Творчество Михаила Булгакова. "Мастер и Маргарита". Лекция Леонида Большухина

YOUTUBE · 30.11.2025 07:20

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:07
  • Приветствие участников и объявление темы обсуждения: Михаил Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита».
  • Цель: обозначить основные проблемы восприятия Булгакова и его творчества.

Особенности романа

1:06
  • «Мастер и Маргарита» — одно из самых необычных произведений русской литературы XX века.
  • Роман вызывает множество вопросов и размышлений.
  • Обещание ответить на вопросы участников.

Восприятие Булгакова современниками

2:07
  • Булгаков не воспринимался как исключительный писатель среди современников.
  • Виктор Шкловский критиковал Булгакова за отсутствие «борьбы» в его произведениях.

Оценка Шкловского

3:07
  • Шкловский использовал метафору «борьбы по гамбургскому счёту» для оценки писателей.
  • Булгаков, по мнению Шкловского, «стоит у ковра», не участвуя в литературном процессе.

Восприятие Вересаева

5:38
  • Викентий Вересаев высоко оценил ранний роман Булгакова «Белая гвардия», сравнив его с дебютом Льва Толстого.

Судьба пьес Булгакова

6:33
  • Большинство пьес Булгакова быстро запрещались или не доходили до зрителей.
  • Пьеса «Дни Турбиных» имела более успешную судьбу.

Работа над «Мастером и Маргаритой»

7:31
  • Булгаков работал над романом более 12 лет.
  • После смерти Булгакова рукопись сохранила его жена Елена Сергеевна.

Публикация романа

8:31
  • До 1960-х годов роман не был известен широкой аудитории.
  • В 1966 году в журнале «Москва» появилась первая часть романа с цензурными изъятиями.

Возвращение романа

10:23
  • Вторая часть романа была опубликована в первом номере за 1967 год.
  • Публикация романа стала началом его публичной истории.

Изъятия из канонического текста

11:40
  • Из канонического текста романа «Мастер и Маргарита» было изъято около 12% текста, многие из которых связаны с религиозными сюжетами.
  • Читатели вырезали текст из журнала «Москва» и делали самодельные переплёты, вписывая выпущенные фрагменты.

Реакция на публикацию

12:35
  • Роман появился в 1966–1967 годах и потряс современников, так как ничего подобного тогда не писали.
  • Возникает вопрос, как бы изменился роман, если бы его напечатали в 1940 году.

Популярность в 1960-е годы

13:33
  • В 1960-е годы «Мастер и Маргарита» был одним из трёх главных романов, любимых читателем.
  • Вместе с «Двенадцатью стульями» и «Золотым телёнком» Ильфа и Петрова роман стал источником множества цитат.

Странные истории вокруг романа

14:31
  • Владимир Лакшин вспоминает, как буфетчица потребовала экземпляр романа, из-за чего буфет перестал работать.
  • Часть тиража для продажи в западных странах пропала, а затем появилась на чёрном рынке в Москве.

Переиздание в 1980-е годы

16:35
  • В середине 1980-х роман начали переиздавать, но он ещё не был доступен массовому читателю.
  • Студент пытался купить роман у тракториста, обещая ему «райские кущи», но безуспешно.

Популярность романа

18:04
  • «Мастер и Маргарита» был самым популярным романом второй половины XX века среди массовой читательской аудитории.
  • Сегодня роман воспринимается иначе, возможно, сложнее и непонятнее для нового поколения читателей.

Отклики в литературе

19:03
  • Появление романа вызвало отклики в современной литературе, например, повесть Владимира Орлова «Альтист Данилов».
  • Главный герой повести — дьявол, который отказывается творить зло и помогает студенту, страдающему от похмелья.

Роман Леонида Леонова

20:25
  • Леонид Леонов писал роман «Пирамида» более 40 лет, начав в 1940-е годы, но не завершил его при жизни.
  • Роман вышел после смерти писателя и представляет собой попытку вступить в спор с булгаковским романом.

Путь Булгакова к роману

22:15

Ранние годы Булгакова

22:33
  • Булгаков родился в 1891 году в Киеве.
  • Его отец был преподавателем в духовной академии.
  • В гимназии и на медицинском факультете Булгаков не выделялся литературными интересами, но хорошо знал русскую литературу.

Влияние русской литературы и первые литературные опыты

23:52
  • Русская классическая литература, особенно Пушкин и Гоголь, стала основой для творчества Булгакова.
  • Первый рассказ Булгаков написал в 1916 году, но он не сохранился.

Зависимость от морфия

24:35
  • Булгаков стал зависимым от морфия после операции, когда ассистирующий фельдшер потерял сознание.
  • Он использовал морфий для облегчения зуда после прививки.
  • Первая жена Татьяна помогала ему получать морфий.

Лечение от зависимости

25:33
  • Врач в Киеве предложил Булгакову лечение дистиллированной водой, которое помогло ему избавиться от зависимости.
  • Тема морфия позже появится в его произведениях, включая рассказ «Морфий» и роман «Мастер и Маргарита».

Политические взгляды и эмиграция

27:21
  • Булгаков не разделял политические воззрения и сохранял внутреннюю автономию.
  • В его произведениях идея справедливого общества изображается сатирически.
  • Для Булгакова важнее было чувство собственного достоинства и внутренняя свобода.

Попытка эмиграции

31:21
  • Булгаков неоднократно пытался покинуть Советскую Россию, но каждый раз что-то мешало.
  • Первый раз попытка не удалась из-за болезни тифом и решения жены не рисковать здоровьем мужа.
  • Исследователи считают, что Булгаков не простил жене за оставление его в России.

Начало писательской карьеры Булгакова

32:10
  • Булгаков начинает писать во Владикавказе, работая в жанре фельетона.
  • Его первые фельетоны лишены идеологической ангажированности и представляют собой сатирический взгляд на жизнь людей на краю империи.
  • Простота и точность формулировок делают его ранние произведения выдающимися.

Влияние Чехова и театральная деятельность

34:08
  • Ясность стиля Булгакова роднит его с Пушкиным и Чеховым.
  • Во Владикавказе Булгаков активно участвует в театральной жизни, ставит и пишет пьесы.
  • Пьеса «Ученик Мулы» приносит ему гонорар, позволяющий переехать в Москву.

Переезд в Москву и работа в газете «Гудок»

36:44
  • В Москве Булгаков работает в газете «Гудок», где собирается круг молодых авторов, включая Ильфа и Петрова.
  • Здесь он начинает как фельетонист и создаёт произведения «Дьяволиада», «Роковые яйца» и начинает работу над романом «Белая гвардия».

Темы и направления в творчестве Булгакова

37:39
  • Булгаков выбирает между сатирическим изображением реальности и использованием фантастики.
  • Его тексты основаны на личном опыте и автобиографических элементах.
  • Роман «Мастер и Маргарита» станет высшим примером синтеза вымышленного и сокровенного.

Создание «Белой гвардии»

38:57
  • Смерть матери и сцена убийства в Киеве становятся импульсами для создания «Белой гвардии».
  • Роман начинается с похорон матери Турбиных, подчёркивая связь личного и художественного.

Работа в МХАТе и проблемы с властью

40:34
  • После успеха «Белой гвардии» Булгаков много работает для театра, включая МХАТ.
  • К концу 1920-х годов он оказывается в положении писателя-изгоя, его пьесы запрещаются к постановке.
  • В 1930 году Булгаков пишет письмо советскому правительству, которое доходит до Сталина.

Разговор со Сталиным и его последствия

44:06
  • Сталин звонит Булгакову, спрашивая о желании покинуть СССР.
  • Булгаков отвечает, что русский писатель должен оставаться на родине.
  • Сталин советует обратиться в МХАТ, и Булгакову возвращают место работы.

Тема художника и власти в 1930-е годы

45:04
  • В 1930-е годы Булгаков осмысливает тему взаимодействия художника и власти.
  • Важнейшие тексты этого периода, такие как «Жизнь

Пьеса «Последние дни»

46:51
  • Булгаков достигает вершины осмысления Пушкина в пьесе «Последние дни».
  • Изначально пьеса должна была писаться вместе с Вересаевым, но Булгаков завершил её самостоятельно.
  • В пьесе Пушкин появляется только тенью, его голос не слышен напрямую.

«Записки покойника»

48:45
  • Повесть «Записки покойника» неопубликована при жизни Булгакова, опубликована в 1960-х годах под названием «Театральный роман».
  • Текст отражает обиду Булгакова на театральный и литературный мир.
  • Сатирическая картина жизни МХАТа, где главные режиссёры не общаются друг с другом.

Механизм творчества в «Записках покойника»

50:48
  • Герой Максудов описывает процесс творчества как запись того, что «является» ему.
  • Подчёркивается чувство собственного достоинства и нежелание выступать в роли просителя.
  • Пример Максудова: покупка десяти новых сорочек при появлении первых денег.

Монокль Булгакова

52:59
  • Булгаков носил монокль, который придавал ему необычность и высокомерие.
  • Монокль помогал ему избегать роли просителя.

Пьеса о Сталине

53:54
  • Булгаков пишет пьесу «Батум» о юности Сталина, которая сначала одобряется, но затем запрещена.
  • Запрет пьесы вызывает у Булгакова нервное потрясение и временную потерю зрения.

Болезнь и смерть Булгакова

56:48
  • Нервный срыв приводит к тяжёлому заболеванию, которое убивает Булгакова в 1940 году.
  • Последние дни Булгаков работает над романом «Мастер и Маргарита», воспринимая его как завещание.

История романа «Мастер и Маргарита»

57:49
  • Булгаков начинает работу над романом в 1928 году, первоначальная версия включает появление дьявола в современной Москве.
  • Роман несколько раз сжигается, включая часть из-за ареста драматурга Николая Эрдмана.
  • К 1938 году найдена окончательная форма романа, который получает название «Мастер и Маргарита».

Трансформация имени героя

59:50
  • В романе «Мастер и Маргарита» имя героя «Мастер» изначально пишется со строчной буквы, но традиционно его пишут с заглавной.
  • Это подчёркивает трансформацию определения в имя собственное.

Смысловые границы романа

1:00:44
  • Некоторые считают, что роман ограничен рамками фельетона и содержит много личного и сиюминутного.
  • Другие видят в нём глубокое философское произведение о добре и зле.

Адресат романа

1:01:43
  • Дмитрий Быков считает, что роман адресован Сталину.
  • Предлагается интерпретация романа как покаянного произведения.

Иван Бездомный как главный герой

1:03:42
  • Иван Бездомный присутствует с первых страниц и до конца романа, хотя и не является главным героем.
  • Его история значима для структуры романа.

Три текста о Христе

1:04:41
  • Мастер, Иван Бездомный и Левий Матвей пишут о Христе.
  • Иван Бездомный изображает Христа как живого человека, несмотря на антиклерикальность своего произведения.

Путь Ивана Бездомного

1:05:59
  • Иван Бездомный проходит путь прозрения в комическом пространстве.
  • Его действия иронично отражают преследования тёмных сил.

Обряд крещения

1:06:51
  • Иван Бездомный совершает обряд крещения, преследуя шпиона.
  • После крещения он становится проповедником и обличает литераторов в ресторане «Грибоедов».

Парадокс пространства

1:08:17
  • «Грибоедов» символизирует пространство, населённое странными людьми.
  • Появление Ивана Бездомного в белых одеждах напоминает изгнание торгующих из храма.

Сцена в сумасшедшем доме

1:09:55
  • Иван Бездомный критикует поэта Рюхина, что пугает последнего.
  • Образ Рюхина, вероятно, основан на Маяковском.

Прототипы Рюхина

1:10:55
  • Размышления Рюхина о бессмертии Пушкина напоминают стихотворение Маяковского «Юбилейная».
  • Рюхин представлен как поэт, продавший свои способности власти.

Разговор Ивана Бездомного с Мастером

1:11:47
  • Иван Бездомный говорит Мастеру о своих стихах, но Мастер считает их плохими.
  • После возвращения из сумасшедшего дома Иван становится историком.

Симметрия сюжета

1:12:33
  • Мастер начинал как историк, а Иван — как поэт.
  • Современные интерпретаторы считают Ивана красным профессором, живущим в идеологических схемах.
  • Булгаков видит в Иване человека, пришедшего к подлинному пониманию мира.

Полнолуние и морфий

1:13:32
  • В полнолуние Иван видит иной мир, где общаются Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат.
  • Жена делает ему укол морфия.
  • В финале Иван получает подлинное имя — Пырев.

Путь к дому

1:14:25
  • Иван обретает дом и избавляется от псевдонима Бездомный.
  • Дом для Булгакова — центр бытия, место, где люди могут собираться, говорить, любить и страдать.

Дом в мире Булгакова

1:15:23
  • Тема дома — важнейшая в творчестве Булгакова.
  • История Ивана Пырева — возможность прийти к истине и цена за это право.

Мастер и Берлиоз

1:16:35
  • Мастер — наиболее близкий к автору персонаж.
  • Берлиоз — персонаж с интеллектом, эрудицией и абсолютным неверием в высшие силы.
  • Авторское сознание разделено между мастером и берлиозом.

Ирония Булгакова

1:19:46
  • Булгаковская ирония жестока в описании литераторов, лишённых подлинного таланта.
  • Пример — писательница Боцман Жорж, чей псевдоним отсылает к Жорж Санд и Ольге Форш.
  • Булгаков создаёт сложную картину жизни литераторов, вступая в литературный поединок с Ольгой Форш.

Ресторан как ад

1:21:45
  • Писатели, не дождавшиеся своего учителя, спускаются в ресторан, который оказывается вариантом ада.
  • Джазисты в ресторане символизируют ад.

Смешение сакрального и инфернального

1:22:19
  • В романе «Мастер и Маргарита» сакральное смешивается с дьявольским и инфернальным.
  • Мир Москвы проецируется на евангельские ситуации, но границы между высоким и низким размываются.
  • Перемещения между светом и тенью, добром и злом происходят слишком легко.

Мастер как визионер

1:23:17
  • Мастер не пишет роман, а записывает то, что видит.
  • Он наделён особым даром видеть мир таким, какой он есть на самом деле.
  • Текст, созданный мастером, — это сакральный текст, а не художественное произведение.

Предательство мастера

1:24:18
  • Мастер предает Маргариту, сжигает свой роман и добровольно отправляется в сумасшедший дом.
  • Сумасшедший дом в романе — это технократическая утопия с добрыми нянечками, но требует отказа от разума.

Возвращение мастера

1:26:18
  • Маргарита продаёт душу, чтобы вернуть мастера.
  • Мастер умирает и оказывается в ином мире, где горит свеча и Маргарита ждёт его.
  • Дом, где оказываются мастер и Маргарита, наполнен тоской и отсутствием света.

История Иешуа Га-Ноцри

1:28:15
  • Иешуа Га-Ноцри хочет говорить с Понтием Пилатом, в отличие от канонического Иисуса.
  • Отсутствие воскрешения Иешуа подчёркивает разрыв между ним и божественной силой.
  • Иуда не раскаивается после предательства, что отражает концепцию Булгакова о несовершенстве человеческой природы.

Концепция человека в романе

1:34:19
  • Булгаков видит в людях нечто глубоко удручающее, человек оказывается мелким и двуличным.
  • Роман можно понять как сцену, разыгранную Воландом перед Богом, разоблачающую человеческую природу.
  • Воланд выносит приговор: люди остаются теми же, их испортил квартирный вопрос.

Представление в Варьете

1:35:09
  • Представление в Варьете — это сеанс разоблачения человеческой природы как низкой и двуличной.
  • Люди продолжают любить деньги и развлечения, несмотря на квартирный вопрос.
  • Единственная возможность общения с человеком — это возмездие.

Сцена возмездия в «Мастере и Маргарите»

1:36:41
  • Маргарита уничтожает квартиру критика Латунского, которого спасает отсутствие дома.
  • Булгаков автобиографичен в этой сцене, сводя счёты с критиками, написавшими о нём негативные рецензии.
  • Роман отражает размышления о творческой и человеческой природе.

Искажение смысла в мире героев

1:37:41
  • Мир героев полон лжи и искажения смысла.
  • Пример искажения: телеграмма с отрезанной головой, воспринимаемая как указание к действию.
  • Главные герои, ищущие смысл: Мастер, Маргарита и Иван Бездомный.

Экранизации Булгакова

1:40:42
  • Габриэль Гарсиа Маркес считал, что для кино нужно писать специальный текст.
  • «Собачье сердце» — лучшая экранизация Булгакова, так как текст не сложный и легко передаётся киноязыком.
  • «Мастер и Маргарита» сложно экранизировать из-за иронии и игры слов.

Мастер и его судьба

1:44:27
  • Мастер достоин покоя, несмотря на слабость и предательство.
  • Маргарита — единственный герой, не изменивший себе.
  • Мастер не выдерживает испытаний и бежит от своего предназначения.

Положительные герои в романе

1:46:16
  • В романе нет положительных героев в традиционном смысле, но есть достойные и недостойные.
  • Иван Бездомный, Маргарита и Мастер идут к жизни, в отличие от остальных героев.

Отсутствие имени у Мастера

1:47:26
  • Мастер не имеет имени из-за своего особого статуса между мирами.
  • Отсутствие фамилии подчёркивает его особый статус и не встроенность в повседневный мир.

Популярность романа

1:48:37
  • Роман популярен благодаря хорошей написанной форме и изяществу.
  • Фактические ошибки в тексте не влияют на смысл произведения.

Увлекательность в русской литературе

1:49:36
  • В начале XX века литераторы поставили задачу написать увлекательный роман.
  • До этого были только массовая литература и беллетристика, часто уголовные или квазиисторические романы.
  • Группа «Серапионовы братья» под руководством Льва Лунца стремилась к лёгкому и интересному повествованию.

Философский пласт в творчестве Булгакова

1:50:35
  • Булгаков сочетал философские идеи с занимательностью и иронией.
  • Его произведения вызывают множество ассоциаций и отсылок к философским и религиозным источникам.
  • Несмотря на ограниченное образование, Булгаков глубоко знал русскую классику.

«Белая гвардия» как отражение русской литературы

1:51:32
  • «Белая гвардия» содержит множество отсылок, цитат и реминисценций из русской классики, особенно из произведений Пушкина.
  • Роман сочетает философию, занимательность, ироничность и тему жертвенной любви.
  • Простота и категоричность сюжета объясняют популярность произведения.

Влияние публикации на судьбу романа

1:52:31
  • Роман был написан в конце 1930-х годов, но опубликован позже, что способствовало его популярности.
  • Если бы роман вышел в 1940 году, он мог бы вызвать больше ассоциаций с фигурой Сталина, но не стал бы культовым текстом.

Изменение статуса романа

1:54:05
  • Со временем статус «Белой гвардии» меняется: для нового поколения он становится одним из многих романов.
  • Аналогичные изменения происходят с социокультурным статусом Владимира Высоцкого.