Лекция 4. Разработка современного пользовательского интерфейса

YOUTUBE · 27.11.2025 07:47

Ключевые темы и таймкоды

Системы человек-машина-среда

0:00
  • Системы человек-машина-среда включают в себя технические объекты, программные объекты и биологические объекты (человек).
  • Системы человек-машина-среда являются сложными, поэтому используются научные подходы и методологии для их проектирования и разработки.

Информационная модель и органы управления

3:34
  • Информационная модель отражает состояние объектов, которыми управляет человек, а также информацию о состоянии рабочей среды и способах взаимодействия.
  • Органы управления обеспечивают вывод информации о состоянии объектов на экран и передачу управляющей информации.

Классификация систем человек-машина-среда

8:19
  • Автоматические системы работают без участия человека.
  • Автоматизированные системы включают человека и технические устройства.
  • Неавтоматизированные системы работают только с человеком.

Свойства систем человек-машина-среда

11:13
  • Адаптивность: способность приспосабливаться к текущим задачам и условиям.
  • Целеустремленность: способность получать одинаковые результаты различными способами.
  • Самоорганизация: способность уменьшать неопределенность после вывода системы в устойчивое состояние.

Классификация систем управления

16:53
  • Системы управления делятся на управляющее, обслуживающее, обучающее, информационные, исследовательские.
  • По характеристикам человека: моно- и поли- системы, по характеристикам оборудования: инструментальные, простые, сложные системы, технические компоненты.
  • По взаимодействию с человеком и машиной: непрерывное и педагогическое взаимодействие.

Особенности операторской деятельности

19:38
  • Человек-оператор использует дедуктивный, индуктивный и индуктивный способы переработки информации.
  • Виды операторов: технологи, манипуляторы, наблюдатели, руководители.

Функциональные характеристики человека и машины

30:53
  • Человек обладает способностью интегрировать разнородные предметы, предвидеть развитие событий, решать не четко сформулированные задачи, имеет широкий диапазон переработки информации, обучаемость.
  • Машина имеет ограниченные возможности, но обладает высоким быстродействием и точностью при выполнении математических расчетов.
  • Человек способен объединять отдельные сигналы и элементы, находить экономичные способы обработки информации, принимать верные решения.

Введение в эргономику и инженерную психологию

34:43
  • Видео начинается с объяснения предпосылок возникновения и развития эргономики и инженерной психологии.
  • Эти науки изучают взаимодействие человека и техники, а также учитывают психологические факторы, возникающие в ходе работы.
  • Отмечается, что эргономика и инженерная психология идут рука об руку, и обе науки важны для разработки систем управления и человека-машинного интерфейса.

Определение эргономики и инженерной психологии

37:53
  • Инженерная психология - научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники.
  • Эргономика - наука, изучающая проблемы, возникающие в системах человек-техника-среда, с целью оптимизации их трудовой деятельности.
  • Объектами исследования эргономики являются эргостические системы, то есть системы, в которых субъект труда находится непосредственно перед объектом труда.

Человек-машинный интерфейс

42:06
  • Человек-машинный интерфейс - один из наиболее важных разделов эргономики и инженерной психологии применительно к операторскому труду.
  • Он включает в себя описание для человека и описание для автоматики, а также субъективные и объективные системы знаний.
  • В состав контура управления входят и человек, и машина, а человеку отводится особая роль в принятии решений в зависимости от конкретной ситуации.

Использование других наук при разработке человека-машинного интерфейса

48:14
  • При разработке человека-машинного интерфейса используются различные науки, включая компьютерные науки, экономику, право, когнитивную психологию и дизайн.
  • Это связано с тем, что системы такого класса являются сложными технологическими системами, использующими огромное количество оборудования и оборудования.

Человек-машинное взаимодействие

50:29
  • Дисциплина "человек-машинное взаимодействие" изучает методы разработки, оценки и внедрения интерактивных вычислительных систем, которые используются человеком.
  • Интерактивное взаимодействие между человеком и машиной включает в себя получение исходных данных, преобразование их и анализ, а также обратную реакцию человека.

Основные понятия и определения

55:00
  • Система "человек-машина" включает в себя человека-оператора и машину, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность.
  • Оператор осуществляет трудовую деятельность с использованием информационной модели и органов управления.
  • Концептуальная модель - совокупность представлений оператора о целях и задачах деятельности, состояниях объектов взаимодействия и самой системы.
  • Информационная модель - условное отображение информации, состояния объекта взаимодействия, самой системы и способов управления ими.
  • Человек-машинный интерфейс - методы и средства обеспечения взаимодействия между оператором и машиной.
  • Пользовательский интерфейс - совокупность средств и методов взаимодействия пользователя с машиной и аппаратурой.

Опыт взаимодействия и пользовательский интерфейс

1:00:00
  • Пользовательский опыт - ощущения и реакции человека вследствие использования или предполагаемого использования продукта или системы.
  • При проектировании пользовательского интерфейса учитываются коммерческие цели и задачи, потребности целевого рынка, проблемы, которые необходимо решить для бизнеса, и эффективные решения.
  • Схема смарт (конкретный, измеряемый, реализуемый, реалистичный, контролируемый по времени) определяет информационную архитектуру для разработки пользовательского интерфейса.

Введение в дизайн пользовательского взаимодействия

1:07:50
  • Видео начинается с объяснения, что дизайн пользовательского взаимодействия включает в себя аспекты психологии, социологии, антропологии, фундаментальной информатики, графического промышленного дизайна и когнитивной психологии.
  • Упоминается, что это специальная дисциплина, и существует множество направлений, где готовят людей, занимающихся дизайном пользовательского взаимодействия.
  • Также говорится о термине "дизайн мышления", который включает исследования пользовательского поведения, создание прототипов, каркасное моделирование, индивидуальное проектирование, пользовательское тестирование и интеративный подход к разработке пользовательского интерфейса.

Заключение и ответы на вопросы

1:10:25
  • Лектор завершает лекцию, затем проверяет присутствующих и отвечает на вопросы.
  • В конце лекции она упоминает, что следующая часть будет посвящена истории развития дизайна пользовательского взаимодействия.