ДЕТСКИЙ И СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ ЛАРИСА СУРКОВА | Всё из детства

YOUTUBE · 30.11.2025 06:50

Ключевые темы и таймкоды

Введение и тема подкаста

0:00
  • Ведущий Сергей рассказывает о новом выпуске подкаста "Сережа и микрофон".
  • Тема выпуска: родительство и школа.
  • Сергей делится своими мыслями о том, как не быть плохим отцом и не испортить детство сына.

Гость подкаста - Лариса Суркова

1:00
  • Сергей представляет Ларису Суркову, психолога и кандидата психологических наук.
  • Лариса специализируется на семейной и детской психологии, а также является мамой шестерых детей.
  • Сергей подчеркивает важность беседы для всех, независимо от наличия детей.

Реклама Яндекс Маркета

1:52
  • Сергей упоминает о школьной распродаже на Яндекс Маркете.
  • В августе и с 24 по 26 августа действуют скидки до 70%.
  • Сергей объявляет конкурс с призом в 25 тысяч рублей промокодом на Яндекс Маркете.

Начало беседы с Ларисой

4:52
  • Сергей и Лариса обсуждают их предыдущую встречу на конференции.
  • Лариса делится своим опытом как родителя и психолога.
  • Сергей спрашивает о тревожности как родителе и о влиянии COVID-19 на тревожность.

Тревожность и подготовка к школе

7:07
  • Лариса объясняет, что тревожность стала более распространенной из-за COVID-19.
  • Тревожность влияет на комфорт и взаимодействие в семье.
  • Сергей рассказывает о тревоге родителей перед началом учебного года и ее влиянии на детей.

Влияние тревожности родителей на детей

9:07
  • Лариса подчеркивает, что тревожность родителей передается детям.
  • Дети начинают паниковать и переживать, что школа и детский сад - это катастрофа.
  • Сергей и Лариса обсуждают, как справиться с тревожностью и подготовить детей к школе.

Тревожные родители

10:22
  • Родитель может быть тревожным как внешне, так и внутренне.
  • Экстраверты выражают свои тревоги наружу, интроверты – внутри.
  • Лучше, чтобы родитель был пофигистом, так как это способствует здоровью общества и детей.

Влияние родителей на детей

11:22
  • Дети легко компенсируют поведение родителей.
  • Если оба родителя тревожные, это может стать нормой для ребенка.
  • Пофигистов мало, и общество становится детоцентрированным.

Потребительское общество

12:22
  • Родители, выросшие в трудные времена, стремятся обеспечить детям все.
  • Дети получают слишком много внимания и материальных благ.
  • Это приводит к эмоциональной инфантильности и отсутствию настоящих чувств.

Эмоциональная инфантильность

13:22
  • Современные дети эмоционально инфантильны, несмотря на интеллектуальное развитие.
  • Они не испытывают нормальных чувств и страдают от этого.
  • Родители часто не понимают, что их дети эмоционально не развиты.

Раннее развитие

16:22
  • Раннее развитие детей часто делается для самоутверждения родителей.
  • Это не приносит пользы детям, а только лишает их эмоциональной базы.
  • Родители должны осознавать, что раннее развитие не всегда полезно.

Подмены в воспитании

18:22
  • Родители часто подменяют реальное общение с детьми гаджетами.
  • Это приводит к отсутствию эмоционального контакта и развитию мелкой моторики.
  • Важно, чтобы родители уделяли время реальному общению с детьми.

Психологическое развитие детей

19:23
  • В три года дети должны пройти осмотр у психолога для заполнения карты перед детским садом.
  • Оценивается психологическое развитие, а не интеллектуальные способности.
  • Важно развивать крупную моторику, а не только мелкую, так как мозг работает иначе.

Проблемы раннего обучения

20:23
  • Раннее обучение в университете не имеет смысла, если ребенок эмоционально не готов.
  • Важно, чтобы дети развивались гармонично, общались с людьми и решали ситуации.
  • Детская площадка должна быть местом для социальных взаимодействий.

Важность игровой деятельности

21:23
  • Дети должны наиграться перед школой, чтобы созреть для учебы.
  • Лев Выготский описал возрастные кризисы и важность игровой деятельности до семи лет.
  • Интеллектуальные способности не всегда определяют готовность к школе.

Психологическая готовность к школе

23:08
  • Родители должны заранее оценивать психологическую готовность ребенка к школе.
  • Важно учитывать усидчивость, социальные навыки и умение постоять за себя.
  • В Москве запретили брать детей в школу раньше семи лет, что является положительным шагом.

Кризис семи лет

24:08
  • Кризис семи лет важен для формирования желания учиться и ощущения границ.
  • Родители часто перекладывают свои школьные травмы на детей.
  • Важно, чтобы дети приобретали опыт через ошибки и конфликты.

Роль родителей и учителей

27:08
  • Родители часто перегибают палку в отношении учителей, что приводит к конфликтам.
  • Учителя становятся жертвами, особенно в эмоциональном плане.
  • Родители должны осознавать свою ответственность за воспитание детей.

Ответственность родителей

29:53
  • Родители должны понимать, что ответственность за воспитание детей лежит на них.
  • Школа и другие учреждения не могут заменить семью.
  • Родители должны принимать решения, касающиеся воспитания, и нести за них ответственность.

Доверительные отношения с сыном

31:23
  • Отец хочет выстроить доверительные отношения с сыном, чтобы он мог обсуждать с ним все без страха осуждения.
  • Он хочет знать о всех важных моментах в жизни сына, но не хочет контролировать его полностью.
  • Отец замечает, что сын не всегда делится с ним своими проблемами, что вызывает у него беспокойство.

Противоречия в желаниях

32:23
  • Отец хочет, чтобы сын был свободным и независимым, но при этом иметь доверительные отношения.
  • Он не хочет знать все, а только о важных моментах, таких как конфликты в школе или финансовые трудности.
  • Отец хочет понять, не упускает ли он что-то важное, что может повлиять на сына.

Формирование доверия с рождения

33:23
  • Доверительные отношения формируются с рождения ребенка через адекватную реакцию на его промахи.
  • Взрослые часто реагируют неадекватно, что искажает восприятие ребенка.
  • В неблагополучных семьях дети могут считать, что насилие — это проявление любви.

Влияние обратной связи

34:23
  • Дети воспринимают обратную связь как проявление любви, что может привести к искаженному восприятию.
  • В благополучных семьях дети также могут считать, что критика — это проявление внимания.
  • Дети живут в большей степени на отрицательной обратной связи, что влияет на их поведение.

Важность положительной обратной связи

35:23
  • Родители должны активно реагировать на успехи детей, чтобы они понимали, что это важно.
  • Дети, которые не получают внимания, могут начать повторять плохие поступки, чтобы привлечь внимание.
  • Родители должны эмоционально вовлекаться в успехи детей, чтобы они доверяли им.

Искренность в общении

36:23
  • Дети чувствуют фальшь и не будут доверять родителям, которые неискренни.
  • Родители должны задавать живые вопросы и проявлять искренний интерес к достижениям детей.
  • Важно не переигрывать и не фальшивить, чтобы дети верили в искренность родителей.

Реакция на плохие поступки детей

38:09
  • Взрослый должен быть спокойным и разобраться в ситуации вместе с ребенком.
  • Важно предложить ребенку выбор решения, например, оплатить или вернуть украденное.
  • Дети часто готовы к наказанию, поэтому важно обсудить с ними необходимость наказания.

Поведение ребенка при угрозах

39:09
  • Ребенок может замкнуться и начать рыдать или проявлять гиперагрессию.
  • Изменение поведения указывает на внутренние переживания и страх.
  • Важно анализировать изменения в поведении ребенка и искать причины.

Школьная распродажа на Яндекс Маркете

42:09
  • В августе проходит большая школьная распродажа с большими скидками.
  • Родители могут воспользоваться скидками до 70% на школьные товары.
  • Пример многодетной мамы, которая активно участвует в распродаже.

Воспитание детей с разной возрастной разницей

44:09
  • Воспитание детей с разницей в 25 лет требует разных подходов.
  • Разные поколения детей имеют разные увлечения и взгляды.
  • Важно обсуждать острые ситуации с детьми и находить компромиссы.

Авторитет и свобода выбора

46:24
  • Родители должны давать детям свободу выбора, чтобы они могли принимать элементарные решения.
  • Важно, чтобы дети могли делать выбор в рамках своих возможностей.
  • Родители должны уважать мнение детей и давать им возможность формировать свои взгляды.

Взаимодействие с детьми

47:24
  • Родители должны позволять детям делать выбор, чтобы они могли уважать их мнение.
  • Пример с выбором еды в кафе: родители должны дать детям шанс сформировать свое мнение.
  • В развлекательных учреждениях дети должны иметь возможность делать выбор, чтобы уважать мнение родителей.

Взаимоуважение в семье

49:09
  • Родители должны демонстрировать уважение к вкусам детей, чтобы создать доверительные отношения.
  • Пример с выбором музыки в машине: каждый член семьи выбирает свою песню, что показывает взаимоуважение.
  • Важно быть на одной волне с детьми, чтобы они доверяли родителям.

Информационная безопасность

51:09
  • Родители должны быть в курсе интересов детей, чтобы обеспечить их безопасность.
  • Пример с игрой в Roblox: родители должны обсуждать с детьми, кто может быть их друзьями в интернете.
  • Важно понимать, что любой человек может создать аккаунт в интернете.

Конкурс для родителей

52:09
  • Родители могут выиграть промокод на 25 тысяч рублей для покупок в Яндекс Маркете.
  • Призыв к родителям написать в комментариях, что бы они сказали себе первокласснику.
  • Пример ответа: "Расслабься, просто занимайся, тебе ничего не светит, но после школы все будет".

Школа как школа жизни

54:24
  • Автор рассказывает о своем опыте обучения в разных школах из-за переездов.
  • Школа для нее стала школой жизни, а не только местом получения знаний.
  • Она считает, что школа помогает устанавливать отношения и коммуникацию.

Школа как потеря времени

55:24
  • Школа была создана для того, чтобы родители могли работать, а не заниматься детьми.
  • Школьная программа может быть освоена за 4,5 года.
  • Автор подчеркивает важность изучения иностранного языка, так как это сложно во взрослом возрасте.

Лимиты и правила в семье

57:17
  • В семье автора дети могут брать неплановые выходные раз в месяц.
  • Важно быть честными с детьми и не врать им.
  • Лимиты помогают детям понять, что они могут использовать время по своему усмотрению.

Первое сентября как праздник

59:09
  • Первое сентября должно быть радостным праздником в семье.
  • Родители должны передать детям ответственность за школу и домашние задания.
  • Домашние задания не должны быть обязанностью родителей, а дети должны учиться самостоятельно.

Проблемы проектной деятельности

1:01:09
  • Проектная деятельность часто сводится к соревнованию между родителями.
  • Многие работы выполняются родителями, а не детьми.
  • Это приводит к лицемерию и обману, что автор считает неприемлемым.

Проблема детской агрессии

1:03:24
  • Детская агрессия и буллинг становятся все более распространенной проблемой.
  • Агрессия часто связана с семейными проблемами и попытками привлечь внимание.
  • Примеры школьных стрелков показывают, что агрессия может привести к серьезным последствиям.

Роль родителей и специалистов

1:05:24
  • Родители должны прислушиваться к учителям и другим родителям, если замечают проблемы.
  • Важно обращаться за психологической помощью, так как в стране есть бесплатные услуги.
  • Не стоит игнорировать проблемы и надеяться, что все само собой разрешится.

Влияние гаджетов и примеры для подражания

1:07:10
  • Гаджеты усиливают травлю, так как примеры можно найти в интернете.
  • Примеры для подражания могут быть очень негативными.
  • Важно, чтобы родители и учителя знали о возможных проблемах и обращались за помощью.

Роль полиции и комиссий по делам несовершеннолетних

1:08:10
  • Полиция и комиссии по делам несовершеннолетних могут помочь в решении проблем.
  • Эти специалисты мотивированы предотвращать беды и проводить беседы в школах.
  • Не стоит бояться обращаться за помощью, так как это не приведет к негативным последствиям.

Строгий режим в школе

1:09:25
  • В школе строгого режима все телефоны сдаются на входе.
  • В московских школах это распространенная практика.
  • В частных школах это особенно строго, но и в государственных тоже.

Чаты в школах

1:10:25
  • Чаты в школах вызывают смешанные чувства.
  • Важно обговаривать правила поведения в чатах.
  • Онлайн-общение может быть более свободным, чем офлайн.

Правила поведения в чатах

1:11:25
  • Нужно обговаривать, что можно и нельзя писать в чатах.
  • Важно не хлопать дверью и не убегать из чата.
  • Онлайн-общение развязывает языки, но должно быть взаимоуважением.

Агрессия и защита интересов

1:12:25
  • Агрессия в чатах часто связана с желанием защитить детей.
  • Родители должны понимать, что их проблемы не должны влиять на детей.
  • Идеальная картина мира невозможна, приходится работать в текущих условиях.

Семейные отношения и дети

1:14:25
  • Родители часто скучают по маленьким детям, когда они вырастают.
  • Дети становятся нарциссами, требуя условий для любви.
  • Родители должны стараться не выдвигать условия для любви к детям.

Влияние детства и роль родителей

1:17:25
  • Детство — это не только родители, но и другие значимые люди.
  • Важно, чтобы родители были готовы контейнировать негативные влияния.
  • Не все проблемы требуют копания в детстве, и не всегда виноваты родители.

Школьная система и её недостатки

1:19:25
  • Школьная система устарела и требует изменений.
  • Важно, чтобы учителя были увлечены своей работой и детьми.
  • Директора школ должны быть вовлечены и заинтересованы в своей работе.

Личный опыт и важность благодарности

1:22:25
  • Пример успешного перехода из одной частной школы в другую.
  • Важно благодарить учителей за их труд, даже без повода.
  • Учителя, увлеченные своей работой, вдохновляют детей на обучение.

Пример из личного опыта

1:25:25
  • Пример мамы, которая была увлеченным учителем и организовывала экскурсии для всех.
  • Важно делать работу хорошо или не делать её вообще.
  • Это применимо не только к учителям, но и к любой деятельности.

Свободные школы

1:26:41
  • Свободные школы, где нет домашних заданий, существуют.
  • Образование в России обязательно для всех, прописанная в Конституции.
  • Школы получают деньги за количество учеников, что создает бюрократию.

Выбор программ и школ

1:27:41
  • В больших городах родители могут выбирать программы и школы.
  • В маленьких городах выбор ограничен.
  • Важно, чтобы выбор не стал большим потрясением для детей.

ЕГЭ и экзамены

1:29:56
  • ЕГЭ вызывает стресс у детей, особенно в старших классах.
  • Учителя часто пугают детей экзаменами, что вызывает чувство вины у родителей.
  • Система пересдачи ЕГЭ унижает детей и вызывает сердечные приступы.

Оценка и выбор предметов

1:32:56
  • Оценки субъективны и не имеют значения.
  • Важно, чтобы дети могли выбирать предметы, которые им интересны.
  • Потоковая система обучения позволяет детям выбирать предметы для ОГЭ.

Физрук и родительство

1:34:56
  • Физрук должен быть темой для обсуждения.
  • Профессия физрука требует особого подхода.
  • Родительство и воспитание детей обсуждаются в контексте общего воспитания.

Конкурс и распродажа

1:36:25
  • Конкурс на лучшее пожелание себе в первый класс.
  • На Яндекс.Маркете проходит большая школьная распродажа.
  • Маркетплейсы удобны для покупок, особенно для больших семей.