Ктулхуцена Шадов грубо опоясывает тело старого мудреца Дугина щупальцами и критикует его лекцию

YOUTUBE · 30.11.2025 09:23

Ключевые темы и таймкоды

Введение в философию

0:05
  • Понимание философии требует определения места философа в философском процессе.
  • Тексты философов, живших в другие эпохи, часто непонятны из-за различий в значениях слов и конструкций.
  • Чтение первоисточников на первом этапе бесполезно, но полезно при специализации в определенной области.

Структура философского процесса

1:12
  • Все классические философские тексты уже переведены на современный русский язык.
  • Для понимания философии необходимо знать структуру философского процесса и истории философии.
  • Философия понимается через размещение философа или теории на шкале всего философского процесса.

Важность энциклопедических текстов

2:12
  • Чтение энциклопедических текстов по философам может быть важнее, чем первоисточников.
  • Первоисточники сложно понять из-за различий в языке и культуре.
  • Важно найти общую парадигму философствования эпохи и определить место философов в этой парадигме.

Философия Нового времени

3:09
  • Философия Нового времени должна быть отделена от других типов философии.
  • Философия Нового времени располагается между средневековой философией и философией постмодерна.

Аналитическая философия и постмодерн

3:40
  • Аналитическую философию нельзя свести к постмодерну.
  • Философия нового времени не появилась из ниоткуда, она обусловлена средними веками.
  • Философия нового времени развивалась постепенно, начиная с эпохи Возрождения.

Культурный переворот и философия нового времени

4:32
  • Христианство удалило большую часть философской школы античности.
  • В эпоху Возрождения были открыты греческие тексты, что способствовало развитию философии нового времени.
  • Философия нового времени строилась на контрасте с философией старого времени.

Контраст и полемика в философии нового времени

5:30
  • Философия нового времени часто строилась на контрасте с философией средних веков.
  • Галилей и другие деятели нового времени не имели мощного полемического подхода против старых философов.
  • Средневековая философия и эмпиризм оказали значительное влияние на философию нового времени.

Влияние платонизма и христианство

8:29
  • Платонизм активно влиял на христианство и средневековую философию.
  • Христианство использовало платонизм и перипатетизм для доказательства бытия Бога.
  • Труды Платона и Аристотеля прошли через средневековую философию, организуя её мысль.

Платон и античная философия

10:11
  • Платон и Аристотель оказали значительное влияние на философию.
  • Современные греки легко понимают философию Платона и Аристотеля.
  • Античная философия не сводится к платонизму, существуют и другие школы, такие как перипатетизм и эпикуреизм.

Различные школы античной философии

14:04
  • В античности существовали различные школы философии, такие как сократические и не сократические.
  • Скептицизм и стоицизм также не сводятся к платонизму.
  • Многие школы просуществовали на протяжении всей античности, начиная со смерти Сократа.

Платонизм и средневековая философия

15:37
  • Платонизм и его различные изводы.
  • Средневековая философия может быть сведена к Платону и Аристотелю.
  • Платон и Аристотель были близки, но не идентичны.

Влияние Платона и Аристотеля

16:26
  • Тексты Платона и Аристотеля сохранились до нашего времени.
  • Тексты других философов, таких как Зенон и Хрисип, не дошли до нас.
  • Поздний стоицизм испытал влияние Платона и Аристотеля.

Влияние на средневековую философию

17:59
  • Платон и Аристотель сильно повлияли на средневековую философию.
  • Тексты Платона и Аристотеля были переведены арабами и изучены.
  • Возник восточный перипатетизм, смешение платонизма и перипатетизма.

Возвращение Платона и Аристотеля в Европу

19:41
  • Средневековые мыслители переводили арабские тексты.
  • Платон и Аристотель вернулись в Европу через арабские переводы.
  • Переход от философии идей к теологии в средневековье.

Различия между платоновским и христианским богом

21:26
  • Платонический бог-демиург и христианский бог имеют значительные различия.
  • Христианский бог творит мир, в отличие от платоновского демиурга.
  • Влияние платонизма на средневековую теологию.

Влияние Аристотеля на схоластику

22:07
  • До Фомы Аквинского преобладал платонизм.
  • Альберт Великий и Фома Аквинский занимались текстами Аристотеля.
  • Фома Аквинский создал томизм на базе аристотелизма и перипатетизма.

Спор об универсалиях

23:27
  • Платон утверждает, что идеи существуют до вещей и вне их.
  • Аристотель считает, что идеи существуют в вещах и являются их формами.
  • Идеи у Платона идеальны и позитивны, в отличие от материальных вещей, которые несовершенны и подвержены изменениям.

Средневековые позиции

26:18
  • В средневековье формируются три позиции: платонизм, умеренный реализм и аристотелизм.
  • Платонизм утверждает, что идеи существуют до вещей, как замысел Бога.
  • Умеренный реализм, защищенный Фомой Аквинским, признает существование идей в вещах и в уме человека.

Универсалии и их существование

28:03
  • Фома Аквинский признает три рода универсалий: до вещей, в вещах и после вещей.
  • Универсалии до вещей суть мысли Бога, в вещах они составляют их общую сущность, а после вещей они извлекаются умом человека.
  • Умеренный реализм объединяет эти концепции, признавая существование универсалий в разных формах.

Любовь и ненависть в философии Эмпедокла

31:38
  • Любовь в греческой философии называется филия, что означает стремление к сближению.
  • Эмпедокл считал, что любовь — это сила притяжения, а ненависть — сила разъединения.
  • Стихии у Эмпедокла — это атомы, которые объединяются и разъединяются под действием этих сил.

Номинализм и реализм в средневековой философии

32:39
  • Номинализм, отстаиваемый францисканцами, утверждает, что существуют только вещи, а не сущности.
  • Реалисты считают, что имена присутствуют внутри вещей как их дух или логос.
  • Платоники утверждают, что могут существовать отдельные имена, которые создают вещи.

Спор об универсалиях и его влияние на средневековую философию

33:22
  • Спор об универсалиях в средневековой философии не привел к единой победе.
  • Номинализм и умеренный реализм продолжали существовать параллельно.
  • Фома Аквинский и его умеренный реализм оказали значительное влияние на средневековую философию.

Номинализм как уникальное философское явление

36:08
  • Номинализм в средневековье представляет собой уникальное философское явление, выпадающее из платоновско-аристотелевской философии.
  • В античности также существовали философские направления, не вписывающиеся в классические системы Платона и Аристотеля.
  • Платон и Аристотель отвергали атомизм, считая его философской ересью.

Эпоха Возрождения и возрождение античной философии

39:46
  • Эпоха Возрождения характеризуется разрушением философских систем средневековья.
  • Итальянская интеллигенция, начиная с Петрарки, обращается к античной философии.
  • Возрождение античной философии в эпоху Возрождения сопровождалось трудностями из-за недостатка надежных источников и ресурсов для понимания этой традиции.

Христианская трактовка античной философии

41:34
  • Христианство не разрушило античную философию, а продолжало её развивать.
  • Примеры: Шеллинг и другие философы продолжали использовать христианские категории.
  • Христианские императоры закрывали философские школы, но не уничтожали их полностью.

Сохранение античных текстов

42:34
  • Античные тексты сохранились благодаря арабскому миру и римской империи.
  • Христианство не уничтожало античные тексты, а переписало их.
  • Античные философы также критиковали христианство, называя его абсурдным.

Античные антитеисты

44:56
  • Первые антитеисты: Критий и Ксенофан, высмеивали религию.
  • Продик, один из софистов, также был атеистом.
  • Софисты критиковали Платона и неоплатонизм, противопоставляя их аристотелизму.

Джордано Бруно и платонизм

46:17
  • Джордано Бруно был мистиком и математиком, но его мировоззрение было ненаучным.
  • Бруно отрицал идею бога в пользу множественных идей, как у Платона.
  • Возрождение античности привело к созданию нового платонизма, который бросал вызов христианству.

Возрождение и новое время

47:28
  • Возрождение стремилось к восстановлению забытых античных идей.
  • Средние века рассматривались как тёмные века, закрывающие чистоту греческой мысли.
  • Новое время радикализировало критику Возрождения, обращаясь к атомизму и номинализму.

Атомизм и номинализм

49:23
  • Атомизм Демокрита и номинализм стали главными парадигмами нового времени.
  • Номинализм утверждал, что каждая вещь уникальна и не существует родов и видов.
  • Эмпиризм нового времени не имел отношения к номинализму, утверждая, что вещи существуют без их идейных составляющих.

Кортезий и платонизм

51:00
  • Кортезий использовал математику, восходящую к платонизму.
  • Его рационализм и скептицизм также связаны с Платоном.
  • Основные идеи Платона сохранились в философии Кортезия и его последователей.

Влияние Платона на философию

51:54
  • Мальбранш и Лейбниц также имели платонические элементы в своей философии.
  • Многие эмпирики нового времени были солидарны с Платоном.
  • Логика в средневековье развивалась благодаря томизму и схоластике.

Логика и атомизм

53:33
  • Логика сохранялась благодаря атомизму и эпикурейству.
  • В эпоху Возрождения и Нового времени атомизм и номинализм стали базовыми моделями философии.
  • Галилео Галилей был ярким философом Нового времени, предложившим альтернативную аристотелизму концепцию движения материи.

Галилей и Ньютон

55:41
  • Галилей утверждал, что аристотелевская физика предполагает естественные места.
  • Галилей считал, что движение объясняется стремлением к цели.
  • Ньютон, как и Галилей, считал себя философом и написал "Математические начала натуральной философии".

Антиотропная структура пространства

58:29
  • Аристотель и схоласты описывали мир как структурированный и качественный космос.
  • В этом космосе существовали абсолютные направления: право, лево, верх, низ.
  • Это представление называется антиотропной структурой пространства.

Структура пространства

58:43
  • Пространство имеет качественные различия: верх, низ, право, лево.
  • Небо прозрачное и воздушное, земля плотная.
  • Галилей утверждает, что пространство не таково, движение относительно.

Законы движения

59:43
  • Галилей ввел идею неразличимости законов в разных областях мира.
  • Движение происходит из-за столкновения объектов.
  • Галилей предложил теорию относительности, где движение можно измерять относительно разных точек отсчета.

Новый космос Галилея

1:01:10
  • Галилей открыл новый космос, где материальные процессы управляются причинно-следственными сетями.
  • Вместо качественного понимания движения возникает количественное.
  • Галилей стал основателем философии нового времени.

Средневековая вселенная

1:03:39
  • Средневековая вселенная состояла из трех пластов: мир людей, мир ангелов и мир демонов.
  • Души грешных людей попадали в ад, души святых — на небо.
  • Галилей предложил иной подход к философии космоса.

Космос Фрэнсиса Бэкона

1:05:31
  • Бэкон развивал идеи номинализма и индуктивной логики.
  • Природа представляет собой совокупность предметов, которые можно обрабатывать с помощью индуктивной логики.
  • Бэкон не является чистым номиналистом, но передает идеи номинализма.

Философия Абеляра

1:07:12
  • Абеляр занимал особое положение в споре реализма и номинализма.
  • Он не считал идеи пустыми наименованиями, но и не соглашался с реалистами.
  • Абеляр утверждал, что одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу индивидуально.

Философия нового времени

1:08:34
  • Гелича считается основателем философии нового времени.
  • Бэкон выдвинул новую философскую программу, отличную от средневековой и античной философии.
  • Бэкон верил в Бога и считал, что природа должна быть покорена, а не познана.

Покорение природы

1:10:31
  • Бэкон и другие философы нового времени говорили о покорении природы.
  • Познание природы должно приближать нас к божественному знанию.
  • Дугин неправильно трактует философию Бэкона, считая, что природа не имеет священного измерения.

Ошибки в трактовке философии

1:12:19
  • Лекция Дугина содержит множество ошибок и неточностей.
  • Бэкон стремился к познанию, а не только к покорению природы.
  • Дугин часто торопится и не всегда профессионально подходит к теме.

Томас Гоббс и номинализм

1:15:51
  • Гоббс продолжает традиции номинализма, но его подход к обществу отличается.
  • Он считает, что человек человеку волк и что общество должно заключить социальный контракт.
  • Гоббс предлагает государству полноту власти для предотвращения всеобщей войны.

Политическая наука нового времени

1:19:20
  • Три классика политической науки нового времени: Гоббс, Макиавелли и Боден.
  • Они сформировали представление о политике нового времени и философии общественного договора.

Никола Макиавелли

1:19:27
  • Итальянский мыслитель и политический философ.
  • Автор трудов "Флоренция" и "Государь".
  • Родился в 1469 году.

Эпоха Возрождения

1:20:18
  • Макиавелли говорил о князе как государе.
  • Жан Боден утвердил концепцию суверенитета.
  • Томас Гоббс создал идеи "Левиафана".

Томас Гоббс

1:21:16
  • Основал одну из базовых моделей устройства общества.
  • Гоббс утверждал философские идеи.
  • Макиавелли не считается философом, но имеет политический аспект.

Рене Декарт

1:22:09
  • Построил новую философию на основе сомнения.
  • Сомнение стало базовым инструментом новой философии.
  • Декарт искал очевидные положения для доказательства.

Скептицизм

1:23:03
  • Декарт спорил с радикальными скептиками.
  • Скептицизм в античности был более радикальным.
  • Декарт не понял, кто такие скептики, и создал странную концепцию.

Сомнение как метод познания

1:25:10
  • Сомнение не может быть методом познания.
  • Номиналисты сомневаются в духе, но это не делает их скептиками.
  • Скептик сомневается во всех областях одинаково.

Когито эрго sum

1:26:15
  • Декарт предложил сомневаться во всем.
  • Идея "cogito ergo sum" переводится как "я мыслю, следовательно, я существую".
  • Сомнение в сомнении не имеет значения, так как сомнение доказывает существование мыслящего.

Мышление и бытие

1:28:10
  • Декарт доказывал бытие через мышление.
  • Если есть мышление, значит, есть и бытие.
  • Животные у Декарта не мыслили, так как у них нет души.

Дуализм и рационализм

1:29:09
  • Хайдеггер также передает концепцию дуализма.
  • Дуализм и рационализм не сводятся друг к другу.
  • Кортезий указывает на существование двух сущностей: вещи протяженной и вещи мыслящей.

Вещь мыслящая и вещь протяженная

1:30:07
  • Вещь мыслящая - это люди, а вещь протяженная - материя.
  • Рационализм и дуализм пересекаются, но не сводятся друг к другу.
  • Кортезий критикует христианство и доказывает существование Бога.

Сомнение и новая философия

1:31:04
  • Кортезий начинает с сомнения во всем, кроме существования.
  • Он строит новую науку и философию, отталкиваясь от двух понятий: субъект и объект.
  • Дуализм утверждает существование субъекта и объекта на основе мыслительного процесса.

Научные революции и христианство

1:32:55
  • До конца XIX века ученые были христианами или деистами.
  • Кортезианство стало естественным для науки.
  • Наука стремится к четкому разделению между субъектом и объектом.

Бог в философии Нового времени

1:34:54
  • Новое время не ликвидирует Бога, а признает его.
  • Декарт обосновывает существование Бога через причину и цель.
  • Бог у Декарта - это перводвигатель, а не живой Бог, вмешивающийся в мир.

Аристотелевские аспекты бытия

1:36:35
  • Аристотель разбирает четыре аспекта бытия: материя, форма, первый двигатель и цель.
  • Бог философов - это причинный бог, а не Бог верующих.
  • Концептуальная абстракция мыслящего субъекта отличается от Бога веры.

Исаак Ньютон и его философия

1:38:50
  • Ньютон оказал значительное влияние на европейскую философию.
  • Он был полемистом с Декартом и развивал философию нового времени.
  • Ньютон утверждал, что мир состоит из атомарных вещей, а не из неподвижных сущностей.

Ньютон и его подход к познанию

1:40:04
  • Ньютон считал, что мир существует объективно, независимо от субъекта.
  • Он утверждал, что для правильного познания мира нужно понимать объективно существующие вещи.
  • Ньютон был деистом и христианином, но его бог выполнял функцию "часовщика", поддерживающего порядок в мире.

Бог Ньютона и его концепция

1:43:19
  • Бог Ньютона был необходим для поддержания порядка в мире, как "часовщик".
  • Его бог не был связан с христианским богом средневековья.
  • Ньютон считал, что все события имеют материальные причины, которые можно понять через опыт.

Влияние Ньютона и его теория импульса

1:46:22
  • Ньютон заимствовал теорию импульса из средневековой теории импетуса.
  • Он был обычным мыслителем своего времени, но его идеи были новаторскими.
  • Ньютон развивал философию, которая была в контексте его эпохи.

Блез Паскаль и его философский пессимизм

1:47:03
  • Паскаль начал с оптимизма относительно нового времени, но позже выразил пессимизм.
  • Он считал, что человек - это мыслящий тростник, случайно оказавшийся в бесконечной вселенной.
  • Паскаль заметил, что в новом времени философы начинают чувствовать неуютно, что приводит к философскому пессимизму.

Паскаль и Спиноза

1:49:59
  • Паскаль верил в личного Бога, который помогал ему справляться с ужасами мира.
  • Спиноза утверждал, что Бог находится внутри мира, а не вне его.
  • Спиноза использовал математические рассуждения для доказательства своей философии.

Пантеизм Спинозы

1:52:02
  • Спиноза учил, что Бог и природа — одно и то же.
  • Он утверждал, что разум присущ как субъекту, так и объекту.
  • Спиноза был отлучен от синагоги за свои идеи.

Философия нового времени

1:53:59
  • Философия нового времени включает дуализм Декарта, эмпиризм Ньютона и пантеизм Спинозы.
  • Беркли развивал субъективный идеализм, утверждая, что существует только субъект.
  • Философия Беркли укладывается в рамки нового времени, несмотря на крайнюю форму субъективного идеализма.

Дэвид Юм и скептицизм

1:58:09
  • Дэвид Юм, английский философ, был скептиком и эмпириком.
  • Он считал, что все достоверные знания о внешнем мире основаны на ощущениях.
  • Юм утверждал, что внешний мир не может быть достоверно известен.