Неравенства с модулем. Как правильно раскрывать модуль

YOUTUBE · 01.12.2025 06:11

Ключевые темы и таймкоды

Введение в неравенства с модулем

0:00
  • Неравенства с модулем - сложная тема в школьном курсе математики.
  • Существует множество приемов решения таких неравенств.
  • В этом уроке будут рассмотрены четыре основных приема, которые помогут решить 90-95% всех неравенств.

Определение модуля

0:54
  • Модуль числа - это само число, если оно неотрицательно, или противоположное число, если оно отрицательно.
  • Модуль всегда неотрицателен, в крайнем случае равен нулю.
  • Геометрическое определение модуля: расстояние от точки a до точки x на числовой прямой.

Подготовка к решению неравенств

2:50
  • Важно понимать, что такое неравенство и как его решать.
  • Рекомендуется посмотреть уроки по методу интервалов и дробно-рациональным неравенствам.
  • Эти уроки помогут лучше понять материал сегодняшнего урока.

Первый прием решения неравенств с модулем

4:23
  • Неравенство вида модуль функции меньше другой функции можно представить как двойное неравенство.
  • Двойное неравенство равносильно системе двух неравенств.
  • Решение системы включает пересечение множеств.

Пример решения неравенства

6:25
  • Пример: 2x + 3 < x + 7.
  • Преобразование в систему двух неравенств: 2x + 3 < x + 7 и 2x + 3 > -x - 7.
  • Решение системы: x < 4 и x > -10/3.

Пересечение множеств

9:17
  • Пересечение множеств можно изобразить на числовой прямой.
  • Важно подписывать оси, чтобы избежать ошибок.
  • Пересечение множеств позволяет найти общие значения.

Заключение

11:10
  • Рекомендуется рисовать числовые прямые для наглядности.
  • В сложных задачах часто требуется пересечение множеств.
  • В следующем задании будет рассмотрено объединение множеств.

Формула для неравенств с модулем

11:54
  • Если неравенство сводится к модулю, можно не учитывать знак под модулем.
  • Переписываем неравенство в виде двойного неравенства: ф меньше или равно ж, но больше или равно минус ж.
  • Решаем двойное неравенство как систему неравенств и отмечаем результаты на параллельных прямых.

Неравенства с модулем больше

12:44
  • Если модуль больше, то неравенство раскрывается по алгоритму: либо ф больше ж, либо ф меньше минус ж.
  • Результаты объединяются, а не пересекаются.
  • Объяснение на примере множеств: объединение множеств больше, чем пересечение.

Пример решения неравенства

16:12
  • Решаем неравенство вида модуль больше другой функции.
  • Преобразуем неравенство: либо 3x + 1 больше 5 - 4x, либо 3x + 1 меньше -5 + 4x.
  • Объединяем результаты: икс больше 6 и икс больше 4/7.

Объединение множеств

19:24
  • Нарисуем множества на числовых прямых: икс больше 4/7 и икс больше 6.
  • Объединяем множества: икс принадлежит интервалу от 4/7 до плюс бесконечности.

Новый тип неравенств с модулями

20:23
  • Рассмотрим неравенства, которые встречаются реже, но могут вызвать панику у школьников.
  • Рассмотрим универсальный алгоритм решения таких неравенств.
  • В будущем будет рассмотрен более универсальный алгоритм для всех типов неравенств с модулями.

Решение неравенств с модулями

20:55
  • Рассматривается неравенство: модуль икс плюс два больше или равен модулю один минус два икс.
  • Предлагается использовать алгоритм для функций, которые не отрицательны.
  • Возведение в квадрат позволяет упростить неравенство.

Преобразование неравенства

21:49
  • Возведение в квадрат позволяет заменить неравенство на более простое.
  • Модуль икс плюс два и модуль один минус два икс больше или равны нулю.
  • Преобразование модуля в квадрат упрощает неравенство.

Симметрия и четные степени

23:29
  • Модуль икс плюс два можно заменить на икс в квадрате.
  • Четные степени также можно заменить на икс в степени два.
  • Это позволяет упростить неравенство и решить его методом интервалов.

Решение неравенства методом интервалов

24:25
  • Перенос квадратов в одну сторону упрощает неравенство.
  • Использование формулы сокращенного умножения позволяет решить неравенство.
  • Решение методом интервалов дает окончательный ответ.

Универсальный алгоритм

28:16
  • Алгоритм работает не только для модулей, но и для корней и логарифмов.
  • Метод перебора позволяет свести сложное неравенство к линейному или квадратному.
  • Важно знать, как решаются неравенства методом интервалов.

Пример решения неравенства

29:26
  • Рассматривается неравенство с модулями, которое нельзя свести к ранее рассмотренным.
  • Выписываются подмодульные выражения и приравниваются к нулю.
  • Числовая прямая разбивается на три интервала для дальнейшего анализа.

Анализ интервалов

31:19
  • Рассматриваются знаки подмодульных выражений на каждом интервале.
  • Модуль икс плюс два меняет знак в точке минус два.
  • Модуль икс минус один меняет знак в точке единица.

Заключение

33:04
  • Табличка знаков подмодульных выражений помогает в дальнейших размышлениях.
  • Важно составлять такие таблицы для упрощения решения сложных неравенств с модулями.

Рассмотрение интервалов

33:19
  • Рассматриваются пять случаев, из которых важны случаи 1, 2 и 3.
  • В первом случае икс меньше минус двух, модули раскрываются с минусом.
  • Во втором случае икс от минус двух до одного, модули раскрываются с плюсом.

Решение первого случая

34:01
  • В первом случае икс меньше минус двух, модули раскрываются с минусом.
  • Неравенство преобразуется в минус икс минус два меньше минус икс плюс один плюс икс минус три вторых.
  • Приводится к виду минус икс меньше минус одна вторая, что не выполняется.

Пересечение числовых прямых

36:03
  • Изображаются числовые прямые для икс меньше минус двух и икс больше минус три вторых.
  • Пересечение этих областей не дает ни одной точки, что приводит к пустому множеству ответов.

Переходный случай 1

37:00
  • Рассматривается икс равный минус двум.
  • Модуль нуля равен нулю, что не меньше минус одна вторая.
  • Икс равный минус двум не является решением.

Второй случай

37:58
  • В этом случае икс от минус двух до одного.
  • Модули раскрываются с плюсом, неравенство преобразуется в икс плюс два меньше минус икс плюс один плюс икс минус три вторых.
  • Пересечение множеств не дает ни одной точки, что приводит к пустому множеству ответов.

Третий случай

40:29
  • В этом случае икс строго больше единицы.
  • Модули раскрываются с плюсом, неравенство преобразуется в икс плюс два меньше икс минус один плюс икс минус три вторых.
  • Пересечение множеств дает икс больше четырех с половиной, что является решением.

Заключение

43:34
  • Все рассмотренные случаи решаются, несмотря на сложность модулей.
  • Рассматривается универсальный алгоритм решения неравенств с модулями.

Алгоритм решения неравенств с модулями

43:48
  • Рассматриваем неравенство, выписываем все функции и приравниваем их к нулю.
  • Получаем множество корней, отмечаем их на числовой прямой.
  • В рамках каждого кусочка числовой прямой модули раскрываются однозначно.

Применение алгоритма

44:44
  • Убираем модули, решаем полученное неравенство или уравнение.
  • Пересекаем полученный ответ с ограничениями, чтобы найти удовлетворяющие значения.
  • Цель - научиться решать неравенства с модулями надежно, а не быстро.

Практика и опыт

45:41
  • Осваиваем алгоритм, решаем несколько задач для закрепления.
  • Со временем можно будет ускорять процесс и исключать ненужные варианты.
  • Важно научиться применять алгоритмы, а не только решать быстро.

Примеры задач

46:40
  • Рассматриваем более сложные неравенства с модулями.
  • Используем изученные приемы для решения задач.
  • Освежаем в памяти изученные методы.

Решение первого неравенства

47:10
  • Модуль икс-квадрат плюс два, икс минус три больше икса.
  • Переписываем неравенство: икс-квадрат плюс два, икс минус три больше икса или меньше минус икса.
  • Решаем каждое неравенство методом интервалов, объединяем полученные множества.

Сравнение корней

49:05
  • Корни уравнений могут быть некрасивыми и иррациональными.
  • Для сравнения корней нужно научиться их находить и записывать.
  • Пример: дискриминант равен 13, корень из которого иррационален.

Числовые прямые

50:20
  • На числовых прямых отмечаются найденные корни.
  • Важно правильно расположить числа на числовых прямых.
  • Пример: минус три плюс корень из двадцати одного на два может быть правее или левее минус одного плюс корень из тринадцати на два.

Сравнение корней

52:28
  • Для сравнения корней нужно привести их к уединению радикала.
  • Пример: умножение на два для избавления от дробей.
  • Важно учитывать знаки при возведении в квадрат.

Метод интервалов

56:19
  • Решение неравенства методом интервалов.
  • Важно фиксировать знаки неравенства для правильного объединения множеств.
  • Пример: объединение множеств на числовых прямых для получения ответа.

Второе неравенство

58:59
  • Второе неравенство решается проще, так как это неравенство вида моду лев.
  • Возведение в квадрат обеих частей неравенства.
  • Пример: разность квадратов для упрощения выражения.

Раскрытие скобок

1:01:51
  • Перед первой скобкой нет минуса, поэтому переписываем выражение.
  • Перед второй скобкой стоит минус, поэтому знаки внутри меняются.
  • Ошибки: минус относится ко всей скобке, а не только к икс-квадрат.

Решение неравенства

1:03:21
  • Приводим подобные в первой скобке, что приводит к исчезновению квадрата.
  • Решаем неравенство методом интервалов, приравнивая к нулю и решая квадратное уравнение.
  • Ответ: икс принадлежит интервалу от трех вторых до плюс бесконечности.

Решение неравенства с модулем

1:05:01
  • Переносим двойку влево и модуль вправо, получаем классическое неравенство.
  • Вводим новую переменную модуль икс равно т.
  • Решаем неравенство методом интервалов, получаем точки минус один и два.
  • Ответ: икс принадлежит интервалу от минус бесконечности до минус двух и от двух до плюс бесконечности.

Важность правильного описания множеств

1:07:56
  • При введении новой переменной важно правильно описывать множества.
  • Нельзя записывать т принадлежит интервалу, нужно писать т меньше минус одного и больше двух.
  • Это помогает избежать ошибок и правильно описать ответ.

Дробно-рациональные неравенства

1:10:41
  • Рассматриваем два неравенства, содержащие дробь и модуль.
  • Умножать на модуль не рекомендуется, так как знак модуля минус единица неизвестен.
  • Используем метод перебора, разбиваем числовую прямую на группы и рассматриваем каждую группу отдельно.

Решение дробно-рационального неравенства

1:12:08
  • Рассматриваем пять групп: три полноценных и две дополнительные.
  • В первой группе икс меньше минус трех, оба модуля раскрываются со знаками минус.
  • При переходе через минус тройку знаки меняются, но подмодульные выражения остаются отрицательными.

Рассмотрение случаев

1:14:19
  • Если x меньше -3, выражение принимает вид: -x+3/x+2-1>=1.
  • Сокращаем числитель и знаменатель, получаем 1>=1.
  • Если x меньше -3, знаменатель не равен нулю, что позволяет сократить.

Случай x= -3

1:16:14
  • При x= -3 получаем неопределенность 0/0, что означает отсутствие корней.
  • Рекомендуется выделять границы изменения знаков подмодульных выражений в отдельные пункты.

Случай x больше -3, но меньше -2

1:17:24
  • Первый модуль раскрывается с плюсом, второй с минусом.
  • Сокращаем числитель и знаменатель, получаем -1>=1, что не имеет корней.

Случай x= -2

1:18:22
  • При x=-2 получаем -1>=1, что не имеет корней.
  • Рассматриваем последовательно каждый интервал.

Случай x больше -2

1:19:19
  • Оба модуля раскрываются с плюсом, получаем дробно-рациональное неравенство.
  • Приводим к общему знаменателю, получаем x+1>=0.

Пересечение числовых прямых

1:21:47
  • Интересует пересечение областей на числовых прямых.
  • Икс принадлежит интервалу от -1 до +∞.
  • Окончательный ответ: икс принадлежит интервалу от -∞ до -3 и от -1 до +∞.

Решение дробно-рационального неравенства

1:23:42
  • Рассматривается неравенство с модулями, которое можно упростить до классического дробно-рационального.
  • В знаменателе стоит точный квадрат, что позволяет упростить выражение.
  • Неравенство переписывается с учетом знака знаменателя.

Упрощение неравенства

1:24:41
  • Неравенство умножается на положительное число, чтобы избавиться от дроби.
  • Учитывается, что икс не равен минус трем, чтобы избежать смены знака.
  • Неравенство переписывается для удобства решения.

Введение новой переменной

1:26:39
  • Вводится новая переменная т для упрощения неравенства.
  • Неравенство решается методом интервалов.
  • Используются теоремы Виета для нахождения корней.

Решение неравенства

1:27:36
  • Находятся корни уравнения и определяются знаки.
  • Вводится система неравенств для определения допустимых значений икс.
  • Учитываются требования ОДЗ и записывается окончательный ответ.

Заключение

1:31:37
  • Подчеркивается важность учета ОДЗ при решении неравенств.
  • Призывается скачивать домашние задания и задавать вопросы.
  • Обещание новых видео по сложным темам и пожелания удачи.