес, как во времена Исхода.
  • Автор признает, что его собственные страдания также внесли вклад в его размышления.

Эксперимент над душой

1:50:52
  • Автор размышляет о том, что последние 30 лет он ставил эксперимент над своей душой.
  • Он пишет о том, что промысла Божьего нет ни в его жизни, ни в жизни животных.
  • Автор критикует двойные стандарты в религии, где одним все позволено, а другим ничего.

Чудеса и промысел Божий

1:55:47
  • Автор критикует священника, который утверждает, что его исцеление было чудом.
  • Он считает, что такие случаи не должны быть аргументом для других.
  • Автор подчеркивает, что Бог не избирателен в своих действиях.

Отпевание детей

1:58:37
  • Отпевание детей отличается от отпевания взрослых, так как у детей нет личных грехов.
  • Автор считает, что это утешение для родителей и священников.
  • Он делится личным опытом и размышлениями о страданиях детей.

Лайт православие

2:01:33
  • Автор описывает свое восприятие детей и их страданий.
  • Он считает, что Бог принимает всех, включая грешных.
  • Автор критикует авторитарное православие и подчеркивает важность гуманистического подхода.

Разные образы Бога

2:04:29
  • Автор сравнивает разные образы Бога в Библии и в православии.
  • Он отмечает, что православие может быть как лайтовым, так и жутким.
  • Автор подчеркивает, что выбор священника может сильно влиять на восприятие религии.

Исцеление и восприятие таинств

2:06:26
  • Исцеление и восприятие таинств влияют на иммунную систему.
  • Обсуждение страданий детей и их восприятия в религии.
  • Вопрос о смерти Иисуса и его значении для искупления.

Концепция искупления и её критика

2:07:23
  • Концепция искупления в поздних книгах Библии.
  • Критика концепции искупления, предложенной Павлом.
  • Бинарность и трагичность смерти Иисуса.

Вопросы о детях и РПЦ

2:08:20
  • Вопросы о детях и их восприятии в религии.
  • Примеры странных заявлений РПЦ.
  • Критика митрополитов и их высказываний.

Влияние патриарха Кирилла

2:09:19
  • Влияние патриарха Кирилла на восприятие церкви.
  • Критика его правления и его влияния на людей.
  • Сравнение с прежним патриархом.

Примитивная религиозность

2:10:19
  • Примитивная религиозность современных россиян.
  • Ожидания и надежды людей в религии.
  • Критика монашества и его влияния на жизнь.

Истории бывших монахов

2:11:18
  • Истории бывших монахов, ставших атеистами.
  • Влияние монастырской жизни на их жизнь.
  • Критика монастырской жизни и её последствий.

Уход из церкви

2:12:17
  • Истории людей, ушедших из церкви.
  • Проблемы и последствия ухода из церкви.
  • Сравнение с деструктивными сектами.

Падение веры в РПЦ

2:13:17
  • Падение веры в РПЦ среди россиян.
  • Опросы и их результаты.
  • Критика РПЦ и её влияния на людей.

Заключение и планы на будущее

2:21:03
  • Завершение стрима и планы на будущее.
  • Анонс новых видео и лекций.
  • Призыв к подписке на Boosty для доступа к контенту.

Планы на будущее

2:26:50
  • Автор планирует провести интервью с Вячеславом Печником, специалистом по старообрядчеству.
  • Планируется несколько поездок в священные места старообрядцев для создания видео.
  • В проектах также видеолекция о религии в римской армии и проект о церкви Украины.

Будущие проекты

2:28:50
  • Планируется видеолекция по критике религии, особенно ислама.
  • Будет интервью с иллюминатом и бывшим мусульманином.
  • Проект о помощи американских протестантских групп русским людям во время голода 1921-1922 годов.

Вопросы и поддержка

2:32:44
  • Автор просит поставить лайк и подписаться на канал.
  • Вопросы можно задавать в закрытом Telegram-чате.
  • В скором времени пройдут стримы с блогером "Атеист ищет Иисуса" и Алексеем Макаровым.

Заключение

2:38:30
  • Автор призывает подписываться на его платформы для доступа к бонусному контенту.
  • Канал существует за счет спонсорской поддержки, а не рекламы.
  • Автор благодарит спонсоров и подписчиков за поддержку.