Введение 0:01 Канал Таймонд редко выпускает ролики на мультфильмы и аниме. Начинается разбор "Унесенных призраками" Хаяо Миядзаки. Вопросы: кто такой безликий, скрытый подтекст, сцена с поездом, отсутствие Миядзаки на вручении Оскара.
История создания 1:21 "Унесенные призраками" вышел в 2001 году. Студия Гибли, создавшая такие хиты, как "Порко Россо" и "Мой сосед Тоторо". Миядзаки покинул студию в 1998 году из-за трудоголизма, но вернулся после смерти соратника Юсифуми Кондо.
Сюжет и символизм 3:15 Маленькая девочка Техеро попадает в мир духов. Заключает контракт с ведьмой Юбабой, чтобы спасти родителей. Символизм имен: Техеро становится Сэн, что означает "безликий".
Влияние еды 7:49 Еда играет важную роль в мире духов. Обжорство родителей Техеро разгневало Юбабу. Еда помогает героям, но также может быть опасной.
Работа на студии 8:49 Студия Гибли работала скромно, обеды готовили добровольцы. Миядзаки сам готовил "лапшу бедняка" из дошиков. Аниматоры возвращались к работе после обеда, Миядзаки генерировал сюжет спонтанными рисунками.
Наблюдение за миром и вдохновение 11:00 Миядзаки наблюдал за миром, как маленький ребенок, и сотрудники студии шутили, что можно стать героем его мультфильмов. Архитектурный музей Эда вдохновил его на создание города со старой архитектурой. Миядзаки чтил японскую архитектуру и стремился перенести её на бумагу, создавая мир, населенный причудливыми духами.
Духи и их особенности 11:59 Миядзаки показал множество существ, включая призраков, духов редьки, причудливых уточек и рогатых монстров. Духи в японской культуре имеют разные обличья, и Миядзаки изобразил их как забавных монстриков. Духи обретают физическую форму для купания в банях, что является национальной традицией.
Традиции и персонажи 13:14 В Японии общественные бани сентто являются важной частью жизни, и Миядзаки сделал их главным местом действия. Асирасама, дух редьки, является покровителем домашнего очага и выполняет свои обязанности. Миядзаки часто оставлял отсылки в своих произведениях, как, например, в "Ходячем замке Хаула".
Другие персонажи и их особенности 15:54 Духи сажи и косуга сама, а также анамуса и у сиони, являются частью вселенной Миядзаки. В аниме неодушевленные предметы могут стать живыми, а живое — неодушевленным, как фигурки хитагата. Юбаба, ведьма, контролирует своих подчиненных с помощью магии и контракта, и её происхождение имеет несколько теорий.
Безликий и его особенности 21:14 Безликий одержим чужим вниманием и ищет интереса, особенно у Техеро. Он способен создавать копии объектов, пожирать пищу и местных жителей, копируя их привычки. Безликий впитывает в себя как хорошее, так и плохое, подобно губке.
Дух и алчность 22:14 Дух получает помощь от Техеро, которая впускает его в чертоги бань. Дух синтезирует фальшивые самородки, чтобы завоевать расположение персонала. Дух превращается в потребителя, что символизирует современную Японию.
Безликий и потребительство 23:07 Миядзаки создал безликого как собирательный образ современных реалий. Безликий воплощает культуру потребления и промышленный рост Японии. Общество становится тем, что его окружает, и ищет пример для подражания.
Творческий застой и переработки 24:03 Миядзаки решил подстроить историю под безликого во время творческого застоя. Студия столкнулась с переработками и необходимостью завершить более ста сцен за три месяца. Миядзаки считал, что каждое произведение должно изменить мир.
Тщательная проработка деталей 25:03 Миядзаки уделял внимание каждой детали, включая движения драконов и змей. Аниматоры наблюдали за движениями угрей и собак для создания реалистичных сцен. Миядзаки работал над мелкими деталями, такими как проекция силуэта Хаку.
Звукозапись и импровизация 26:59 Звукозапись проходила в импровизированной студии с несколькими зрителями. Миядзаки шутил о возможных звуках, которые могли бы помешать записи. Актриса озвучки Юбабы особенно отличилась на записи.
Любовь к работе и студия Гибли 27:56 Миядзаки жил своей работой и обожал студию Гибли. Безликий должен был уничтожить бани, но Миядзаки не смог этого сделать. Бани символизируют студию Гибли, а духи сажи — аниматоров.
Путешествие на таинственном поезде 29:19 Техеро получает билет на таинственный поезд, который она и безликий отправляются исследовать. Поезд символизирует путь в загробный мир или жизнь. Миядзаки вдохновлялся мультфильмом "Ночь на галактической железной дороге".
Влияние "Ночи на галактической железной дороге" 30:52 "Ночь на галактической железной дороге" вдохновила Миядзаки на создание поезда с духами. Поезд развозит души умерших, а вселенная строится на звездах. Миядзаки перерисовывал некоторые моменты из "Ночи на галактической железной дороге" в "Унесенные призраками".
Теории о Тихиро и Хаку 33:47 Тихиро олицетворяет надежду для Японии. Продюсер Тосио Акадо считает, что у Тихиро есть младшая сестра Хаку, и Хаку умер, спасая её. Акадо связывает переезд семьи в деревню с гибелью первенца и виной родителей в смерти сына.
Параллели и теории 35:39 Акадо проводит параллель с "Ночью на галактической железной дороге". Хаку мог попасть в мир духов из-за гибели реки. Теория о том, что действия фильма происходят в борделе, основана на цитатах Миядзаки и поведении безликого.
Серая мораль и отсылки 37:37 В мультфильме нет однозначно добрых или злых персонажей. Лампа в "Унесенных призраками" - дань уважения Джону Лассетеру, основателю Pixar. Лассетер вдохновлялся аниме Миядзаки для своих работ.
Загадки и символизм 39:29 Тихиро не должна оборачиваться, чтобы не оглядываться в прошлое. Повязка на волосах Тихиро символизирует реальность происходящего. Вселенная "Унесенных призраками" полна глубоких символов и отсылок.
Влияние и наследие 40:58 Мультфильм стал самым популярным аниме своего времени. Миядзаки отказался приехать на вручение Оскара из-за войны в Ираке. Работы Миядзаки говорят сами за себя, и зрители могут делиться своими мыслями и теориями.