Жизнь и правление Елизаветы Петровны / лектор - Борис Кипнис / №65

YOUTUBE · 30.11.2025 08:43

Ключевые темы и таймкоды

Рождение Елизаветы Петровны

0:00
  • Елизавета Петровна, младшая дочь Петра Великого, родилась в конце декабря 1709 года.
  • Пётр Великий вступил в Москву с победоносными войсками, но из-за рождения дочери отменил торжество.

Незаконное происхождение и воспитание

2:07
  • Елизавета и её старшая сестра Анна были незаконными детьми Петра и Екатерины.
  • Через два года Пётр и Екатерина вступили в законный брак в Киеве.
  • Елизавета отличалась бойким характером и смышлёностью, училась у учителя Веселовского.

Образование и планы на брак

4:07
  • Весевский учил Елизавету русской грамоте и иностранным языкам, особенно французскому.
  • Планировалось, что Елизавета выйдет замуж за французского короля Людовика XV или герцога Орлеанского, но браки не состоялись из-за дипломатических противоречий.

Смерть Петра Великого и правление Екатерины

6:07
  • В январе 1725 года Пётр Великий умер, и императрицей стала Екатерина.
  • За Екатерину правил Меньшиков и Верховный тайный совет.
  • У Елизаветы сложились хорошие отношения с племянником Петром Алексеевичем.

Политические интриги и завещание

9:49
  • Екатерина вписала Елизавету в завещание, указав, что она имеет право на престол после Петра Алексеевича.
  • Пётр Алексеевич умер в начале 1730 года, и престол занял его малолетний сын Пётр II.

Борьба за власть и приход Анны Иоанновны

12:49
  • Верховный тайный совет выбрал Анну Иоанновну из семейства Ивана VI как наследницу престола.
  • Анна подписала кондиции, передававшие власть совету, но заговорщики заставили её разорвать подпись.
  • Члены совета были отправлены в отставку и ссылку.

Новый этап в жизни Елизаветы

14:49
  • Анна Иоанновна прочно заняла всероссийский престол.
  • Судьба Елизаветы Петровны повернулась в новую сторону.

Положение Елизаветы Петровны при дворе

15:49
  • Елизавета Петровна была падчерицей императорского двора при Анне Иоанновне.
  • Анна Иоанновна относилась к ней прохладно и сдержанно, социально тесня её.
  • Завещание, позволявшее Елизавете претендовать на престол, было уничтожено.

Жизнь Елизаветы в Царском Селе

17:34
  • Елизавета удалилась из Петербурга в Царское Село, где вела скромную жизнь.
  • У неё был маленький двор, но она избегала политики, предпочитая личную жизнь.

Попытки брака

19:24
  • Елизавета не смогла заключить брак с французским принцем или принцем Гольштейн-Готторпского дома.
  • Рассматривался брак с португальским инфантом, но он не состоялся из-за красоты Елизаветы.

Личная жизнь Елизаветы

21:24
  • Елизавета встретила камер-юнкера Бутурлина, к которому тепло относилась.
  • Её настоящей любовью стал Андрей Разумовский, украинский паренёк, привезённый в императорскую капеллу.

Общественное мнение и разбойники

24:24
  • К концу правления Анны Иоанновны русское общество устало от её правления.
  • Елизавета стала объектом надежд для части общества, включая дворян.
  • Разбойники подбросили Елизавете письмо, выражая доверие к ней.

Смерть Анны Иоанновны и восхождение Елизаветы

28:11
  • Анна Иоанновна завещала престол своему внучатому племяннику.
  • Анна Леопольдовна не обладала стойкостью своей тёти и распустила тайную канцелярию.
  • Шведы объявили войну России, предлагая Елизавете помощь в восхождении на престол.

Восстание Елизаветы

30:34
  • 24 ноября 1741 года Елизавета собрала гренадерскую роту и обратилась к ним с призывом поддержать её.
  • Гренадеры вооружились и двинулись к Зимнему дворцу.
  • Елизавета вошла в караульное помещение и призвала караул её поддержать.

Захват Зимнего дворца

32:34
  • Зимний дворец оказался в руках повстанцев.
  • Около трёх часов ночи они подошли к спальне правительницы Анны Леопольдовны, которая спала без задних ног.

Восхождение Елизаветы Петровны

33:34
  • Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, взошла на престол после свержения незаконно удерживавших его правителей.
  • Её царствование длилось 20 лет и 1 месяц.

Судьба маленького императора

34:34
  • Елизавета размышляла, как поступить с годовалым императором, и даже вышла с ним на руках к гвардейцам и петербуржцам.
  • Политика заставила её принять решение о судьбе маленького императора и его родителей.

Судьба Брауншвейгской семьи

35:19
  • Сначала Елизавета хотела выслать Брауншвейгскую семью в Германию, но политические друзья убедили её отправить их вглубь страны.
  • Семья была отправлена в Холмогоры, где и прожила до конца царствования Елизаветы.

Суд над вельможами

36:11
  • Вельможи и министры Анны Иоанновны, включая Остермана и Миниха, предстали перед судом по обвинению в государственной измене.
  • Приговор был смертной казнью, но Елизавета заменила её на ссылку.

Наказание Лопухиных

39:10
  • Семья Лопухиных третировала Елизавету при дворе.
  • Лопухину наказали усекновением языка и выпороли, остальных отправили в Сибирь.

Культурная политика Елизаветы

43:10
  • Елизавета любила театр и способствовала его развитию, выписав труппу Фёдора Волкова.
  • Она открыла культурные двери России для французского стиля и духа.

Религиозные убеждения и милосердие

46:10
  • Елизавета была религиозным человеком и часто отправлялась на богомолье.
  • Её милосердие позволило дочери Бирона вернуться из ссылки.

Управление империей

48:47
  • Елизавета осуществляла управление поверхностно, окормляя деятельность своих министров и фаворитов.
  • Ради любимого человека она восстановила автономию Малороссии.

Послабления для дворянства

49:47
  • Елизавета пошла на большие послабления для русского дворянства, отступив от жёстких требований Петра Великого к службе дворян на благо отечества.

Дворянская служба при Анне Иоанновне

50:47
  • Дворяне обязаны были служить с 15 лет и до конца жизни.
  • Для отставки после 35 лет службы требовались медицинские свидетельства.
  • Медицинская комиссия при Сенате решала, продолжать ли службу.

Изменения при Елизавете Петровне

52:47
  • Дворяне могли служить 25 лет и уходить в отставку.
  • Разрешено записывать новорождённых в службу в младенчестве.
  • Дворяне получали длительные отпуска для поправления здоровья или по семейным обстоятельствам.

Чиновничество и коррупция

53:47
  • Чиновничество брало взятки, прокуратура бездействовала.
  • Продолжалась выдача крестьян в крепостную зависимость.

Восстания башкирцев

54:47
  • Заводчики просили разрешения на захват башкирских земель.
  • Восстание башкирцев было подавлено, участники восстания поддержали Емельяна Пугачёва.

Просвещение в России

56:33
  • Просвещение рассматривается как возвращение России к европейской современности.
  • Темп внедрения достижений науки и культуры ускорился при Петре Великом.

Социальное разделение в XVIII веке

59:33
  • Общество разделилось на людей старого и нового времени.
  • Вторая половина XVIII века способствовала вхождению России в европейский цивилизационный контекст.

Смена поколений дворян

1:02:18
  • При Елизавете Петровне происходила смена поколений дворян.
  • Новое дворянство формировалось в другом культурном контексте.

Экономические изменения

1:07:08
  • Завершился процесс переформирования русской экономики.
  • Промышленные предприятия стали рыночными и начали обслуживать потребности народа.
  • Медленный процесс перехода к рыночной экономике занял около 15 лет.

Развитие промышленности и сельского хозяйства

1:09:08
  • Ремесленное производство сохранилось, но промышленное мануфактурное производство начало расти.
  • К концу XVIII века Россия не была промышленно отсталой, как считалось ранее.
  • Западные агрономические и зоотехнические знания постепенно проникали в сельское хозяйство.

Просветительские изменения

1:10:53
  • Образование, наука и искусство перешли в новое качественное состояние.
  • Западноевропейская культура, наука и искусство больше не были табу.
  • Пример Петра I способствовал восприятию западных новаций как должное.

Культурные достижения

1:12:53
  • Появились русские учёные, поэты и живописцы.
  • Театр стал массовым искусством, доступным для народа.
  • Труппа Фёдора Волкова и Московский университет символизировали переход просвещения в новое качество.

Роль Елизаветы Петровны

1:14:51
  • Елизавета Петровна не была инициатором новых изменений, в отличие от Екатерины II.
  • Она сохраняла положительные качества, но не была лидером.
  • Елизавета была более русской по своим качествам.

Ментальность и воспитание

1:17:49
  • Воспитание и среда формирования личности влияют на ментальность.
  • Пётр III сохранил немецкие черты из-за воспитания в Киле.
  • Екатерина II приняла русскую культуру, но не обладала некоторыми природными русскими качествами.

Личность Елизаветы

1:18:49
  • Елизавета впитала положительные и отрицательные качества русского человека.
  • Её жизнь была полна внутренней борьбы между этими качествами.
  • Её лень и склонность к созерцанию отражены в русской литературе.

Просвещение и его деятели

1:22:49
  • Шувалов и Ломоносов способствовали развитию просвещения.
  • Шувалов создал университет и Академию художеств.
  • Просвещение рассматривается как мировоззрение, а не идеология.

Значение просвещения

1:24:42
  • Просвещение помогает человеку самоопределиться в мире.
  • Европейские формы просвещения достигли успеха в античном Риме и Греции.
  • Преодоление лени и обстоятельств способствует размышлению и саморазвитию.

Античное общество и его влияние

1:26:42
  • Античная Греция и Рим создали духовные и эстетические ценности, которые актуальны до сих пор.
  • Восточные общества, такие как Китай и Индия, имеют свою уникальную интеллектуальную и духовную жизнь.

Возрождение и христианский дух

1:27:42
  • Возрождение вернуло интерес к античному наследию, одухотворённому христианским духом.
  • В XVII веке появилось новое мировоззрение Просвещения, поставившее вопрос о ценности человека.

Освобождение от церковных догматов

1:28:42
  • Просвещение стремилось освободить человека от подчинения церковным догматам.
  • Лютер и Голландия стали примерами освобождения от религиозных ограничений.

Джон Локк и его идеи

1:29:42
  • Джон Локк сформулировал идею о том, что человек — дитя природы, а не общества.
  • Его идея о равном воспитании для всех стала переворотом в сознании.

Влияние Локка на педагогику

1:32:27
  • Локк создал новую систему педагогики, основанную на идее «чистой доски» человека.
  • Эти идеи начали применяться в Англии и других странах.

Новое мировоззрение и лидеры

1:34:27
  • Новое мировоззрение потребовало новых лидеров, таких как Джон Болингброк и Вольтер.
  • Болингброк выдвинул идею «короля-гражданина», а Вольтер её развил.

Роль государя и аристократии

1:36:20
  • Государь должен быть примером для народа и даровать новые законы, основанные на общей пользе.
  • Аристократы должны вести себя как государь и помогать в изменении общества.

Отношение к вере

1:38:20
  • Вольтер подчёркивал важность веры для простых людей, чтобы сдерживать их от дурных поступков.
  • Безбожие не должно быть признаком прогрессивности, так как вера в Бога необходима для нравственности.

Появление просвещённых монархов

1:42:20
  • Среди аристократии появились просвещённые люди, ставшие либералами.
  • Монархи начали ориентироваться на меньшинство, стремящееся к просвещению.

Пример монарха-деспота

1:43:16
  • Саксонский курфюрст Август III был примером монарха, который считал, что всё уже сделал в момент рождения.
  • Его министры, включая графа Брюля, были более просвещёнными.

Людовик XV и его наследие

1:45:16
  • Людовик XV известен как монарх, который проявил мужество только однажды — в битве при Форте-Нуа.
  • Его образ жизни был скандальным, что привело к распространению оспы.
  • После смерти Людовика Париж пел песню, высмеивающую его образ жизни.

Первые просвещённые монархи

1:46:16
  • Европейские монархи часто были посредственностями, не делавшими добра.
  • Фридрих II Прусский стал первым монархом, начавшим проводить прогрессивные реформы.

Реформы Фридриха II

1:47:16
  • Фридрих II запретил процессы по обвинению в колдовстве.
  • Ввёл обязательное двухлетнее образование для крестьянских детей.
  • Улучшил дороги и осушил болота.

Влияние Фридриха II на Пруссию

1:50:16
  • Фридрих II ввёл второй хлеб — картошку, что помогло предотвратить голодовки.
  • Просвещённый монарх, увлекавшийся музыкой.

Иосиф II и отмена крепостного права

1:51:16
  • Иосиф II отменил крепостное право в Австрии и Венгрии.
  • Насаждал просвещение и улучшал условия жизни крестьян.

Елизавета Петровна и просвещение

1:53:13
  • Елизавета Петровна поддерживала культуру и архитектуру, несмотря на свою набожность.
  • Её архитектор Франческо Растрелли создал шедевры отечественного зодчества.

Экономические реформы Елизаветы

1:58:51
  • Отмена внутренних таможен и пошлин, введённых Петром Великим, способствовала развитию экономики.
  • Внутренние таможенные пошлины необоснованно повышали цены на товары.