Рождение Елизаветы Петровны 0:00 Елизавета Петровна, младшая дочь Петра Великого, родилась в конце декабря 1709 года. Пётр Великий вступил в Москву с победоносными войсками, но из-за рождения дочери отменил торжество.
Незаконное происхождение и воспитание 2:07 Елизавета и её старшая сестра Анна были незаконными детьми Петра и Екатерины. Через два года Пётр и Екатерина вступили в законный брак в Киеве. Елизавета отличалась бойким характером и смышлёностью, училась у учителя Веселовского.
Образование и планы на брак 4:07 Весевский учил Елизавету русской грамоте и иностранным языкам, особенно французскому. Планировалось, что Елизавета выйдет замуж за французского короля Людовика XV или герцога Орлеанского, но браки не состоялись из-за дипломатических противоречий.
Смерть Петра Великого и правление Екатерины 6:07 В январе 1725 года Пётр Великий умер, и императрицей стала Екатерина. За Екатерину правил Меньшиков и Верховный тайный совет. У Елизаветы сложились хорошие отношения с племянником Петром Алексеевичем.
Политические интриги и завещание 9:49 Екатерина вписала Елизавету в завещание, указав, что она имеет право на престол после Петра Алексеевича. Пётр Алексеевич умер в начале 1730 года, и престол занял его малолетний сын Пётр II.
Борьба за власть и приход Анны Иоанновны 12:49 Верховный тайный совет выбрал Анну Иоанновну из семейства Ивана VI как наследницу престола. Анна подписала кондиции, передававшие власть совету, но заговорщики заставили её разорвать подпись. Члены совета были отправлены в отставку и ссылку.
Новый этап в жизни Елизаветы 14:49 Анна Иоанновна прочно заняла всероссийский престол. Судьба Елизаветы Петровны повернулась в новую сторону.
Положение Елизаветы Петровны при дворе 15:49 Елизавета Петровна была падчерицей императорского двора при Анне Иоанновне. Анна Иоанновна относилась к ней прохладно и сдержанно, социально тесня её. Завещание, позволявшее Елизавете претендовать на престол, было уничтожено.
Жизнь Елизаветы в Царском Селе 17:34 Елизавета удалилась из Петербурга в Царское Село, где вела скромную жизнь. У неё был маленький двор, но она избегала политики, предпочитая личную жизнь.
Попытки брака 19:24 Елизавета не смогла заключить брак с французским принцем или принцем Гольштейн-Готторпского дома. Рассматривался брак с португальским инфантом, но он не состоялся из-за красоты Елизаветы.
Личная жизнь Елизаветы 21:24 Елизавета встретила камер-юнкера Бутурлина, к которому тепло относилась. Её настоящей любовью стал Андрей Разумовский, украинский паренёк, привезённый в императорскую капеллу.
Общественное мнение и разбойники 24:24 К концу правления Анны Иоанновны русское общество устало от её правления. Елизавета стала объектом надежд для части общества, включая дворян. Разбойники подбросили Елизавете письмо, выражая доверие к ней.
Смерть Анны Иоанновны и восхождение Елизаветы 28:11 Анна Иоанновна завещала престол своему внучатому племяннику. Анна Леопольдовна не обладала стойкостью своей тёти и распустила тайную канцелярию. Шведы объявили войну России, предлагая Елизавете помощь в восхождении на престол.
Восстание Елизаветы 30:34 24 ноября 1741 года Елизавета собрала гренадерскую роту и обратилась к ним с призывом поддержать её. Гренадеры вооружились и двинулись к Зимнему дворцу. Елизавета вошла в караульное помещение и призвала караул её поддержать.
Захват Зимнего дворца 32:34 Зимний дворец оказался в руках повстанцев. Около трёх часов ночи они подошли к спальне правительницы Анны Леопольдовны, которая спала без задних ног.
Восхождение Елизаветы Петровны 33:34 Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, взошла на престол после свержения незаконно удерживавших его правителей. Её царствование длилось 20 лет и 1 месяц.
Судьба маленького императора 34:34 Елизавета размышляла, как поступить с годовалым императором, и даже вышла с ним на руках к гвардейцам и петербуржцам. Политика заставила её принять решение о судьбе маленького императора и его родителей.
Судьба Брауншвейгской семьи 35:19 Сначала Елизавета хотела выслать Брауншвейгскую семью в Германию, но политические друзья убедили её отправить их вглубь страны. Семья была отправлена в Холмогоры, где и прожила до конца царствования Елизаветы.
Суд над вельможами 36:11 Вельможи и министры Анны Иоанновны, включая Остермана и Миниха, предстали перед судом по обвинению в государственной измене. Приговор был смертной казнью, но Елизавета заменила её на ссылку.
Наказание Лопухиных 39:10 Семья Лопухиных третировала Елизавету при дворе. Лопухину наказали усекновением языка и выпороли, остальных отправили в Сибирь.
Культурная политика Елизаветы 43:10 Елизавета любила театр и способствовала его развитию, выписав труппу Фёдора Волкова. Она открыла культурные двери России для французского стиля и духа.
Религиозные убеждения и милосердие 46:10 Елизавета была религиозным человеком и часто отправлялась на богомолье. Её милосердие позволило дочери Бирона вернуться из ссылки.
Управление империей 48:47 Елизавета осуществляла управление поверхностно, окормляя деятельность своих министров и фаворитов. Ради любимого человека она восстановила автономию Малороссии.
Послабления для дворянства 49:47 Елизавета пошла на большие послабления для русского дворянства, отступив от жёстких требований Петра Великого к службе дворян на благо отечества.
Дворянская служба при Анне Иоанновне 50:47 Дворяне обязаны были служить с 15 лет и до конца жизни. Для отставки после 35 лет службы требовались медицинские свидетельства. Медицинская комиссия при Сенате решала, продолжать ли службу.
Изменения при Елизавете Петровне 52:47 Дворяне могли служить 25 лет и уходить в отставку. Разрешено записывать новорождённых в службу в младенчестве. Дворяне получали длительные отпуска для поправления здоровья или по семейным обстоятельствам.
Чиновничество и коррупция 53:47 Чиновничество брало взятки, прокуратура бездействовала. Продолжалась выдача крестьян в крепостную зависимость.
Восстания башкирцев 54:47 Заводчики просили разрешения на захват башкирских земель. Восстание башкирцев было подавлено, участники восстания поддержали Емельяна Пугачёва.
Просвещение в России 56:33 Просвещение рассматривается как возвращение России к европейской современности. Темп внедрения достижений науки и культуры ускорился при Петре Великом.
Социальное разделение в XVIII веке 59:33 Общество разделилось на людей старого и нового времени. Вторая половина XVIII века способствовала вхождению России в европейский цивилизационный контекст.
Смена поколений дворян 1:02:18 При Елизавете Петровне происходила смена поколений дворян. Новое дворянство формировалось в другом культурном контексте.
Экономические изменения 1:07:08 Завершился процесс переформирования русской экономики. Промышленные предприятия стали рыночными и начали обслуживать потребности народа. Медленный процесс перехода к рыночной экономике занял около 15 лет.
Развитие промышленности и сельского хозяйства 1:09:08 Ремесленное производство сохранилось, но промышленное мануфактурное производство начало расти. К концу XVIII века Россия не была промышленно отсталой, как считалось ранее. Западные агрономические и зоотехнические знания постепенно проникали в сельское хозяйство.
Просветительские изменения 1:10:53 Образование, наука и искусство перешли в новое качественное состояние. Западноевропейская культура, наука и искусство больше не были табу. Пример Петра I способствовал восприятию западных новаций как должное.
Культурные достижения 1:12:53 Появились русские учёные, поэты и живописцы. Театр стал массовым искусством, доступным для народа. Труппа Фёдора Волкова и Московский университет символизировали переход просвещения в новое качество.
Роль Елизаветы Петровны 1:14:51 Елизавета Петровна не была инициатором новых изменений, в отличие от Екатерины II. Она сохраняла положительные качества, но не была лидером. Елизавета была более русской по своим качествам.
Ментальность и воспитание 1:17:49 Воспитание и среда формирования личности влияют на ментальность. Пётр III сохранил немецкие черты из-за воспитания в Киле. Екатерина II приняла русскую культуру, но не обладала некоторыми природными русскими качествами.
Личность Елизаветы 1:18:49 Елизавета впитала положительные и отрицательные качества русского человека. Её жизнь была полна внутренней борьбы между этими качествами. Её лень и склонность к созерцанию отражены в русской литературе.
Просвещение и его деятели 1:22:49 Шувалов и Ломоносов способствовали развитию просвещения. Шувалов создал университет и Академию художеств. Просвещение рассматривается как мировоззрение, а не идеология.
Значение просвещения 1:24:42 Просвещение помогает человеку самоопределиться в мире. Европейские формы просвещения достигли успеха в античном Риме и Греции. Преодоление лени и обстоятельств способствует размышлению и саморазвитию.
Античное общество и его влияние 1:26:42 Античная Греция и Рим создали духовные и эстетические ценности, которые актуальны до сих пор. Восточные общества, такие как Китай и Индия, имеют свою уникальную интеллектуальную и духовную жизнь.
Возрождение и христианский дух 1:27:42 Возрождение вернуло интерес к античному наследию, одухотворённому христианским духом. В XVII веке появилось новое мировоззрение Просвещения, поставившее вопрос о ценности человека.
Освобождение от церковных догматов 1:28:42 Просвещение стремилось освободить человека от подчинения церковным догматам. Лютер и Голландия стали примерами освобождения от религиозных ограничений.
Джон Локк и его идеи 1:29:42 Джон Локк сформулировал идею о том, что человек — дитя природы, а не общества. Его идея о равном воспитании для всех стала переворотом в сознании.
Влияние Локка на педагогику 1:32:27 Локк создал новую систему педагогики, основанную на идее «чистой доски» человека. Эти идеи начали применяться в Англии и других странах.
Новое мировоззрение и лидеры 1:34:27 Новое мировоззрение потребовало новых лидеров, таких как Джон Болингброк и Вольтер. Болингброк выдвинул идею «короля-гражданина», а Вольтер её развил.
Роль государя и аристократии 1:36:20 Государь должен быть примером для народа и даровать новые законы, основанные на общей пользе. Аристократы должны вести себя как государь и помогать в изменении общества.
Отношение к вере 1:38:20 Вольтер подчёркивал важность веры для простых людей, чтобы сдерживать их от дурных поступков. Безбожие не должно быть признаком прогрессивности, так как вера в Бога необходима для нравственности.
Появление просвещённых монархов 1:42:20 Среди аристократии появились просвещённые люди, ставшие либералами. Монархи начали ориентироваться на меньшинство, стремящееся к просвещению.
Пример монарха-деспота 1:43:16 Саксонский курфюрст Август III был примером монарха, который считал, что всё уже сделал в момент рождения. Его министры, включая графа Брюля, были более просвещёнными.
Людовик XV и его наследие 1:45:16 Людовик XV известен как монарх, который проявил мужество только однажды — в битве при Форте-Нуа. Его образ жизни был скандальным, что привело к распространению оспы. После смерти Людовика Париж пел песню, высмеивающую его образ жизни.
Первые просвещённые монархи 1:46:16 Европейские монархи часто были посредственностями, не делавшими добра. Фридрих II Прусский стал первым монархом, начавшим проводить прогрессивные реформы.
Реформы Фридриха II 1:47:16 Фридрих II запретил процессы по обвинению в колдовстве. Ввёл обязательное двухлетнее образование для крестьянских детей. Улучшил дороги и осушил болота.
Влияние Фридриха II на Пруссию 1:50:16 Фридрих II ввёл второй хлеб — картошку, что помогло предотвратить голодовки. Просвещённый монарх, увлекавшийся музыкой.
Иосиф II и отмена крепостного права 1:51:16 Иосиф II отменил крепостное право в Австрии и Венгрии. Насаждал просвещение и улучшал условия жизни крестьян.
Елизавета Петровна и просвещение 1:53:13 Елизавета Петровна поддерживала культуру и архитектуру, несмотря на свою набожность. Её архитектор Франческо Растрелли создал шедевры отечественного зодчества.
Экономические реформы Елизаветы 1:58:51 Отмена внутренних таможен и пошлин, введённых Петром Великим, способствовала развитию экономики. Внутренние таможенные пошлины необоснованно повышали цены на товары.