История Западной философии. Лекция №5. «Платон и учение о Государстве и законах»

YOUTUBE · 30.11.2025 06:22

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:54
  • Обсуждение воплощения идей Платона в политическое учение.
  • Упоминание о важности темы государства для Платона.

Диалоги Платона

1:43
  • Платон пишет «Государство» в возрасте 50–60 лет.
  • «Государство» объединяет метафизическое умозрение и политическое устроение.
  • В «Политике» Платон рассматривает государственные проблемы.

«Законы»

3:32
  • Последние годы жизни Платон посвящает диалогу «Законы».
  • «Законы» содержат недоработки и несвязанности текста.
  • Платон оставил «Законы» на восковых дощечках.

Философия и государство

4:29
  • Философия для Платона не мыслится вне полиса.
  • Гераклит также много думал о государстве и законах.
  • Платон и Аристотель считали государственную жизнь частью сущностного.

Диалектика

7:56
  • Диалектика — это восхождение от эмпирической жизни к единому и благому.
  • Нисхождение от абсолютного к нашему миру также является частью диалектики.
  • Правильное поведение основано на диалектике.

Душа и тело

10:14
  • Душа улавливает божественное и вечное, следовательно, она божественна и вечна.
  • Тело рассматривается как темница для души.
  • Миф о крылатой колеснице иллюстрирует борьбу души с телом.

Стремление к высшему

15:17
  • Жить земной жизнью — значит умирать, а умирать — возрождаться.
  • Стремление к высшему и благу — ключевой аспект учения Платона о государстве.

Учение о любви

15:35
  • Эрос — высшая сила, управляющая всем сущим.
  • Люди без опыта возвышенного и благого влюбляются в красивые тела и вещи.
  • Философ видит за этими формами любви более высокий уровень.

Уровни любви

16:36
  • Низшие формы любви направлены на материальные объекты.
  • Высшие формы любви стремятся к духовному и вечному.
  • Миф об Эре в «Государстве» описывает соединение с духовным началом.

Соединение с божественным

18:35
  • Истинные философы соединяются с вершинами духа и не возрождаются.
  • Остальные люди возвращаются в мир иллюзий.
  • Тайна любви — это соединение с единственным, достойным любви.

Три уровня души

20:30
  • Душа человека имеет три уровня: вожделеющая, гневная и разумная.
  • Вожделеющая часть души связана с инстинктами и телесными желаниями.
  • Гневная часть души стремится к доблести и славе.
  • Разумная часть души стремится к соединению с возвышенным и благим.

Социальные слои

25:13
  • Общество делится на сребролюбцев, славолюбцев и мудрецов.
  • Сребролюбцы — купцы, ремесленники, крестьяне.
  • Славолюбцы — воины и политики.
  • Мудрецы управляют государством.

Институционализация классов

26:31
  • Платон предлагает институционализировать социальные слои.
  • Люди должны верить, что их судьба определена с рождения.
  • Мудрецы определяют, кто принадлежит к какому сословию.

Метафизическое объяснение

29:03
  • Боги управляют человеком через «нити ума», «серебряные» и «бронзовые нити».
  • Каждый человек управляется по-своему, в соответствии с предопределённым путём.
  • Идея детерминированности социальной жизни не связана с рождением, а с предопределённым путём.

Философия и политика у Платона

31:11
  • Платон утверждает, что философия совпадает с политикой.
  • Политик должен строить государство на началах блага и справедливости.

Идеальное государство по Платону

31:32
  • Платон считает гигантские империи варварскими образованиями.
  • Идеальное количество граждан в государстве — 5040 человек.
  • В таком государстве достаточно одного человека, видящего божественную реальность.

Роль мудреца в государстве

33:23
  • Мудрец, даже не у власти, может изменить государство своим существованием.
  • Идеальная модель государства — управление мудрецом-монархом или мудрецами-аристократами.

Миф о пещере

34:29
  • Люди в пещере видят только тени и гул, считая это единственной реальностью.
  • Один человек выходит из пещеры и видит свет и людей, осознавая заблуждение остальных.
  • Он должен вернуться и рассказать другим о реальности.

Философы и их роль

39:47
  • Философы отличаются правдивостью, решительностью и любовью к истине.
  • Они способны устанавливать законы о красоте, справедливости и благе.

Одарённые души и их воспитание

42:12
  • Одарённые души при неправильном воспитании становятся деспотами и негодяями.
  • Задача философа — помочь таким душам стать истинными правителями.

Альтернатива Платону

43:59
  • Иисус Христос противопоставляет свою идею социальной статификации учению Платона.
  • Он подчёркивает равенство всех людей и единство в ученичестве перед Богом.

Благо выше существования

45:48
  • Платон утверждает, что знание блага выше временного существования.
  • Он оправдывает поступок Сократа, подчёркивая важность передачи знания.

Уровни познания

46:25
  • Платон выделяет четыре уровня познания: уподобление, вера, рассудок и разум.
  • Уподобление — это восприятие отдельных вещей, вера — понимание общих сущностей.
  • Рассудок постигает математические и геометрические реальности, а разум — идеальные сущности.

Роль искусства

51:52
  • Платон считает искусство почти ненужным, так как оно лишь проецирует идеи.
  • Искусство может быть полезным, но только в определённых ситуациях.
  • Философы должны строго контролировать влияние искусства на общество.

Философ и общество

55:19
  • Философ стремится к свободе, но общество требует от него послушания.
  • Платон использует термин «послушание», производный от слова «раб», подчёркивая зависимость философа от общества.
  • В идеальном государстве философы должны служить обществу, получая от него поддержку.

Обучение

58:33
  • Простых людей учить особо не нужно, они сами научатся необходимым навыкам.
  • Высшие слои общества должны обучаться с ранних лет.
  • Обучение должно начинаться ещё до достижения подросткового возраста.

Вожделеющая часть души и имущество

59:19
  • Желание обладать имуществом — источник войн и страстей.
  • Платон понимает, что лишение людей имущества невозможно без разрушения экономики.
  • Частная собственность должна оставаться, но только у низшего слоя ремесленников.

Социальные неравенство и брак

1:00:49
  • В обществе Платона есть классовое и социальное неравенство, порождённое собственной деятельностью.
  • Против финансовых махинаций Платон выступает решительно.
  • Брак возможен, но не для людей с доминирующим яростным чувством.

Стражи и их роль

1:01:40
  • Стражи должны охранять общественный порядок и следовать воле философов.
  • Они не могут иметь имущество или семью, чтобы не отвлекаться от своих обязанностей.

Иерархия Платона

1:02:58
  • Платон предлагает иерархию, противоположную китайской и индийской системам.
  • Стражи живут в казарме, питаются с общего стола и не имеют собственности.

Воспитание и репродукция

1:04:55
  • Дети и юноши воспитываются вместе, без половой сегрегации.
  • После рождения ребёнка передают кормилицам, а затем правителям для оценки здоровья.
  • Больных детей убивают, здоровых могут вернуть матери, но она не будет знать, что это её ребёнок.

Образование и отбор

1:06:51
  • Дети занимаются науками: арифметикой, геометрией, астрономией и музыкой.
  • Философы проводят проверки каждые десять лет, отбирая достойных для роли правителей.
  • Отбор происходит в 20, 30 и 50 лет.

Идеальное государство

1:09:00
  • Платон описывает идеальное государство эпохи Кроноса, где люди появлялись из земли без полового чувства.
  • В современном мире есть экономическая нужда, семейные отношения и межгосударственная борьба, которые портят жизнь.

Деградация государства по Платону

1:10:07
  • Идеальное государство, где правят философы, деградирует до тимократии, где правят воины.
  • Тимократия ведёт к накоплению богатства и превращению в олигархию.
  • Олигархия заканчивается свержением и установлением демократии.

Демократия и тиран

1:11:34
  • Демократия как власть большинства приводит к появлению тирана, который сначала притворяется милостивым.
  • Тиран начинает войны для мобилизации общества, но они изнурительны и вызывают возмущение народа.
  • Репрессии тирана приводят к его изоляции и падению.

Роль государства

1:15:12
  • Государство необходимо для объединения людей, производящих разные вещи.
  • Идеальное государство сложно, но достижимо и основано на жёстком принудительном отборе.
  • Нарушение правил ведёт к наказанию.

Формы правления

1:17:07
  • Платон различает мягкие и жёсткие формы правления: монархия, аристократия, демократия против тирании, олигархии и беззаконной демократии.
  • Искусство политического управления выше законов.

Влияние человека на космос

1:28:14
  • Человек определяет ритм космоса своим поведением.
  • Философ в государстве спасает государство.
  • Эллинистический принцип: человек управляет космосом.

Жизнь как игра

1:30:09
  • Человек — игрушка бога, поэтому нужно жить, играя: хороводы, развлечения, жертвоприношения.
  • Крайняя форма деспотии: строжайшее исполнение законов, почти за всё приходится расплачиваться смертью или изгнанием.
  • Государство всеобщего подчинения.

Подчинение и единство

1:31:39
  • Никто не должен действовать без начальника, будь то в серьёзных занятиях или в играх.
  • Необходимо следовать указаниям начальника даже в мелочах.
  • Жизнь должна быть максимально сплочённой и общей.

Сплочённость и война

1:32:37
  • Сплочённость важна для достижения удачи и победы на войне.
  • Упражняться в сплочённости нужно с ранних лет.
  • Автономное действие считается признаком варвара.

Философия Платона

1:33:31
  • Платон подчёркивает важность подчинения абсолютному благу.
  • Философ должен знать истину, а остальные — подчиняться ему.
  • Подчинение рассматривается как пирамида, восходящая к единому и благому.

Перевоспитание и казнь

1:34:24
  • Платон стремится перевоспитать людей, мешающих благу.
  • Перед казнью необходимо объяснить человеку его неправоту.
  • Казнь может быть отменена, если человек искренне согласится изменить жизнь.

Нереализуемость утопии

1:35:22
  • Платон осознаёт, что его утопия вряд ли реализуется.
  • Люди вряд ли будут довольны таким устройством общества.
  • Запреты на имущество и рождение детей сделают общество нестабильным.

Идеальное государство

1:36:15
  • Государство должно располагаться в горах, вдали от моря.
  • Низшее сословие должно быть бедным, чтобы поддерживать стабильность.
  • Государство должно быть ограждено от внешнего влияния.

Сравнение с советским государством

1:38:50
  • Государство Платона напоминает советское государство.
  • Платон создал тоталитарную модель, которая может быть реализована через насилие.

Механизм государства

1:40:03
  • Государство Платона — механизм для вывода людей из «пещеры».
  • Философы обязаны вести людей к истине, используя карательные меры.
  • Платон не понимает происхождения зла в мире.

Критика и завершение

1:42:41
  • Платоновская идея становится страшной при применении к политическому организму.
  • Аристотель, ученик Платона, критикует его идеи, подчёркивая важность истины.
  • Обсуждение различий между взглядами Платона и Аристотеля продолжается на следующей лекции.

Платон и Спарта

1:44:06
  • Платон видел кризис афинской демократии и падение эллинской свободы.
  • Он считал Спарту стабильным обществом, несмотря на отсутствие культуры.
  • Для Платона Спарта была примером стабильности, несмотря на распущенность лакедемонских женщин.

Идеал стабильности

1:47:16
  • Платон восхищался стабильностью Египта, где обычаи не менялись десятилетиями.
  • В его взглядах Спарта была идеалом стабильности, но он не жил в Спарте.

Ошибка Платона

1:48:30
  • Платон деперсонализировал человека, считая его проекцией идеи.
  • Христианство преодолевает эту идею через идею троичности, подчёркивая личность человека.

Христианство и личность

1:50:31
  • Христианство ценит личность выше эйдоса.
  • Бог создаёт личность, а не человека как такового.
  • Христианство соединяет конкретику Аристотеля с божественностью человека Платона.

Законы Платона

1:53:43
  • Законы Платона — это предельное саморазворачивание его системы в политическую сферу.
  • Это не философское самоубийство, а осознание Платоном своих ошибок.

Диалог с греческой философией

1:55:40
  • Апостол Павел общался со стоическими и эпикурейскими философами.
  • Греческая философия и христианство были частью одного мира эллинистического знания.
  • Понимание генезиса мысли помогает глубже осознать христианские идеи.