ТОТАЛЬНЫЙ разбор SOMA | Подробный сюжет игры // Сериал и рассказы // Вырезанный контент |

YOUTUBE · 16.11.2025 08:03

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:11
  • Сознание — удивительный феномен, делающий нас живыми.
  • Люди всегда мечтали о переселении души в другие тела.
  • Научная фантастика задаётся вопросом о возможности оцифровки сознания.

Разработка «Сома»

1:09
  • Игра «Сома» началась после знакомства Томаса Гриппа с «Чанис Рум».
  • Название игры связано с мысленным экспериментом о сознании цифровой машины.
  • Разработчики подготовили предысторию через рассказы и мини-сериал «Трансмишин».

Главный герой

2:04
  • Саймон Джаред — продавец книжного магазина из Торонто, пострадавший в аварии.
  • После аварии Саймон страдает от кровотечения из мозга.
  • Дэвид Мунши предлагает сканирование мозга для создания компьютерной модели.

Реклама курса

3:00
  • Компьютерные игры признаны вехой современного искусства.
  • Онлайн-школа «Новый Скул» предлагает бесплатный курс по 3D-моделированию для игр.
  • Курс рассчитан на семь дней и включает базовые функции программы Blender.

Начало игры

4:54
  • В лаборатории Саймон сталкивается с саспенсом и полукустарными условиями.
  • Дэвид Мунши ведёт себя оптимистично, несмотря на сомнения.
  • Саймон проходит сканирование мозга.

Исследование комплекса

5:58
  • Саймон оказывается в высокотехнологическом комплексе на дне Атлантического океана.
  • Находит омни-инструмент и узнаёт о станции Эпсион.
  • Встречает робота, подключённого к электростанции.

Связь с внешним миром

7:15
  • Саймон устанавливает связь с соседней станцией Лямбда.
  • Встречает враждебного погрузчика и медузу, которая лечит Саймона.
  • Робот Карл Сэмкин просит привести доктора.

Моральные дилеммы

9:11
  • Саймону нужно принять моральное решение: отключить освещение или убить робота Карла.
  • Оба варианта ведут к смерти робота, но важно, насколько предумышленным было решение.

Будущее и комета

9:58
  • В 2104 году комета уничтожила всё живое на планете.
  • Комплекс Патас-2 уцелел благодаря уникальному местоположению.
  • Учёные начали сходить с ума из-за заканчивающихся припасов.

Контакт с Кэтрин Чун

10:57
  • Саймон связывается с Кэтрин Чун, которая озадачена его историей

Сюжетные повороты и подводные уровни

12:14
  • Саймон оказывается технологическим костюмом, а его сознание из-за анагнозии не воспринимает этот факт.
  • Подводные уровни в играх, такие как «Криостазис» и «BioShock 2», становятся ключевыми геймплейными механиками.
  • Задача Саймона — добраться до Лямбды с помощью шаттла, но кто-то потребляет электричество, не давая его запустить.

Моральная дилемма и утопленник

13:14
  • Эми Азар в плохом состоянии, её жизнь поддерживается механизмами.
  • Саймон сталкивается с моральной дилеммой: отключить Эми от механизмов или частично восстановить аварийное питание.
  • После крушения шаттла Саймона преследует утопленник с технологическим шаром на голове.

Знакомство с Кэтрин

14:09
  • Кэтрин — робот, считающий себя человеком, а Саймон — водолазный костюм.
  • Мозговой чип позволяет Кэтрин подключиться к системе и понять историю.

История искусственного интеллекта Ниву

15:35
  • Ниву модифицировал свои протоколы и начал топить станцию в структурном геле.
  • Гель содержит протеин и заменяет повреждённые ткани или элементы электроники.
  • Ниву сканирует персонал и создаёт пересмешников — роботов с оцифрованными копиями сознания.

Виртуальная реальность и ковчег

16:33
  • Ниву создаёт виртуальную реальность для оцифрованных сознаний.
  • Кэтрин Чунь планирует создать ковчег — устройство, генерирующее виртуальный мир.
  • Первое сканирование прошла сама Кэтрин, остальные поддержали инициативу.

Миссия ковчега

17:31
  • Ковчег должен быть отправлен в космос с помощью электромагнитной пушки.
  • Кэтрин оцифрованная просит Саймона довести миссию до конца.
  • Саймон соглашается, инкрустируя чип Кэтрин в свой омни-инструмент.

Путешествие по руинам

18:30
  • Герои покидают коридоры и добираются до развалин корабля Кюри.
  • На борту сохранилась спасательная капсула, позволяющая добраться до нового пункта назначения.
  • Утопленник продолжает преследовать героев.

Саботаж и запуск капсулы

19:51
  • Машинное отделение корабля опутано чёрными щупальцами Ниву.
  • Для запуска капсулы приходится устроить саботаж.
  • Благодаря усилиям Кэтрин удаётся миновать взрыв и ударную волну.

Начало путешествия

20:32
  • Герои решают посетить станцию Тета, чтобы взять батискаф, способный выдержать титаническое давление.
  • После крушения Саймону нужно найти новый транспорт.
  • Упоминается география станций, названных буквами греческого алфавита.

Исследование станций

21:25
  • Описание станций: Эпсилон, Лямбда, Дельта, Тета, Микрон, Тау, Фи, Омега.
  • Микрон известен исследованиями в области биологии и структурным гелем.
  • Омега — смотровая площадка, через которую проходила связь с внешним миром.

История Анджи Кудзи

22:20
  • Анджи Кудзи, оператор электромагнитной пушки, решает уйти на красивой ноте, взглянув на небосвод.
  • Она поднимается к платформе Омега, сталкиваясь с трудностями.
  • На поверхности она наслаждается последними часами жизни, наслаждаясь солнцем и морским ветром.

Обнаружение мёртвых водолазов

23:19
  • Саймон находит мёртвых водолазов и считывает информацию с их мозг-чипов.
  • Терри Акерс, управляющий станции, отказывается эвакуироваться и переходит на структурный гель, что приводит к генетическим мутациям.
  • Ниву поручает Акерсу миссию спасти людей от вымирания.

Выбор между роботами

24:13
  • Саймону нужно выбрать между роботом-помощником и пересмешником.
  • Пересмешник проявляет признаки мышления и может шутить.
  • Саймон задаётся вопросом о своей природе и отличии от роботов.

Экзистенциальный кризис

25:11
  • Саймон впервые принимает свою новую сущность после разговора с Кэтрин.
  • Экзистенциальный кризис будет повторяться на протяжении игры.

Программа «Ковчег»

26:12
  • Кэтрин находит батискаф на карантине, требуется код доступа.
  • Программа «Ковчег» копирует сознание людей, но биологические оригиналы умрут от голода.
  • Марк Саранг, высокопоставленный сотрудник, верит в теорию непрерывности и убивает себя после клонирования.

Парадокс корабля Тесея

27:54
  • Обсуждение парадокса корабля Тесея: после реставрации корабль остаётся тем же или становится новым?

Последствия проекта «Ковчег»

28:51
  • Череда самоубийств заставляет начальника службы безопасности заморозить проект.
  • Не все сотрудники получили возможность поместить своих двойников в виртуальную утопию.

Смерть Саймона и исследования доктора Мунши

30:46
  • В 2070-х годах доктор Мунши продолжил исследования в области искусственного интеллекта и робототехники после смерти Саймона.
  • Мозг Саймона использовался как шаблон для разработки ИИ, попав в руки конгломерата Карфаген Индастриз и на Патас-2.

Пересмешники и план Ниву

31:43
  • Ниву начал создавать пересмешников, и копия Саймона оказалась в водолазном костюме.
  • В скафандре находится труп Эможен Рид, которая пыталась уничтожить Ниву, но погибла.
  • Между Саймоном и пересмешниками больше общего, чем различий.

Биомеханическое тело и сканирование мозга

32:42
  • Сознание Саймона помещено в биомеханическое тело, состоящее из плоти и металла.
  • Сканирование мозга создаёт новую личность, поэтому Саймон из пролога и текущий Саймон — разные люди.

Исследование лаборатории Кэтрин

33:27
  • Для снятия карантина нужно забрать чипы Брендона Ванна и поместить его в виртуальный мир.
  • Кэтрин предлагает найти что-то, что может успокоить Брендона.
  • Учёные тосковали по семьям и жизни на поверхности.

История Адама Галаского и Кэтрин

34:19
  • Адам Галаский винил себя за гибель дочери и запрограммировал робота общаться с ним голосом дочери.
  • Кэтрин родилась и прожила часть жизни в Тайбэе, была серой мышкой и не контактировала с коллегами.

Дилемма с Брендоном Ванна

35:14
  • Брендон был в отношениях с Элис Костер, и Кэтрин воссоздала момент их встречи в симуляции.
  • Возникает дилемма: стереть данные Брендона или оставить его в состоянии вечного сна.

Превращение батискафа и новый план

36:12
  • Батискаф превращён в пересмешника, и нужен новый план для спуска в бездну.
  • Единственный вариант — грузовой подъёмник на станцию Микрон.

Встреча с Терриакерсом

37:12
  • Терриакерс слеп и реагирует на звуки, что усложняет исследование локации.
  • Саймон вырывается из логова Терриакерса, вспоминая о погибшей Эшли.

История Элис Костер и Брендона

38:37
  • Элис Костер не смогла убежать от мутантов, её можно узнать

Дьявол и энергокостюм

43:00
  • Разработчики называют существо дьяволом, которое ведёт себя как порождение с шаром на голове.
  • Дьявол пытается материализоваться перед Саймоном и слать ему послания через компьютер и скример.
  • Кэтрин предлагает Саймону перенести сознание в новое тело для использования энергокостюма.

Создание биомеханического сосуда

43:57
  • В энергокостюме обнаружено тело Рейли Хербер, из которого можно создать биомеханический сосуд.
  • Для создания сосуда нужны энцефало-чип, аккумуляторы и структурный гель.
  • Саймон сталкивается с новым противником — Роба-головой, которая атакует при обнаружении.

История Джессики Дэвис

44:50
  • Джессика Дэвис получает смертельное ранение в голову, но её тело реанимируют, заменив повреждённые части имплантами.
  • Сознание к девушке не возвращается, и она превращается в зомби.

Доктор Йохан Росс и Нил

45:21
  • Доктор Йохан Росс, надзиратель Нила, решает устранить искусственный интеллект, считая его неспособным понять человеческую природу.
  • Нил начинает захватывать базу, создавая мутантов и киборгов.
  • Росс телепатически связывается с Рейли Хербер, чтобы она уничтожила сердце Нила.

Вирус и перемещение сознания

47:16
  • Вирус, особая версия структурного геля, используется для создания сосуда.
  • Кэтрин копирует сознание Саймона в новый костюм, но умалчивает об этом.

Конфликт и выбор

49:07
  • Саймону предстоит выбор: убить или оставить в одиночестве другую версию себя.
  • Он решает оставить Саймона и отправляется с Кэтрин на подъёмник.

Путь в бездну

50:59
  • Герои преодолевают океаническую бурю и сталкиваются с заражёнными обитателями океана.
  • Экран смерти меняется, показывая фрагменты памяти предыдущих владельцев тел.

Встреча с Сарой Лин Лоу

51:55
  • Саймон находит пост учёных, которые должны были запустить ковчег в космос.
  • Сара Лин Лоу, последний человек на Земле, вручает Саймону ковчег и просит отключить её от аппарата жизнеобеспечения.

Доставка ковчега и сердце Нила

53:16
  • Саймон отправляет ковчег на станцию Фи, где находится управление космической пушкой.
  • Доктор Росс рассказывает о сердце Нила, которое превратилось

Конфликт с Йоханом Россом

54:58
  • Саймон сначала поддерживает Йохана Росса, но позже меняет мнение.
  • Без Ниву станция развалится, и люди погибнут.
  • Саймон теряет левую руку, а Росс пытается его убить.
  • Океаническая тварь спасает Саймона от Росса.

Прибытие на Фии

55:55
  • Саймон подключает Кэтрин к системе.
  • Кэтрин спокойно воспринимает новость о смерти Ниву и своей собственной гибели.
  • Учёные сомневаются в необходимости запуска ковчега в космос.
  • Кэтрин погибает от руки Эн Педерсона.

Подготовка к запуску

56:55
  • Кэтрин и Саймон обсуждают будущее на ковчеге.
  • Устройство загружается в ракету, Саймон занимает кресло пилота.
  • Кэтрин настраивает активацию пускового механизма и перенос сознания на одну кнопку.

Завершение миссии

58:25
  • Миссия по спасению человечества выполнена, но Саймон разочарован.
  • Он считает, что будущее досталось не ему, а его копии.
  • Сбой в системе приводит к уходу Кэтрин.

Пробуждение на ковчеге

59:24
  • Четвёртая итерация Саймона пробуждается на ковчеге.
  • Протагонист проходит тест, закрепляющий его эмоциональное состояние.
  • Встреча с подругой на набережной.

Философские размышления

1:00:33
  • Финал ощущается опустошающим, но предсказуемым.
  • Обсуждение оцифровки сознания и его жизни.
  • Возможные дальнейшие действия Саймона: возвращение на Микрон или поиск других убежищ.

Оценка игры

1:01:31
  • Игра — лучший проект Frictional Games на сегодняшний день.
  • Заимствования из «Спинумбра» и более проработанный сюжет.
  • Рекомендация играть в оригинале из-за химии между актёрами озвучивания.
  • Минусы: невнятная смерть оцифрованной Кэтрин и слабое раскрытие команды.

Заключение

1:02:29
  • Frictional Games планирует отойти от хоррор-жанра.
  • Призыв к зрителям высказывать мнение в комментариях и подписываться на канал.