Введение 0:07 Приветствие участников и объявление темы обсуждения: Михаил Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита». Цель: обозначить основные проблемы восприятия Булгакова и его творчества.
Особенности романа 1:06 «Мастер и Маргарита» — одно из самых необычных произведений русской литературы XX века. Роман вызывает множество вопросов и размышлений. Обещание ответить на вопросы участников.
Восприятие Булгакова современниками 2:07 Булгаков не воспринимался как исключительный писатель среди современников. Виктор Шкловский критиковал Булгакова за отсутствие «борьбы» в его произведениях.
Оценка Шкловского 3:07 Шкловский использовал метафору «борьбы по гамбургскому счёту» для оценки писателей. Булгаков, по мнению Шкловского, «стоит у ковра», не участвуя в литературном процессе.
Восприятие Вересаева 5:38 Викентий Вересаев высоко оценил ранний роман Булгакова «Белая гвардия», сравнив его с дебютом Льва Толстого.
Судьба пьес Булгакова 6:33 Большинство пьес Булгакова быстро запрещались или не доходили до зрителей. Пьеса «Дни Турбиных» имела более успешную судьбу.
Работа над «Мастером и Маргаритой» 7:31 Булгаков работал над романом более 12 лет. После смерти Булгакова рукопись сохранила его жена Елена Сергеевна.
Публикация романа 8:31 До 1960-х годов роман не был известен широкой аудитории. В 1966 году в журнале «Москва» появилась первая часть романа с цензурными изъятиями.
Возвращение романа 10:23 Вторая часть романа была опубликована в первом номере за 1967 год. Публикация романа стала началом его публичной истории.
Изъятия из канонического текста 11:40 Из канонического текста романа «Мастер и Маргарита» было изъято около 12% текста, многие из которых связаны с религиозными сюжетами. Читатели вырезали текст из журнала «Москва» и делали самодельные переплёты, вписывая выпущенные фрагменты.
Реакция на публикацию 12:35 Роман появился в 1966–1967 годах и потряс современников, так как ничего подобного тогда не писали. Возникает вопрос, как бы изменился роман, если бы его напечатали в 1940 году.
Популярность в 1960-е годы 13:33 В 1960-е годы «Мастер и Маргарита» был одним из трёх главных романов, любимых читателем. Вместе с «Двенадцатью стульями» и «Золотым телёнком» Ильфа и Петрова роман стал источником множества цитат.
Странные истории вокруг романа 14:31 Владимир Лакшин вспоминает, как буфетчица потребовала экземпляр романа, из-за чего буфет перестал работать. Часть тиража для продажи в западных странах пропала, а затем появилась на чёрном рынке в Москве.
Переиздание в 1980-е годы 16:35 В середине 1980-х роман начали переиздавать, но он ещё не был доступен массовому читателю. Студент пытался купить роман у тракториста, обещая ему «райские кущи», но безуспешно.
Популярность романа 18:04 «Мастер и Маргарита» был самым популярным романом второй половины XX века среди массовой читательской аудитории. Сегодня роман воспринимается иначе, возможно, сложнее и непонятнее для нового поколения читателей.
Отклики в литературе 19:03 Появление романа вызвало отклики в современной литературе, например, повесть Владимира Орлова «Альтист Данилов». Главный герой повести — дьявол, который отказывается творить зло и помогает студенту, страдающему от похмелья.
Роман Леонида Леонова 20:25 Леонид Леонов писал роман «Пирамида» более 40 лет, начав в 1940-е годы, но не завершил его при жизни. Роман вышел после смерти писателя и представляет собой попытку вступить в спор с булгаковским романом.
Ранние годы Булгакова 22:33 Булгаков родился в 1891 году в Киеве. Его отец был преподавателем в духовной академии. В гимназии и на медицинском факультете Булгаков не выделялся литературными интересами, но хорошо знал русскую литературу.
Влияние русской литературы и первые литературные опыты 23:52 Русская классическая литература, особенно Пушкин и Гоголь, стала основой для творчества Булгакова. Первый рассказ Булгаков написал в 1916 году, но он не сохранился.
Зависимость от морфия 24:35 Булгаков стал зависимым от морфия после операции, когда ассистирующий фельдшер потерял сознание. Он использовал морфий для облегчения зуда после прививки. Первая жена Татьяна помогала ему получать морфий.
Лечение от зависимости 25:33 Врач в Киеве предложил Булгакову лечение дистиллированной водой, которое помогло ему избавиться от зависимости. Тема морфия позже появится в его произведениях, включая рассказ «Морфий» и роман «Мастер и Маргарита».
Политические взгляды и эмиграция 27:21 Булгаков не разделял политические воззрения и сохранял внутреннюю автономию. В его произведениях идея справедливого общества изображается сатирически. Для Булгакова важнее было чувство собственного достоинства и внутренняя свобода.
Попытка эмиграции 31:21 Булгаков неоднократно пытался покинуть Советскую Россию, но каждый раз что-то мешало. Первый раз попытка не удалась из-за болезни тифом и решения жены не рисковать здоровьем мужа. Исследователи считают, что Булгаков не простил жене за оставление его в России.
Начало писательской карьеры Булгакова 32:10 Булгаков начинает писать во Владикавказе, работая в жанре фельетона. Его первые фельетоны лишены идеологической ангажированности и представляют собой сатирический взгляд на жизнь людей на краю империи. Простота и точность формулировок делают его ранние произведения выдающимися.
Влияние Чехова и театральная деятельность 34:08 Ясность стиля Булгакова роднит его с Пушкиным и Чеховым. Во Владикавказе Булгаков активно участвует в театральной жизни, ставит и пишет пьесы. Пьеса «Ученик Мулы» приносит ему гонорар, позволяющий переехать в Москву.
Переезд в Москву и работа в газете «Гудок» 36:44 В Москве Булгаков работает в газете «Гудок», где собирается круг молодых авторов, включая Ильфа и Петрова. Здесь он начинает как фельетонист и создаёт произведения «Дьяволиада», «Роковые яйца» и начинает работу над романом «Белая гвардия».
Темы и направления в творчестве Булгакова 37:39 Булгаков выбирает между сатирическим изображением реальности и использованием фантастики. Его тексты основаны на личном опыте и автобиографических элементах. Роман «Мастер и Маргарита» станет высшим примером синтеза вымышленного и сокровенного.
Создание «Белой гвардии» 38:57 Смерть матери и сцена убийства в Киеве становятся импульсами для создания «Белой гвардии». Роман начинается с похорон матери Турбиных, подчёркивая связь личного и художественного.
Работа в МХАТе и проблемы с властью 40:34 После успеха «Белой гвардии» Булгаков много работает для театра, включая МХАТ. К концу 1920-х годов он оказывается в положении писателя-изгоя, его пьесы запрещаются к постановке. В 1930 году Булгаков пишет письмо советскому правительству, которое доходит до Сталина.
Разговор со Сталиным и его последствия 44:06 Сталин звонит Булгакову, спрашивая о желании покинуть СССР. Булгаков отвечает, что русский писатель должен оставаться на родине. Сталин советует обратиться в МХАТ, и Булгакову возвращают место работы.
Тема художника и власти в 1930-е годы 45:04 В 1930-е годы Булгаков осмысливает тему взаимодействия художника и власти. Важнейшие тексты этого периода, такие как «Жизнь
Пьеса «Последние дни» 46:51 Булгаков достигает вершины осмысления Пушкина в пьесе «Последние дни». Изначально пьеса должна была писаться вместе с Вересаевым, но Булгаков завершил её самостоятельно. В пьесе Пушкин появляется только тенью, его голос не слышен напрямую.
«Записки покойника» 48:45 Повесть «Записки покойника» неопубликована при жизни Булгакова, опубликована в 1960-х годах под названием «Театральный роман». Текст отражает обиду Булгакова на театральный и литературный мир. Сатирическая картина жизни МХАТа, где главные режиссёры не общаются друг с другом.
Механизм творчества в «Записках покойника» 50:48 Герой Максудов описывает процесс творчества как запись того, что «является» ему. Подчёркивается чувство собственного достоинства и нежелание выступать в роли просителя. Пример Максудова: покупка десяти новых сорочек при появлении первых денег.
Монокль Булгакова 52:59 Булгаков носил монокль, который придавал ему необычность и высокомерие. Монокль помогал ему избегать роли просителя.
Пьеса о Сталине 53:54 Булгаков пишет пьесу «Батум» о юности Сталина, которая сначала одобряется, но затем запрещена. Запрет пьесы вызывает у Булгакова нервное потрясение и временную потерю зрения.
Болезнь и смерть Булгакова 56:48 Нервный срыв приводит к тяжёлому заболеванию, которое убивает Булгакова в 1940 году. Последние дни Булгаков работает над романом «Мастер и Маргарита», воспринимая его как завещание.
История романа «Мастер и Маргарита» 57:49 Булгаков начинает работу над романом в 1928 году, первоначальная версия включает появление дьявола в современной Москве. Роман несколько раз сжигается, включая часть из-за ареста драматурга Николая Эрдмана. К 1938 году найдена окончательная форма романа, который получает название «Мастер и Маргарита».
Трансформация имени героя 59:50 В романе «Мастер и Маргарита» имя героя «Мастер» изначально пишется со строчной буквы, но традиционно его пишут с заглавной. Это подчёркивает трансформацию определения в имя собственное.
Смысловые границы романа 1:00:44 Некоторые считают, что роман ограничен рамками фельетона и содержит много личного и сиюминутного. Другие видят в нём глубокое философское произведение о добре и зле.
Адресат романа 1:01:43 Дмитрий Быков считает, что роман адресован Сталину. Предлагается интерпретация романа как покаянного произведения.
Иван Бездомный как главный герой 1:03:42 Иван Бездомный присутствует с первых страниц и до конца романа, хотя и не является главным героем. Его история значима для структуры романа.
Три текста о Христе 1:04:41 Мастер, Иван Бездомный и Левий Матвей пишут о Христе. Иван Бездомный изображает Христа как живого человека, несмотря на антиклерикальность своего произведения.
Путь Ивана Бездомного 1:05:59 Иван Бездомный проходит путь прозрения в комическом пространстве. Его действия иронично отражают преследования тёмных сил.
Обряд крещения 1:06:51 Иван Бездомный совершает обряд крещения, преследуя шпиона. После крещения он становится проповедником и обличает литераторов в ресторане «Грибоедов».
Парадокс пространства 1:08:17 «Грибоедов» символизирует пространство, населённое странными людьми. Появление Ивана Бездомного в белых одеждах напоминает изгнание торгующих из храма.
Сцена в сумасшедшем доме 1:09:55 Иван Бездомный критикует поэта Рюхина, что пугает последнего. Образ Рюхина, вероятно, основан на Маяковском.
Прототипы Рюхина 1:10:55 Размышления Рюхина о бессмертии Пушкина напоминают стихотворение Маяковского «Юбилейная». Рюхин представлен как поэт, продавший свои способности власти.
Разговор Ивана Бездомного с Мастером 1:11:47 Иван Бездомный говорит Мастеру о своих стихах, но Мастер считает их плохими. После возвращения из сумасшедшего дома Иван становится историком.
Симметрия сюжета 1:12:33 Мастер начинал как историк, а Иван — как поэт. Современные интерпретаторы считают Ивана красным профессором, живущим в идеологических схемах. Булгаков видит в Иване человека, пришедшего к подлинному пониманию мира.
Полнолуние и морфий 1:13:32 В полнолуние Иван видит иной мир, где общаются Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. Жена делает ему укол морфия. В финале Иван получает подлинное имя — Пырев.
Путь к дому 1:14:25 Иван обретает дом и избавляется от псевдонима Бездомный. Дом для Булгакова — центр бытия, место, где люди могут собираться, говорить, любить и страдать.
Дом в мире Булгакова 1:15:23 Тема дома — важнейшая в творчестве Булгакова. История Ивана Пырева — возможность прийти к истине и цена за это право.
Мастер и Берлиоз 1:16:35 Мастер — наиболее близкий к автору персонаж. Берлиоз — персонаж с интеллектом, эрудицией и абсолютным неверием в высшие силы. Авторское сознание разделено между мастером и берлиозом.
Ирония Булгакова 1:19:46 Булгаковская ирония жестока в описании литераторов, лишённых подлинного таланта. Пример — писательница Боцман Жорж, чей псевдоним отсылает к Жорж Санд и Ольге Форш. Булгаков создаёт сложную картину жизни литераторов, вступая в литературный поединок с Ольгой Форш.
Ресторан как ад 1:21:45 Писатели, не дождавшиеся своего учителя, спускаются в ресторан, который оказывается вариантом ада. Джазисты в ресторане символизируют ад.
Смешение сакрального и инфернального 1:22:19 В романе «Мастер и Маргарита» сакральное смешивается с дьявольским и инфернальным. Мир Москвы проецируется на евангельские ситуации, но границы между высоким и низким размываются. Перемещения между светом и тенью, добром и злом происходят слишком легко.
Мастер как визионер 1:23:17 Мастер не пишет роман, а записывает то, что видит. Он наделён особым даром видеть мир таким, какой он есть на самом деле. Текст, созданный мастером, — это сакральный текст, а не художественное произведение.
Предательство мастера 1:24:18 Мастер предает Маргариту, сжигает свой роман и добровольно отправляется в сумасшедший дом. Сумасшедший дом в романе — это технократическая утопия с добрыми нянечками, но требует отказа от разума.
Возвращение мастера 1:26:18 Маргарита продаёт душу, чтобы вернуть мастера. Мастер умирает и оказывается в ином мире, где горит свеча и Маргарита ждёт его. Дом, где оказываются мастер и Маргарита, наполнен тоской и отсутствием света.
История Иешуа Га-Ноцри 1:28:15 Иешуа Га-Ноцри хочет говорить с Понтием Пилатом, в отличие от канонического Иисуса. Отсутствие воскрешения Иешуа подчёркивает разрыв между ним и божественной силой. Иуда не раскаивается после предательства, что отражает концепцию Булгакова о несовершенстве человеческой природы.
Концепция человека в романе 1:34:19 Булгаков видит в людях нечто глубоко удручающее, человек оказывается мелким и двуличным. Роман можно понять как сцену, разыгранную Воландом перед Богом, разоблачающую человеческую природу. Воланд выносит приговор: люди остаются теми же, их испортил квартирный вопрос.
Представление в Варьете 1:35:09 Представление в Варьете — это сеанс разоблачения человеческой природы как низкой и двуличной. Люди продолжают любить деньги и развлечения, несмотря на квартирный вопрос. Единственная возможность общения с человеком — это возмездие.
Сцена возмездия в «Мастере и Маргарите» 1:36:41 Маргарита уничтожает квартиру критика Латунского, которого спасает отсутствие дома. Булгаков автобиографичен в этой сцене, сводя счёты с критиками, написавшими о нём негативные рецензии. Роман отражает размышления о творческой и человеческой природе.
Искажение смысла в мире героев 1:37:41 Мир героев полон лжи и искажения смысла. Пример искажения: телеграмма с отрезанной головой, воспринимаемая как указание к действию. Главные герои, ищущие смысл: Мастер, Маргарита и Иван Бездомный.
Экранизации Булгакова 1:40:42 Габриэль Гарсиа Маркес считал, что для кино нужно писать специальный текст. «Собачье сердце» — лучшая экранизация Булгакова, так как текст не сложный и легко передаётся киноязыком. «Мастер и Маргарита» сложно экранизировать из-за иронии и игры слов.
Мастер и его судьба 1:44:27 Мастер достоин покоя, несмотря на слабость и предательство. Маргарита — единственный герой, не изменивший себе. Мастер не выдерживает испытаний и бежит от своего предназначения.
Положительные герои в романе 1:46:16 В романе нет положительных героев в традиционном смысле, но есть достойные и недостойные. Иван Бездомный, Маргарита и Мастер идут к жизни, в отличие от остальных героев.
Отсутствие имени у Мастера 1:47:26 Мастер не имеет имени из-за своего особого статуса между мирами. Отсутствие фамилии подчёркивает его особый статус и не встроенность в повседневный мир.
Популярность романа 1:48:37 Роман популярен благодаря хорошей написанной форме и изяществу. Фактические ошибки в тексте не влияют на смысл произведения.
Увлекательность в русской литературе 1:49:36 В начале XX века литераторы поставили задачу написать увлекательный роман. До этого были только массовая литература и беллетристика, часто уголовные или квазиисторические романы. Группа «Серапионовы братья» под руководством Льва Лунца стремилась к лёгкому и интересному повествованию.
Философский пласт в творчестве Булгакова 1:50:35 Булгаков сочетал философские идеи с занимательностью и иронией. Его произведения вызывают множество ассоциаций и отсылок к философским и религиозным источникам. Несмотря на ограниченное образование, Булгаков глубоко знал русскую классику.
«Белая гвардия» как отражение русской литературы 1:51:32 «Белая гвардия» содержит множество отсылок, цитат и реминисценций из русской классики, особенно из произведений Пушкина. Роман сочетает философию, занимательность, ироничность и тему жертвенной любви. Простота и категоричность сюжета объясняют популярность произведения.
Влияние публикации на судьбу романа 1:52:31 Роман был написан в конце 1930-х годов, но опубликован позже, что способствовало его популярности. Если бы роман вышел в 1940 году, он мог бы вызвать больше ассоциаций с фигурой Сталина, но не стал бы культовым текстом.
Изменение статуса романа 1:54:05 Со временем статус «Белой гвардии» меняется: для нового поколения он становится одним из многих романов. Аналогичные изменения происходят с социокультурным статусом Владимира Высоцкого.