Введение в эпоху высокого средневековья 0:22 Эпоха высокого средневековья начинается с XI века. В XI веке формируются вассально-ленные отношения. Начинается внутренняя и внешняя колонизация.
Внутренняя колонизация 1:16 Развитие сельского хозяйства и улучшение орудий труда. Климатическое потепление и демографический взрыв. Появление городов как центров торговли и новых форм собственности.
Развитие западноевропейских городов 2:36 Города становятся административными и торговыми центрами. Города-крепости эволюционируют в центры торговли. Развитие обмена и рынка, что приносит сеньорам доходы.
Правовой статус и коммунальное движение 5:32 Города подвергаются эксплуатации со стороны сеньоров. Горожане заключают мирные сделки или восстают за свободу. Коммунальное движение становится союзником королевской власти.
Города-коммуны 7:53 Города-коммуны строятся по феодальному принципу. Имеют права, аналогичные феодальным князьям. Управляются городским советом и мэром.
Гражданские права и хартии 10:37 Большинство городов получают гражданские права через договоры с сеньорами. Хартии освобождают горожан от злоупотреблений и дают налоговые льготы. Города выкупают свои хартии, подтверждая привилегии.
Торговля и сословия 13:34 Горожане составляют единое сословие с имущественным неравенством. Средневековый город является центром ремесла и торговли. Развивается местная и международная торговля, особенно с Востоком.
Южные европейские купцы 16:47 Главными посредниками в торговле Востока с Западом были южные европейские купцы. Основные центры: Венеция, Пиза, Генуя, южно-французские и испанские города. Южно-французские города стали богатейшими в западноевропейском регионе.
Торговля с Востоком 17:44 Купцы ездили в восточные порты, такие как Сирия, Египет, Константинополь и Черное море. Основные товары: шерсть, дерево, рабы. Вывозили пряности, дорогие ткани, драгоценные камни и благовония.
Северный торговый путь 19:34 Торговля на Северном и Балтийском морях между северо-восточными и юго-западными странами Европы. Основные товары: меха, кожи, хлеб, рыба, сало, воск, мед. В обмен на эти товары шли сукна, металлические изделия, соль, вино, пиво.
Ганзейский союз 20:32 Ганзейский союз объединил около 80 городов, главной артерией была линия Новгород-Брюгге. Союз стремился захватить исключительное право торговли. В каждом городе ганзейский квартал был обнесен высоким забором и тщательно охранялся.
Союз провинции Шампань 22:45 Шампань была центральным звеном средиземноморской и северной торговли. Графы Шампани гарантировали безопасность купцов и заключали договоры с соседними князьями. Ярмарки в Шампани проходили шесть раз в год и продолжались до 48 дней.
Международная торговля 24:29 Международная торговля развивалась в определенных городах. Иностранные купцы вели оптовую торговлю, что не всегда было выгодно. Дороги и мосты строились в основном в городах, а не на обычных дорогах.
Внешняя колонизация 26:44 Международная торговля способствовала развитию внешней колонизации. В XI веке началась мирная колонизация через торгово-денежные отношения. Военное направление колонизации включало крестовые походы и реконкисту.
Священная война 27:57 Святой Августин сформулировал идею священной войны. Война считалась злом, но необходимым для предотвращения большего зла. Справедливая война должна начинаться после исчерпания мирных средств и ради справедливой цели.
Концепция священной войны 34:09 Лев IV воюет против арабов в Южной Италии в 853 году. Концепция священной войны формируется в западноевропейском регионе. На Востоке концепция джихада зарождается при Мухаммеде, трансформируясь в идею подчинения мира исламу.
Реконкиста и ассимиляция 35:07 Концепция священной войны формируется параллельно в христианском и исламском вероучениях. Реконкиста на Пиренейском полуострове длилась с VIII по XV век. В VIII веке отвоевана небольшая область, но к X веку темпы отвоевания ускоряются.
Священная война и военные действия 37:53 В западноевропейском регионе священная война тесно связана с военными действиями. В Византии священная война понималась как борьба с язычниками мирными методами. Римская церковь использовала военную лексику для ассимиляции германских военных традиций.
Картовские мученики 40:44 В 850 году в Кордове около 50 человек нарушили запрет на проповедь и приняли мученическую смерть. Их поступок был связан с желанием приблизить конец света. История картовских мучеников произвела сильное впечатление на Запад и стала примером для подражания.
Культ святого Иакова 43:14 Культ святого Иакова связан с формированием паломнического пути. В королевстве Астурия утвердился христианский культ, противостоящий мос-арабской культуре. Обретение мощей апостола Иакова в начале IX века повысило статус церкви Астурийского королевства.
Демографический подъем и освоение новых земель 47:00 В X-XII веках в Европе наблюдается демографический подъем и интерес к освоению новых земель. Война становится способом быстрого накопления богатства.
Реконкиста и клюнийская реформа 48:27 Реконкиста активно развивается в IX-X веках. Клюнийская реформа затронула монастыри, включая Пиренейский полуостров. Создается сеть дорог, соединяющих Германию, Италию и Францию с Пиренеями.
Паломнический путь и его влияние 49:17 Дорога святого Иакова соединяла множество мест поклонения. Строятся мосты, приюты и религиозные братства для паломников. Паломнический путь вызвал обновление церковных институтов и нравственные реформы.
Контрнаступление Аль-Мансура 51:07 Аль-Мансур организует жесткое контрнаступление против христиан. Осада Кордовы в X веке приводит к разрушению города. Военные действия Аль-Мансура воспринимаются как мученичество.
Паломническое движение и его последствия 52:31 Формируется мощное религиозное паломническое движение. Кордовский халифат распадается на мелкие эмираты. Клюнийское аббатство организует паломнический путь.
Борьба за инвеституру и объединение Европы 53:30 Церковь становится точкой объединения Европы. Паломнический путь проходит через пограничную зону между халифатом и испанскими королевствами. Испанский король Фердинанд I начинает военные действия против арабов.
Осада Барбастро и религиозное движение 55:26 Папа Александр II публикует буллу, отпускающую грехи участникам войны в Испании. Осада Барбастро становится точкой отсчета для завоевания Пиренейского полуострова. Концепция религии и войны соединяется в этом эпизоде.
Итоги и влияние реконкисты 56:42 В X-XI веках формируется концепция единения войны и религии. Реконкиста становится толчком для крестоносного движения. Борьба с мусульманами распространяется на весь исламский мир.
Божий мир и его влияние 58:29 Божий мир требует перемирия в феодальных войнах. Военизирующий элемент направляется на борьбу с неверными. Церковь берет на себя обязательства объявления божьего мира.
Заключение и предпосылки крестоносного движения 1:00:22 Реконкиста становится толчком для крестоносного движения. Причины и предпосылки крестоносного движения будут обсуждаться на следующей лекции.