Ежи Сармат смотрит о Расколе Русской Православной Церкви!

YOUTUBE · 16.11.2025 07:40

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему

0:00
  • Обсуждение раскола между православной церковью и старообрядцами.
  • Патриарх Алексей II считает раскол раной, кровоточащей до сих пор.
  • Официальная церковь и старообрядцы часто напряженно относятся друг к другу.

Обсуждение раскола

1:33
  • Ведущий предлагает пригласить Германа Стерлигова для обсуждения.
  • В студии присутствуют Михаил Шахов и отец Роман Колесников.
  • Обсуждение разногласий в обрядовой практике и текстах богослужебных книг.

Исторические аспекты раскола

3:47
  • Различия в обрядах и текстах между русской православной церковью и православным востоком.
  • Вопрос унификации богослужебных текстов и их переводов.
  • Раскол общества из-за этих разногласий.

Реформы и их последствия

6:34
  • Патриарх Никон поддерживал греческие традиции и реформы.
  • Реформы проводились жесткими методами, включая гонения.
  • Старообрядцы в 21 веке придерживаются концепции "спасайся, малое стадо".

Ключевые фигуры раскола

9:18
  • Патриарх Никон и протопоп Аввакум как ключевые фигуры раскола.
  • Никон не стремился модернизировать церковь, а считал греческие традиции более древними.
  • После раскола старообрядцы начали негативно относиться к правящей династии Романовых.

Трагическая фигура протопопа Аввакума

10:58
  • Аввакум был искренним, но его убеждения были ошибочными.
  • Он пытался править по кривому, что привело к трагическим последствиям.
  • Аввакум стал святым для старообрядцев и одним из главных героев сериала "Раскол".

Сериал "Раскол"

11:56
  • Сериал "Раскол" не скучный, в нем есть рэп и молитва.
  • Аввакум поставил преданность чистоте веры выше семьи и благополучия.
  • Старообрядцы бежали через Азию и Южную Америку, чтобы избежать гонений.

Старообрядцы и менониты

13:39
  • Старообрядцев ошибочно принимают за менонитов, но это разные группы.
  • Менониты — протестанты, а старообрядцы почитают иконы и имеют православную теологию.
  • Современные духоборы и молокане — потомки тех, кто исповедовал эти верования.

Реформа и обряды

15:00
  • Реформа могла бы обойтись без раскола, но в итоге признали, что обряды не важны для спасения.
  • Существуют организации, объединяющие православных и старообрядцев.
  • Патриарх Никон и Аввакум были искренними, но их убеждения были ошибочными.

Социальные причины раскола

18:12
  • Раскол вскрыл социальные проблемы церкви, а не только обрядовые.
  • Патриарх Никон отказался от деревянного строительства, что вызвало недовольство среди лесозаготовителей.
  • Недоверие священноначалию стало основной причиной раскола.

Внутренняя протестантская революция

22:29
  • В Российской империи была внутренняя протестантская революция.
  • Царь был помазанником Божьим, но не главой церкви.
  • Патриарх был главой церкви до перехода под систему Синода.

Старообрядчество и личный выбор

22:53
  • Михаил Олегович объясняет, почему он выбрал старообрядчество.
  • Он подчеркивает важность единства формы и содержания в религии.
  • Старообрядчество делится на различные толки, и Михаил принадлежит к безпоповскому согласию.

Безпоповское согласие

23:58
  • Безпоповцы считают, что истинное священство было истреблено.
  • Они не признают апостольское преемство и считают, что Христос не явится для рукоположения новых епископов.
  • Это течение радикальнее, чем протестанты, и отрицает необходимость священства.

Противоречия с символом веры

25:10
  • Безпоповцы утверждают, что апостольское преемство пресекло, что противоречит символу веры.
  • Они считают, что церковь будет существовать до второго пришествия, несмотря на отсутствие священства.
  • Это вызывает вопросы о том, как они совершают таинства и крестят детей.

Таинства и литургия

26:54
  • Безпоповцы сохраняют крещение и исповедь, но не могут совершать литургию.
  • Они верят, что Господь зачтет желание причащения, несмотря на отсутствие священства.
  • Феодосеевцы считают себя истинным направлением старообрядчества.

Переход к православию

28:51
  • Михаил рассказывает о своем переходе к православию.
  • Он поступил в православную семинарию, несмотря на семейные традиции.
  • Его мировоззрение изменилось после прочтения книги "Подвижники благочестия".

Символ веры и вера в церковь

30:40
  • Михаил обсуждает, как символ веры противоречит идее отсутствия правильной церкви.
  • Он считает, что если верить в святую соборную апостольскую церковь, то она должна существовать.
  • Даже те, кто считает, что правильная церковь скрыта, верят в ее существование.

Ценность церкви и святость

32:23
  • Ценность церкви в святости, а не в обрядах.
  • Англичане не изобрели буддизм, а помогли ему распространиться.
  • Буддизм был популярен за пределами Индии, где англичане его реставрировали.

Влияние французов и джайнизм

33:21
  • Если бы победили французы, буддизм был бы другим.
  • Херовада была бы доминирующей формой буддизма.
  • Джайнизм использует свастику как символ вселенной.

Полилиский канон и святость

34:20
  • Полилиский канон важен для буддизма.
  • Святость является аргументом в пользу православия.
  • Первые буддистские монахи на Цейлоне были греками из Александрии.

Христианские ценности и вера предков

35:32
  • Христианские ценности отличаются от дохристианских.
  • Вера предков не является христианской.
  • Христианство включает любовь и самопожертвование.

Апостольское преемство и обряды

38:06
  • Истинная церковь имеет апостольское преемство и неизменные догмы.
  • Старообрядцы часто обвиняются в следовании мертвой букве.
  • Обряды и ритуалы важны для старообрядцев.

Крещение и символика

40:01
  • Крещение и символика важны для христиан.
  • Традиция крещения связана с Христом и его учениками.
  • Символика перстов имеет богословское значение.

Православные и обряды

42:35
  • Православные не делают знак равенства между формой и содержанием.
  • Обряды менялись в разных поместных церквях.
  • Пример: празднование Пасхи в разных культурах.

Единство во Христе

43:31
  • Православные едины во Христе, несмотря на различия в обрядах.
  • Старообрядцы не являются обряддоверами, как и православные.
  • Проблема в экклезиологической сути, а не в обрядах.

Реформа и её последствия

44:29
  • Реформа вскрыла болезни церкви и помогла перейти к определенности.
  • Возвращение к греческому миру через реформы.
  • Восхищение греческими святынями и иерархиями.

Взаимосвязь формы и содержания

46:32
  • Содержание важнее формы, но в пределах.
  • Пример с таинством крещения и его внешним проявлением.
  • Проблема искажения формы и потери благодатной сущности.

Исторические и богословские аспекты

47:19
  • Взаимосвязь формы и содержания в разные эпохи.
  • Старообрядческая литература XVIII века.
  • Реформы и их влияние на богослужебные книги.

Политические и культурные аспекты

49:09
  • Реформы были необходимы, но вопрос в их методах.
  • Влияние политических взглядов на восприятие реформ.
  • Важность единства в православной семье.

Пришельцы и их влияние

51:05
  • Возможность вторжения пришельцев и их влияние на религию.
  • Право сильного и партизанская борьба.
  • Реформа вскрыла недоверие к священноначалию.

Доверие священноначалию

52:48
  • Реформа не была жизненно необходима, но вскрыла болезни церкви.
  • Вопрос доверия священноначалию остается актуальным.
  • Контрольный вопрос для христиан: что бы они сделали на месте Авраама?

Реформы и их последствия

53:18
  • Реформы вскрыли внутренние проблемы церкви.
  • Новые переводы ухудшили качество текстов.
  • В ходе реформ печаталось несколько изданий служебника, что привело к разнобою.

Проблемы с переводом

54:21
  • Пример с переводом Псалтыри показывает различия.
  • На Стоглавом соборе указывали на проблемы с переводом, но ничего не было исправлено.
  • Старообрядцы считают, что слова "господь" и "истинный" должны сосуществовать, а православные - нет.

Политические мотивы реформ

56:14
  • Реформы могли быть связаны с политическими целями, такими как присоединение русских земель.
  • Патриарх Никон стремился стать вселенским патриархом.
  • Современные люди могут недооценивать религиозные мотивы, но в то время они были важны.