Урок 116 (осн). Экспериментальное определение КПД нагревателя

YOUTUBE · 30.11.2025 06:43

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему

0:08
  • Обсуждение эффективности нагревателя и введение понятия коэффициента полезного действия.
  • Объявление темы урока: экспериментальное определение КПД газовой горелки.

Домашнее задание и лабораторная работа

1:19
  • Домашнее задание: решить задачи по задачнику Генденштейна.
  • Подготовка к лабораторной работе по определению удельной теплоемкости материала.

Подготовка к лабораторной работе

2:40
  • Указание на необходимость учета количества теплоты, полученного калориметром.
  • Решение вспомогательной задачи для подготовки к лабораторной работе.

Измерение КПД газовой горелки

3:35
  • Выбор объекта для нагревания: кастрюлька с водой.
  • Определение массы воды и начальной температуры.

Подготовка к эксперименту

4:48
  • Взвешивание баллона с газом до и после эксперимента.
  • Измерение массы воды и начальной температуры.

Проведение эксперимента

7:42
  • Кипячение воды и наблюдение за процессом.
  • Определение конечной температуры воды.

Вычисление КПД

9:52
  • Договоренность считать КПД отношением количества теплоты, полученного водой, к количеству теплоты, выделившемуся при сгорании.
  • Вывод рабочей формулы для расчета КПД.

Завершение эксперимента

13:37
  • Измерение удельной теплоемкости воды и удельной теплоты сгорания газа.
  • Выключение горелки после закипания воды.

Финальные измерения

15:15
  • Взвешивание баллона с газом после эксперимента.
  • Подготовка к вычислениям по рабочей формуле.

Расчет коэффициента полезного действия

16:26
  • Коэффициент полезного действия равен отношению удельной теплоемкости воды к изменению температуры.
  • Удельная теплоемкость воды составляет 4.2 кДж/кг*°C.
  • Изменение температуры составляет 79°C.
  • Удельная теплота сгорания газа составляет 46 кДж/г.
  • Масса воды и газа в граммах, изменение температуры в градусах Цельсия.
  • Ответ безразмерный, коэффициент полезного действия равен 41%.

Подготовка к лабораторной работе

20:38
  • Задача 29-8 по не нашему.
  • В медном калориметре массой 50 г находится 200 г воды при 11.5°C.
  • В воду погрузили металлический цилиндр массой 100 г, который был в кипятке.
  • В результате теплообмена температура в калориметре установилась на 14°C.
  • Нужно определить удельную теплоемкость материала цилиндра.

Уравнение теплового баланса

23:33
  • В теплообмене участвуют три тела: вода, калориметр и цилиндр.
  • Уравнение теплового баланса: количество теплоты, полученное водой, калориметром и цилиндром, равно нулю.
  • Количество теплоты, полученное водой, равно удельной теплоемкости воды на массу воды на разность температур.
  • Количество теплоты, полученное калориметром, равно удельной теплоемкости меди на массу калориметра на разность температур.
  • Количество теплоты, полученное цилиндром, равно удельной теплоемкости материала цилиндра на массу цилиндра на разность температур.

Решение уравнения

27:09
  • Подставляем значения в уравнение теплового баланса.
  • Выражаем удельную теплоемкость цилиндра.
  • Формула для удельной теплоемкости цилиндра: дробь в числителе удельная теплоемкость воды на массу воды плюс удельная теплоемкость меди на массу калориметра на разность температур, в знаменателе масса цилиндра на разность температур.

Применение формулы

30:03
  • Формула без учета калориметра: удельная теплоемкость цилиндра равна удельной теплоемкости воды на массу воды на разность температур, деленной на массу цилиндра на разность температур.
  • В лабораторной работе нужно будет сравнить результаты с учетом и без учета калориметра.

Расчет удельной теплоемкости

31:17
  • Подставляем значения в формулу для удельной теплоемкости цилиндра.
  • Рассчитываем удельную теплоемкость цилиндра в килоджоулях на килограмм-градус Цельсия.
  • Сравниваем с таблицей удельных теплоемкостей и определяем, что цилиндр изготовлен из серебра.