История Культуры №9: Культура послемонгольской Руси

YOUTUBE · 30.11.2025 09:46

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Тема занятия: художественная культура Древней Руси после монгольского периода.
  • Обсуждение периода с конца XIII века до XVII столетия.

Восстановление каменного строительства

0:10
  • Важность восстановления каменного строительства после монгольского нашествия.
  • Тверской Спасо-Преображенский собор как первое белокаменное сооружение.

Социальные изменения в архитектуре

1:05
  • Изменение социального лица заказчика: заказы посадников.
  • Пример: церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Великом Новгороде.

Оборонная архитектура

1:54
  • Значение оборонной архитектуры в послемонгольский период.
  • Псковский Кремль как пример совершенства военно-инженерного искусства.

Символизм в архитектуре

2:47
  • Трёхчастная структура Псковского Кремля как отражение представления о Пскове как доме Святой Троицы.

Московский Кремль

3:44
  • Московский Кремль как древнейшая часть Москвы.
  • Успенский собор как кафедральный храм централизованного государства.
  • Благовещенский собор и Архангельский собор как части ансамбля Московского Кремля.

Шатровая архитектура

6:51
  • Появление шатровой архитектуры в XVI веке.
  • Храм Вознесения Господня в Коломенском как пример шатрового храма.

Монастырское строительство

7:47
  • Успенский собор Троице-Сергиева монастыря как пример традиционности.
  • Влияние Успенского собора Киево-Печерской лавры на монастырское строительство.

Реформы патриарха Никона

8:39
  • Учреждение патриаршества на Руси и реформы патриарха Никона.
  • Запрет строительства шатровых храмов и воссоздание копии храма Гроба Господня в Новом Иерусалиме.

Стиль нарышкинского барокко

10:33
  • Декоративность и функциональность в стиле нарышкинского барокко.
  • Примеры: церковь Николая Чудотворца в Хамовниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь Троицы в Никитниках.

Древнерусская архитектура XVII века

11:30
  • Возобновление каменного строительства в конце XIII века привело к увеличению масштаба построек.
  • Строительная деятельность велась на всей Руси, а не только в Московском княжестве.
  • Появились новые типы конструкций и предпосылки для формирования стиля нарышкинского барокко.

Гражданское зодчество и изобразительное искусство

12:10
  • Реконструкция дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском демонстрирует изменения в гражданском зодчестве.
  • Коломенское — одна из древнейших резиденций российских государей.
  • Эволюция живописи в древнерусской культуре.

Выдающиеся мастера XIV–XVII веков

13:04
  • Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий и Симон Ушаков — ключевые фигуры периода.
  • Феофан Грек сочетал мастерство живописца с глубоким пониманием христианского мировоззрения.

Творчество Феофана Грека

14:04
  • В работах Феофана Грека преобладает духовное начало, аскетичность и сдержанная колористическая гамма.
  • Примеры работ: роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице и икона «Троица».

Русский высокий иконостас

15:04
  • Иконостас — композиция с иконами, расположенными по рядам или чинам.
  • Включал местный, праздничный и до-иисусный ряды.

Андрей Рублёв

15:57
  • Андрей Рублёв — монах, важный для понимания эволюции отечественной живописи.
  • Его работы отличаются совершенством формы, изысканностью линий и глубиной проработки.
  • Примеры: образ Святой Троицы и роспись Успенского собора во Владимире.

Дионисий

17:53
  • Дионисий работал вместе с сыновьями и создал собственную школу.
  • Фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре — его наиболее известные работы.
  • Житийные иконы Дионисия включают образы русских святых.

Симон Ушаков

19:44
  • Усложнение композиций и иконографических схем в работах Симона Ушакова.
  • Отсутствие строгого следования обратной перспективе, появление новых характеристик объёма.
  • Включение цитат из западноевропейской художественной традиции.

Переход к культуре нового времени

20:39
  • Древнерусская живопись сформировала предпосылки для культуры нового времени.
  • Появление парсун — переходных форм от иконы к портрету.
  • Послемонгольская эпоха сохранила множество образцов декоративно-прикладного искусства.