Гибель генерала Ивана Копец 0:00 Генерал Иван Копец погиб не в бою. По официальной версии, он застрелился после облета разрушенных аэродромов. По неофициальной версии, покончил с собой при аресте сотрудниками особого отдела.
Карьера Ивана Копец 0:00 Копец был выдающимся летчиком, настоящим профи. В 1931 году стал командиром звена, в 1932 году — истребительного отряда. Участвовал в воздушных парадах над Москвой.
Авария и амнистия 1:00 В 1932 году произошла тяжелая авария, самолет Р-5 не подлежит восстановлению. Военный трибунал приговорил его к трем годам лишения свободы. Спустя несколько месяцев попал под амнистию и вернулся в часть.
Курсы и спецоперация 1:52 В 1934-1935 годах учился на курсах усовершенствования начальствующего состава ВВС РККА. В 1935 году блестяще справился с задачей по обеспечению спецоперации "Олимпиада". Летал на высочайшие вершины Кавказа, буксировал пламя.
Командировка в Испанию 2:45 В 1936 году назначен командиром истребительного отряда. В Испании советские летчики сражались на устаревших бипланах. Копец и Ковалевский успешно отбивали атаки фашистов.
Летное мастерство в Испании 3:44 Копец освоил все имевшиеся на вооружении республиканцев самолеты. Летал даже на трофейном "Фиате" в разведку. После прибытия истребителей И-15 наводил ужас на фашистов.
Награды и служба в Ленинграде 4:44 В 1937 году награжден орденом Красного Знамени. Служил в Ленинграде, затем участвовал в советско-финляндской войне. Получил звание комдива и второй орден Ленина.
Командование ВВС Белорусского округа 5:43 В апреле 1940 года назначен командующим ВВС Белорусского особого военного округа. Сменил Константина Гусева, известного по Испании. Формировал ВВС округа заново после реорганизации.
Формирование авиационных частей 6:38 К 1941 году ВВС округа насчитывали 35 авиационных полков. При формировании частей была нераз
Проблемы с аэродромами и командными кадрами 8:21 Нехватка аэродромов, особенно в Западной Белоруссии. Строительство 59 бетонных полос, но к декабрю 1940 года было только 30 стационарных аэродромов. Трудности в формировании новых частей и нехватке командных кадров.
Нехватка техники и личные трудности генерала Копица 9:19 Нехватка новых и учебных самолетов, авиамоторов, запчастей и горючего. Генерал Копец лично решал проблемы на местах. В июне 1940 года Копец получил звание генерал-майора авиации, но осенью того же года получил тяжелую травму глаза и был отстранен от полетов.
Подготовка к войне и действия генерала Копица 10:17 Копец был откомандирован на курсы усовершенствования, но продолжал беспокоиться о ситуации на границе. Аэродромы были переполнены самолетами, что подставляло их под удар. 18 июня Копец приказал провести разведку вдоль границы, но получил приказ не поддаваться на провокации.
Директивы и подготовка к нападению 11:13 22 июня поступила директива о возможном нападении немцев, но предписывалось не поддаваться на провокации. Авиацию приказали рассредоточить по полевым аэродромам, но многие самолеты были без вооружения.
Воспоминания летчиков и разоружение самолетов 12:04 Летчики получили приказ снять вооружение с самолетов накануне войны. Утром 22 июня пришлось срочно ставить вооружение обратно, теряя драгоценное время.
Гибель генерала Копица 13:02 22 июня 1941 года генерал Копец командовал ВВС Западного фронта. К полудню первого дня войны советские ВВС потеряли 1200 самолетов, из них около 900 были уничтожены на аэродромах. Копец облетел аэродромы и, увидев разрушения, покончил с собой.
Мнения историков о поступке Копица 13:57 Николай Седых считает, что Копец принял вину на себя. Дмитрий Павлов утверждал, что Копец покончил с собой из-за трусости. Владимир Поляков считает, что Копец боялся ареста и, возможно, был расстрелян.