100 лет без Ленина: век Ленина - противоречия и прорывы (сессия 6)

YOUTUBE · 29.11.2025 06:52

Ключевые темы и таймкоды

Концепция Владимира Руднева

0:14
  • Руднев был автором концепции "материализм-империцизма", которая была отвергнута Лениным как "ревизионизм философии".
  • Руднев был репрессирован в 1939 году, его работы были исключены из системы образования.

Практические следствия концепции Руднева

5:30
  • Руднев пытался синтезировать марксизм и махизм, но его концепция была архаичной и не соответствовала современным представлениям о коллективном творчестве.
  • Руднев утверждал, что марксизм должен преобразовать мир, но его подход был отходом от идей начала 19 века.

Заключение

12:12
  • Возвращение к концепции Руднева сегодня может быть не плодотворным, так как современное человечество пока не готово к такой форме коллективного творчества.

Философская полемика в РСДРП

13:20
  • Базаров и Богданов не были репрессированы, а Базаров умер от астмы, занимаясь переводами литературы.
  • Ленин был более прав в дискуссии внутри РСДРП, но после 1920 года его взгляды стали менее правильными.

Ленин как полемист

17:55
  • Ленин использовал различные риторические приемы, такие как высмеивание оппонентов и применение латинских выражений.
  • Ленин использовал термин "богостроительство" для критики Луначарского и Богданова, но сам Богданов не был богостроителем.

Ленин и философия

25:30
  • Ленин не имел возможности ознакомиться с работами Богданова, но приписывал ему негативные взгляды на русскую культуру.
  • Богданов не был богостроителем, и его взгляды не были включены в традицию русского космизма.

Ленин и будущее социализма

28:27
  • Ленин был деканонизирован, и его идеи не должны быть основой для социалистического движения в 21 веке.
  • Важно не заниматься "детской болезнью левизны" в ленинизме, а строить перспективы, исходя из современных взглядов на социализм.

Политическая литература и стиль Ленина

29:56
  • Ленин был интеллектуально и эмоционально насыщен, но его работы следует воспринимать в контексте и исторической перспективе.
  • Ленин использовал цитаты и иронию для критики оппонентов, но не переходил к прямым оскорблениям.

Влияние образования и стиля на работы Ленина

37:27
  • Ленин получил классическое образование и изучал логику, что отразилось на его стиле.
  • Ленин использовал перечисление прилагательных и наличие подряд для уточнения идей и объектов.

Критика и юмор в работах Ленина

40:49
  • Ленин использовал критику и юмор для обсуждения идей и оппонентов.
  • Ленин был ориентирован на понятность своих идей для широкой аудитории, что способствовало его популярности.

Виртуальная реальность и культура

44:43
  • В видео обсуждается влияние виртуальной реальности на культуру и общество.
  • Виртуальная реальность рассматривается как совокупность создаваемых человеческим разумом нематериальных объектов, являющихся особым идеальным миром.
  • Виртуальная реальность имеет свою проекцию в реальном мире, которая может быть искажена и трудно поддаваться исследованию.
  • Виртуальная реальность не несет в себе злого или доброго начала, но может использоваться для пропаганды и манипуляции общественным сознанием.

Классовый характер виртуальной реальности

46:39
  • Виртуальная реальность имеет иерархический, классовый характер, управляемый классом буржуазии или государственными структурами.
  • Виртуальность обостряет противоречие общества и психологическое отчуждение, особенно в связи с развитием электронных СМИ и сетевых способов создания и передачи информации.

Антиобщественный идеал виртуальной культуры

49:32
  • В современной виртуальной культуре идеал представляет собой отрыв физической субстанции человека от его ментальности и духа.
  • Инструменты виртуальной реальности используются правящим классом для одурманнивания и притупления классового сознания и критического мышления.

Влияние виртуальной реальности на общество

50:30
  • Виртуальная реальность отражает все противоречия общества, подчиняясь общественным законам, описанным Лениным за десятки лет до появления интернета.
  • Виртуальные инструменты носят классовый характер и работают на интересы господствующего класса.
  • Виртуальная культура формирует свой антиобщественный идеал, заставляя человека все больше погружаться в виртуальность и меньше ощущать свою физическую оболочку.

Догоняющая модернизация в советском варианте

53:38
  • В начале 1920-х годов большевики пришли к власти с идеей догоняющей модернизации, основанной на принципах социализма.
  • Изначально большевики считали, что для повышения производительности труда достаточно перехода к общественному хозяйству.
  • В 1918 году акцент меняется на государственное перераспределение ресурсов.
  • В 1920 году большевики подходят к идее единого хозяйственного плана, который должен устанавливать списки и количество производимых товаров и услуг.

Создание единого плана и догоняющая модернизация

1:01:41
  • В 1921 году Ленин предлагает идею электрификации как основы единого плана, который должен базироваться на технических потребностях.
  • Сергей Гусев в своей брошюре "Очередные вопросы хозяйственного строительства" впервые формулирует задачу догоняющей модернизации, критикуя существующую систему планирования.
  • Гусев предлагает создавать единый план сверху вниз, минуя промежуточные ступени, и переходить к более высоким технологиям сразу, минуя менее развитые.

Единый хозяйственный план

1:07:31
  • В советских книгах говорится о принятии единого хозяйственного плана на съезде, но в материалах съезда упоминается, что Лев Троцкий и другие участники обсуждали важность пункта единства хозяйственного плана, который отсутствовал в первоначальном варианте тезисов.
  • Ленин и его соратники, включая Милютина и Кржижановского, дополнили и развили этот пункт, опираясь на идеи из брошюры Гусева.

Девятый съезд партии и план электрификации

1:09:01
  • Через два месяца после съезда Совнархозов, где говорилось о необходимости единого плана, появляется резолюция девятого съезда партии о единстве хозяйственного плана, где ставятся четыре очереди задач, которые должны решаться на основе использования электрической энергии.
  • Ленин активно работал над этим планом, дополняя и развивая идеи из брошюры Гусева, и в итоге план был утвержден на восьмом съезде Советов.

Социальное значение догоняющего развития

1:10:37
  • Ленин понимал, что техническая модернизация важна не сама по себе, а как инструмент обеспечения основ коммунизма в земледелии и преобразования массовой психологии людей, особенно крестьян.
  • Он говорил о том, что на основе технического изобилия можно преобразовать массовую психологию людей и осуществить переход от патриархальщины к социализму, минуя промежуточные ступени.

Завершение мысли

1:12:26
  • Ленин завершает свою мысль, цитируя брошюру Гусева, где говорится, что чем ниже технический уровень, тем выше нужно прыгнуть, минуя промежуточные ступени.
  • Он также цитирует брошюру Ленина, где говорится, что если обеспечить электрификацию, то можно и в социальном плане прыгнуть из патриархальщины сразу к социализму.

Ленин и его роль в истории России

1:13:45
  • В видео обсуждается роль Владимира Ленина в истории России, его влияние на страну и народ.
  • Отмечается, что Ленин был человеком, который осуществил чаяния российского народа, и его авторитет оставался неприкосновенным даже среди молодых людей.

Особый путь России и социализм

1:17:30
  • Обсуждается особый путь России к социализму, который был связан с именем Ленина и его стремлением к справедливости и сотрудничеству.
  • Упоминается, что многие народы мира, включая Китай, повторили путь России к социализму советского типа, отказавшись от мирового империализма и эксплуатации мировым рынком.

Современный мир и социализм

1:22:13
  • В современном мире существует тенденция к социализму, которая противостоит глобальному империализму.
  • Эта тенденция может быть демократической, европейской социализм, или капитализмом с человеческим лицом.
  • Обсуждается, что особенность современного мира заключается в существовании метрополии глобального империализма и социалистической тенденции, которая противостоит ему.

Возвращение к социализму

1:24:40
  • В видео обсуждается, как социализм в СССР отступил и начал развиваться капитализм.
  • Отмечается, что в настоящее время необходимо снова выходить из этого положения.

Диктатура пролетариата и революционная энергия

1:25:34
  • Обсуждается, как диктатура пролетариата и революционная энергия привели к власти большевиков и двигали страну вперед в течение нескольких десятилетий.
  • Упоминается, что эти циклы могут быть исследованы, и человечество должно выйти из положения, в котором трудящийся остается наемным работником.

Цивилизационный проект и угроза самоуничтожения

1:27:23
  • Обсуждается идея о том, что цивилизационный проект оппонентов - это бесконечное бесконтрольное потребление, богатство для узкого круга и бедность для миллиардов людей.
  • Упоминается угроза самоуничтожения цивилизации, которая не перешла к социализму и коммунизму.
  • Подчеркивается, что коммунизм - это возможность спасения мира через переход к новой ступени организации.

Реабилитация Александра Бузгалина

1:30:45
  • Выступление о важности Александра Бузгалина для марксизма и его вкладе в создание Конституции Центра марксистских исследований.
  • Упоминание о том, что Бузгалин был активным защитником прав трудящихся в 1990-х годах.

Постмодернизм и солипсизм

1:37:04
  • Доклад о книге Ханса Тислемана "Пост-драматический театр" и его влиянии на философию и искусство.
  • Обсуждение солипсизма и его влияния на восприятие реальности.
  • Упоминание научных теорий, таких как теория хаоса и теория игр, которые также дераматизируют реальность.

Пост-драма и материализм

1:42:28
  • Владимир Ильич Ленин, автор книги "Материализм и эмпириокритицизм", обсуждает пост-драму и ее влияние на общественную мысль и партию РСДРП.
  • Ленин утверждает, что объективная реальность существует вне нашего сознания и что познание окружающего мира возможно.

Постмодернизм и кризис науки

1:48:02
  • Ленин также обсуждает проблему отделения знака от объекта и влияние этого на науку и философию.
  • Он критикует постмодернизм за его отрицание существования объективной реальности и отказ от попыток постижения сути взаимоотношений между людьми и событий.

Кризис науки и его влияние на философию

1:51:20
  • Ленин обсуждает кризис современной физики и его влияние на философию, включая антиинтеллектуализм и театр абсурда.
  • Он подчеркивает, что уроки Ленина не были освоены современным гуманитарным мейнстримом, и что постмодернизм продолжает использовать идеи, которые Ленин критиковал.

Конференция по философии

1:55:12
  • Участники конференции обсуждают вопросы философии, включая существование вещей вне нас и их независимость от нас.
  • Конференция была подготовлена и организована центром современных мастерских исследований и философским факультетом.

Благодарности и отзывы

1:58:14
  • Участники конференции выражают благодарность всем, кто участвовал в подготовке и проведении мероприятия, включая докладчиков, переводчиков, организаторов и сотрудников факультета.
  • Конференция стала научным и культурным событием, где участники смогли обсудить и поспорить о философских вопросах, а также установить научное сообщество.
  • Участники надеются продолжить общение и взаимодействие после конференции.