Введение в курс 0:00 Лекция из курса «Скандинавия эпохи викингов». Курс доступен по подписке на сайте и в мобильном приложении «Радио Арзамас». Скидка 20% по промокоду «Исландия».
Современное и средневековое восприятие Скандинавии 0:52 Современное представление о Скандинавии отличается от средневекового. Исландия в средние века была культурным и интеллектуальным центром Скандинавии. Финляндия, несмотря на негерманский язык, считалась скандинавской страной.
Роль Дании и других стран 1:52 Дания была наиболее приближена к континентальной цивилизации. Норвегия и Исландия сохраняли самобытность из-за удалённости от континента. Швеция в средневековье больше тяготела к Руси.
Самоидентификация скандинавов 3:07 Скандинавы сначала считали себя общностью, а не отдельными народами. Границы между скандинавскими диалектами были прозрачными. Древнесеверный язык назывался датским.
Понятие викинга 5:07 Викинг — человек, ушедший в поход, часто с милитаристской составляющей. Со временем слово «викинг» приобрело негативную коннотацию. Пример из саги о Кретьене и Изольде иллюстрирует изменение восприятия викингов.
Жизнь викингов на родине 7:37 Викинги возвращались на родину и становились крестьянами-землевладельцами. Внутренняя история Скандинавии будет рассмотрена через призму повседневной жизни. Драматические события внутри Скандинавии также важны для понимания эпохи.
Источники по истории Скандинавии 9:28 Большинство источников связано с Западной Скандинавией, особенно с Исландией. Исландия была интеллектуальным центром и хранилищем информации. Дошло много источников по средневековой скандинавской словесности.
Пожар в Копенгагене и роль Исландии в сохранении текстов 10:28 В XVIII веке в Копенгагене произошёл пожар, уничтоживший значительную часть скандинавских рукописей. Большинство сохранившихся текстов было записано в Исландии. Исландия считалась хранилищем исторического знания.
Причины популярности исландских текстов 11:28 Дешёвый пергамент в Исландии способствовал записи саг и других сочинений. Исландцы имели репутацию народа, который никогда не врёт. В Исландии скриптории создавали не только клирики, но и светские люди.
Роль Снорри Стурлусона 13:28 Снорри Стурлусон был выдающимся историком и политическим деятелем. Спор о наследстве включал рукописи, что подчёркивает их высокую ценность.
Исландские интеллектуалы и сбор саг 14:28 Исландские интеллектуалы XVI–XVII веков собирали саги, устраивая археографические экспедиции. Дешёвый пергамент объясняет лишь часть культурной ситуации в Исландии.
Происхождение исландцев 16:28 Исходные исландцы — это норвежцы, эмигрировавшие после правления Харальда Прекрасноволосого. Связь между норвежцами и исландцами сохранялась, несмотря на борьбу за независимость.
Скандинавские саги как основной источник 18:23 Скандинавские саги — уникальный феномен средневековой культуры. Сага — это способ сохранения и подачи информации, а не жанр. Слово «сага» связано с древнескандинавским глаголом «говорения».
Устная и письменная традиции саг 20:23 Саги начали записываться в конце XII века, но расцвет записи пришёлся на XIII–XV века. До записи саги передавались в устной традиции. Язык саг — это застывший живой разговорный язык исландцев того времени.
Передача саг 21:23 Мы мало знаем о передаче саг, так как в самих сагах нет описаний этого процесса. Известен эпизод «Прядь об исландце-сказителе», который подтверждает устную передачу саг.
Понятие «прядь» в сагах 22:23 «Прядь» — это вставной рассказ в саге, имеющий начало и конец. В саге могут быть короткие вставки, напоминающие анекдоты XIX века. Пример: рассказ о норвежском короле прерывается эпизодом из жизни исландца.
Исландский сказитель и норвежский король 23:23 Исландский сказитель развлекал норвежского короля рассказами саг. Норвежский король требовал, чтобы ему читали саги о его предках. Сказитель хвастался знанием саг, демонстрируя своё мастерство.
Устная традиция саг 25:17 Саги передавались из уст в уста, без прямых свидетельств о процессе передачи. Большинство саг — анонимные сочинения, существовавшие в устной традиции. Рассказчик саги был равен своей аудитории, любой слушатель мог стать рассказчиком.
Правдивость саг 26:17 Сага — это правдивый рассказ о прошлом, не домысливающий события. Древнеисландская поговорка подчёркивала важность последовательного изложения истории. Установка на правдивость была ключевой для всех рассказчиков саг.
Классификация саг 27:17 Саги делятся на родовые, королевские и фантастические «лживые саги». «Лживые саги» допускают домысливание и реконструкцию событий. Родовые и королевские саги жёстко ограничивают домыслы.
Достоверность саг 29:17 Фантастические элементы в сагах появляются дозированно и отражают восприятие рассказчика. Аудитория контролирует правдивость рассказчика, проверяя его на соответствие истории. Сага достоверна априори благодаря установке на правдивость.
Территориальное деление саг 30:17 Саги делятся территориально: западная и восточная четверти Исландии. Рассказчики саг часто принадлежали к той же семье, о которой рассказывают. Островное сообщество Исландии поддерживало ощущение единства.
Гражданские войны в Исландии 31:17 В XIII веке в Исландии разразились гражданские войны из-за борьбы за власть. Политические события породили особый тип саг — «саги о современности». Саги о современности составлялись очевидцами событий.
Квазиисторический нарратив 34:12 Сага рассказывает о событиях разных эпох, используя язык XII–XIII веков. Рассказчик остаётся объективным, не давая оценок событиям. Иногда рассказчик добавляет комментарии, например, о моде на топоры.
Модус повествования 35:12 Сага начинается не с традиционного зачина, а с восстановления цепочки информации. Генеалогии играют важную роль в верификации информации. Родовые отношения были основой структуры общества в Скандинавии.
Роль генеалогий 36:12 Генеалогии служат средством верификации информации и вводят героев в повествование. Исландская родовая сага — это рассказ о семье с несколькими поколениями. Конфликты между членами семьи становятся основой саги.
Конфликты в сагах 39:12 В сагах всегда есть ссора между людьми, которые не были предрасположены к конфликту. Рассказчик фокусируется на том, как люди выходят из конфликта и какие решения находят. Возможно, сага возникла как форма хранения правовой информации.
Правовая система Исландии 40:12 Исландия не имела институтов власти, кроме тинга — собрания для решения судебных вопросов. Тинги решали все споры, от развода до убийства. Правовая традиция Исландии была развита и оригинальна.
Связь саги с правом 42:06 В каждой саге есть эпизод, связанный с судопроизводством. Составители саг показывают, как информация дошла до них, что имеет правовые оттенки. Восстановление цепочки свидетелей важно для легитимности в судопроизводстве и историческом нарративе.
Заключение 44:06 Анонс следующей лекции о королевских сагах. Упоминание о подписке на курс в приложении «Радио Арзамас» и на сайте «Арзамас Академи». Предложение воспользоваться промокодом для скидки на подписку.