Ту-144. Первый пассажирский сверхзвуковой | Техногеника | Discovery Channel

YOUTUBE · 29.11.2025 08:03

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:03
  • Сверхзвуковые пассажирские самолёты опередили время.
  • Ту-144 стал первым среди первых.

Рост воздушных перевозок

0:45
  • В середине 1950-х годов воздушные перевозки стали массовыми.
  • Объём перевозок в СССР вырос в 3,5 раза, в Европе и США — в 10 раз.
  • Идея сверхзвуковых самолётов активно прорабатывалась в конце 1950-х.

Первые проекты

1:43
  • Американские проекты основывались на военных машинах, например, на базе «Валькирии».
  • Французы и англичане начинали с нуля, объединившись в программу «Конкорд».
  • КБ Сухого предложило пассажирский вариант своего бомбардировщика Т-4.

Проект Ту-144

2:31
  • Военные технологии были слишком дорогими для гражданских самолётов.
  • Туполев предложил проект с нуля, используя конкретные наработки.
  • Проект был важен для государственного престижа СССР.

Технологические достижения

4:26
  • Проект стал технологическим локомотивом, используя новые материалы и аэродинамические решения.
  • Задействованы десятки научных центров и конструкторских бюро.

Концепции и характеристики

6:13
  • К 1963 году проект получил индекс Ту-144.
  • Задача: перевозить 100–150 пассажиров на 6–7 тысяч км со скоростью 2 Маха.
  • Постепенно сформировался хрестоматийный облик самолёта.

Сравнение с «Конкордом»

7:11
  • Ту-144 и «Конкорд» имели схожие формы, но отличались по аэродинамике и компоновке.
  • Ту-144 имел лучшие аэродинамические характеристики на сверхзвуке.

Особенности конструкции

9:09
  • Ту-144 летал на высотах до 20 км, «Конкорд» — до 18 км.
  • Ту-144 мог использовать больше аэродромов благодаря выдвижным крылышкам-дестабилизаторам.

Технические различия

11:06
  • Ту-144 был длиннее и имел большую площадь крыла.
  • Максимальная крейсерская скорость Ту-144 — 2500 км/ч, у «Конкорда» — 2300 км/ч.
  • Ту-144 брал на борт на 4

Проблемы дальности полёта и аэродинамические исследования

13:08
  • Гражданские самолёты не могли достичь дальности полёта в 5–6 тысяч километров из-за ограничений по запасу керосина.
  • Туполевцы работали над аэродинамикой, так как она напрямую влияла на расход топлива.
  • В ЦАГИ и ЛИИ имени Громова проводились исследования для создания первого сверхзвукового пассажирского самолёта.

Аэродинамическая труба ЦАГИ

14:06
  • Большая аэродинамическая труба ЦАГИ была самой большой в мире до начала 80-х годов.
  • Сегодня она самая большая в Европе.
  • В институте было 60 аэро- и газодинамических установок, задействованных в программе создания Ту-144.

Поиск оптимальной формы крыла

15:00
  • Для поиска оптимальной формы крыла было создано более 40 моделей.
  • Исследования включали проверку крутки крыла по размаху и формы профилей.
  • Модель крыла в четверть размера реального самолёта продувалась в аэродинамической трубе ЦАГИ.

Конкуренция с «Конкордом»

16:20
  • В ЦАГИ продували модель «Конкорда», несмотря на конкурентную гонку.
  • Утечка информации позволяла советским исследователям анализировать схемы и характеристики французского самолёта.
  • Советские конструкторы самостоятельно решали задачи, не опираясь на успехи или ошибки соперников.

Технические особенности Ту-144

17:48
  • Посадочная скорость Ту-144 была на 20 км/ч меньше, чем у «Конкорда».
  • Уникальные тормозные механизмы и шины были разработаны специально для первого советского сверхзвукового самолёта.
  • Все новые решения, включая компоновку отсека шасси и аварийную систему эвакуации, отрабатывались на макетах.

Летающие макеты и пилотажные испытания

18:45
  • В КБ Каяна были построены летающие макеты на базе истребителя МиГ-21 для отработки аэродинамики и пилотирования.
  • Летчики получали базовые навыки пилотирования самолёта без хвостового оперения.
  • Самолёты-аналоги летали с 18 апреля 1968 по конец 1969 года, выполнив более 140 полётов.

Первый полёт и испытания

20:38
  • Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца и два дня раньше «Конкорда».
  • Экипаж проводил полёт в высотных гермокостюмах.
  • 5 июня 1969 года Ту-1

Первые испытания Ту-144

26:24
  • Первые десять месяцев Ту-144 летали без пассажиров, только экипаж и инженеры.
  • Накоплен уникальный опыт эксплуатации самолёта.
  • Расход топлива: 74 тонны на 3250 км от Москвы до Алматы, 76 тонн на обратный путь.

Экономические аспекты и модернизация

27:21
  • Билеты были доступными, но проект считался убыточным.
  • Двигатели НК-144 ограничивали радиус использования Ту-144.
  • Новые двигатели РД-36 потребовали модернизации самолёта.

Испытания модификации Д

28:16
  • Программа испытаний модификации Д началась в 1974 году.
  • В 1977 году Ту-144 совершил беспосадочный перелёт в Хабаровск.
  • В 1978 году построен первый серийный Ту-144Д.

Авария 23 мая 1978 года

28:54
  • Пятый полёт самолёта с бортовым номером 11.
  • Задание: набрать скорость, превышающую скорость звука в два раза.
  • Пожар из-за воспламенения топлива при запуске вспомогательной силовой установки.
  • Экипаж принял решение сажать пылающий самолёт.

Последствия аварии

30:49
  • Два человека оказались зажаты в салоне покореженным металлом.
  • После аварии Ту-144 больше не летал с пассажирами.

Музейные экземпляры

31:18
  • Три сохранившихся Ту-144 доступны в музеях: в Монино, Синсхайме и Ульяновске.
  • Ульяновский самолёт — наиболее сохранившийся из существующих.

Интерьер и атмосфера

32:43
  • Эскалатор для пассажиров, иллюминаторы с защитой от солнечной радиации.
  • Билеты раскупались задолго до рейса, создавая ощущение причастности к новому.

Обслуживание и подготовка персонала

34:31
  • Персонал специально готовился для работы с Ту-144.
  • Самолёты оставались на балансе Министерства авиационной промышленности.
  • Обслуживание требовало перестройки всей системы гражданской авиации.

Технические сложности

35:13
  • Необходимость большого количества азота для охлаждения обшивки.
  • Сложности с заправкой самолётов.
  • Обслуживание ложилось на плечи сотрудников КБ топлива и Минавиапрома.

Проблемы подготовки экипажей

36:10
  • Отсутствие новых методик и тренажёров для подготовки экипажей.
  • Необходимость обучения в высших учебных заведениях с инженерной подготовкой.
  • Отсутствие аэрофлотовских лётчиков в левом командирском кресле Ту-144.

Масштаб задачи подготовки самолёта

36:57
  • В Ту-144 40 км проводки, которую нужно прозвонить.
  • Пример с Nissan Pathfinder показывает масштаб задачи.

Значение Ту-144 для авиации

37:32
  • После аварии регулярные рейсы прекратились, полёты стали экспериментальными.
  • Ту-144 стал проектом престижа СССР, вдохновившим другие проекты.
  • Освоение крупнопанельного фрезерования крыла и микроменизация электроники.

Технические инновации на Ту-144

38:28
  • Применение систем дистанционного управления и автопилотов.
  • Автоматическое поддержание курса и заход на посадку.
  • Использование технологий в системе управления космического корабля «Буран».

Ту-144 как летающая лаборатория

39:24
  • Ту-144 выиграл конкуренцию с «Конкордом» благодаря скорости и технологичности.
  • Глубокая модернизация: новые двигатели, изменённые органы управления и аэродинамика.
  • 27 полётов без серьёзных технических проблем.

Результаты исследований

40:20
  • Получение уникальных данных по аэродинамике, шуму и температурным режимам.
  • Будущее самолёта как памятника.

Будущее сверхзвуковых самолётов

41:17
  • Вопрос о возрождении сверхзвуковых пассажирских самолётов остаётся открытым.
  • Проект Ту-244 как российского СПС-2 существует только в виде модели.
  • Актуальность идеи в области бизнес-авиации.

Историческое значение

42:11
  • Сверхзвуковые самолёты как памятники научно-техническим инновациям.
  • Скептики считают, что сверхзвуковые самолёты больше не востребованы из-за изменений в скорости передачи информации.
  • Несмотря на скептицизм, самолёты останутся в истории как опередившие своё время.