Я и Другой в русской философии - лекция Алексея Козырева

YOUTUBE · 30.11.2025 08:42

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:12
  • Лекция посвящена русской философии и ее связи с литературой, в частности, с романом "Обломов" Ивана Гончарова.
  • Лекция будет состоять из нескольких частей, посвященных разным аспектам русской философии и культуры.

Литературное вступление

1:51
  • В первой части романа "Обломов" главный герой сравнивает себя с другим человеком, который успевает делать больше дел.
  • В европейской философии понятие "другого" стало значимым в двадцатом веке, в частности, у Сартра и французского дистенционализма.

Философия диалога

8:34
  • Михаил Бахтин создал философию диалога, которая стала основой для изучения культуры двадцатого века.
  • Диалог - это разговор двух или более людей, а не полилог.

Отношение к другим

10:30
  • В разных национальных культурах существуют разные отношения к другим людям, такие как "ближний", "сосед", "чужой" и "свой".
  • Русские не любят серединного уровня общения, предпочитая либо не видеть друг друга, либо быть рогеей.

Бахтин и Достоевский

14:45
  • Бахтин написал книгу "Герой и эстетическая деятельность", которая стала основой для интерпретации творчества Достоевского как полифонического романа.

Автобиография и отношение к другому

16:20
  • Бахтин говорит о том, что каждый человек имеет свою автобиографию, но не может написать ее полностью, так как не может предвидеть свою смерть.
  • Другой человек может завершить автобиографию, оценивая и завершая жизнь другого.

Отношение к себе и другому

22:55
  • Бахтин утверждает, что любовь к себе - это метафора, так как нельзя любить другого так же, как себя.
  • Любовь к другому должна быть основана на готовности отдать все, что у тебя есть, и не оценивать другого по внешним качествам.

Эстетическое отношение к другому

27:09
  • Другой человек может быть эстетически созерцаем, как завершенное и построенное целое.
  • Эстетическое отношение к другому не должно быть оценочным, а должно быть основано на любви и уважении.

Отношение к жизни и смерти

30:44
  • Нужно жить так, чтобы каждый день мог оказаться последним, но также видеть перед собой перспективы и жить так, будто жизнь бесконечна.

Фенотип человека культуры двадцатого века

31:48
  • Яков Друскин, русский философ, пережил блокаду Ленинграда и не печатался в советское время.
  • Его поздние работы, написанные в стол, начали публиковаться только в конце 1990-х годов.

Взгляд Друскина на отношение к другому

34:09
  • Друскин считал, что другой выполняет функцию совести, души и пробуждает интерес к жизни.
  • Он также отмечал, что другой может быть вестником, который приносит важную информацию.

Связь с античной философией

40:04
  • Вячеслав Иванов, поэт и переводчик, и Владимир Эрн, философ, были связаны с античной философией и культурой.
  • Их работы и стихи отражают идеи о важности общения и взгляда на другого.

Познание себя через другого

45:07
  • Познать себя можно только через обращение к другому, а не через разглядывание себя в зеркале.
  • Фотографии и выступления перед другими людьми также помогают увидеть себя глазами других.

Вячеслав Иванов и его философия

48:01
  • Вячеслав Иванов был одним из ключевых фигур в русской культуре серебряного века.
  • Он создал концепцию полифонического романа, где нет одного правильного ответа на все вопросы, а ответы рождаются из диалога и общения.
  • Иванов также был одним из тех, кто зажегся идеей диалога и общения в русской культуре.

Павел Флоренский и его книга "Столп и утверждение истины"

55:09
  • Павел Флоренский был другом Вячеслава Иванова и написал книгу "Столп и утверждение истины", которая стала культовой книгой серебряного века.
  • Книга написана в виде писем к другу и содержит глубокие размышления о дружбе, любви и вере.

Сергей Троицкий и его трагическая судьба

58:22
  • Сергей Троицкий был другом Павла Флоренского и умер в возрасте 29 лет, став жертвой трагической случайности.
  • Флоренский посвятил ему одиннадцатое письмо своей книги "Столп и утверждение истины", которое считается одним из самых глубоких размышлений о дружбе в мировой философии.

Флоренский и его отношение к другим

1:00:24
  • Флоренский рассматривает разные типы отношений между лицами и вещами. Он говорит о том, что вещи, которые похожи друг на друга, относятся друг к другу по принципу подобия или тождества.
  • Он также рассматривает человека как вещь, которую можно купить, нанять или уволить.

Флоренский и его отношение к дружбе

1:03:13
  • Флоренский говорит о том, что в жизни каждого человека может быть только один настоящий друг.
  • Он также рассказывает о своем друге Сергее Булгакове, который стал священником и создал богословскую школу в Париже.

Флоренский и его отношение к ангелам

1:09:57
  • Флоренский пишет о том, что каждый человек имеет своего ангела-хранителя, который всегда бдит над ним и живет с ним одной жизнью.

Михаил Пришвин и его философский дневник

1:13:44
  • Михаил Пришвин известен как писатель, но его дневники содержат глубокие философские размышления о бытии, времени и других темах.

Творчество и Другой

1:14:07
  • В тексте говорится о том, что творчество основано на двух силах: "я" и "ты". "Я" - это то, что мы чувствуем, а "ты" - это наше духовное присутствие, которое может быть другом, врагом, женщиной, мужчиной, ребенком или стариком.
  • Автор упоминает, что иногда это присутствие может быть неявным, и его можно ощутить только в игре актера или в предсмертной записке.

Горький и Розанов

1:20:08
  • В этой части видео автор рассказывает о том, как он посетил музей Горького в Нижнем Новгороде и обнаружил предсмертную записку писателя.
  • Он также упоминает, что Горький был одним из духовных революционеров своего времени и его переписка с другими философами и писателями была важной для них.

Розанов и Соловьев

1:24:45
  • В этой части автор рассказывает о том, как Розанов и Соловьев были антагонистами и друзьями, и как их переписка была важной для них обоих.
  • Он также упоминает, что Розанов был первым философом, который начал писать о Достоевском и его "Легенде о Великом Инквизиторе".

История отношений Владимира Соловьева и Василия Розанова

1:28:18
  • Соловьев возвращается с похорон Аполлона Майка в Петербурге и проходит мимо стен Вяземской лавры, где были ночлежки и притоки.
  • Розанов размышляет о судьбе своих детей, которые являются незаконнорожденными и не имеют будущего.
  • Розанов вспоминает церковь и ее не от мира сего, но как лукавый глагол от мира сего.

Письмо Розанова Максиму Горькому

1:31:59
  • Розанов пишет Горькому большое письмо, в котором рассказывает о своих отношениях с Владимиром Соловьевым.
  • Розанов рассказывает о своих пяти детях, которые будут на полной обеспеченности проституцией, если он умрет.
  • Розанов обращается к Горькому с просьбой о помощи, так как его книги не продаются и он не может обеспечить своих детей.

Философская дружба и ребрендинг философии

1:40:52
  • Русская философия серебряного века основана на понятии дружбы.
  • Автор предлагает ребрендинг философии на русский язык как "дружба с мудростью".
  • В заключение, автор отвечает на вопросы зрителей.

Обсуждение творчества Горького

1:43:29
  • В видео обсуждается творчество Максима Горького, его отношение к Владимиру Соловьеву и его влияние на других писателей.
  • Упоминается, что Горький был прототипом для некоторых персонажей, таких как Мастер в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".

Пересечения в творчестве Горького и других писателей

1:45:35
  • Обсуждается пересечение судеб Горького и Владимира Соловьева, а также Булгакова и Флоренского.
  • Упоминается книга Анны Николаевны Шмидт "Третий Завет", которая была издана в 2016 году.

Благодарность и благодарность за лекцию

1:51:45
  • В видео выражаются благодарность и признательность за лекцию о творчестве Горького.
  • Упоминается помощь, которую Горький оказывал людям, и его вклад в русскую культуру.