Бактерии и вирусы - запись вебинара

YOUTUBE · 01.12.2025 03:23

Ключевые темы и таймкоды

Обсуждение рисунков и определение царств

0:02
  • Обсуждение рисунков и определение царства бактерий и царства растений.
  • Обсуждение особенностей клеток бактерий и растений.

Определение царства грибов

9:20
  • Обсуждение клеточной стенки грибов, отсутствие плазмодесов и пластид.
  • Упоминание о центральной вакуоли и ядерном хроматине.

Определение царства, представители которого способны азот-фиксации

11:02
  • Обсуждение способности азот-фиксации у некоторых бактерий.
  • Завершение обсуждения рисунков и определение царства.

Вирусы и бактерии

11:46
  • Клеточная стенка грибов содержит хитин, у бактерий - мурин, пептиды и гликаны.
  • Вирусы имеют нуклеиновую кислоту и белки, бактерии - клеточную стенку, цитоплазматическую мембрану, нуклеоид и слизистую капсулу.

Антибиотики и их применение

16:27
  • Антибиотики уничтожают бактерии, но не вирусы.
  • Неправильное применение антибиотиков может привести к развитию устойчивости у бактерий.

Морфология и физиология вирусов и бактерий

20:18
  • Вирусы могут быть носителями генетической информации в виде ДНК или РНК.
  • Бактерии способны к спорообразованию, кристаллизации, образованию порошка, азотфиксации и обратной транскрипции.

Наука, изучающая вирусы

21:42
  • Вирусология изучает вирусы, а микробиология - бактерии, одноклеточные грибы и простейшие организмы.
  • Бактериология - раздел микробиологии, но пока не встречается в официальных ключах ЕГЭ.

Изучение возбудителей гриппа и ОРВИ

23:59
  • Возбудители гриппа и ОРВИ - вирусы, поэтому изучение их относится к вирусологии.
  • Изучение возбудителей туберкулеза, коклюша, кори, оспы и сибирской язвы относится к микробиологии, так как они вызываются бактериями.

Схема цикла ретровируса

27:13
  • Ретровирус содержит в качестве генетического материала РНК, которая проникает в клетку.
  • Процесс обратной транскрипции переводит РНК вируса в ДНК, которая встроится в клеточную ДНК.
  • Репликация ДНК клетки происходит после встраивания вирусной ДНК.
  • Транскрипция и трансляция происходят с использованием вирусной ДНК и клеточной РНК.
  • В результате образуются новые вирусные частицы (вирионы) с генетической информацией вируса.

Жизненный цикл вируса

33:46
  • Рисование схемы жизненного цикла вируса, начиная с асорбции и заканчивая выходом из клетки.
  • Обсуждение различий между бактериофагами и другими вирусами, включая процесс впрыскивания нуклеиновой кислоты.

Задания на последовательность

43:48
  • Установка последовательности жизненного цикла вируса в клетку-мишень.
  • Обсуждение различных вариантов проникновения вируса в клетку и его взаимодействия с клеточной мембраной.
  • Обратная транскрипция и синтез вирусных РНК и белков.
  • Сборка новых вирусных частиц и выход из клетки путем от почкования.
  • Задания на последовательность жизненного цикла вируса считаются сверхпростыми и сверхпонятными.

Жизненный цикл бактериофага

46:40
  • Прикрепление бактериофага к оболочке бактерии, впрыскивание ДНК бактериофага в клетку, встраивание ДНК бактериофага в геном бактерии, синтез вирусных белков и формирование новых вирионов.

Размножение ДНК-содержащих вирусов

48:12
  • Прикрепление вируса к оболочке клетки, растворение оболочки клетки, проникновение ДНК вируса в клетку, встраивание ДНК вируса в геном клетки, синтез вирусных белков, формирование новых вирусных частиц.

Царства бактерий и растений

50:27
  • Клетка царства бактерий: отсутствие оформленного ядра, наличие нуклеоида, отсутствие мембранных органоидов, наличие плазмид.
  • Клетка царства растений: наличие оформленного ядра, наличие пластид, наличие крупной центральной вакуоли, наличие толстой клеточной стенки, наличие плазмодесм и цитоплазматических мостиков между клетками.
  • Отсутствие клеточного центра у высших растений.

Задания по биологии

58:27
  • Обсуждение заданий по биологии, включая вопросы о водорослях, жгутиках, нуклеоиде и плазмидах.
  • Упоминание о бактериях и их особенностях, таких как обмен плазмидами при конъюгации и быстрое эволюционирование.

Ответы на задания

1:05:18
  • Ответы на задания по биологии, включая определение царства бактерий, их значение в эволюции и типы питания.
  • Обсуждение различных групп бактерий, таких как сапротрофы, паразиты и симбионты, и их особенности.

Бактерии и их питание

1:15:22
  • Мертвые организмы, продукты их выделения и выделения других организмов являются пищей для сапротрофных бактерий.
  • Паразитические бактерии питаются за счет живых организмов, используя их как источник питания.
  • Симбиотические бактерии питаются за счет симбионтов, организмов, с которыми они дружат.
  • Химатрофные бактерии используют энергию окисления неорганических соединений для синтеза органических веществ.
  • Фототрофные бактерии используют энергию солнечного света для синтеза органических веществ.

Значение азот-фиксирующих бактерий для экосистемы

1:24:22
  • Азот-фиксирующие бактерии фиксируют свободный молекулярный азот атмосферы и преобразуют его в доступную форму для усвоения растениями.
  • Без деятельности азот-фиксирующих бактерий экосистема может погибнуть из-за недостатка соединений азота, необходимых для минерального питания растений.
  • Человек также является потребителем азота, но не входит в цепи питания, так как питается воздухом.

Вирусы и их строение

1:30:48
  • Вирусы состоят из белков и нуклеиновых кислот, капсида и нуклеиновой кислоты.
  • Вирусы могут быть ДНК- или РНК-содержащими.
  • Вирусы способны к воспроизведению только при попадании в бактериальную клетку.

Жизненный цикл вирусов

1:35:03
  • Вирусы проходят через этапы прикрепления, впрыскивания нуклеиновой кислоты, встраивания генетической информации в ДНК клетки-хозяина, синтеза вирусных нуклеиновых кислот и белков, сборки новых вирусных частиц и выхода из клетки.

Биосинтез

1:38:58
  • Задание сложное, но интересное.
  • В конце вебинара будут организационные моменты и инсайты.

Обсуждение функций структур вируса

1:41:46
  • Головка вируса состоит из капсида и нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК).
  • Хвост состоит из стержня, сократительного чехла и нуклеиновой кислоты.
  • Базальная пластинка обеспечивает прикрепление вируса к поверхности бактерий.
  • Концевые нити обеспечивают прикрепление вируса к поверхности бактерий.

Определение последовательности белка

1:52:53
  • По матричной ДНК, комплиментарной вирусной РНК, определяем последовательность нуклеотидов в матричной ДНК.
  • По матричной ДНК определяем последовательность нуклеотидов в смысловой цепи ДНК.
  • По смысловой цепи ДНК определяем последовательность нуклеотидов в иРНК.
  • По иРНК определяем последовательность нуклеотидов в белке.

Вирусы и их генетический материал

1:58:13
  • Вирусы могут использовать как ДНК, так и РНК в качестве генетического материала.
  • РНК вируса может быть использована для синтеза белка, но не является носителем генетической информации.

Кодовая фраза и наследственная информация

2:00:09
  • У вирусов могут быть молекулы ДНК или РНК в качестве наследственного материала.
  • У клеточных организмов наследственным материалом является только ДНК.
  • У вирусов РНК может быть носителем генетической информации, но выполняет и другие функции.

Видеоурок и кодовая фраза

2:06:01
  • Завтра будет видеоурок с повторением ключевых моментов первого-второго месяца.
  • В видеоуроке будет кодовая фраза, которую нужно указать при сдаче зачета.
  • Кодовая фраза будет у Алены, возможно, не одна.
  • Если знаете деление клетки и биосинтез белка, можете не смотреть вторую половину видеоурока.

Генетика и селекция

2:09:22
  • В видео обсуждаются темы генетики и селекции, которые будут изучаться на вебинарах.
  • Упоминается, что все задания по генетике и селекции будут рассмотрены на вебинарах и в видеоуроках.

Зачет и пересдача

2:12:28
  • Зачет по генетике пройдет 17 октября, будет неделя на решение заданий.
  • Пересдача будет доступна в случае необходимости.

Оплата за сдачу ЕГЭ

2:16:17
  • Автор упоминает, что может помочь иностранным студентам сдать вступительные испытания по биологии и химии за определенную плату.
  • Однако, автор подчеркивает, что никто не сможет сдать ЕГЭ за другого человека.