Введение 0:04 Авторы фильма много лет собирали материалы о катастрофе советского парохода «Адмирал Нахимов». Трагедия произошла в государстве, которого больше нет, но свидетели тех событий ещё живы.
Описание парохода 1:20 «Адмирал Нахимов» — белоснежный восьмипалубный пассажирский лайнер, рассчитанный на 1050 пассажиров. Для советского человека попасть на круиз на этом пароходе было большим праздником.
История строительства и эксплуатации 2:11 Лайнер был построен на верфях германской фирмы «Бремер Вулкан». До Второй мировой войны «Берлин» перевозил пассажиров из Европы в Америку. Во время войны судно служило плавучим госпиталем, а в 1945 году затонуло из-за мины.
Переименование и новая жизнь 4:40 В 1957 году «Адмирал Нахимов» вышел в первый рейс под советским флагом. Капитан Николай Соболев заботился о корабле и экипаже, создавая комфортные условия для пассажиров.
Последний рейс 5:49 В 1986 году «Адмирал Нахимов» отправился в свой последний круиз. На борту было 1246 человек, но фактически людей было больше.
Катастрофа 7:39 Пароход был таранен сухогрузом «Пётр Васев» и затонул через 7–8 минут. Погибло 423 человека.
Реакция и цензура 8:33 Советская цензура заменила слово «катастрофа» на «авария». Город погрузился в атмосферу траура.
Спасательные работы 10:35 Пограничники спасли 240 человек, но спасательная служба в порту была неэффективной. Иностранным журналистам въезд в Новороссийск был закрыт.
Цензура и контроль 14:27 Журналистам запрещали снимать на месте катастрофы. КГБ изъяло все фотоплёнки и приборы записи.
Свидетельства участников 16:10 Николай Резенков рассказал о цензуре и секретности спасательных работ. Приборы и ленты записи были удалены, чтобы скрыть правду.
Задача спецслужб 17:56 Спецслужбы поручили проникнуть в каюту генерала КГБ Крикунова, подозревая наличие важных документов. Необходимо было найти каюту номер девять и спасти всех, кто в ней находится.
Гибель генерала Крикунова 18:27 Генерал КГБ Алексей Крикунов погиб вместе с семьёй на «Адмирале Нахимове». По утверждению бывших сотрудников КГБ, Крикунов располагал документами о коррупции в партийном руководстве Украины и Москвы. После гибели генерала из его сейфа исчезли важные документы.
Загадки гибели семьи Крикуновых 19:20 Неясно, почему семья Крикуновых не смогла спастись, несмотря на близость каюты к борту. Уголовное дело по расследованию гибели «Адмирала Нахимова» не содержит упоминаний о семье Крикуновых.
Предчувствия и трагедии 20:25 Пассажиры вспоминали смутные предчувствия беды перед катастрофой. Семь пар новобрачных погибли в круизе.
Исчезновение Риты Денисовой 22:36 Дочь Татьяны Денисовой, Рита, пропала без вести во время катастрофы. Перед исчезновением Рита поздравила мать с днём рождения и оставила странную фразу.
Сны и предчувствия 23:31 Некоторые пассажиры видели сны о катастрофе перед трагедией. Юрий погиб, пытаясь спасти жену, оставив Светлану с маленькой дочерью.
Спасательные работы 25:35 Партийное руководство обещало достать тела погибших, но не имело необходимой техники и возможностей. Гражданские водолазы работали в устаревшем снаряжении, которое было неудобно в мёртвых отсеках.
Трудности работы водолазов 26:48 Водолазам приходилось передвигаться ползком в захламлённых коридорах судна. Видимость внутри судна не превышала одного метра.
Гибель военных водолазов 29:29 Мичман Юрий Полищук погиб при подъёме на поверхность. Мичман Сергей Шардаков получил отравление и умер, ожидая помощи.
Итоги спасательных работ 33:25 За 19 дней было поднято 279 утонувших. После гибели двух военных водолазов работы были прекращены из-за опасений новых жертв. 65 человек остаются в дальних отсеках «Адмирала Нахимова».
Памятники и капсулы 34:22 В городах бывшего СССР на кладбищах стоят памятники погибшим на пароходе «Адмирал Нахимов». Родственникам тех, кого не подняли с затонувшего парохода, вручили капсулы с морским песком. В гробы положили одежду и атрибуты, создавая иллюзию присутствия погибшего человека.
Надежда на чудо 35:00 Мать не знала, что её дочь Галя не найдена, до десятой годовщины смерти. Узнав правду, она испытала облегчение и снова поверила в возможность счастливой жизни для Гали.
Память о пропавшем сыне 35:44 Мать моториста Сергея, пропавшего без вести, продолжает ждать его возвращения. Наталья, невеста Сергея, каждый год приносит цветы на символическую могилу.
Трагедия Оксаны 37:11 Оксана, дочь Зиновия Лютого, была одной из пассажиров, которых не подняли с затонувшего парохода. Она закончила школу с золотой медалью и поступила на юридический факультет Львовского университета. Отец Оксаны надеется, что она вернётся домой.
Надежда на спасение 39:27 Родственники продолжают надеяться на спасение своих близких, основываясь на сообщении зарубежного радио. Ясновидящие утверждают, что некоторые пассажиры живы, но находятся в тяжёлом состоянии.
Жизнь после катастрофы 42:14 Саша Долинский потерял родителей в катастрофе и остался на попечении дедушек и бабушек. После смерти опекунов он лишился квартиры и жил на улице, но нашёл радость в своём коте.
Влияние катастрофы на жизнь 43:51 Гибель родителей привела к шоку и попытке заглушить боль наркотиками. Максим, внук, потерявший родителей, стал смыслом жизни для бабушки.
Спасение и совесть 47:24 Сын Улевтины Сербиной, Слава, спас нескольких людей, отдав свой спасательный жилет не умевшему плавать мужчине. Совесть мучает его до сих пор, и он до сих пор боится моря.
Память о «Адмирале Нахимове» 48:41 Прошло более двадцати лет с момента последнего рейса «Адмирала Нахимова». В Одессе продолжается жизнь, но память о катастрофе остаётся.
Выставка и память 52:17 Фонд «Нахимовец» подготовил выставку, рассказывающую о катастрофе. Выставка отправится в Новороссийск, где
Катастрофа «Адмирала Нахимова» 55:34 Судно утонуло за семь минут, вызвав хаос и панику. Погибли 423 человека, точное количество пострадавших неизвестно. Катастрофа была предопределена из-за устаревания судна.
Технические проблемы «Адмирала Нахимова» 56:40 Судно не соответствовало новым правилам безопасности пассажирских судов. Согласно новым правилам, пассажирские суда должны иметь двухотсечный стандарт. «Адмирал Нахимов» был одноотсечным судном, что делало его уязвимым при разгерметизации.
Условия работы на «Адмирале Нахимове» 57:32 Судно использовалось для внутренних каботажных рейсов, что снизило престиж службы моряков. Моряков отправляли на «Адмирал Нахимов» за различные нарушения, включая чтение запрещённых книг. Виктор Глушаков был отправлен на «Адмирал Нахимов» на десять лет за отправку письма за границу.
Последствия для экипажа 59:54 У экипажа отобрали валюту и возможность загранплавания. Зинаида Марчук, бельевая хозяйка, чудом спаслась и сохранила рубашку как талисман.
Последний капитан «Адмирала Нахимова» 1:02:25 Вадим Марков был отправлен на «Адмирал Нахимов» за валютные нарушения. За 12 минут до столкновения Марков сдал вахту и ушёл в каюту. Суд приговорил Маркова к 15 годам тюремного заключения.
Капитан сухогруза «Пётр Васев» 1:04:30 Виктор Ткаченко был самолюбивым и спешил выполнить государственные планы. Он доверял локационному прибору больше, чем собственным глазам.
Детали столкновения 1:06:05 Марков сдал вахту помощнику Чудновскому, не убедившись в начале манёвра по расхождению. Ткаченко решил проскочить перед «Адмиралом Нахимовым», несмотря на обещание пропустить его. Чудновский изменил курс «Адмирала Нахимова», создав траекторию столкновения.
Последствия для капитанов 1:09:37 После столкновения Чудновский спустился в свою каюту, где его тело нашли водолазы. На заседании Политбюро ЦК было принято решение о виновности капитанов. Родственники погибших требовали расстрела капитанов, а экипаж просил только наказания.
Исследование катастрофы 1:10:42 Давид Чапкис из Санкт-Петербурга десять лет собирал материалы о катастрофе под Новороссийском. Его книга «Гибель адмирала Нахимова» объёмом 606 страниц — самое добросовестное исследование этой катастрофы.
Обвинения против капитана Маркова 1:11:00 Генерал Уваров утверждал, что тайна катастрофы раскрыта, но Чапкис считает это ложью. Капитана Маркова незаслуженно обвинили в нескольких нарушениях, включая выход судна в море с открытыми иллюминаторами.
Проблемы с вентиляцией и оборудованием 1:12:00 Иллюминаторы нижних палуб были открыты из-за отсутствия вентиляции, необходимой для перевозки пассажиров. Судно было непригодно для перевозки пассажиров и транспортных грузов.
Технические проблемы на судне 1:13:08 Неисправны были система закрытия клинкетных дверей, двухъярусная система спуска шлюпок, радиосвязь и аварийное освещение. Отсутствовали детские спасательные жилеты, а некоторые спасательные круги были привязаны к поручням проволокой.
Приговор и последствия 1:14:24 Оба капитана были приговорены к 15 годам тюрьмы, но после пяти лет вышли на свободу. Вадим Марков работал капитаном-наставником, но был уволен родственниками погибших.
Судьба капитанов 1:15:11 Виктор Ткаченко эмигрировал в Израиль и утонул в 2003 году во время шторма у берегов Канады. Вадим Марков умер в мае 2007 года, избегая журналистов и не давая интервью.
Вина системы 1:16:18 Система, допустившая выход судна в море, несёт основную вину за катастрофу. В европейских странах такое судно не выпустили бы в море.
Память о катастрофе 1:17:56 В Новороссийске в Свято-Успенском соборе прошла поминальная молитва. Священник совершил церковный обряд на месте катастрофы спустя 20 лет.
Современное состояние места катастрофы 1:20:09 Место катастрофы стало популярным среди отдыхающих. Поднимать судно никто не собирается, но каждый год люди приезжают, чтобы вспомнить о трагедии.
Значение памяти 1:22:03 Память о катастрофе важна для предотвращения подобных трагедий в будущем. Люди продолжают приезжать, чтобы почтить память погибших и напомнить о ценности человеческих жизней.