Введение 0:54 Обсуждение воплощения идей Платона в политическое учение. Упоминание о важности темы государства для Платона.
Диалоги Платона 1:43 Платон пишет «Государство» в возрасте 50–60 лет. «Государство» объединяет метафизическое умозрение и политическое устроение. В «Политике» Платон рассматривает государственные проблемы.
«Законы» 3:32 Последние годы жизни Платон посвящает диалогу «Законы». «Законы» содержат недоработки и несвязанности текста. Платон оставил «Законы» на восковых дощечках.
Философия и государство 4:29 Философия для Платона не мыслится вне полиса. Гераклит также много думал о государстве и законах. Платон и Аристотель считали государственную жизнь частью сущностного.
Диалектика 7:56 Диалектика — это восхождение от эмпирической жизни к единому и благому. Нисхождение от абсолютного к нашему миру также является частью диалектики. Правильное поведение основано на диалектике.
Душа и тело 10:14 Душа улавливает божественное и вечное, следовательно, она божественна и вечна. Тело рассматривается как темница для души. Миф о крылатой колеснице иллюстрирует борьбу души с телом.
Стремление к высшему 15:17 Жить земной жизнью — значит умирать, а умирать — возрождаться. Стремление к высшему и благу — ключевой аспект учения Платона о государстве.
Учение о любви 15:35 Эрос — высшая сила, управляющая всем сущим. Люди без опыта возвышенного и благого влюбляются в красивые тела и вещи. Философ видит за этими формами любви более высокий уровень.
Уровни любви 16:36 Низшие формы любви направлены на материальные объекты. Высшие формы любви стремятся к духовному и вечному. Миф об Эре в «Государстве» описывает соединение с духовным началом.
Соединение с божественным 18:35 Истинные философы соединяются с вершинами духа и не возрождаются. Остальные люди возвращаются в мир иллюзий. Тайна любви — это соединение с единственным, достойным любви.
Три уровня души 20:30 Душа человека имеет три уровня: вожделеющая, гневная и разумная. Вожделеющая часть души связана с инстинктами и телесными желаниями. Гневная часть души стремится к доблести и славе. Разумная часть души стремится к соединению с возвышенным и благим.
Социальные слои 25:13 Общество делится на сребролюбцев, славолюбцев и мудрецов. Сребролюбцы — купцы, ремесленники, крестьяне. Славолюбцы — воины и политики. Мудрецы управляют государством.
Институционализация классов 26:31 Платон предлагает институционализировать социальные слои. Люди должны верить, что их судьба определена с рождения. Мудрецы определяют, кто принадлежит к какому сословию.
Метафизическое объяснение 29:03 Боги управляют человеком через «нити ума», «серебряные» и «бронзовые нити». Каждый человек управляется по-своему, в соответствии с предопределённым путём. Идея детерминированности социальной жизни не связана с рождением, а с предопределённым путём.
Философия и политика у Платона 31:11 Платон утверждает, что философия совпадает с политикой. Политик должен строить государство на началах блага и справедливости.
Идеальное государство по Платону 31:32 Платон считает гигантские империи варварскими образованиями. Идеальное количество граждан в государстве — 5040 человек. В таком государстве достаточно одного человека, видящего божественную реальность.
Роль мудреца в государстве 33:23 Мудрец, даже не у власти, может изменить государство своим существованием. Идеальная модель государства — управление мудрецом-монархом или мудрецами-аристократами.
Миф о пещере 34:29 Люди в пещере видят только тени и гул, считая это единственной реальностью. Один человек выходит из пещеры и видит свет и людей, осознавая заблуждение остальных. Он должен вернуться и рассказать другим о реальности.
Философы и их роль 39:47 Философы отличаются правдивостью, решительностью и любовью к истине. Они способны устанавливать законы о красоте, справедливости и благе.
Одарённые души и их воспитание 42:12 Одарённые души при неправильном воспитании становятся деспотами и негодяями. Задача философа — помочь таким душам стать истинными правителями.
Альтернатива Платону 43:59 Иисус Христос противопоставляет свою идею социальной статификации учению Платона. Он подчёркивает равенство всех людей и единство в ученичестве перед Богом.
Благо выше существования 45:48 Платон утверждает, что знание блага выше временного существования. Он оправдывает поступок Сократа, подчёркивая важность передачи знания.
Уровни познания 46:25 Платон выделяет четыре уровня познания: уподобление, вера, рассудок и разум. Уподобление — это восприятие отдельных вещей, вера — понимание общих сущностей. Рассудок постигает математические и геометрические реальности, а разум — идеальные сущности.
Роль искусства 51:52 Платон считает искусство почти ненужным, так как оно лишь проецирует идеи. Искусство может быть полезным, но только в определённых ситуациях. Философы должны строго контролировать влияние искусства на общество.
Философ и общество 55:19 Философ стремится к свободе, но общество требует от него послушания. Платон использует термин «послушание», производный от слова «раб», подчёркивая зависимость философа от общества. В идеальном государстве философы должны служить обществу, получая от него поддержку.
Обучение 58:33 Простых людей учить особо не нужно, они сами научатся необходимым навыкам. Высшие слои общества должны обучаться с ранних лет. Обучение должно начинаться ещё до достижения подросткового возраста.
Вожделеющая часть души и имущество 59:19 Желание обладать имуществом — источник войн и страстей. Платон понимает, что лишение людей имущества невозможно без разрушения экономики. Частная собственность должна оставаться, но только у низшего слоя ремесленников.
Социальные неравенство и брак 1:00:49 В обществе Платона есть классовое и социальное неравенство, порождённое собственной деятельностью. Против финансовых махинаций Платон выступает решительно. Брак возможен, но не для людей с доминирующим яростным чувством.
Стражи и их роль 1:01:40 Стражи должны охранять общественный порядок и следовать воле философов. Они не могут иметь имущество или семью, чтобы не отвлекаться от своих обязанностей.
Иерархия Платона 1:02:58 Платон предлагает иерархию, противоположную китайской и индийской системам. Стражи живут в казарме, питаются с общего стола и не имеют собственности.
Воспитание и репродукция 1:04:55 Дети и юноши воспитываются вместе, без половой сегрегации. После рождения ребёнка передают кормилицам, а затем правителям для оценки здоровья. Больных детей убивают, здоровых могут вернуть матери, но она не будет знать, что это её ребёнок.
Образование и отбор 1:06:51 Дети занимаются науками: арифметикой, геометрией, астрономией и музыкой. Философы проводят проверки каждые десять лет, отбирая достойных для роли правителей. Отбор происходит в 20, 30 и 50 лет.
Идеальное государство 1:09:00 Платон описывает идеальное государство эпохи Кроноса, где люди появлялись из земли без полового чувства. В современном мире есть экономическая нужда, семейные отношения и межгосударственная борьба, которые портят жизнь.
Деградация государства по Платону 1:10:07 Идеальное государство, где правят философы, деградирует до тимократии, где правят воины. Тимократия ведёт к накоплению богатства и превращению в олигархию. Олигархия заканчивается свержением и установлением демократии.
Демократия и тиран 1:11:34 Демократия как власть большинства приводит к появлению тирана, который сначала притворяется милостивым. Тиран начинает войны для мобилизации общества, но они изнурительны и вызывают возмущение народа. Репрессии тирана приводят к его изоляции и падению.
Роль государства 1:15:12 Государство необходимо для объединения людей, производящих разные вещи. Идеальное государство сложно, но достижимо и основано на жёстком принудительном отборе. Нарушение правил ведёт к наказанию.
Формы правления 1:17:07 Платон различает мягкие и жёсткие формы правления: монархия, аристократия, демократия против тирании, олигархии и беззаконной демократии. Искусство политического управления выше законов.
Влияние человека на космос 1:28:14 Человек определяет ритм космоса своим поведением. Философ в государстве спасает государство. Эллинистический принцип: человек управляет космосом.
Жизнь как игра 1:30:09 Человек — игрушка бога, поэтому нужно жить, играя: хороводы, развлечения, жертвоприношения. Крайняя форма деспотии: строжайшее исполнение законов, почти за всё приходится расплачиваться смертью или изгнанием. Государство всеобщего подчинения.
Подчинение и единство 1:31:39 Никто не должен действовать без начальника, будь то в серьёзных занятиях или в играх. Необходимо следовать указаниям начальника даже в мелочах. Жизнь должна быть максимально сплочённой и общей.
Сплочённость и война 1:32:37 Сплочённость важна для достижения удачи и победы на войне. Упражняться в сплочённости нужно с ранних лет. Автономное действие считается признаком варвара.
Философия Платона 1:33:31 Платон подчёркивает важность подчинения абсолютному благу. Философ должен знать истину, а остальные — подчиняться ему. Подчинение рассматривается как пирамида, восходящая к единому и благому.
Перевоспитание и казнь 1:34:24 Платон стремится перевоспитать людей, мешающих благу. Перед казнью необходимо объяснить человеку его неправоту. Казнь может быть отменена, если человек искренне согласится изменить жизнь.
Нереализуемость утопии 1:35:22 Платон осознаёт, что его утопия вряд ли реализуется. Люди вряд ли будут довольны таким устройством общества. Запреты на имущество и рождение детей сделают общество нестабильным.
Идеальное государство 1:36:15 Государство должно располагаться в горах, вдали от моря. Низшее сословие должно быть бедным, чтобы поддерживать стабильность. Государство должно быть ограждено от внешнего влияния.
Сравнение с советским государством 1:38:50 Государство Платона напоминает советское государство. Платон создал тоталитарную модель, которая может быть реализована через насилие.
Механизм государства 1:40:03 Государство Платона — механизм для вывода людей из «пещеры». Философы обязаны вести людей к истине, используя карательные меры. Платон не понимает происхождения зла в мире.
Критика и завершение 1:42:41 Платоновская идея становится страшной при применении к политическому организму. Аристотель, ученик Платона, критикует его идеи, подчёркивая важность истины. Обсуждение различий между взглядами Платона и Аристотеля продолжается на следующей лекции.
Платон и Спарта 1:44:06 Платон видел кризис афинской демократии и падение эллинской свободы. Он считал Спарту стабильным обществом, несмотря на отсутствие культуры. Для Платона Спарта была примером стабильности, несмотря на распущенность лакедемонских женщин.
Идеал стабильности 1:47:16 Платон восхищался стабильностью Египта, где обычаи не менялись десятилетиями. В его взглядах Спарта была идеалом стабильности, но он не жил в Спарте.
Ошибка Платона 1:48:30 Платон деперсонализировал человека, считая его проекцией идеи. Христианство преодолевает эту идею через идею троичности, подчёркивая личность человека.
Христианство и личность 1:50:31 Христианство ценит личность выше эйдоса. Бог создаёт личность, а не человека как такового. Христианство соединяет конкретику Аристотеля с божественностью человека Платона.
Законы Платона 1:53:43 Законы Платона — это предельное саморазворачивание его системы в политическую сферу. Это не философское самоубийство, а осознание Платоном своих ошибок.
Диалог с греческой философией 1:55:40 Апостол Павел общался со стоическими и эпикурейскими философами. Греческая философия и христианство были частью одного мира эллинистического знания. Понимание генезиса мысли помогает глубже осознать христианские идеи.