Введение 0:00 Тема занятия: художественная культура Древней Руси после монгольского периода. Обсуждение периода с конца XIII века до XVII столетия.
Восстановление каменного строительства 0:10 Важность восстановления каменного строительства после монгольского нашествия. Тверской Спасо-Преображенский собор как первое белокаменное сооружение.
Социальные изменения в архитектуре 1:05 Изменение социального лица заказчика: заказы посадников. Пример: церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Великом Новгороде.
Оборонная архитектура 1:54 Значение оборонной архитектуры в послемонгольский период. Псковский Кремль как пример совершенства военно-инженерного искусства.
Символизм в архитектуре 2:47 Трёхчастная структура Псковского Кремля как отражение представления о Пскове как доме Святой Троицы.
Московский Кремль 3:44 Московский Кремль как древнейшая часть Москвы. Успенский собор как кафедральный храм централизованного государства. Благовещенский собор и Архангельский собор как части ансамбля Московского Кремля.
Шатровая архитектура 6:51 Появление шатровой архитектуры в XVI веке. Храм Вознесения Господня в Коломенском как пример шатрового храма.
Монастырское строительство 7:47 Успенский собор Троице-Сергиева монастыря как пример традиционности. Влияние Успенского собора Киево-Печерской лавры на монастырское строительство.
Реформы патриарха Никона 8:39 Учреждение патриаршества на Руси и реформы патриарха Никона. Запрет строительства шатровых храмов и воссоздание копии храма Гроба Господня в Новом Иерусалиме.
Стиль нарышкинского барокко 10:33 Декоративность и функциональность в стиле нарышкинского барокко. Примеры: церковь Николая Чудотворца в Хамовниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь Троицы в Никитниках.
Древнерусская архитектура XVII века 11:30 Возобновление каменного строительства в конце XIII века привело к увеличению масштаба построек. Строительная деятельность велась на всей Руси, а не только в Московском княжестве. Появились новые типы конструкций и предпосылки для формирования стиля нарышкинского барокко.
Гражданское зодчество и изобразительное искусство 12:10 Реконструкция дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском демонстрирует изменения в гражданском зодчестве. Коломенское — одна из древнейших резиденций российских государей. Эволюция живописи в древнерусской культуре.
Выдающиеся мастера XIV–XVII веков 13:04 Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий и Симон Ушаков — ключевые фигуры периода. Феофан Грек сочетал мастерство живописца с глубоким пониманием христианского мировоззрения.
Творчество Феофана Грека 14:04 В работах Феофана Грека преобладает духовное начало, аскетичность и сдержанная колористическая гамма. Примеры работ: роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице и икона «Троица».
Русский высокий иконостас 15:04 Иконостас — композиция с иконами, расположенными по рядам или чинам. Включал местный, праздничный и до-иисусный ряды.
Андрей Рублёв 15:57 Андрей Рублёв — монах, важный для понимания эволюции отечественной живописи. Его работы отличаются совершенством формы, изысканностью линий и глубиной проработки. Примеры: образ Святой Троицы и роспись Успенского собора во Владимире.
Дионисий 17:53 Дионисий работал вместе с сыновьями и создал собственную школу. Фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре — его наиболее известные работы. Житийные иконы Дионисия включают образы русских святых.
Симон Ушаков 19:44 Усложнение композиций и иконографических схем в работах Симона Ушакова. Отсутствие строгого следования обратной перспективе, появление новых характеристик объёма. Включение цитат из западноевропейской художественной традиции.
Переход к культуре нового времени 20:39 Древнерусская живопись сформировала предпосылки для культуры нового времени. Появление парсун — переходных форм от иконы к портрету. Послемонгольская эпоха сохранила множество образцов декоративно-прикладного искусства.