Квантовый эксперимент 1:16 Обсуждение странного поведения фотонов в квантовом эксперименте. Фотоны ведут себя как волны и частицы одновременно. При выпуске фотонов по одному на экране появляется волновая картина.
Влияние наблюдателя 3:15 Установка детектора меняет картину на экране. Наблюдатель влияет на положение квантовых частиц. Лосяш покрывает стены каюты «антивоображательным слоем», чтобы не поддаться соблазну изменить мир силой мысли.
Разговор о воображении 4:14 Обсуждение возможности изменения мира силой воображения. Упоминание о детских рисунках Лосяша и его перевоспитании.
Квантовая физика и реальность 9:40 Квантовый мир не меняется ради наблюдателей. Квантовые частицы описываются математически, но их реальное состояние невозможно представить. Логически понять квантовую физику невозможно, её можно только использовать.
Страх и его функции 12:37 Страх — часть жизни, объединяющая все живое. В первобытном мире страх помогал избегать опасностей. Современные страхи мешают жить, но не исчезают.
Реакция организма на страх 16:26 Три реакции на испуг: бегство, замирание, борьба. Биологические процессы при страхе: учащённое сердцебиение, повышение уровня адреналина, отток крови от кожи и желудка. Физиологические изменения: увеличение свёртываемости крови, рост кислотности в желудке, повышение уровня сахара в крови.
Изменение реакций на страх 18:25 В будущем научились менять устаревшие проявления страха на более комфортные. Вместо желания убежать будет желание станцевать.
Реакция на изменения 19:25 Нюша испытывает необычные ощущения. Обсуждается возможность изменения реакции на страх.
Потеря страха 21:26 Один из персонажей теряет способность испытывать страх. Он больше не боится признаваться в чувствах.
Защита тыквы 24:17 Персонажи обсуждают защиту тыквы от гусениц. Предлагается использовать метод самосборки для создания невидимого материала.
Метод самосборки 28:44 Объясняется метод самосборки на основе прилипания наночастиц. Возможность создания материалов с необычными свойствами.
Метаматериалы 29:43 Метаматериалы обладают свойствами, не встречающимися в природе. Пример: материал, излучающий разноцветный свет.
Создание невидимого материала 30:43 Обсуждается возможность создания материала с отрицательным показателем преломления света. Такой материал сделает предмет невидимым.
Борьба с правильным питанием 36:01 Персонажи пытаются бороться с системой исправительного питания. План: каждый называет продукт, который не переносит, и помогает друг другу его съесть.
Важность витаминов 37:56 Подчёркивается важность витаминов для организма. Свежие фрукты и овощи — источник витаминов.
Последствия отказа от витаминов 42:48 Отказ от витамина С может привести к проблемам со здоровьем. Витамин С важен для кожи и сосудов. Мореплаватели в XV веке страдали от недостатка витамина С.
Витамины и их роль 43:45 Лимонный сок был первым лекарством от цинги, найденным в XVIII веке. Витамин D, называемый «солнечным витамином», необходим для усвоения кальция и предотвращения рахита. Витамин А, содержащийся в оранжевых и жёлтых овощах и фруктах, улучшает зрение.
Искусственные витамины 45:41 Суточную норму всех витаминов можно получить в одной таблетке. Избыток витаминов вреден, достаточно одной таблетки в день.
Нобелевские премии за витамины 46:41 В 1928 году Адольф Виндаус получил Нобелевскую премию по химии за изучение витамина D. В 1937 году Пауль Каррер получил Нобелевскую премию по химии за изучение витамина А. Венгерский химик Альберт получил Нобелевскую премию по медицине за открытие структуры витамина С.
Радиоуглеродный метод датирования 53:04 Радиоуглеродный метод позволяет точно определить возраст исторических находок. Радиоуглерод накапливается в растениях и со временем превращается в обычный углерод. Метод основан на измерении концентрации радиоуглерода в образцах.
Применение радиоуглеродного метода 55:57 Радиоуглеродный анализ применяется для определения возраста рисунков, сделанных обожжёнными концами палок. Пример: измерение концентрации радиоуглерода в рисунке позволяет определить его возраст.
Историческое открытие 57:51 Радиоуглеродный метод подтвердил возраст скалки — 38 тысяч лет. Это открытие изменило представление о кулинарных возможностях неандертальцев.
Изобретение радиоуглеродного метода 58:50 Радиоуглеродный метод был изобретён американским учёным Уиллардом Либи. Разработка Либи была оценена Нобелевской премией по химии в 1960 году.