Общество и будущее 0:14 Общество не испытывает страха, а скорее восторг. Социология может быть использована политиками для управления обществом. Опросы общественного мнения не пользуются безусловным доверием.
Влияние опросов и власти 2:07 Опросы важны для профессионалов и людей, включенных в политику. Власть может манипулировать общественным мнением через СМИ. Опросы обслуживают группы интересов, а не общество в целом.
Социология и будущее 5:07 Социологические инструменты помогают понять сегодняшнее состояние общества. Люди не имеют четкого представления о будущем. Отсутствие ориентации на будущее вызывает зияние в общественном сознании.
Перспективы и поддержка войны 6:52 Общество имеет нерадостные перспективы. Поддержка специальной военной операции зафиксирована опросами. Люди видят три варианта будущего: ядерная война, гражданская война или распад России.
Отношение к войне и мирные переговоры 8:52 Люди делятся на тех, кто хочет продолжать военные действия и тех, кто за мирные переговоры. Поддержка мирных переговоров растет, особенно среди женщин. Ситуация остается неопределенной, и будущее не имеет сильных скрепляющих моментов.
Роботы и тестирование 11:44 Роботы-пылесосы случайно слили личные фотографии людей в интернет. Тестировщики помогают избежать ошибок при разработке продуктов. Курс "Тестировщик" от Нетологии предлагает обучение одной из самых востребованных ИТ-специальностей.
Организация уличных опросов 15:44 Уличные опросы в Москве проводятся журналистами или псевдосоциологами. Результаты таких опросов не всегда отражают реальное мнение общества. Для получения достоверных данных требуется проведение сложных и тонких исследований.
Фокус-группы и маркетинговые исследования 16:44 В конференц-зале проводятся групповые дискуссии и фокус-группы. Исследования включают маркетинговые и общественно-политические темы. Исследования проводятся по заказу различных сторон, включая иностранные издания и университеты.
Статус иностранного агента 18:44 Организация имеет статус иностранного агента, что ограничивает возможности работы. Политические вопросы почти не заказываются из-за страха перед статусом. Иностранные заказчики продолжают интересоваться исследованиями.
Сравнение с Украиной 20:38 В Украине лучше организована деятельность по изучению общественного мнения. В России существует конкуренция между проправительственными и оппозиционными агентствами. Это не способствует точности и объективности исследований.
Влияние на общественное мнение 22:38 Люди боятся говорить правду о своем отношении к политическим вопросам. Общество поддерживает действия власти, включая специальную военную операцию. Общество связывает себя через поддержку Кремля и Путина, что помогает ему держаться воедино.
Структурная дифференциация в обществе 30:36 В обществе наблюдается низкий уровень структурной дифференциации. Люди имеют мало различий в профессиях, образе жизни и убеждениях. Советская власть унифицировала общество, что привело к исчезновению региональных различий.
Влияние глобализации 31:36 Люди из разных регионов стали одинаковыми, что привело к внутренней глобализации. Люди стали зависимы от Москвы и начальства, что лишило их самостоятельности. В прошлом были примеры независимых людей, таких как купцы и крестьяне.
Потеря самостоятельности 32:36 Потеря слоя самостоятельных людей стала колоссальной потерей для общества. Эти люди могли бы учить и растить других, что важно для социального богатства страны. Разнообразие людей важнее их количества.
Тоска по сильной руке 35:36 В обществе существует стремление к унификации и сильной власти. Люди предпочитают простую и понятную власть, чтобы не думать самостоятельно. Это приводит к тоталитарным тенденциям в обществе.
Фокус-группы 37:36 Фокус-группы помогают исследователям понять мнение целевой аудитории. Люди в фокус-группах обсуждают определенные темы, что помогает исследователям принимать решения. Наблюдение за фокус-группами помогает быстро принимать решения.
Влияние наблюдения 40:31 Наблюдение за фокус-группами не влияет на откровенность участников. Люди могут обсуждать личные и политические темы, не задумываясь о том, что их подслушивают. Фокус-группы помогают исследователям лучше понимать потребителей.
Маркетинг и его инструменты 43:31 Маркетинг может быть как честным, так и жульническим. Маркетинг — это инструмент, который может обслуживать как хорошие, так и плохие цели. Важно, в чьих руках находится этот инструмент.
История ресторана "Славянский базар" 45:31 Ресторан "Славянский базар" сгорел и не был восстановлен. Здание простояло заброшенным 20 лет, пока недавно не начали его восстанавливать. Автор владеет индонезийским языком, что пригодилось ему в жизни.
Уход с переводческой работы 46:31 Автор ушел с переводческой работы из-за политических изменений в Индонезии. Интересы автора оказались за пределами простой переводческой работы.
Работа в отделе социальных исследований 47:31 Автор начал работать в отделе конкретных социальных исследований под руководством Юрия Левады. Левада оказал значительное влияние на автора и его коллег.
Влияние Юрия Левады 48:25 Левада производил эффект, сравнимый с кварцевой лампой, уничтожающей микробы. Его личность и воспитание оказали значительное влияние на его работу.
Философский факультет и его значение 49:17 Левада учился на философском факультете Московского университета. Преподаватели факультета были значимыми фигурами, связанными с ИФЛИ.
Влияние войны и свободы 50:17 Левада пришел на факультет в послевоенные годы, когда там учились люди, победившие фашизм. Знание свободы и победы над несвободой было важным для факультета.
Социология в СССР 51:17 Левада возглавил социологию в СССР, которая до этого была под запретом. Социология стала легальной, но не до конца.
Лекции Левады 53:17 Лекции Левады стали популярными и вызывали шок у аудитории. Левада предлагал смотреть на вещи объективно, что раздражало власти.
Реакция властей 55:17 Власти прекратили чтение лекций Левады и лишили его профессорского звания. Левада не был диссидентом, но его лекции вызывали раздражение у властей.
Влияние на социологию 57:17 Левада и его коллеги продолжали свою деятельность в полуподпольном режиме. Левада и его команда перешли в новый центр изучения общественного мнения.
Исследования общественного мнения 59:55 В 1989-1990 годах начались исследования общественного мнения. Желание людей участвовать в опросах было огромным, что усложняло работу.
Газетные опросы 1:00:55 Газетные опросы показали высокий уровень участия, что было необычно для мировой практики. В редакцию литературной газеты поступали мешки с заполненными анкетами.
Почта и письма 1:01:55 Почта хранилась в гостиничных номерах, что показывает страх людей перед советской властью. Люди писали письма с критикой компартии, подписываясь полным именем и адресом. Эти письма показывают, что люди не боялись высказываться, несмотря на страх перед репрессиями.
Пример товарища Левады 1:02:55 Пример человека, который сначала доносил на антисоветских деятелей, а затем стал пропагандистом. Этот человек прошел путь от доноса до публичных протестов, но в итоге стал верующим христианином. Автор считает, что многие люди, поддерживающие борьбу России с Западом, прошли через подобные циклы.
Уникальность России 1:05:55 Люди считают Россию уникальной и противостоящей чему-то внешнему. Идея уникальности России связана с религиозными и моральными убеждениями. Немцы, шедшие по российской земле, также верили в уникальность своей миссии.
Трансформация мнений 1:08:26 Во время перестройки казалось, что народ поддерживает идеи Сахарова и Солженицына. Сейчас автор чувствует, что его мнение отличается от мнения большинства. Он считает, что народ может изменить свои мнения, и не верит в обреченность текущей ситуации.
Стирание границ между слоями общества 1:10:11 Левада заметил, что мнения людей с разным образованием и социальным статусом стали схожими. Это привело к формированию тоталитарного общества, где люди не высовываются и поддерживают друг друга. Сырьевой характер экономики России способствовал этому процессу.
Влияние сырьевой экономики 1:13:11 Импорт товаров вместо собственного производства привел к отсутствию дифференциации в обществе. Отсутствие связи между трудовым усилием и результатом ударило по трудовой этике. Слово "труд" заменилось словом "работа", что снизило человеческое достоинство.
Поддержка войны и гендерные различия 1:15:56 Около трех четвертей населения поддерживают действия российских вооруженных сил в Украине. Одобрение деятельности президента выше в старших возрастных группах, где мужчины не доживают до старости. Эти группы зависят от пенсий и телевизора, что делает их зависимыми от государства.
Государство и пенсионеры 1:17:53 Пенсионеры полностью зависят от государства, так как у них нет альтернативных источников информации. Закон об удлинении пенсионного возраста вызвал недовольство среди средневозрастных групп, но пенсионеры поддержали его, так как их это не касалось. В обществе доминируют женщины, которые жили в условиях мужского доминирования.
Вдовье царство 1:18:53 Женщины, оставшиеся без мужей, живут в условиях, где государство заменяет им мужчину. Дети не помогают родителям материально, что приводит к стратегическому выбору в пользу государства. Женщины, воспитанные в условиях мужского доминирования, предпочитают государство своим детям и внукам.
Мужское и женское начало 1:20:53 Мужское начало формируется женщинами, которые воспитывают мальчиков в условиях, где насилие считается нормой. В советское время армия и тюрьма усиливали эти черты, делая мужчин готовыми к насилию. В России легитимизирована идея, что сильный имеет право.
Социальная организация 1:22:53 В России существуют две формы социальной организации: авторитарная и демократическая. Авторитарная организация основана на силе и иерархии, как в мафии. Демократическая организация объединяет людей по принципам дела и выбора, а не силы.
Межгосударственные отношения 1:26:53 Межгосударственные отношения в прошлом строились на насилии и захвате территорий. Хельсинские соглашения изменили подход к международным отношениям, но старые принципы все еще влияют на восприятие. Легитимность в международных отношениях возникает из согласия людей на новые правила.
Приватизация ВЦИОМ 1:30:51 В 2003 году ВЦИОМ под руководством Юрия Левады стал угрозой для Путина на выборах. Леваде предложили стать научным руководителем, но он отказался. ВЦИОМ был приватизирован, что привело к массовому уходу сотрудников, включая Леваду.
История Левада-центра 1:33:51 Левада-центр был создан в 2003 году после запрета на использование названия ВЦИОМ. Юрий Левада не был основателем центра, но его имя стало символом организации. В 2006 году Левада умер, и центр продолжил свою деятельность.
Роль Левада-центра 1:34:51 Левада-центр уникален благодаря своим техническим возможностям и квалификации. Центр удовлетворяет спрос на независимую информацию среди небольшой группы россиян. Левада-центр имеет репутацию организации, которой можно доверять.
Важность информации о России 1:36:51 Центр считает своей обязанностью рассказывать о происходящем в России. Важно, чтобы мир знал о ситуации в России, несмотря на искажения в восприятии. Левада-центр помогает людям понимать, что происходит в России.
Личное счастье и вера в будущее 1:37:50 Автор был счастлив в 1991 году, когда стало ясно, что Россия не побеждена. Он видел людей, которые светились от радости, и это оставило глубокое впечатление. Автор не уехал из России, несмотря на возможность, из-за профессиональной и личной ответственности.
Вера в человека и социология 1:41:50 Социология не добавляет веры в человека, а скорее показывает, как можно сделать из человека зверя. Автор занимался проблемой дедовщины в армии, которая превращала обычных парней в жестоких людей. Он считает, что из любого человека можно сделать как хорошего, так и плохого.
Милосердие, справедливость и война 1:44:50 Автор считает, что можно быть милосердным и справедливым одновременно. Он верит, что война может перейти в хроническую фазу, что будет хуже для социального здоровья страны. Автор надеется на сохранение принципов, несмотря на отсутствие надежды.