Полюс. Арктика. Ледокол.

YOUTUBE · 29.11.2025 08:25

Ключевые темы и таймкоды

Начало путешествия

0:09
  • Ледокол «Комета» покидает Кольский залив.
  • Арктика «вздрогнула» и двинулась вперёд.
  • Атомоход выходит на древнюю дорогу мореходов.

Исторические экспедиции

1:02
  • В 1607 году Генри Гудзон отправляется в экспедицию на полюс.
  • Василий Чичагов и барон Фиппс исследуют Арктику.
  • Джон Франклин и Джордж Нирс продолжают походы на полюс.

Попытки достижения полюса

2:00
  • Джордж Де Лонг снаряжает экспедицию, но его судно раздавлено льдами.
  • Нансен ведёт шхуну «Фрам» в ледовый дрейф.
  • В 1899 году поднимается флаг на первом арктическом ледоколе.

Русские ледоколы

2:59
  • Ледоколы «Ермак» и «Красин» прославились спасательными операциями.
  • «Ермак» выводит торговые пароходы из льдов.
  • «Красин» спасает экспедицию Умберто Нобиле и пассажирский пароход «Монте Сервант».

Освоение Арктики

4:58
  • Учёные наблюдают за движением льдов и проводят гидрометеорологические наблюдения.
  • В 1929 году на Земле Франца-Иосифа устанавливается красный флаг.
  • Обсуждаются три варианта освоения Арктики: железная дорога, дирижабли и арктический флот.

Главное управление Севморпути

6:55
  • В 1932 году создано Главное управление Севморпути.
  • СССР добивается успехов в строительстве арктических портов и новых ледоколов.
  • Во время войны закладываются основы науки для будущих проектов.

Атомные ледоколы

7:54
  • Ледокол «Ленин» демонстрирует возможности атомного флота.
  • После шести лет эксплуатации установку «Ленина» заменяют.
  • Формируется мнение о необходимости развития атомного флота.

Ледокол «Арктика»

9:52
  • В 1971 году заложен атомный ледокол «Арктика».
  • «Арктика» может преодолевать ровный сплошной лёд со скоростью 1 метр в секунду.
  • Капитан Кучи IV предлагает организовать экспедицию на Северный полюс.

Подготовка к экспедиции

11:46
  • Капитан Кучи IV обращается в Москву с предложением организовать экспедицию.

Подготовка к рейсу

16:36
  • Установлено новое навигационное оборудование, проверены все системы.
  • Перегружено топливо на первом реакторе.
  • Работы выполнялись в двух километрах от Мурманска.

Проблемы во время испытаний

17:36
  • Во время гидравлических испытаний повреждены рубашки всех четырёх насосов первого контура.
  • Ледокол не мог двигаться, но системы были заварены и исправлены.
  • Ожидание серьёзной группы из Москвы во главе с министром морского флота.

Срочные решения

18:33
  • Необходимость быстрой работы в сжатые сроки.
  • Решение по сварке первого контура без подкладных колец из-за отсутствия сертификатов на материал.
  • Важность выполнения работ в срок для значимости рейса.

Начало рейса

20:31
  • «Арктика» вышла из Кольского залива 9 августа 1977 года.
  • На борту работали три ледовых капитана: Юрий Кучи, Василий Голохвастов и Анатолий Вломи.
  • Цель рейса — достичь Северного полюса и проверить, как там вертится Земля.

Ледовая разведка и маршрут

21:31
  • Ледокол шёл по дрейфу, что сэкономило время и снизило риски.
  • Западные страны прекратили передачу метеорологической информации, нарушив международные договоры.
  • Ледовые разведчики контролировали обстановку на маршруте.

Преодоление льдов

24:27
  • Использование слабин и каналов для движения во льдах.
  • Сомнения в прочности разводьев через трёхметровый лёд.
  • Несколько раз ледокол застревал во льдах, но команда продолжала работу.

Достижение Северного полюса

26:23
  • Впервые в истории мореплавания надводный корабль достиг Северного полюса.
  • Капитан Юрий Сергеев поздравил команду с достижением.
  • Установка флагштока и проведение митинга.

Символ экспедиции

28:22
  • Борис Ионов взял с собой флагшток экспедиции Седова.
  • Возникли трения из-за желания капитана оставить флагшток в музее ледокола.
  • Опущена плита с надписью «СССР Северный полюс, август».

Возвращение и награды

32:17
  • Возвращение в Мурманск другим маршрутом через Землю Франца-Иосифа.
  • Торжественная церемония в Мурманске, присвоение звания почётных полярников.
  • Родина тепло встретила героев исторического рейса.

Ледокол «Арктика» и его достижения

34:15
  • Ледокол «Арктика» доказал возможность достижения полюса.
  • Получены уникальные данные о взаимодействии корпуса со льдом и движителей.
  • Разработан новый профиль винта, который фрезерует лёд.

Развитие ледокольного флота

35:12
  • В 1975–1992 годах построено 6 ледоколов.
  • В 90-е годы ледокольный флот перешёл на новый этап развития.
  • Береговой ремонт и флот стали единым комплексом.

Продление ресурса ледоколов

36:12
  • Ресурс ледокола «Арктика» увеличен до 177 тысяч часов.
  • Следующий шаг — продление ресурса до 200 тысяч часов.
  • Продление ресурса экономически обосновано.

Арктика и национальные проекты

38:00
  • Арктика — конкурентное преимущество России.
  • Атомные ледоколы обеспечивают вывоз природных ресурсов.
  • Крупнейшие проекты в Арктике: «Газпром нефть», «Восток Уголь», «Сабетта».

Проект «Сабетта»

39:56
  • Порт «Сабетта» — самая большая арктическая стройка.
  • Атомные ледоколы проводят суда к порту.
  • Крупнотоннажные суда требуют помощи ледоколов.

Интенсивность работы ледоколов

42:51
  • В 2016 году превышен рекорд советского времени по перевозке грузов.
  • Интенсивность работы флота растёт.
  • Планируется увеличение объёмов перевозок до 30–40 миллионов тонн.

Новые ледоколы

45:50
  • Строятся три новых универсальных атомных ледокола.
  • Ледоколы имеют переменную осадку для работы на больших глубинах и в руслах рек.
  • Обеспечивают проводку судов и аварийно-спасательные услуги.

Значение ледокольного флота

48:43
  • Россия — единственная страна с атомным ледокольным флотом.
  • Ледокольный флот реализует геополитическую доктрину России.
  • Важность людей, искренне служащих родине.

Цитата адмирала Макарова

49:43
  • Россия заинтересована в ледоколах из-за своего положения в Ледовитом океане.
  • Ледоколы помогают «сбросить оковы льдов» и развернуть русскую мощь.