Введение 0:00 Представление Ивана Панфилова, директора мотошколы. Иван проходил подготовку в Америке. Иван расскажет о теории управления тяжелыми мотоциклами.
Опыт и специализация 0:53 Иван Панфилов рассказывает о своей работе с Harley Davidson. Специализация на городском вождении тяжелых мотоциклов. Проведение тренингов в разных городах России и Беларуси.
Сравнение методик обучения 1:49 Иван сравнивает свою методику с академией Harley Davidson в Орландо. Вывод: их методика не уступает, а местами превосходит американскую. Внимание к нюансам и деталям в подготовке пилотов.
Восприятие мастерства 2:32 Обсуждение видео с американским полицейским на мотоцикле. Мастерство не уникально, а основано на базовых навыках. Базовые навыки доступны каждому при должной подготовке.
Важность базовых навыков 4:29 Перечисление навыков, которые даются на базовом курсе. Поворот головы как ключевой навык для безопасного маневрирования. Важность направления взгляда при маневрировании в ограниченных пространствах.
Зона проскальзывания сцепления 6:26 Проблемы с маневрированием на тяжелых мотоциклах из-за неправильной работы сцепления. Важность серой зоны сцепления для контроля тяги и траектории. Ошибки при работе сцеплением и их последствия.
Работа с газом 9:15 Ошибки пилотов при отключении газа на мощных мотоциклах. Важность работы газом для стабилизации мотоцикла. Универсальные навыки управления мотоциклом на разных поверхностях.
Обучение в академии Harley Davidson 11:08 Начало обучения новичков на мотоциклах Street 500. Изучение зоны проскальзывания сцепления и работы газом. Формирование мышечной памяти для автоматического управления сцеплением.
Использование тормозов на мотоциклах 11:44 Важно использовать оба тормоза: передний и задний. Мифы о том, что передний тормоз достаточно для нейкедов и спортбайков, а задний для тяжелых турингов, ошибочны. Оба тормоза необходимы для эффективного торможения.
Торможение прямолинейно 12:42 Задний тормоз не может быть эффективнее переднего при прямолинейном торможении. Передние тормоза мощнее из-за большего пятна контакта. Комбинированное использование обоих тормозов необходимо для остановки тяжелых мотоциклов.
Торможение в поворотах и маневрирование 13:39 Задний тормоз важнее при маневрировании и остановках в поворотах. Передний тормоз более резкий, задний – мягче и плавнее. Ошибки при использовании переднего тормоза часто приводят к падениям.
Тренировка и использование заднего тормоза 14:37 Тренировка торможения в поворотах и разворотах важна. Задний тормоз используется в сочетании с зоной проскальзывания. На малых ходах задний тормоз должен работать в связке с сцеплением и газом.
Эффективная связка тормозов 16:06 Задний тормоз, сцепление и газ – эффективная связка для маневрирования. Оба тормоза важны независимо от типа мотоцикла. Передний тормоз – прямолинейный и скоростной, задний – маневрирующий.
ABS и экстренное торможение 16:58 ABS важна для экстренного торможения. Тренировки включают упражнения по экстренному торможению. Важно контролировать скорость и быть готовым к экстренному торможению.
Экстренное торможение на мотоцикле 17:17 Экстренное торможение с использованием ABS на переднем и заднем колесе вызывает страх у многих пилотов. ABS помогает сохранить контроль над мотоциклом при интенсивном торможении. Мотоциклы без ABS блокируют колеса, что приводит к потере контроля и увеличению тормозного пути.
Преимущества ABS 18:14 ABS предотвращает блокировку колес на поверхностях с песком, водой или разметкой. Современные мотоциклы с ABS эффективно тормозят, в отличие от мотоциклов без ABS. ABS позволяет равномерно распределять тормозное усилие на оба колеса.
Угловая ABS 19:09 Угловая ABS помогает при торможении в наклоне и маневрировании на высокой скорости. Компьютер фильтрует усилие на передний и задний суппорты, сохраняя контроль над мотоциклом. ABS укорачивает остановочный путь, предотвращая блокировку колес.
Контрруление 21:09 Контрруление необходимо для управления двухколесной техникой на любой скорости. Без контрруления невозможно проехать даже несколько метров на велосипеде. Контрруление позволяет мотоциклу или велосипеду сохранять прямолинейное движение.
Роль контрруления на высокой скорости 24:04 На большой скорости тело водителя составляет лишь небольшую часть массы мотоцикла. Контрруление остается ключевым элементом управления мотоциклом. Смещение тела водителя влияет на наклон мотоцикла, но это занимает время.
Контраварийная подготовка 25:02 Контрруление помогает быстро маневрировать и объезжать препятствия. Поворот руля в одну сторону вызывает наклон мотоцикла в противоположную сторону. Освоение контрруления важно для качественной контраварийной подготовки.
Посадка на мотоцикле 26:59 На маленьких скоростях полезно наклонять мотоцикл под себя. На средних скоростях можно двигаться в одном угле с мотоциклом. На больших скоростях полезно смещать тело внутрь для уменьшения центробежной силы.
Трение и стабильность 28:53 Стабильность на мотоцикле зависит от трения между покрышкой и асфальтом. Трение распределяется между сопротивлением боковому скольжению и торможением. При наклоне мотоцикла больше трения уходит на сопротивление скольжению, меньше на торможение.
Проблемы при наклоне 30:39 Чем глубже наклон, тем больше зависимость от качества дорожного покрытия. Низкие мотоциклы сложнее наклонять из-за подножек и дуг. Глубокий наклон увеличивает время распрямления мотоцикла и ухудшает торможение.
Влияние наклона на торможение 33:39 Глубокий наклон ухудшает торможение из-за распределения трения. Трение уходит на сопротивление скольжению, а не на торможение. Это может привести к срыву колес и потере контроля.
Важность правильной посадки 34:39 Посадка с небольшим смещением тела внутрь уменьшает угол наклона. Это улучшает распрямление мотоцикла, торможение и зависимость от качества покрытия. Правильная посадка важна на больших скоростях из-за центробежной силы.
Безопасность в поворотах 35:39 Неправильная посадка может привести к потере контроля и авариям. Важно уметь тормозить в наклоне для безопасного прохождения поворотов. Навыки торможения в наклоне требуют подготовки и практики.
Посадка и управление мотоциклом 36:58 Важно знать и тренировать основные элементы управления: голова, сцепление, газ, тормоза, контрруление. Полицейский на мотоцикле демонстрирует правильную посадку: смотрит в поворот, сидит прямо, не копирует гонщиков. Полицейский всегда работает одним тормозом для точного контроля малых радиусов.
Контрруление и базовые навыки 37:58 Контрруление позволяет точно и быстро поворачивать тяжелый мотоцикл. Полицейский выполняет базовые навыки, которые осваиваются на первых шести часах занятий. Применение этих навыков в городских ситуациях: трогание с места, экстренное торможение, объезд препятствий.
Ошибки и их последствия 39:43 Ошибки в управлении мотоциклом могут привести к падениям. Тяжелый мотоцикл быстрее реагирует на ошибки. Знание базовых навыков позволяет легко переключаться на разные мотоциклы.
Универсальные навыки управления 41:31 Фундаментальные навыки управления применимы ко всем гражданским мотоциклам. Неумение работать сцеплением или тормозами приводит к ошибкам и замедлению. Важно понимать работу переднего и заднего тормозов.
Контрруление и его важность 43:23 Контрруление не только наклоняет мотоцикл, но и мгновенно распрямляет его. Поворот руля в одну сторону приводит к наклону в противоположную, что может привести к ДТП. Понимание контрруления помогает маневрировать на тяжелой технике.
Рекомендации по началу сезона 45:18 Будьте аккуратны на мокром, холодном или грязном асфальте. Прогревайте мотоцикл и отрабатывайте навыки на площадке. Не спешите с первыми выездами на новом мотоцикле, лучше сначала привыкнуть на площадке.
Заключение и пожелания 47:04 Важно задавать фундаментальные вопросы по управлению мотоциклом. Начинайте сезон с безопасных и качественных тренировок. Катайтесь больше и безопасно.
Техника прохождения поворотов 47:33 Плавное добавление газа увеличивает держак в повороте. Кей Код, как шоссейник, показывает академически правильные повороты. Повороты бывают разных конфигураций, и рекомендации Кей Кода не всегда применимы.
Рекомендации по открытию газа 48:33 Не открывайте газ в начале поворота, чтобы не ехать слишком быстро к концу. Открывайте газ только тогда, когда видите конец поворота. Ровная тяга обеспечивает идеальную работу подвески и держак.
Корректировка траектории в повороте 50:28 Плавное снижение скорости уменьшает центробежную силу и корректирует траекторию. Резкое снижение скорости может привести к сносу колес. Задний тормоз помогает плавно корректировать траекторию.
Торможение в повороте 51:28 Резкое торможение передним тормозом может распрямить мотоцикл. Плавное нажатие заднего тормоза скручивает мотоцикл. В экстремальных ситуациях можно использовать оба тормоза одновременно.
Тренировка на мотоциклах с ABS 52:23 Тренировки на мотоциклах с ABS помогают отрабатывать уменьшение и расширение радиуса в повороте. Упражнения включают торможения в наклоне и заход в поворот с работающим задним ABS.
Положение пальцев на тормозе 53:49 Положение пальцев на тормозе не гарантирует хорошего торможения без практики. Важно тренироваться экстренное торможение на своем мотоцикле. Положение пальцев может быть разным, главное – уметь тормозить.
Экстренное торможение и сцепление 55:39 В экстренной ситуации важно выживать сцепление и тормозить до конца. Открытие газа при торможении может произойти из-за страха или неопытности. Важно не отпускать тормоза, даже если открывается газ.
Торможение двигателем и коробкой 57:12 Торможение двигателем и коробкой может отнять часть тормозного усилия. В экстремальных ситуациях лучше использовать только задний тормоз. Торможение двигателем требует более сложной моторики и не подходит для новичков.
Продвинутые навыки торможения 58:53 Интенсивное торможение, понижение передач и объезд препятствий – сложные навыки. Эти навыки отрабатываются на тренировках и контраварийной подготовке. Такие навыки требуют длительного опыта и не входят в базовый курс обучения.
Пропорция торможения и работы двигателем 59:52 При подъезде к перекрестку важно использовать два тормоза. Плавное торможение двумя тормозами и выжимание сцепления. Понижение передач по отдельности при интенсивном торможении.
Торможение на разных типах асфальта 1:00:50 На мокром асфальте предпочтительно постоянное взаимодействие с двигателем. На сухом асфальте можно включить нейтралку и подкатиться. В экстренных ситуациях рекомендации однозначны: торможение.
Использование нейтралки 1:01:50 Важно не отвлекаться на поиск нейтралки при торможении. Лучше остановиться заранее и искать нейтралку после остановки. Иногда приходится держать сцепление выжатым.
Трогание со второй передачи 1:02:50 Трогаться со второй передачи можно, но это требует плавности. На больших двигателях это может привести к заглоханию. Автор не рекомендует трогаться со второй передачи, предпочитая первую.
Практическая польза и рекомендации 1:03:50 Трогание с первой передачи обеспечивает лучший контроль. Ведущие академии вождения не рекомендуют трогаться со второй передачи. Профессионалы не делают этого и не рекомендуют ученикам.