УРОКИ ИГРЫ НА ГИТАРЕ - НОТЫ (ТЕОРИЯ МУЗЫКИ "САМОУЧКА")

YOUTUBE · 30.11.2025 07:08

Ключевые темы и таймкоды

Введение в музыкальную школу

0:05
  • Приветствие и приглашение в музыкальную школу на дому.
  • Обещание дать всё необходимое для музыкальной самореализации.
  • Обсуждение важности знания нот для музыкантов.

Необходимость знания нот

1:03
  • Пример с языком иллюстрирует важность грамматики и стилистики.
  • Подчёркивание необходимости саморазвития в музыке.

Начало занятия

2:05
  • Рекомендация завести конспект для записи важной информации.
  • План занятия: теория звука, история нот, октавная система, расположение нот на гитаре.

Свойства звука

2:58
  • Три основных свойства звука: высота, длительность, громкость.

Законы гармонии и Пифагор

3:19
  • Музыка как последовательность звуков, подчиняющихся законам гармонии.
  • Открытие Пифагора о зависимости высоты звука от веса молота.
  • Создание науки гармонии и математические основы музыкальных инструментов.

Запись музыки

5:52
  • Проблемы передачи музыки и первые попытки записи.
  • Появление нотного стана в XI веке благодаря Гвидо д’Ареццо.
  • Эволюция нотного стана до пяти линий.

Октавы и их характеристики

8:39
  • Объяснение понятия октавы и её повторения.
  • Физическая высота звуков и измерение в герцах.
  • Эталон ноты ля первой октавы и его значение.

Количество октав

10:43
  • Всего существует одиннадцать октав.
  • Законы повторения нот в октавах.

Октавы в музыке

11:39
  • Перечисление октав от субконтрактавы до большой октавы.
  • Ограничения использования октав на гитаре.

Система отсчёта нот

13:30
  • Музыка как язык для музыкантов.
  • Система отсчёта нот: тон и полутон.
  • Расстояние между нотами на гитаре.

Полутон и его значение

14:50
  • Полутон — минимальная единица измерения в музыке.
  • Повышение на одну клавишу или лад на гитаре равно повышению на один полутон.
  • Система полутонов применима ко всем музыкальным инструментам.

Октава и диезы

15:36
  • Октава — это двенадцатиступенчатая система.
  • Нота с прибавленным полутоном обозначается диезом.
  • Бемоли используются для нотного письма, но в эстрадной гитаре чаще применяются диезы.

Ноты без диезов

16:41
  • Все ноты, кроме ми и си, имеют диезы.
  • После ми без диеза сразу начинается нота фа, а после си — новая октава.
  • Мидиез и сидиез не используются в эстрадной гитаре.

Двенадцать нот

17:44
  • В октаве двенадцать нот: до, до-диез, ре, ми, фа, фа-диез, соль, соль-диез, ля, ля-диез, си и до.
  • Звуки повторяются при переходе в новую октаву.

Клавиши на фортепиано

18:59
  • Белые клавиши соответствуют целым нотам, чёрные — диезам.
  • Чередование чёрных и белых клавиш помогает музыканту ориентироваться в нотах.

Нотные станы

21:42
  • Нотные станы состоят из пяти горизонтальных линий.
  • Ключ определяет высотное расположение нот: басовый, скрипичный, альтовый.
  • Ноты располагаются по высоте и целым нотам на линиях нотного стана.

Длительность нот

25:27
  • Такт — временная величина в музыке, ограниченная двумя вертикальными линиями.
  • Целая нота занимает целый такт, половина — половину такта, четверть — четверть такта, восьмая — восьмую долю такта, шестнадцатая — шестнадцатую долю такта.
  • Точка на ноте продлевает её длительность в полтора раза.

Дополнительные длительности

28:10
  • Существуют и более мелкие длительности, такие как тридцать вторые, шестьдесят четвёртые, сто двадцать восьмые, двести пятьдесят шестые, но они редко используются.
  • Основные длительности: целые, половины, четверти, восьмые, шестнадцатые.

Введение в табулатуру

29:34
  • Табулатура — доступный способ заучивания композиций и записи своих.
  • В табулатуре добавляется шестая линия, каждая из которых отображает струну.
  • На струнах указываются лады, которые зажимаются в необходимом порядке.

Пример табулатуры

30:34
  • Пример табулатуры показывает игру по шестой струне: два нуля, две открытые струны, пятый лад, четвёртый лад, третья пустая струна.
  • На четвёртой струне две ноты подряд: пятая, четвёртая и третья-вторая.
  • Восьмые ноты обозначаются флажками.

Обозначение длительности

31:09
  • Длительность нот обозначается цифрами и флажками.
  • Флажки могут объединяться в настройках.
  • Количество флажков зависит от количества нот в такте.

Громкость звука

31:51
  • Громкость звука обозначается словами: модерато, форте, фортиссимо, пиано.
  • Оттенки звука зависят от опыта музыканта.
  • Профессиональные гитаристы лучше соблюдают характеристики нот.

Схема грифа гитары

34:31
  • Схема грифа включает порожек, лады и номера струн.
  • Струны настраиваются в целые ноты: ми, си, соль, ре, ля, ми.
  • Ноты повторяются через 12 полутонов.

Запоминание нот на грифе

37:12
  • Для запоминания нот достаточно выучить ноты на двух верхних струнах.
  • Нота ми — это пустая шестая струна.
  • По нечётным ладам идут фа, соль, ля.

Квартальный строй

39:29
  • Каждая нота повторяется на струне ниже на пять ладов влево.
  • Система отсчёта «минус пять» помогает запомнить ноты.
  • Запомнив ноты на шестой струне, можно отсчитать ноты на пятой струне.

Завершение запоминания

41:33
  • Необходимо запомнить циклы нот: фа, соль, ля, ми, фа, соль.
  • Эти циклы повторяются, облегчая запоминание.
  • Основные участки для запоминания: седьмой лад на второй струне и циклы нот.

Метод октавы на гитаре

42:06
  • Использование метода октавы для определения нот на других струнах.
  • Пример: от ноты «до» на пятом ладу можно провести октаву через струну и два лада вверх.
  • Октава часто используется в музыке, особенно на электрогитаре.

Применение метода октавы

44:23
  • Знание нот на пятой и шестой струнах позволяет определить ноты на третьей и четвёртой струнах.
  • Первая струна настраивается так же, как шестая, но на две октавы выше.
  • Седьмой лад второй струны всегда ми.

Столбик для второй струны

46:22
  • Рисование столбика, разделённого на двенадцать «этажей», для запоминания нот на второй струне.
  • Ноты располагаются по «считалочке»: до-ре-ми-фа-соль-ля-си.
  • Диез-ноты добавляются к целым нотам, например, ля-диез к ля.

Домашнее задание

49:16
  • Выучить расположение нот на шестой и пятой струнах.
  • Запомнить столбик для второй струны.

Упражнение для начинающих

50:33
  • Упражнение на развитие синхронности рук: игра четырёх ладов четырьмя пальцами с шестой струны по первую вниз и обратно.
  • Важность точечной атаки и контроля движения кисти.
  • Начинать без метронома, фокусируясь на чёткой атаке и ритмичности.

Заключение

53:20
  • Призыв к подписчикам оставлять комментарии и пожелания.
  • Обсуждение тайминга видео и его влияния на усвоение теории.
  • Благодарность за внимание и прощание.