Война и дети 0:16 Обсуждение войны и её влияния на детей. Федя, зная о войне, проектировал бомбоубежище и робота-спасателя. Дети воспринимали переезд как путешествие.
Встреча в Стокгольме 2:15 Концерт в Стокгольме и важность Швеции для детской литературы. Упоминание о доме Астрид Линдгрен и парке развлечений по мотивам её сказок. Различия в восприятии Карлсона в Швеции и России.
Программа «Ручная кладь» 4:43 Программа о вынужденных переселенцах и их воспоминаниях. Истории людей, которые привезли книги из Мариуполя и Харькова. Пример девушки, которая попросила написать редкие слова на русском языке для татуировки.
Кипр и Никосия 7:26 Описание границы между греческой и турецкой частями Никосии. Роль миротворческих сил ООН и повседневная жизнь вдоль границы.
Реклама Surfshark 8:20 Преимущества использования VPN-сервиса Surfshark. Функции приложения: блокировка вредоносных сайтов, защита при прерывании подключения. Предложение скидки по промокоду.
Стихотворение и личные переживания 9:49 Стихотворение, написанное летом 2014 года, о войне и рождении ребёнка. Личные переживания автора в условиях войны и экономических трудностей.
Компромиссы и свобода 11:33 Метафора «колбаса в обмен на свободу» в контексте компромиссов. Возможность делать вид, что зарабатываешь и тратишь деньги, в обмен на определённые условия.
Начало войны и детский сад 11:57 24 февраля 2022 года дети автора впервые пошли в детский сад. Автор две недели собирала справки и водила детей к врачам. Утром 24 февраля подруга сообщила о сиренах и бомбёжках.
Размышления о будущем 12:54 Бывший муж спросил автора о её планах на будущее. Автор сначала не думала об отъезде, но эмоциональные качели нарастали.
Эмоциональные качели 13:28 Автор испытывала шок, гнев и омерзение от ситуации. Вспоминала заставку из «Утиных историй» как символ быстро меняющейся жизни.
Отмена работы и разговоры с друзьями 14:18 Работа начала отменяться, люди были заняты другими делами. Друзья обсуждали неопределённость будущего.
Бомбардировки Харькова 14:51 Автор вспоминала концерт в Харькове за полгода до начала войны. Видела на хрониках разрушения города.
Влияние Астрид Линдгрен 16:47 Автор любила Астрид Линдгрен с детства. Её книги вдохновляли автора читать детям.
Биография Астрид Линдгрен 18:40 Астрид Линдгрен пережила трудности с сыном и стала детской писательницей. Её творчество — результат преодоления внутренних барьеров.
Украина как часть сердца 21:28 Автор влюбилась в человека из Киева и часто ездила туда. Киев стал для неё местом радости и дружбы.
«Денискины рассказы» 22:23 Автор любит «Денискины рассказы». Обсуждается важность книги для программы.
Денискины рассказы 23:13 Автор начинает читать «Денискины рассказы» и отмечает, что делает это позже, чем следовало бы. Подчёркивается уникальность рассказов: взрослые в них на стороне ребёнка. Обсуждается роль отца в рассказах, который поддерживает ребёнка и его маму.
Образ матери в рассказах 24:12 Мать в рассказах представлена как «выгоревшая» советская мама, которая не справляется с трудностями. Отец — тёплый, чуткий и отзывчивый родитель. Упоминается рассказ «Красный шарик в синем небе» как пример рефлексии автора через детские переживания.
Саша Носков 25:10 Саша Носков — выдающийся российский композитор, автор опер, симфоний и песен. Он известен своей работой с Кириллом Серебренниковым и участием в духовном ансамбле. Носков переехал в Германию из-за невозможности жить в России.
Позиция Носкова по отношению к Украине 26:58 Носков считает себя украинским композитором и артистом, несмотря на российский паспорт. Во время войны он давал концерты в России, обращаясь к публике на украинском языке. Его позиция вызвала вопросы у Следственного комитета и Думы.
Реакция на позицию Носкова 28:08 Носкова называют «национальным предателем» за поддержку Украины. Его сочинения исполняются анонимно или не исполняются вовсе. Носков не ропщет на ситуацию, считая, что лучшая музыка остаётся в веках независимо от личности композитора.
Стихотворение «Русь моя теперь аль-Каида» 30:40 Стихотворение написано после теракта в Виннице и выражает личные переживания автора. Оно вызывает резонанс и критику, но автор считает, что не может молчать о происходящем. Стихотворение отражает мгновенные эмоции и рефлексию автора.
Моральное право на выступление 35:10 Автор подчёркивает, что не имеет морального права продолжать выступать, если не выражает свою позицию. Выступление на сцене должно соответствовать текущим событиям и ценностям автора. Продолжение развлечений в условиях апокалипсиса считается бессмысленным.
Вина перед Украиной 35:46 Чувство боли и стыда, а не вины. Осознание, что сделано недостаточно для предотвращения ситуации. Недооценка уровня угрозы и действий террористов.
Прогнозы и реальность 36:50 Люди, которых считали паникерами, оказались правы. Пример Валерии Новодворской и Бориса Немцова. Каждый был занят своей повесткой, но последствия оказались серьёзными.
Фестиваль в Псковской области 37:47 Участие в фестивале «Довлатовфест» в 2015 году. Этический конфликт из-за обвинений в адрес губернатора Турчака. Отказ многих участников, кроме Миши Чевеги.
Последствия участия 39:43 Выступление Миши Чевеги и его успех. Знакомство с театральным режиссёром Павлом Каплевичем. Важность фестиваля для развития карьеры Чевеги.
Реакция на политические преступления 40:44 Призыв к расследованию политических преступлений. Влияние фестиваля на информированность зрителей.
Критика Турчака и личные последствия 42:08 Критика Турчака за его действия в отношении Украины. Личные проблемы из-за участия в фестивале. Проблемы со здоровьем и кормление ребёнка.
Сотрудничество с властью 43:30 Вопрос о сотрудничестве интеллигенции с властью. Положительные аспекты фестивалей: встречи художников, коллаборации. Пример Игель, получившей признание на фестивале.
Заключение 45:27 Сожаление о невозможности подобных событий в современной России. Присвоение заслуг организаторами фестивалей. Ответственность организаторов за свои действия.
Коллективная вина и ответственность 45:53 Обсуждение коллективной вины и ответственности в контексте текущих событий. Вопрос о том, как осознание вины может привести к состраданию и перестройке отношений в обществе. Надежда на национальное раскаяние как шанс на улучшение отношений между людьми.
Пример Северной Кореи 47:33 Рассказ о фильме Виталия Манского «В лучах солнца», снятом в Северной Корее. Описание жёсткого контроля над съёмками и влияния на восприятие реальности. Упоминание о беженцах из Северной Кореи в Южную и их шоке от контраста между двумя странами.
Психологические последствия для беженцев 49:17 Высокий уровень самоубийств среди беженцев из Северной Кореи в Южной. Трудности в преодолении травмы от осознания лжи, в которой воспитывались. Сравнение с ситуацией в России, где доступ к информации позволяет сравнивать реальность.
Размышления о Боге и свободе воли 51:04 Обсуждение отношений с Богом и жёсткости Его действий. Идея о том, что зло теперь совершается людьми, а не Богом. Важность осознания своей ответственности за происходящее.
Концерты и корпоративы 53:34 Уменьшение количества концертов из-за войны. Примеры корпоративных концертов в Дубае и других местах. Подчёркивание уникальности каждого концерта.
Финансовые трудности до войны 55:30 Отсутствие собственного жилья и необходимость аренды. Планы на покупку квартиры и их разрушение из-за блокировки карт. Трудности с финансами во время пребывания в Индии.
Разрушение любимого места 57:28 Разрушение парка Покровское-Стрешнево тяжёлой техникой. Эмоциональная связь с этим местом и его значение для автора. Ощущение потери самого дорогого места в Москве.
Символизм московских топонимов 58:34 Обсуждение символизма московских топонимов, таких как метро «Войковская». Критика увековечивания имён палачей в названиях улиц. Упоминание о репрессиях и отсутствии изменений в топонимах.
Влияние топонимов на современность 59:34 Топонимы создают «энергетические поля» и инерцию. Пример Украины, где начали со сноса советских памятников. Необходимость признания прошлого для движения вперёд.
Репрессии в Украине 1:00:28 Упоминание репрессированной театральной интеллигенции и поэта Стуса. Роль Медведчука в защите Стуса. Масштаб репрессий против культурных и научных деятелей в Украине.
Значение языка и памяти 1:01:27 Важность сохранения языка и поэзии предков. Память как основа идентичности и направления развития. Информационная война против памяти как более жестокая, чем реальная война.
Национальная идентичность Украины 1:02:28 Богатая история, словесность, музыкальность и традиции Украины. Язык, кухня, музыка как составляющие национальной идентичности. Опасность потери национальной идентичности через уничтожение культурных традиций.
Критика Путина 1:03:28 Путин описывается как манипулятор и жестокий человек. Упоминается, что его брат погиб в блокаду Ленинграда.
Переезд на Кипр 1:04:03 Концерт на Кипре переносили из-за пандемии и войны. После концерта предложили помощь с документами. Автор впервые на Кипре и решает остаться.
Жизнь на Кипре 1:05:02 Автор остаётся на Кипре и привозит детей. На острове открывается новая школа. Школа вальдорфская, высечена в скале.
Помощь с документами 1:05:59 Люди, помогающие с документами, занимаются бизнесом. Процесс оформления документов занимает полгода.
Жизнь вдали от родины 1:06:58 Автор чувствует облегчение от переезда. Сравнивает ситуацию с выходом из абьюзивных отношений. Отмечает, что в России теперь другие правила и законы.
Вальдорфская школа 1:10:46 Вальдорфская школа предлагает разнообразное образование. Дети занимаются музыкой, греческим языком, танцами, джиу-джитсу и шахматами.
Поминки друга 1:12:47 Поминки друга проходили в Zoom. В Москве было мало людей, большинство друзей живут в других странах. Зум-поминки собрали много людей со всего мира.
Дружба с Эдуардом Бояковым 1:14:07 Автор много лет дружила с Эдуардом Бояковым, они были близки семьями. Упоминается фотография времён болотных протестов, где Бойков был с белой ленточкой.
Творческая деятельность Боякова 1:15:01 Бойков ставил спектакли, выступавшие против режима, и любил творчество Сорокина. Организовывал фестиваль «Текстура» в Перми, где автор познакомилась с многими талантливыми людьми.
Изменение взглядов Боякова 1:16:15 После конфликта с ФСБ Бойков уехал и попал в Оптину пустынь. Вернувшись, он изменил свою риторику, начал говорить о божественности государя и приветствовать Крым.
Влияние Оптиной пустыни 1:19:10 Обсуждается возможное влияние Оптиной пустыни на взгляды Боякова. Подчёркивается, что монастырь предлагает аскезы и «боевое православие».
Православие и лояльность 1:20:06 Автор считает, что подлинное православие не связано с лояльностью государству. Критикуется современное православие как жестокое и бескомпромиссное государственное крыло. Упоминаются примеры реального христианства в Грузии, Армении и Греции.
Христианство и служение 1:21:22 Христианство связано с Богом, его заветами и Библией. Балканские священники служат людям, несмотря на материальные блага. В Грузии патриарх становится крёстным отцом каждому третьему ребёнку в семье.
Церковь и теневая экономика 1:22:16 Церковь покрывает чёрную торговлю и преступления. Церковные активы не проверяются. Церковь имеет значительные финансовые ресурсы.
Критика Захара Прилепина 1:23:06 Автор критикует Захара Прилепина за его заявления о войне и Киеве. Прилепин быстро потерял интерес к войне. Юра Клавдиев поддерживает Прилепина, несмотря на его действия.
Реакция на Прилепина 1:25:05 Автор шутит о Прилепине, получающем Нобелевскую премию. Некоторые сообщества продолжают критиковать Прилепина.
Зависть и конкуренция 1:26:59 Захар Прилепин завистлив и стремится убрать конкурентов. Его комитет по выявлению антироссийской деятельности основан на зависти.
Пример Сельмы Лагерлёф 1:27:56 Сельма Лагерлёф пожертвовала Нобелевскую премию на поддержку финской армии. Она помогала евреям бежать от нацистов. Лагерлёф отказалась стать иконой нордической литературы.
Поддержка Украины 1:29:54 Украинские звёзды собирают средства для Украины. Автор поддерживает подругу, собирающую средства на тактическую медицину и обмундирование для ВСУ.
Моральная дилемма и поддержка армии 1:30:14 Автор считает, что армия воюет за него и его семью. Выражает сочувствие солдатам, которых отправляют на фронт без подготовки. Подчёркивает, что военное поражение — единственный способ изменить ситуацию.
Сравнение с кораблём 1:31:56 Обсуждается история корабля, который потерпел крушение и стал достопримечательностью. Проводится параллель с будущим эмигрантов.
Критика эмигрантов 1:32:56 Артемий Лебедев критикует эмигрантов, утверждая, что они не добились успеха. Автор считает критику циничной и направленной на сомневающихся.
Примеры успеха эмигрантов 1:33:47 Упоминаются примеры успешных эмигрантов: Набоков, Бунин, Сикорский, Бродский. Отмечаются достижения эмигрантов в литературе и искусстве.
Успехи эмигрантов в Черногории 1:34:44 Люди, уехавшие в марте, к ноябрю открыли новые школы и бизнесы в Черногории. Приведены примеры успешных проектов: школы, книжные магазины, фитнес-центры.
Разочарование в Артемии Лебедеве 1:36:13 Автор разочарован в Артемии Лебедеве, который ранее вызывал восхищение своей дерзостью. Обсуждаются фотографии похорон младенцев, убитых в результате обстрелов.
Последствия войны в Донецке 1:38:57 Донецк был процветающим городом до вторжения. Война привела к разрушению города и гибели людей. Подчёркивается, что обстрелы и уличные перестрелки не сопоставимы с масштабами текущих событий.
Язык поэта 1:40:13 У каждого поэта свой уникальный язык, который отличается от лингвистического понятия языка. Примеры разных языков: русский язык Мандельштама, Цветаевой, Демьяна Кудрявцева, Веры Полосковой и Антиоха Кантимира. Художественный язык включает работу со временем и пульсом, что не всегда учитывается в лингвистике.
Работа со временем 1:41:11 Содержание работы поэта — это работа со временем и пульсом, а не просто описание лирического героя. Каждый поэт имеет свой уникальный «ключик» к этому процессу, который невозможно имитировать. Пример Мандельштама, у которого «бьёт» через него поэзия.
Процесс написания стихов 1:42:10 Стихи сравниваются с сахарной ватой, которая собирается из отдельных элементов. Процесс написания может быть долгим и включать фрагменты из старых блокнотов. Стихи могут начинаться с случайных фраз или подслушанных разговоров.
Структура стихов 1:44:02 Стихи могут содержать диссонансные рифмы и тройную рифмовку. Форма и содержание стихотворения взаимосвязаны, форма диктует содержание. Ритм и внутренняя симметрия важнее содержания.
Смысл стихов 1:45:53 Стихи часто возникают из случайных рифм и историй, а не из глубоких прозреваний. Важно не только содержание, но и форма, музыка стихотворения. Смысловое поле возникает из взаимодействия слов и ритмов.
Музыкальная традиция 1:46:22 Автор рассказывает о своём увлечении допетровской русской музыкой и церковной музыкой. Подчёркивает уникальность допетровской музыкальной традиции, напоминающей грузинское многоголосие. Упоминает о своём участии в ансамбле древнерусской духовной музыки «Сирин».
Восприятие русской культуры 1:47:20 Сравнивает восприятие русской культуры в России и за рубежом, отмечая, что в России интерес к настоящей русской культуре ограничен. Выражает удовлетворение тем, что его творчество не нравится «охранителям» и «скрипостроителям».
Ревность к чужим текстам 1:48:20 Признаётся в ревности к чужим текстам, особенно к афоризмам. Описывает процесс написания стихов как наркотический и сравнивает его с проявлением невидимых чернил на бумаге.
Влияние Полины Барковой 1:49:49 Делится восхищением Полиной Барковой, поэтом и исследователем блокады Ленинграда. Рассказывает о её книгах «Живые картины» и «Седьмая щелочь», посвящённых неподцензурной поэзии блокадного Ленинграда.
Блокада и современные реалии 1:52:02 Обсуждает блокаду Ленинграда как пример замолчанной истории, спровоцированной властью. Проводит параллели между блокадой и современными событиями, такими как блэкаут. Выражает опасения по поводу возможных последствий разрушения энергосистемы страны.
Дружба с Оксимироном 1:54:19 Рассказывает о знакомстве с Оксимироном через комментарии в интернете. Описывает встречу с ним как кармический близнец и подчёркивает ценность их дружбы.
Эмоциональные переживания 1:56:44 Делится эмоционально худшим моментом — осенью 2019 года, когда узнала о беременности третьим ребёнком и о том, что останется одна. Перечисляет эмоционально лучшие моменты: гастроли, концерты, встречи с друзьями и поклонниками.
Развод и беременность 1:59:09 После развода героиня узнаёт, что беременна на шестой неделе. Она сталкивается с выбором между абортом и суицидом. Аборт кажется ей противоречием её жизненным принципам.
Внутренние конфликты 2:00:01 Героиня находится в глубокой депрессии и обиде. Уговоры окружающих сделать аборт усиливают её чувство вины. Она решает оставить ребёнка, чтобы не противоречить своим убеждениям.
Доверие к судьбе 2:00:58 Героиня верит, что механизмы жизни мудрее нас. Она считает, что не может убить ребёнка, имея двух детей. Отказ от аборта приносит ей большую подругу.
Отношения после развода 2:02:50 После развода героиня вступает в бесперспективные отношения. Она узнаёт о беременности после разрыва. Отец ребёнка реагирует беспомощно и не проявляет эмоций.
Конфликт с родителями партнёра 2:05:46 Родители партнёра пытаются отсудить ребёнка. Они не помогают героине в уходе за ребёнком. Их требования и ультиматумы вызывают у неё раздражение.
Размышления о будущем 2:07:37 Героиня размышляет о крахе страны и будущем своих родителей. Её мать, ветеран труда, не представляет себя вне России. Понимание, что страна погружается в мрак, вызывает у неё боль.
Проблемы с переездом 2:09:36 Героиня не может перевести мать на остров из-за медицинских проблем. Мать скучает по детям больше, чем по героине. Переезд матери в другую страну кажется безнравственным.
Отключение комментариев в Instagram 2:10:37 Автор объясняет, что отключает комментарии, чтобы избежать бессмысленных и негативных реакций. Некоторые тексты не требуют комментариев, но автор не хочет тратить силы на удаление негативных комментариев. Упоминается случай с Юрием, который отчитал автора за вмешательство в комментарии.
Реакция на критику 2:11:34 Обсуждается вопрос о том, не слишком ли близко автор воспринимает критику. Автор признаёт, что раньше реагировала на критику, но сейчас не ввязывается в конфликты. Подчёркивается, что реакция зависит от внутреннего состояния автора.
Серийный хейтер 2:13:32 Рассказывается о Дмитрии Быкове, который критикует автора уже 12 лет. Быков сравнивает автора с Ваенгой от литературы. Описывается реакция Быкова на вопросы о Вере Полосковой.
Традиция критики в литературе 2:14:35 Обсуждается традиция втаптывания человека в грязь перед принятием в литературный мир. Сравнивается с самурайской практикой оплевывания друг друга среди поэтов. Подчёркивается, что каждый голос важен, а не только голос победителя.
Личный опыт критики 2:15:35 Делится опытом критики своей первой книги в 20 лет. Описывается рецензия, где её сравнивают с заводной куклой. Размышления о влиянии критики на самооценку и восприятие себя.
Влияние критики на жизнь 2:18:48 Рассказывает о влиянии критики на характер и жизнь. Упоминает разговор с терапевтом о травле в литературе. Делится опытом переживания критики во время беременности.
Самоанализ тщеславия 2:20:26 Оценивает своё тщеславие на 7 из 10. Признаёт, что сейчас легче переносит тщеславие, чем десять лет назад.
Реакция на критику 2:20:59 Критика и хейт вызывают сильную реакцию из-за детских травм, связанных с отсутствием отца. Человек чувствует, что с ним что-то не так, и это вызывает страх и панику. Даже нейтральные формулировки критики могут ранить.
Восприятие критики 2:21:59 Люди, которые критикуют, кажутся более компетентными, чем те, кто поддерживает. Страх разоблачения и ощущение, что хейтеры знают больше, усиливают реакцию на критику. Это восприятие основано на психической реальности, а не на рациональных основаниях.
Детские переживания 2:23:50 В детстве не было чёткого ощущения, что с человеком что-то не так из-за отсутствия отца. Вопросы о причинах отсутствия отца задавались матери, но она не могла дать однозначного ответа. Ситуация с отсутствием отца была типичной для России того времени.
Смерть отца и посещение могилы 2:25:07 Отец умер, когда рассказчице было шесть лет, и она была в шоке от этой новости. Мама рассказала о смерти отца через несколько лет. Рассказчица посетила могилу отца с мужем, что стало важным событием в её жизни.
Семейные репрессии 2:26:06 Отец рассказчицы был из семьи Комиссаржевских, репрессированной в советское время. Бабушка и её родители были сосланы, а отец расстрелян, но об этом не сообщалось. Бабушка носила передачи отцу в тюрьму в течение десяти лет.
Различия в восприятии мира 2:26:58 Один из участников считает, что мир прост и легко решаем. Другой участник видит мир сложным и многогранным, с множеством оттенков. Различия в восприятии мира отражают разные подходы к жизни и творчеству.
Творческий подход 2:27:56 Умение видеть множество оттенков помогает в творчестве. Трудности в определении чувств и эмоций становятся источником вдохновения. Творческий процесс включает поиск сравнений и эпитетов для описания сложных чувств.
Воспоминания о журфаке МГУ 2:28:52 Обсуждение поступления на журфак МГУ в 2001 году. Упоминание о том, что одна из участниц поступила в 15 лет. Воспоминания о лекциях и популярности среди однокурсников.
Шокирующие изменения в жизни 2:29:51 Размышления о том, как изменилась жизнь за 20 лет. Шок от работы писателем и наличия троих детей. Сравнение текущей жизни с кошмаром.
Творчество однокурсника 2:30:54 Критика стихов однокурсника, поддерживающего определённые идеи. Утверждение, что талантливого зла не бывает.
Влияние работы на власть 2:32:45 Пример Никиты Михалкова и Захара при работе на власть. Потеря творческой самостоятельности при работе на определённые структуры.
Идея о зле и добре 2:34:15 Аналогия между злом и добром на примере Гриндевальда и Дамблдора. Идея о том, что зло возникает из-за отвержения добром.
Обида как национальная идея 2:35:19 Обсуждение обиды как национальной идеи в России. Сравнение с нарциссическим совращением и тоталитарными сектами.
Ответственность Путина 2:37:02 Размышления о будущем Путина и его ответственности. Вопрос о том, что произошло с Путиным.
Ценность присутствия 2:41:05 Подчёркивание ценности присутствия и общения. Благодарность за возможность встретиться и обнять близких.
Размышления о возвращении в Россию 2:41:39 Автор сомневается в своём возвращении в Россию. Видит в видео с батальоном людей, требующих крови, угрозу для себя. Подчёркивает важность помощи Украине.
Помощь Украине 2:42:39 Пересылает деньги и музыку украинским музыкантам. Продолжает сотрудничество с украинскими музыкантами за пределами Украины. Считает важным поддерживать близких в трудные времена.
Благодарность и жизнь 2:43:39 Отмечает множество поводов для благодарности в своей жизни. Старается находить положительные моменты даже в сложных ситуациях. Восхищается вниманием людей из Украины, которые находят время спрашивать о его жизни.
Отношение к России 2:44:50 Не планирует возвращаться в Россию из-за текущих событий. Выражает надежду на восстановление Украины, но сомневается в будущем России. Считает, что Россия может столкнуться с серьёзными последствиями.
Ситуация в России 2:47:12 Обсуждает неопределённость будущего России. Отмечает, что многие знакомые автора остались в России, но выбрали свою позицию. Выражает сомнение в возможности прекращения мобилизации.
Смысл жизни 2:50:16 Задаётся вопросом о смысле жизни. Считает, что смысл жизни заключается в уникальных ощущениях и опыте, доступных только человеку. Приводит примеры таких ощущений: рождение ребёнка, влюблённость, создание текста. Утверждает, что все остальные смыслы — это «агрессивный маркетинг».