Унесенные призраками | Большой разбор

YOUTUBE · 16.11.2025 08:10

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:01
  • Канал Таймонд редко выпускает ролики на мультфильмы и аниме.
  • Начинается разбор "Унесенных призраками" Хаяо Миядзаки.
  • Вопросы: кто такой безликий, скрытый подтекст, сцена с поездом, отсутствие Миядзаки на вручении Оскара.

История создания

1:21
  • "Унесенные призраками" вышел в 2001 году.
  • Студия Гибли, создавшая такие хиты, как "Порко Россо" и "Мой сосед Тоторо".
  • Миядзаки покинул студию в 1998 году из-за трудоголизма, но вернулся после смерти соратника Юсифуми Кондо.

Сюжет и символизм

3:15
  • Маленькая девочка Техеро попадает в мир духов.
  • Заключает контракт с ведьмой Юбабой, чтобы спасти родителей.
  • Символизм имен: Техеро становится Сэн, что означает "безликий".

Влияние еды

7:49
  • Еда играет важную роль в мире духов.
  • Обжорство родителей Техеро разгневало Юбабу.
  • Еда помогает героям, но также может быть опасной.

Работа на студии

8:49
  • Студия Гибли работала скромно, обеды готовили добровольцы.
  • Миядзаки сам готовил "лапшу бедняка" из дошиков.
  • Аниматоры возвращались к работе после обеда, Миядзаки генерировал сюжет спонтанными рисунками.

Наблюдение за миром и вдохновение

11:00
  • Миядзаки наблюдал за миром, как маленький ребенок, и сотрудники студии шутили, что можно стать героем его мультфильмов.
  • Архитектурный музей Эда вдохновил его на создание города со старой архитектурой.
  • Миядзаки чтил японскую архитектуру и стремился перенести её на бумагу, создавая мир, населенный причудливыми духами.

Духи и их особенности

11:59
  • Миядзаки показал множество существ, включая призраков, духов редьки, причудливых уточек и рогатых монстров.
  • Духи в японской культуре имеют разные обличья, и Миядзаки изобразил их как забавных монстриков.
  • Духи обретают физическую форму для купания в банях, что является национальной традицией.

Традиции и персонажи

13:14
  • В Японии общественные бани сентто являются важной частью жизни, и Миядзаки сделал их главным местом действия.
  • Асирасама, дух редьки, является покровителем домашнего очага и выполняет свои обязанности.
  • Миядзаки часто оставлял отсылки в своих произведениях, как, например, в "Ходячем замке Хаула".

Другие персонажи и их особенности

15:54
  • Духи сажи и косуга сама, а также анамуса и у сиони, являются частью вселенной Миядзаки.
  • В аниме неодушевленные предметы могут стать живыми, а живое — неодушевленным, как фигурки хитагата.
  • Юбаба, ведьма, контролирует своих подчиненных с помощью магии и контракта, и её происхождение имеет несколько теорий.

Безликий и его особенности

21:14
  • Безликий одержим чужим вниманием и ищет интереса, особенно у Техеро.
  • Он способен создавать копии объектов, пожирать пищу и местных жителей, копируя их привычки.
  • Безликий впитывает в себя как хорошее, так и плохое, подобно губке.

Дух и алчность

22:14
  • Дух получает помощь от Техеро, которая впускает его в чертоги бань.
  • Дух синтезирует фальшивые самородки, чтобы завоевать расположение персонала.
  • Дух превращается в потребителя, что символизирует современную Японию.

Безликий и потребительство

23:07
  • Миядзаки создал безликого как собирательный образ современных реалий.
  • Безликий воплощает культуру потребления и промышленный рост Японии.
  • Общество становится тем, что его окружает, и ищет пример для подражания.

Творческий застой и переработки

24:03
  • Миядзаки решил подстроить историю под безликого во время творческого застоя.
  • Студия столкнулась с переработками и необходимостью завершить более ста сцен за три месяца.
  • Миядзаки считал, что каждое произведение должно изменить мир.

Тщательная проработка деталей

25:03
  • Миядзаки уделял внимание каждой детали, включая движения драконов и змей.
  • Аниматоры наблюдали за движениями угрей и собак для создания реалистичных сцен.
  • Миядзаки работал над мелкими деталями, такими как проекция силуэта Хаку.

Звукозапись и импровизация

26:59
  • Звукозапись проходила в импровизированной студии с несколькими зрителями.
  • Миядзаки шутил о возможных звуках, которые могли бы помешать записи.
  • Актриса озвучки Юбабы особенно отличилась на записи.

Любовь к работе и студия Гибли

27:56
  • Миядзаки жил своей работой и обожал студию Гибли.
  • Безликий должен был уничтожить бани, но Миядзаки не смог этого сделать.
  • Бани символизируют студию Гибли, а духи сажи — аниматоров.

Путешествие на таинственном поезде

29:19
  • Техеро получает билет на таинственный поезд, который она и безликий отправляются исследовать.
  • Поезд символизирует путь в загробный мир или жизнь.
  • Миядзаки вдохновлялся мультфильмом "Ночь на галактической железной дороге".

Влияние "Ночи на галактической железной дороге"

30:52
  • "Ночь на галактической железной дороге" вдохновила Миядзаки на создание поезда с духами.
  • Поезд развозит души умерших, а вселенная строится на звездах.
  • Миядзаки перерисовывал некоторые моменты из "Ночи на галактической железной дороге" в "Унесенные призраками".

Теории о Тихиро и Хаку

33:47
  • Тихиро олицетворяет надежду для Японии.
  • Продюсер Тосио Акадо считает, что у Тихиро есть младшая сестра Хаку, и Хаку умер, спасая её.
  • Акадо связывает переезд семьи в деревню с гибелью первенца и виной родителей в смерти сына.

Параллели и теории

35:39
  • Акадо проводит параллель с "Ночью на галактической железной дороге".
  • Хаку мог попасть в мир духов из-за гибели реки.
  • Теория о том, что действия фильма происходят в борделе, основана на цитатах Миядзаки и поведении безликого.

Серая мораль и отсылки

37:37
  • В мультфильме нет однозначно добрых или злых персонажей.
  • Лампа в "Унесенных призраками" - дань уважения Джону Лассетеру, основателю Pixar.
  • Лассетер вдохновлялся аниме Миядзаки для своих работ.

Загадки и символизм

39:29
  • Тихиро не должна оборачиваться, чтобы не оглядываться в прошлое.
  • Повязка на волосах Тихиро символизирует реальность происходящего.
  • Вселенная "Унесенных призраками" полна глубоких символов и отсылок.

Влияние и наследие

40:58
  • Мультфильм стал самым популярным аниме своего времени.
  • Миядзаки отказался приехать на вручение Оскара из-за войны в Ираке.
  • Работы Миядзаки говорят сами за себя, и зрители могут делиться своими мыслями и теориями.