Начало путешествия 0:09 Ледокол «Комета» покидает Кольский залив. Арктика «вздрогнула» и двинулась вперёд. Атомоход выходит на древнюю дорогу мореходов.
Исторические экспедиции 1:02 В 1607 году Генри Гудзон отправляется в экспедицию на полюс. Василий Чичагов и барон Фиппс исследуют Арктику. Джон Франклин и Джордж Нирс продолжают походы на полюс.
Попытки достижения полюса 2:00 Джордж Де Лонг снаряжает экспедицию, но его судно раздавлено льдами. Нансен ведёт шхуну «Фрам» в ледовый дрейф. В 1899 году поднимается флаг на первом арктическом ледоколе.
Русские ледоколы 2:59 Ледоколы «Ермак» и «Красин» прославились спасательными операциями. «Ермак» выводит торговые пароходы из льдов. «Красин» спасает экспедицию Умберто Нобиле и пассажирский пароход «Монте Сервант».
Освоение Арктики 4:58 Учёные наблюдают за движением льдов и проводят гидрометеорологические наблюдения. В 1929 году на Земле Франца-Иосифа устанавливается красный флаг. Обсуждаются три варианта освоения Арктики: железная дорога, дирижабли и арктический флот.
Главное управление Севморпути 6:55 В 1932 году создано Главное управление Севморпути. СССР добивается успехов в строительстве арктических портов и новых ледоколов. Во время войны закладываются основы науки для будущих проектов.
Атомные ледоколы 7:54 Ледокол «Ленин» демонстрирует возможности атомного флота. После шести лет эксплуатации установку «Ленина» заменяют. Формируется мнение о необходимости развития атомного флота.
Ледокол «Арктика» 9:52 В 1971 году заложен атомный ледокол «Арктика». «Арктика» может преодолевать ровный сплошной лёд со скоростью 1 метр в секунду. Капитан Кучи IV предлагает организовать экспедицию на Северный полюс.
Подготовка к экспедиции 11:46 Капитан Кучи IV обращается в Москву с предложением организовать экспедицию.
Подготовка к рейсу 16:36 Установлено новое навигационное оборудование, проверены все системы. Перегружено топливо на первом реакторе. Работы выполнялись в двух километрах от Мурманска.
Проблемы во время испытаний 17:36 Во время гидравлических испытаний повреждены рубашки всех четырёх насосов первого контура. Ледокол не мог двигаться, но системы были заварены и исправлены. Ожидание серьёзной группы из Москвы во главе с министром морского флота.
Срочные решения 18:33 Необходимость быстрой работы в сжатые сроки. Решение по сварке первого контура без подкладных колец из-за отсутствия сертификатов на материал. Важность выполнения работ в срок для значимости рейса.
Начало рейса 20:31 «Арктика» вышла из Кольского залива 9 августа 1977 года. На борту работали три ледовых капитана: Юрий Кучи, Василий Голохвастов и Анатолий Вломи. Цель рейса — достичь Северного полюса и проверить, как там вертится Земля.
Ледовая разведка и маршрут 21:31 Ледокол шёл по дрейфу, что сэкономило время и снизило риски. Западные страны прекратили передачу метеорологической информации, нарушив международные договоры. Ледовые разведчики контролировали обстановку на маршруте.
Преодоление льдов 24:27 Использование слабин и каналов для движения во льдах. Сомнения в прочности разводьев через трёхметровый лёд. Несколько раз ледокол застревал во льдах, но команда продолжала работу.
Достижение Северного полюса 26:23 Впервые в истории мореплавания надводный корабль достиг Северного полюса. Капитан Юрий Сергеев поздравил команду с достижением. Установка флагштока и проведение митинга.
Символ экспедиции 28:22 Борис Ионов взял с собой флагшток экспедиции Седова. Возникли трения из-за желания капитана оставить флагшток в музее ледокола. Опущена плита с надписью «СССР Северный полюс, август».
Возвращение и награды 32:17 Возвращение в Мурманск другим маршрутом через Землю Франца-Иосифа. Торжественная церемония в Мурманске, присвоение звания почётных полярников. Родина тепло встретила героев исторического рейса.
Ледокол «Арктика» и его достижения 34:15 Ледокол «Арктика» доказал возможность достижения полюса. Получены уникальные данные о взаимодействии корпуса со льдом и движителей. Разработан новый профиль винта, который фрезерует лёд.
Развитие ледокольного флота 35:12 В 1975–1992 годах построено 6 ледоколов. В 90-е годы ледокольный флот перешёл на новый этап развития. Береговой ремонт и флот стали единым комплексом.
Продление ресурса ледоколов 36:12 Ресурс ледокола «Арктика» увеличен до 177 тысяч часов. Следующий шаг — продление ресурса до 200 тысяч часов. Продление ресурса экономически обосновано.
Арктика и национальные проекты 38:00 Арктика — конкурентное преимущество России. Атомные ледоколы обеспечивают вывоз природных ресурсов. Крупнейшие проекты в Арктике: «Газпром нефть», «Восток Уголь», «Сабетта».
Проект «Сабетта» 39:56 Порт «Сабетта» — самая большая арктическая стройка. Атомные ледоколы проводят суда к порту. Крупнотоннажные суда требуют помощи ледоколов.
Интенсивность работы ледоколов 42:51 В 2016 году превышен рекорд советского времени по перевозке грузов. Интенсивность работы флота растёт. Планируется увеличение объёмов перевозок до 30–40 миллионов тонн.
Новые ледоколы 45:50 Строятся три новых универсальных атомных ледокола. Ледоколы имеют переменную осадку для работы на больших глубинах и в руслах рек. Обеспечивают проводку судов и аварийно-спасательные услуги.
Значение ледокольного флота 48:43 Россия — единственная страна с атомным ледокольным флотом. Ледокольный флот реализует геополитическую доктрину России. Важность людей, искренне служащих родине.
Цитата адмирала Макарова 49:43 Россия заинтересована в ледоколах из-за своего положения в Ледовитом океане. Ледоколы помогают «сбросить оковы льдов» и развернуть русскую мощь.