Неудобная правда о гибели «Курска» / Редакция

YOUTUBE · 18.11.2025 19:04

Ключевые темы и таймкоды

Взрыв на «Курске»

0:01
  • Причины взрыва не установлены, виновных нет.
  • Экипаж «Курска» никогда не сталкивался с этой торпедой до лета 2000 года.
  • Подписи членов комиссии были поддельными, информация о состоянии экипажа противоречивая.

Введение

0:43
  • Приветствие из Видяево, упоминание о катастрофе «Курска».
  • Объяснение, что выпуск не будет посвящён героизму, а будет анализировать причины катастрофы.

Конкурс от «Авиасейлс»

1:26
  • Анонс конкурса с «Авиасейлс» на лучшую причину для путешествия.
  • Объявление победителя и приглашение на съёмку с вертолётом.

Полёт на вертолёте

2:22
  • Знакомство с победителем конкурса Максимом.
  • Первый полёт на вертолёте, впечатления Максима.

Гибель «Курска»

4:45
  • Обсуждение малоизвестных фактов о катастрофе.
  • Вопросы о причинах взрыва учебной торпеды и шансах на спасение экипажа.
  • Упоминание о множестве теорий и закрытом уголовном деле.

Фильм «Курск»

5:50
  • Влияние фильма Томаса Винтерберга на интерес к катастрофе.
  • Сравнение фильма с сериалом HBO «Чернобыль».
  • Использование книги Роберта Мура как основы для фильма.

Валерий Рязанцев

6:49
  • Валерий Рязанцев как эксперт в следственной группе.
  • Его особое мнение, которое стоило ему карьеры.
  • Профессиональные качества Рязанцева и его критика боеготовности флота.

Официальная позиция

8:40
  • Официальная позиция следствия: виновных нет, произошла роковая случайность.
  • Критика Рязанцевым оценки боеготовности экипажей.
  • Утверждение о неготовности экипажей и флота.

Военный гарнизон Видяево

10:04
  • Описание состояния военного гарнизона Видяево в 2000 году и сейчас.
  • Проблемы с ремонтом и оплатой жалованья.
  • Сравнение с советской жизнью и капитализмом.
  • Упоминание уникальных съёмок из архива погибшего капитана второго ранга Василия Исаенко.

Финансовые трудности подводников

10:56
  • Обсуждение нехватки денег у подводников.
  • Размышления о восприятии жизни в гарнизоне.
  • Влияние семьи и окружения на восприятие реальности.

Атмосфера в гарнизоне

12:12
  • Воспоминания о дружной атмосфере в гарнизоне.
  • Пример из детства: встреча с подругой матери.
  • Репортаж Сергея Доренко как отражение действительности.

Репортаж Сергея Доренко

13:16
  • Доренко снимает репортаж о катастрофе «Курска».
  • Программа закрывается после критики Путина.
  • Медийная кампания Бориса Березовского против Путина.

Условия службы подводников

14:59
  • Проблемы с топливом, ремонтами и обеспечением.
  • Увольнения офицеров из-за отсутствия зарплат и жилья.
  • Героизм подводников в сложных условиях.

Боеготовность флота

15:56
  • Связь между финансовыми трудностями и боеготовностью флота.
  • Проблемы с торпедной подготовкой на Северном флоте.
  • Недостаточная подготовка экипажа «Курска».

Поход «Курска» в Средиземное море

17:15
  • Восприятие похода как большой победы.
  • Представление командира Лячина к званию Героя России.
  • Указ о награждении Лячина вышел после катастрофы.

Технические аспекты «Курска»

20:58
  • Описание проекта 949А и его вооружения.
  • Особенности торпеды «Кит» и её взрывоопасность.
  • Первый опыт экипажа с торпедой «Кит».

Подготовка к роковым учениям

22:57
  • Загрузка торпед на борт «Курска» перед учениями.
  • Проблемы с подключением торпеды к системе дегазации.
  • Роль прикомандированных торпедистов из других лодок.

Состав экипажа «Курска»

24:43
  • Смена части экипажа «Курска».
  • Прикомандированные торпедисты не были штатными.

Начало учений и первые признаки катастрофы

24:55
  • 10 августа «Курск» уходит в последнее плавание под руководством командующего Северным флотом Вячеслава Попова.
  • Учения включают обнаружение и атаку условного противника в Баренцевом море.
  • 12 августа отряд кораблей приближается к району предполагаемой атаки.

Обнаружение подводного взрыва

25:44
  • Акустики крейсера «Пётр Великий» фиксируют акустическое событие, похожее на подводный взрыв.
  • Адмирал Попов и другие командиры не придают этому сообщению значения.
  • Учебная торпедная атака не происходит, связь с «Курском» теряется.

Попытки спасения и объявление аварии

26:39
  • По документам водолазы должны были всплыть и донести результаты стрельбы в течение часа.
  • После отсутствия всплытия в 14:40 руководители торпедных стрельб не объявили лодку аварийной.
  • В 17:30 поднимают авиацию для поиска, но ничего не находят.
  • В 23:30 объявляют лодку аварийной и начинают её поиск.

Реакция командования и общественное мнение

28:45
  • Командующий Попов улетает с «Петра Великого» днём 12 августа, несмотря на подозрения о проблемах с лодкой.
  • На пресс-конференции Попов утверждает, что учения прошли штатно.
  • Общественность узнаёт о катастрофе только 14 августа.

Официальная версия взрыва

31:02
  • Официальное следствие считает, что взрыв произошёл из-за протечки окислителя через некачественные сварные швы.
  • Перекись водорода смешивается со смазкой и лакокрасочным покрытием торпеды, вызывая пожар и взрыв.
  • Пожар длится 2 минуты 18 секунд, детонируя остальные торпеды в первом отсеке.

Критика официальной версии

32:50
  • Торпеда была загружена 3 августа и не имела протечек до 12 августа.
  • Версия Рязанцева: протечки не могли привести ко взрыву, так как торпедный аппарат был заполнен водой.
  • За 138 секунд между первым и вторым взрывом отсек должен был быть полностью затоплен, что исключает возможность пожара.

Версия Рязанцева о причинах взрыва

33:50
  • Подводники «Курска» допустили ошибку из-за отсутствия опыта работы с торпедой.
  • При восстановлении давления в баллоне торпеды грязный воздух из трубопровода лодки попал в торпеду, вызвав химическую реакцию.
  • Рязанцев утверждает, что воздух в трубопроводе не был очищен должным образом.

Поддельные документы и их последствия

34:34
  • Обнаружены поддельные документы о проведении работ по обезжириванию механизмов на лодке.
  • Следователи подтвердили подделку подписей членов комиссии.
  • Отсутствие обезжиривания трубопроводов может привести к воспламенению перекиси водорода.

Роль куркового клапана

35:34
  • Курковый воздушный клапан должен автоматически срабатывать при выходе торпеды из аппарата.
  • Если клапан будет приоткрыт, грязный воздух может попасть в баллон с окислителем, вызвав взрыв.
  • Рязанцев считает, что подводники «Курска» не знали о требовании проверять состояние клапана перед загрузкой торпеды.

Последствия взрыва и роль конструкторских дефектов

37:29
  • Взрыв торпеды мог бы не привести к гибели лодки, если бы первый отсек не был разгерметизирован.
  • Разгерметизация первого отсека привела к потере управления лодкой.
  • Конструкторский недостаток сделал лодку неуправляемой, что привело к её гибели.

Версия о внешнем воздействии

40:13
  • Существует версия о столкновении с американской лодкой или торпедой, которая уничтожила «Курск».
  • Эта версия поддерживается многими моряками и родственниками погибших.

Жизнь подводников в девятом отсеке

41:13
  • Подводники жили минимум двое с половиной суток в девятом отсеке.
  • Эксперты считают, что стуки были результатом ударов металла по металлу.

Записки подводников

44:28
  • Найдены три записки, в которых подводники сообщают о плохом самочувствии и невозможности выдержать компрессию при выходе на поверхность.
  • В записке Колесникова говорится о попытках выхода.

Спасательные костюмы и методы выхода

45:20
  • Подводники начали надевать спасательные гидрокостюмы, но не воспользовались ими из-за риска кессонной болезни при повышенном давлении.
  • Метод выхода по буйрепу требовал сложных физических операций, которые обессиленные люди вряд ли могли выполнить.

Следственный эксперимент на подводной лодке

46:44
  • Следователи военной прокуратуры провели эксперимент на подводной лодке, аналогичной «Курску».
  • Создали условия, похожие на те, что были в девятом отсеке «Курска»: темнота и повышенное давление.
  • Подводники не смогли приготовить спасательные средства в стрессовой ситуации.

Спасательная операция «Курска»

48:37
  • Флот не был готов к спасательной операции, боевая тревога объявлена только через 12 часов после трагедии.
  • Точное местонахождение «Курска» обнаружено только на следующий день.
  • Попытки состыковать спасательные аппараты с аварийным люком девятого отсека были неудачными из-за изношенной уплотнительной резины.

Роль норвежских водолазов

49:35
  • Российские водолазы обратились за помощью к норвежским специалистам.
  • Норвежские водолазы определили, что девятый отсек затоплен, и все члены экипажа погибли.
  • Пол Динесон, один из норвежских водолазов, поделился своими впечатлениями от погружения.

Впечатления норвежских водолазов

50:34
  • Динесон описал свои эмоции от погружения: темнота, огромная подлодка, надежда на спасение.
  • Он выразил сожаление, что не удалось спасти экипаж.

Взаимодействие с российскими водолазами

51:16
  • Норвежские водолазы работали вместе с российскими коллегами под командованием Андрея Звягинцева.
  • Звягинцев получил звание Героя России за участие в операции.

Причины гибели экипажа

53:16
  • Взрыв генеративного патрона для производства кислорода в девятом отсеке, вероятно, стал причиной гибели экипажа.
  • После взрыва кислород в отсеке сгорел, и выжить было невозможно.

Реакция родственников подводников

54:41
  • Родственников подводников привезли из Москвы и разместили на госпитальном судне «Свирь».
  • В работе с ними участвовал московский благотворительный фонд.
  • Жёны моряков не могли принять смерть своих мужей.

Встреча с Путиным

58:23
  • Путин встретился с родственниками погибших 22 августа.
  • Журналисты были отсечены, встреча прошла в закрытом режиме.
  • После встречи женщины, которые не могли заснуть, мгновенно заснули.

Компенсации и реакция общества

59:40
  • Обсуждение компенсаций после катастрофы на «Курске».
  • Одна из женщин потребовала зарплату мужа за десять лет, и Путин согласился.
  • Суммы компенсаций были значительными, что смутило людей.

Восприятие действий власти

1:00:34
  • Вопрос о том, не воспринимается ли власть как «откупающаяся».
  • Обсуждение недофинансирования флота и поддержки его на собственные средства.
  • Эмоциональная реакция людей после волны сочувствия.

Роль Путина в ситуации

1:02:45
  • Сомнения в том, что Путин был в курсе событий до своего приезда.
  • Объяснение Путина о нежелании вмешиваться в работу адмиралов.
  • Размышления о возможных решениях, которые мог бы принять Путин.

Обвинения и оправдания

1:04:36
  • Опровержение обвинений в адрес Путина в бездействии во время катастрофы.
  • Подчёркивание важности ответственности первого лица за другие аспекты.

Интервью с Ларри Кингом

1:05:13
  • Обсуждение фразы Путина о «Курске» в интервью.
  • Реакция на вопрос о причинах катастрофы.

Результаты расследования

1:06:49
  • Заключение прокурора о закрытии дела без установления виновных.
  • Упоминание о нарушениях, не являющихся причиной катастрофы.
  • Примеры замены неподготовленных людей на учениях.

Последствия для флотских чиновников

1:08:35
  • Отстранение флотских чиновников, но отсутствие суда.
  • Карьера бывшего командующего Северным флотом Попова после катастрофы.

Политическая окраска дела

1:10:05
  • Политическая окраска расследования катастрофы.
  • Отсутствие выводов о конструктивных недостатках подлодки.

Память о подводниках

1:10:43
  • Стенд в музее, посвящённый памяти подводников.
  • Упоминание инцидентов советских времён.
  • Опасения по поводу возможных будущих катастроф.

Версии катастрофы

1:11:40
  • Обсуждение различных версий катастрофы, включая столкновение с иностранной подлодкой.
  • Вера военных в официальную версию.

Подвиг подводников

1:12:34
  • Подчёркивание героизма подводников, несмотря на трудности.
  • Надежда на то, что в следующий раз «пронесёт».