Введение 0:00 Обсуждение снижения качества искусства и литературы. Упоминание беседы с Дмитрием Юрьевичем Пучковым. Анонс серии роликов о потере рационального мышления.
Эпоха интерпретаций 0:54 Объяснение понятия «контр-фактологический нарратив». Контрафактологическое повествование как начало утраты рациональности в эпоху постмодерна.
Интеграция данных 1:53 Человечество генерирует больше информации, чем за весь период с каменного века до XX века. 90% информации — «шлак», но полезные 10% данных важны для бизнеса. Аналитики данных необходимы для выживания бизнеса в условиях пандемии.
Курс аналитика данных 2:49 Рекомендация курса в SkillFactory. Преимущества обучения: реальный опыт, удобный график, персональный куратор. Возможность пополнения портфолио реальными кейсами.
Отмирание бумажных книг 5:03 Бумажные книги неудобны в хранении и транспортировке, затратны в производстве. Электронные носители становятся предпочтительнее. Традиционные книги останутся в узкой нише сувенирной продукции или профессиональной литературы.
Монополия на текст 7:10 Изготовление книги требует значительных ресурсов и ответственности. Узкий читательский круг накладывал ответственность на авторов. Коммерческая цензура и самоцензура авторов обеспечивали качество текстов.
Государственная цензура 10:13 Введение государственной цензуры с 1529 года. Индекс запрещённых книг как начало официальной проверки текстов на идеологическое соответствие. Интеллектуальные усилия по обходу цензуры улучшали качество литературы.
Запрещённая литература 11:10 Запрещённая литература распространялась нелегально и становилась ценной из-за своей редкости. Нелегальное распространение приводило к улучшению качества запрещённой литературы.
Запрет и популярность работ Спинозы 11:47 Богословско-политический трактат Спинозы 1670 года стал началом рациональной библейской критики. Запрет трактата после смерти Спинозы в 1677 году способствовал росту его популярности. Политические гонения часто приводят к широкому распространению запретных работ.
Примеры из истории и современности 12:37 Пример Герострата из «Всемирной истории, обработанной Сатириконом». «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, несмотря на ложь и передергивания, стал популярной книгой в 1970–1980-е годы. Государство становится третьим игроком в процессе создания и распространения текстов.
Истоки авторского права 14:32 В XVI веке вопрос собственности на произведения не стоял остро. Использование цитат без указания источника считалось нормальным. Рукописные книги были дорогими и не способствовали зарождению понятия собственности.
Идеалистическая концепция авторства 17:14 Средневековые авторы считали, что авторство принадлежит нематериальным силам, а не человеку. Евангелие от Матфея считалось вдохновлённым Богом, а не апостолом. Мысль была первична, а материя вторична.
Введение типографической печати 19:11 Иоганн Гутенберг в 1448 году ввёл типографическую печать, что позволило широко тиражировать тексты. Библия стала первым объектом коммерческой реализации, но авторские отчисления не требовались. К началу XVIII века ситуация изменилась, и авторам начали платить.
Указ королевы Анны Стюарт 20:07 В 1710 году парламент Англии принял указ, закрепляющий правообладание автора на 14 лет. Государство институциализировало коммерческую цензуру, передав финансовую ответственность автору-издателю. Профессиональное трио автор-издатель-цензор способствовало прогрессу, но также породило эффект, обратный прогрессивному.
Доверие к печатному слову 21:59 Потребители привыкли к априорному качеству печатного слова. Даже подделки в ту эпоху были хорошо сочинены и не сразу распознавались. Пример Вацлава Ганки, подделавшего средневековые тексты.
Влияние религиозной традиции 23:50 Религиозное поклонение написанному слову стало архетипом европейской культуры. Доверие к тексту сохранилось даже
Технологические инновации в печати 25:19 Внедрение качающихся вертикальных машин Кичина в 1833 году. Использование гальванопластики и каучуковых форм Кингсли. Появление эффективных бумагорезательных и сшивочных агрегатов. Рулонные печатные станки Буллока в 1864 году и автоматические литеранаборные машины Княгинского. Снижение себестоимости продукции и массовое производство станков.
Влияние образования и капитализма 26:17 Образование и капитализм увеличили круг читающей публики. Рост рынка привёл к увеличению числа авторов. В XIX веке количество авторов стало невозможно оценить.
Проблемы цензуры и качества текстов 27:14 Государственная цензура стала менее эффективной. Нелегальное печатное производство стало возможным. Снижение среднего уровня авторов и требовательности публики.
Троичная монополия и цензура 28:05 Троичная монополия на текст казалась незыблемой. Репутационные самоограничения авторов и коммерческая цензура. Эффективность научной, литературной и идеологической цензуры.
Нишевые литературы и цензура 29:01 Появление художественных и редакционных советов. Нишевые литературы: палт-фикшн, псевдонаучные теории. Академическая научная литература и качественные популярные издания.
Информационная глобализация 30:58 Внедрение компьютеров и интернета. Тотальный обмен данными в планетарном масштабе. Удобство хранения данных в цифровом виде.
Последствия информационной глобализации 31:58 Рост количества мусорной информации. Каждый пользователь стал автором и издателем. Снятие авторской самоцензуры и снижение требований к качеству текстов.
Любители в науке 33:47 Массовое вторжение любителей в науку. Увеличение числа добросовестных дилетантов. Сложность мира и необходимость критического мышления.
Проблемы восприятия информации 34:47 Узкие специалисты не всегда могут отличить подделку от настоящего научного анализа. Невозможность разбираться во всём в равной мере. Важность критического мышления и подозрительности.
Цифровая отдача и гуманитарные дисциплины 35:24 Цифровая революция сильнее всего ударила по гуманитарным дисциплинам: философии, истории, социологии, филологии. Гуманитарные науки объясняются обычным языком, без формул и теорем, что делает их общедоступными. Университетская публика сначала не реагировала на интервенцию, но потом учёные начали использовать социальные сети.
Влияние публицистики на науку 36:23 Публицистика, особенно низкого качества, превосходит научные исследования по объёму. Написание монографии требует нескольких лет, а создание публицистики — нескольких месяцев. Мнение публициста может иметь больший общественный резонанс, чем труд учёного.
Контрнаступление академической общественности 39:44 Академическая общественность начала контрнаступление против публицистических подделок. Учёные используют цифровые средства для распространения своих идей: текстовые публикации, видеолекции, форумы. Пример контрнаступления: сборник «История антиистория» 2001 года.
Парадокс учёного-публициста 40:43 Учёный вынужден становиться публицистом, чтобы разоблачать подделки. Массовый выход монографических разработок в социальных сетях затруднён из-за неравновесности времени. Учёные создают публицистический контент, объясняя свою позицию простыми словами.
Самоподдерживающаяся система 42:35 Недобросовестные публицисты могут отвечать на критику новыми публикациями. Академическая публика реагирует, создавая новый контент. Система становится самоподдерживающейся, что вредит науке.
Философия постмодерна 44:03 Жак Деррида провозгласил, что весь мир — это текст. Любое мнение рассматривается как часть мира текста. Философия постмодерна созвучна современному состоянию науки.
Философия солипсизма 45:47 Джордж Беркли утверждал, что чувственные вещи существуют только в восприятии разума. Философия солипсизма — крайняя форма идеализма. Корневые явления постмодернизма требуют специального рассмотрения.
Заключение 47:39 Автор планирует продолжить работу, если зрители будут заинтересованы. Следующая часть будет чисто философской.