Михаил Афанасьевич Булгаков лекция Валерия Бондаренко | Лекции по литературе 2023

YOUTUBE · 16.11.2025 07:09

Ключевые темы и таймкоды

Редакция газеты "Гудок"

0:02
  • В начале 1920-х годов в редакции газеты "Гудок" собралась талантливая компания.
  • Среди них были Михаил Булгаков, Ильф и Петров, Юрий Олеша, Валентин Катаев и Исаак Бабель.
  • Булгаков был старше и не разделял их революционных взглядов, что делало его чужим в компании.

Воспоминания и отношение к Булгакову

1:14
  • В своих воспоминаниях Юрий Олеша не упомянул Булгакова, хотя они дружили.
  • Булгаков был для них мелкой литературной сошкой и человеком, чуждым революции.
  • Булгаков возненавидел революцию сразу и на всю жизнь.

Булгаков и старая культура

3:17
  • Булгаков любил старую русскую культуру, в отличие от авангардистов.
  • Он работал врачом в Смоленской губернии и тяжело переживал изменения.
  • Другие писатели, такие как Пришвин, были счастливы, что родились в это время.

Одиночество Булгакова

4:41
  • Булгаков не вписался ни в серебряный век, ни в новую культуру.
  • Он жил в Киеве и имел семьи священнослужителей по обеим линиям.
  • Булгаков стал врачом, несмотря на трудности в учебе и брак с Татьяной Лаппа.

Война и работа на фронте

6:36
  • Булгаков и его жена Татьяна Лаппа работали врачами на фронте.
  • Татьяна, считавшаяся избалованной, помогала мужу в работе.
  • Булгакова отправили в село Никольское, где ему стало плохо.

Фильм "Морфий" Алексея Балабанова

8:13
  • Фильм основан на рассказе Михаила Булгакова "Морфий" из цикла "Записки юного врача".
  • Балабанов соединил эпизоды из жизни Булгакова с фабулами его рассказов.
  • Пространство фильма инфернально, что отражает трагедию главного героя.

Врачебная практика Булгакова

9:06
  • Булгаков ненавидел крестьян села Никольское за их жестокость.
  • Первый опыт родов Булгакова был вдохновляющим, несмотря на угрозы отца роженицы.
  • Булгаков работал в Никольском, спасая жизни, но не получал поддержки от местных жителей.

Болезнь и морфий

11:04
  • Булгаков заболел дифтеритом и впервые попробовал морфий.
  • После укола морфия он почувствовал себя лучше, но вскоре снова потребовал укол.
  • Булгаков стал морфинистом, что отражено в его рассказах и фильме Балабанова.

Жизнь в Вязьме

12:59
  • Булгаков и его жена переехали в Вязьму, где он продолжал принимать морфий.
  • Жена Булгакова пыталась помочь, но её организм отторгал морфий.
  • Булгаков страдал от паранойи и принимал морфий два раза в день.

Возвращение в Киев и лечение

14:54
  • Булгаков и его жена вернулись в Киев, где он снова начал принимать морфий.
  • Доктор Воскресенский пытался вылечить Булгакова, вводя дистиллированную воду.
  • В какой-то момент Булгаков бросил морфий, что стало началом его преображения в писателя.

Опорные точки судьбы Михаила Булгакова

17:19
  • Булгаков мечтал уехать из страны, как Пушкин.
  • Он пережил морфиновую лихорадку и революцию 1917 года.
  • Булгаков стал белогвардейцем, но был вынужден работать врачом во Владикавказе.

Гражданская война и тиф

18:10
  • Булгаков видел ужасы гражданской войны и петлюровцев.
  • Он был призван в добровольческую армию Деникина.
  • После тифа Булгаков остался во Владикавказе, где его нашли большевики.

Желание уехать и остаться

20:04
  • Булгаков не смог уехать из России, несмотря на возможность.
  • Он чувствовал себя опоздавшим и стремился наверстать упущенное.
  • Булгаков начал писать поздно, но его произведения стали значимыми.

Стихотворение о Москве

22:46
  • Стихотворение Вильгельма Зоргенфрея описывает Москву 1920-х годов.
  • Булгаков видел в Москве голод и разруху.
  • Он мечтал о нормальной жизни, как в своих произведениях.

Отношения с современниками

24:36
  • Булгаков и Маяковский имели сложные отношения.
  • Булгаков критиковал мещанство и обывательство.
  • Его произведения стали популярными, несмотря на критику.

Восстановление нормы

27:35
  • Булгаков мечтал о нормальной жизни: квартире, одежде и книгах.
  • Он работал в "Гудке" и писал фельетоны.
  • Его произведения отражали его стремление к нормальной жизни.

Жизнь в коммуналке

30:32
  • Булгаков жил в коммуналке и мечтал о квартире.
  • Он описывал жизнь в коммуналке в рассказе "Самогонное озеро".
  • Его желание нормальной жизни было реализовано частично.

Враги Булгакова

32:44
  • Воланд расправляется не с политическими лидерами, а с литераторами и чиновниками.
  • Булгаков считал этих людей самыми страшными в России.
  • Литераторы и чиновники, по мнению Булгакова, убили всех и вся.

Судьба и характер Булгакова

34:21
  • Булгаков часто размышлял о своей судьбе и судьбе русской литературы.
  • У него был талант наживать врагов, что в итоге его погубило.
  • Он выводил прототипы своих персонажей из реальных людей, что вызывало скандалы.

Прототипы и скандалы

35:21
  • В "Белой гвардии" и "Днях Турбиных" Булгаков вывел реальных людей.
  • Актеры Московского художественного театра узнавали себя в его произведениях.
  • Булгаков хотел уехать за границу, но его планы не сбылись.

Личная жизнь и творчество

39:30
  • Роман "Мастер и Маргарита" был посвящен первой жене, но позже посвящение было снято.
  • Булгаков влюбился во вторую жену и снял посвящение.
  • Он считал, что каждая из его жен была жизненным призом в определенный период.

Конфликты и критика

45:07
  • Булгаков переживал конфликты с чиновниками и писателями.
  • В "Мастере и Маргарите" Воланд обрушивает гнев на писателей и чиновников.
  • Булгаков видел в интеллигенции самую страшную вину, что отразилось в его произведениях.

Преображенский и Швондер

47:59
  • Булгаков восхищается Преображенским, но также боится его экспериментов.
  • Швондер символизирует делячество и победу в любой ситуации.
  • Булгаков считал, что сатира невозможна в его эпоху, что стало источником его сарказма.

Допрос в ОГПУ

49:39
  • В 1926 году Булгаков был на допросе в ОГПУ.
  • Это был шанс уехать за границу, но он не знал о резолюции.
  • Булгаков вел себя на допросах с достоинством и сарказмом.

Запрещенное произведение

50:41
  • У Булгакова изъяли "Собачье сердце", которое было запрещено.
  • Булгаков считал произведение злободневным и политическим.
  • Он интересовался бытом интеллигенции и писал сатирические произведения.

Письмо правительству

52:31
  • Булгаков собрал все отрицательные рецензии на себя.
  • Он считал, что пресса СССР единодушно доказывала, что его произведения не могут существовать в СССР.
  • Булгаков просил отпустить его за границу или дать работу в Московском художественном театре.

Слава и трагедия

55:58
  • Слава Булгакова связана с Московским художественным театром.
  • Пьеса "Дни Турбиных" принесла ему невероятную славу.
  • Спектакль вызвал ажиотаж и сопереживание публики, что стало чудом для того времени.

Спасение спектакля

57:55
  • Спектакль "Дни Турбиных" спас актеров от закрытия.
  • Сталин смотрел спектакль несколько раз.
  • Жизнь Булгакова начала налаживаться после успеха пьесы.

Финансовые успехи и давление

59:01
  • В 1927-1928 годах Михаил Булгаков зарабатывал более 28 тысяч рублей в год.
  • Он начал покупать вещи, которые раньше не мог себе позволить, несмотря на постоянное давление и критику.
  • Его пьесы "Зойкина квартира" и "Багровый остров" были поставлены в театрах.

Мейерхольд и признание

59:58
  • Всеволод Мейерхольд просил у Булгакова пьесы, но получал отказы.
  • Булгаков стал знаменитостью, но его успех закончился после закрытия пьесы "Белая гвардия".
  • Его книги начали изымать из библиотек по распоряжению Надежды Крупской.

Вражда с "литературной сволочью"

1:00:53
  • Булгаков использовал выражение "литературная сволочь" для описания своих врагов.
  • В повести "Роковые яйца" профессор Персиков умирает, называя своих коллег "сволочью".
  • Булгаков чувствовал, что его преследуют люди с "собачьими сердцами".

Встреча со Сталиным

1:01:51
  • На встрече со сталинскими писателями обсуждалась пьеса "Белая гвардия".
  • Сталин признал, что пьеса талантлива, но враждебна.
  • Украинские писатели требовали расправы над Булгаковым, считая его пьесу вредной.

Работа в Московском художественном театре

1:03:41
  • Булгаков оказался в сложном мире театра, где царили интриги и конфликты.
  • Основатели театра, Станиславский и Немирович-Данченко, не общались с 1906 года.
  • Булгаков столкнулся с людьми, которые стучали в ОГПУ, что привело к конфликтам.

Конфликты в театре

1:04:42
  • Булгаков не выходил на сцену после успеха "Белой гвардии", чтобы не навредить театру.
  • Руководство театра было счастливо, что Булгаков не вмешивался в их дела.
  • Конфликты с театром привели к его гибели.

Булгаков и его стремление к успеху

1:06:29
  • Булгаков, в отличие от Ахматовой и Мандельштама, не мог существовать без публикаций.
  • Он стремился к успеху и славе, несмотря на то, что его произведения часто не печатались.
  • Булгаков написал много произведений, но только одно из них, инсценировка "Мертвых душ", было опубликовано.

Пьеса "Батум" и реакция Сталина

1:08:30
  • Пьеса "Батум" о юности Сталина была отвергнута Сталиным, который считал, что события в пьесе описаны неверно.
  • Булгаков также написал пьесу о Пушкине, но без самого Пушкина, что вызвало критику.
  • После письма правительству Сталин позвонил Булгакову, предложив ему уехать за границу, но Булгаков отказался.

Встреча со Сталиным и последствия

1:11:34
  • Сталин предложил Булгакову встретиться, но встреча не состоялась.
  • Булгаков продолжал писать и надеяться на публикацию своих произведений.
  • Он страдал от постоянных отказов и отказов, что привело к его нервному истощению.

Жизнь в условиях цензуры

1:17:45
  • Булгаков сталкивался с трудностями в получении аванса за пьесы, которые потом запрещались.
  • Московский художественный театр не платил аванс, если пьеса запрещалась.
  • Булгаков продолжал писать, несмотря на отсутствие ответов на свои письма.

Последние годы и смерть

1:19:18
  • Булгаков страдал от неврастении и боялся выходить на улицу.
  • Он пытался научиться быть равнодушным к своей судьбе, но это не всегда помогало.
  • Булгаков умер в 1940 году, оставив после себя множество неопубликованных произведений.

Реакция Булгакова на критику

1:21:57
  • Булгаков вел себя старомодно, несмотря на критику.
  • Его называли белогвардейцем, но он продолжал вести себя вызывающе.
  • После расставания с Московским художественным театром, его уговорили вернуться.

Жизнь с Еленой Булгаковой

1:23:31
  • Елена Булгакова стала прообразом Маргариты.
  • Булгаков привел ее на Патриаршие пруды и показал квартиру с накрытым столом.
  • Елена Булгакова не раскрывала тайну, что произошло в той квартире.

Подозрения в работе на ОГПУ

1:25:08
  • Елена Булгакова могла работать на ОГПУ.
  • В доме Булгаковых всегда были дорогие вещи и приемы.
  • Архивы ФСБ закрыты, что затрудняет подтверждение или опровержение этих слухов.

Влияние на Булгакова

1:27:07
  • Елена Булгакова поддерживала Булгакова, несмотря на его плохое состояние.
  • Булгаков принимал сотрудников американского посольства.
  • Елена Булгакова была авантюристкой и смелой женщиной.

Пьеса о Сталине

1:29:57
  • Булгаков написал пьесу о Сталине, надеясь на успех.
  • Пьеса была отправлена в Батум для сбора материалов.
  • После возвращения Булгаков заболел и умер.

Последние дни Булгакова

1:32:28
  • Булгаков заболел после возвращения из Батума.
  • Он умер, надеясь на публикацию своих произведений.
  • Елена Булгакова обещала опубликовать роман "Мастер и Маргарита".

Заключение

1:36:27
  • Роман "Мастер и Маргарита" показывает мир, где зло сильнее света.
  • Булгаков хотел, чтобы его роман был опубликован, чтобы люди знали о его существовании.

Максимилиан Волошин

1:36:49
  • Максимилиан Волошин, коктебельский отшельник и выдающийся поэт.
  • В одном из его стихов есть строка: "В ту весну Христос не воскресал".
  • Это связано с периодом, когда Пасха наступала, но затем снова наступала весна, и все заканчивалось.

Михаил Булгаков

1:37:21
  • Михаил Булгаков написал роман о том, что в отчаянном положении можно рассчитывать только на потусторонние силы.
  • Булгаков чувствовал, что его работа в Московском художественном театре МХАТ может быть смертельной, но все же пошел туда.
  • Этот треугольник: Булгаков, МХАТ и Сталин стал одним из треугольников культуры.

Цитата Булгакова

1:38:17
  • В 1919 году казалось, что белые победят красных.
  • Булгаков пишет: "Мы наказаны, расплата началась. Мы начали пить чашу наказания и выпьем ее до конца".
  • Нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом и суровой бедностью жизни.
  • Платить за безумство мартовских и октябрьских дней, за самостийных изменников, за развращение рабочих и другие события.
  • Цитата обрывается, но дальше говорится, что необходимость платить за прошлое останется и детям.