Как Ленинград чуть не ушел под землю | Авария о которой не любят вспоминать

YOUTUBE · 16.11.2025 08:28

Ключевые темы и таймкоды

Введение и задача

0:07
  • В 1970-е годы коммунистическая партия СССР поставила задачу построить пять новых станций метро к 25-му съезду КПСС.
  • Метростроевцы столкнулись с тяжелой аварией, которая привела к затоплению тоннелей и повреждению зданий.
  • Жилищное строительство в СССР основывалось на социалистических принципах, но транспортная инфраструктура отставала.

Расширение метро

1:05
  • Советские граждане добирались до работы в переполненных автобусах и трамваях.
  • Для облегчения пути было решено строить новые станции метро, включая Кировско-Выборгскую линию.
  • Строительство станций приурочили к 25-му съезду КПСС.

Проблемы при строительстве

1:51
  • Тоннели пересекали древнюю речную долину, что требовало дополнительного времени.
  • Инженеры предложили вариант расположения тоннелей один над другим для уменьшения количества скважин.
  • В апреле 1974 года при бурении скважин была обнаружена не замерзшая порода, что привело к затоплению нижнего тоннеля.

Аварийная ситуация

2:51
  • Строители метро эвакуировались, но аварийные заторы не удалось полностью закрыть.
  • Образовались провалы на площади Мужества и прилегающих магистралях.
  • Руководители проекта искали пути решения, но многие варианты были отвергнуты из-за высоких затрат.

Решение проблемы

4:47
  • Для остановки разрушения на поверхности использовали водопроводную воду и сверхнизкие температуры.
  • В декабре 1975 года участок от площади Ленина до Академической был сдан в эксплуатацию.
  • Однако замороженный грунт начал натаивать, что привело к оседанию тоннелей.

Продолжение проблем

5:42
  • Поезда метрополитена создавали вибрацию, что усиливало оседание тоннелей.
  • В феврале 1995 года поступление воды резко увеличилось, и просадка тоннелей составила 35 мм.
  • В декабре 1995 года плывун затопил нижний тоннель, и движение поездов было прекращено.

Ликвидация аварии

6:38
  • В декабре 1995 года тоннели снова затопили водопроводной водой.
  • Для восстановления участка был построен новый обход, который обошел опасный участок плывуна.
  • В 2004 году по новому участку прошел первый пробный поезд, и в 2006 году пассажирское движение было полностью восстановлено.

Итоги

7:39
  • Работы по ликвидации аварии обошлись в 1