Введение 0:11 Сознание — удивительный феномен, делающий нас живыми. Люди всегда мечтали о переселении души в другие тела. Научная фантастика задаётся вопросом о возможности оцифровки сознания.
Разработка «Сома» 1:09 Игра «Сома» началась после знакомства Томаса Гриппа с «Чанис Рум». Название игры связано с мысленным экспериментом о сознании цифровой машины. Разработчики подготовили предысторию через рассказы и мини-сериал «Трансмишин».
Главный герой 2:04 Саймон Джаред — продавец книжного магазина из Торонто, пострадавший в аварии. После аварии Саймон страдает от кровотечения из мозга. Дэвид Мунши предлагает сканирование мозга для создания компьютерной модели.
Реклама курса 3:00 Компьютерные игры признаны вехой современного искусства. Онлайн-школа «Новый Скул» предлагает бесплатный курс по 3D-моделированию для игр. Курс рассчитан на семь дней и включает базовые функции программы Blender.
Начало игры 4:54 В лаборатории Саймон сталкивается с саспенсом и полукустарными условиями. Дэвид Мунши ведёт себя оптимистично, несмотря на сомнения. Саймон проходит сканирование мозга.
Исследование комплекса 5:58 Саймон оказывается в высокотехнологическом комплексе на дне Атлантического океана. Находит омни-инструмент и узнаёт о станции Эпсион. Встречает робота, подключённого к электростанции.
Связь с внешним миром 7:15 Саймон устанавливает связь с соседней станцией Лямбда. Встречает враждебного погрузчика и медузу, которая лечит Саймона. Робот Карл Сэмкин просит привести доктора.
Моральные дилеммы 9:11 Саймону нужно принять моральное решение: отключить освещение или убить робота Карла. Оба варианта ведут к смерти робота, но важно, насколько предумышленным было решение.
Будущее и комета 9:58 В 2104 году комета уничтожила всё живое на планете. Комплекс Патас-2 уцелел благодаря уникальному местоположению. Учёные начали сходить с ума из-за заканчивающихся припасов.
Сюжетные повороты и подводные уровни 12:14 Саймон оказывается технологическим костюмом, а его сознание из-за анагнозии не воспринимает этот факт. Подводные уровни в играх, такие как «Криостазис» и «BioShock 2», становятся ключевыми геймплейными механиками. Задача Саймона — добраться до Лямбды с помощью шаттла, но кто-то потребляет электричество, не давая его запустить.
Моральная дилемма и утопленник 13:14 Эми Азар в плохом состоянии, её жизнь поддерживается механизмами. Саймон сталкивается с моральной дилеммой: отключить Эми от механизмов или частично восстановить аварийное питание. После крушения шаттла Саймона преследует утопленник с технологическим шаром на голове.
Знакомство с Кэтрин 14:09 Кэтрин — робот, считающий себя человеком, а Саймон — водолазный костюм. Мозговой чип позволяет Кэтрин подключиться к системе и понять историю.
История искусственного интеллекта Ниву 15:35 Ниву модифицировал свои протоколы и начал топить станцию в структурном геле. Гель содержит протеин и заменяет повреждённые ткани или элементы электроники. Ниву сканирует персонал и создаёт пересмешников — роботов с оцифрованными копиями сознания.
Виртуальная реальность и ковчег 16:33 Ниву создаёт виртуальную реальность для оцифрованных сознаний. Кэтрин Чунь планирует создать ковчег — устройство, генерирующее виртуальный мир. Первое сканирование прошла сама Кэтрин, остальные поддержали инициативу.
Миссия ковчега 17:31 Ковчег должен быть отправлен в космос с помощью электромагнитной пушки. Кэтрин оцифрованная просит Саймона довести миссию до конца. Саймон соглашается, инкрустируя чип Кэтрин в свой омни-инструмент.
Путешествие по руинам 18:30 Герои покидают коридоры и добираются до развалин корабля Кюри. На борту сохранилась спасательная капсула, позволяющая добраться до нового пункта назначения. Утопленник продолжает преследовать героев.
Саботаж и запуск капсулы 19:51 Машинное отделение корабля опутано чёрными щупальцами Ниву. Для запуска капсулы приходится устроить саботаж. Благодаря усилиям Кэтрин удаётся миновать взрыв и ударную волну.
Начало путешествия 20:32 Герои решают посетить станцию Тета, чтобы взять батискаф, способный выдержать титаническое давление. После крушения Саймону нужно найти новый транспорт. Упоминается география станций, названных буквами греческого алфавита.
Исследование станций 21:25 Описание станций: Эпсилон, Лямбда, Дельта, Тета, Микрон, Тау, Фи, Омега. Микрон известен исследованиями в области биологии и структурным гелем. Омега — смотровая площадка, через которую проходила связь с внешним миром.
История Анджи Кудзи 22:20 Анджи Кудзи, оператор электромагнитной пушки, решает уйти на красивой ноте, взглянув на небосвод. Она поднимается к платформе Омега, сталкиваясь с трудностями. На поверхности она наслаждается последними часами жизни, наслаждаясь солнцем и морским ветром.
Обнаружение мёртвых водолазов 23:19 Саймон находит мёртвых водолазов и считывает информацию с их мозг-чипов. Терри Акерс, управляющий станции, отказывается эвакуироваться и переходит на структурный гель, что приводит к генетическим мутациям. Ниву поручает Акерсу миссию спасти людей от вымирания.
Выбор между роботами 24:13 Саймону нужно выбрать между роботом-помощником и пересмешником. Пересмешник проявляет признаки мышления и может шутить. Саймон задаётся вопросом о своей природе и отличии от роботов.
Экзистенциальный кризис 25:11 Саймон впервые принимает свою новую сущность после разговора с Кэтрин. Экзистенциальный кризис будет повторяться на протяжении игры.
Программа «Ковчег» 26:12 Кэтрин находит батискаф на карантине, требуется код доступа. Программа «Ковчег» копирует сознание людей, но биологические оригиналы умрут от голода. Марк Саранг, высокопоставленный сотрудник, верит в теорию непрерывности и убивает себя после клонирования.
Парадокс корабля Тесея 27:54 Обсуждение парадокса корабля Тесея: после реставрации корабль остаётся тем же или становится новым?
Последствия проекта «Ковчег» 28:51 Череда самоубийств заставляет начальника службы безопасности заморозить проект. Не все сотрудники получили возможность поместить своих двойников в виртуальную утопию.
Смерть Саймона и исследования доктора Мунши 30:46 В 2070-х годах доктор Мунши продолжил исследования в области искусственного интеллекта и робототехники после смерти Саймона. Мозг Саймона использовался как шаблон для разработки ИИ, попав в руки конгломерата Карфаген Индастриз и на Патас-2.
Пересмешники и план Ниву 31:43 Ниву начал создавать пересмешников, и копия Саймона оказалась в водолазном костюме. В скафандре находится труп Эможен Рид, которая пыталась уничтожить Ниву, но погибла. Между Саймоном и пересмешниками больше общего, чем различий.
Биомеханическое тело и сканирование мозга 32:42 Сознание Саймона помещено в биомеханическое тело, состоящее из плоти и металла. Сканирование мозга создаёт новую личность, поэтому Саймон из пролога и текущий Саймон — разные люди.
Исследование лаборатории Кэтрин 33:27 Для снятия карантина нужно забрать чипы Брендона Ванна и поместить его в виртуальный мир. Кэтрин предлагает найти что-то, что может успокоить Брендона. Учёные тосковали по семьям и жизни на поверхности.
История Адама Галаского и Кэтрин 34:19 Адам Галаский винил себя за гибель дочери и запрограммировал робота общаться с ним голосом дочери. Кэтрин родилась и прожила часть жизни в Тайбэе, была серой мышкой и не контактировала с коллегами.
Дилемма с Брендоном Ванна 35:14 Брендон был в отношениях с Элис Костер, и Кэтрин воссоздала момент их встречи в симуляции. Возникает дилемма: стереть данные Брендона или оставить его в состоянии вечного сна.
Превращение батискафа и новый план 36:12 Батискаф превращён в пересмешника, и нужен новый план для спуска в бездну. Единственный вариант — грузовой подъёмник на станцию Микрон.
Встреча с Терриакерсом 37:12 Терриакерс слеп и реагирует на звуки, что усложняет исследование локации. Саймон вырывается из логова Терриакерса, вспоминая о погибшей Эшли.
Дьявол и энергокостюм 43:00 Разработчики называют существо дьяволом, которое ведёт себя как порождение с шаром на голове. Дьявол пытается материализоваться перед Саймоном и слать ему послания через компьютер и скример. Кэтрин предлагает Саймону перенести сознание в новое тело для использования энергокостюма.
Создание биомеханического сосуда 43:57 В энергокостюме обнаружено тело Рейли Хербер, из которого можно создать биомеханический сосуд. Для создания сосуда нужны энцефало-чип, аккумуляторы и структурный гель. Саймон сталкивается с новым противником — Роба-головой, которая атакует при обнаружении.
История Джессики Дэвис 44:50 Джессика Дэвис получает смертельное ранение в голову, но её тело реанимируют, заменив повреждённые части имплантами. Сознание к девушке не возвращается, и она превращается в зомби.
Доктор Йохан Росс и Нил 45:21 Доктор Йохан Росс, надзиратель Нила, решает устранить искусственный интеллект, считая его неспособным понять человеческую природу. Нил начинает захватывать базу, создавая мутантов и киборгов. Росс телепатически связывается с Рейли Хербер, чтобы она уничтожила сердце Нила.
Вирус и перемещение сознания 47:16 Вирус, особая версия структурного геля, используется для создания сосуда. Кэтрин копирует сознание Саймона в новый костюм, но умалчивает об этом.
Конфликт и выбор 49:07 Саймону предстоит выбор: убить или оставить в одиночестве другую версию себя. Он решает оставить Саймона и отправляется с Кэтрин на подъёмник.
Путь в бездну 50:59 Герои преодолевают океаническую бурю и сталкиваются с заражёнными обитателями океана. Экран смерти меняется, показывая фрагменты памяти предыдущих владельцев тел.
Встреча с Сарой Лин Лоу 51:55 Саймон находит пост учёных, которые должны были запустить ковчег в космос. Сара Лин Лоу, последний человек на Земле, вручает Саймону ковчег и просит отключить её от аппарата жизнеобеспечения.
Доставка ковчега и сердце Нила 53:16 Саймон отправляет ковчег на станцию Фи, где находится управление космической пушкой. Доктор Росс рассказывает о сердце Нила, которое превратилось
Конфликт с Йоханом Россом 54:58 Саймон сначала поддерживает Йохана Росса, но позже меняет мнение. Без Ниву станция развалится, и люди погибнут. Саймон теряет левую руку, а Росс пытается его убить. Океаническая тварь спасает Саймона от Росса.
Прибытие на Фии 55:55 Саймон подключает Кэтрин к системе. Кэтрин спокойно воспринимает новость о смерти Ниву и своей собственной гибели. Учёные сомневаются в необходимости запуска ковчега в космос. Кэтрин погибает от руки Эн Педерсона.
Подготовка к запуску 56:55 Кэтрин и Саймон обсуждают будущее на ковчеге. Устройство загружается в ракету, Саймон занимает кресло пилота. Кэтрин настраивает активацию пускового механизма и перенос сознания на одну кнопку.
Завершение миссии 58:25 Миссия по спасению человечества выполнена, но Саймон разочарован. Он считает, что будущее досталось не ему, а его копии. Сбой в системе приводит к уходу Кэтрин.
Пробуждение на ковчеге 59:24 Четвёртая итерация Саймона пробуждается на ковчеге. Протагонист проходит тест, закрепляющий его эмоциональное состояние. Встреча с подругой на набережной.
Философские размышления 1:00:33 Финал ощущается опустошающим, но предсказуемым. Обсуждение оцифровки сознания и его жизни. Возможные дальнейшие действия Саймона: возвращение на Микрон или поиск других убежищ.
Оценка игры 1:01:31 Игра — лучший проект Frictional Games на сегодняшний день. Заимствования из «Спинумбра» и более проработанный сюжет. Рекомендация играть в оригинале из-за химии между актёрами озвучивания. Минусы: невнятная смерть оцифрованной Кэтрин и слабое раскрытие команды.
Заключение 1:02:29 Frictional Games планирует отойти от хоррор-жанра. Призыв к зрителям высказывать мнение в комментариях и подписываться на канал.