Эмиграция и работа в Москве 0:13 Александр Феклистов признает, что его эмиграция была осознанной. Он работал в Москве, но постепенно спектакли закрывались из-за его позиции. Феклистов не получал официальных объяснений, но чувствовал давление.
Давление и критика 1:25 Спектакли закрывались без объяснений, что вызывало у Феклистова боль. Он был готов к этому и понимал, что его позиция может привести к разрыву. Критика и очернение его спектаклей усилились, но он продолжал работать в близких ему компаниях.
Разрыв с друзьями и коллегами 5:12 Разрыв с друзьями и коллегами был болезненным, но Феклистов пытался поддерживать связь с теми, кто имеет противоположную позицию. Он разочаровался в некоторых коллегах, которые изменили свои взгляды ради личной выгоды. Феклистов считает, что театр остается территорией свободы, несмотря на давление власти.
История с Константином Хабенским 9:58 История с Константином Хабенским вызывает много домыслов и слухов. Феклистов считает, что Хабенский не должен был соглашаться на должность, чтобы спасти труппу от мобилизации. Он понимает, что театр остается территорией свободы, но это не всегда так.
Спектакль "Эмигранты" 12:50 Спектакль "Эмигранты" был запрещен в советское время из-за его содержания. Феклистов и его команда ставили спектакли, несмотря на запреты, и ездили с ними по миру. В начале 2000-х он заметил, что в обществе стало больше книг о Сталине, что его удивило.
Возвращение цензуры 17:26 В России снова введена цензура, как это было раньше. Многие пьесы и авторы больше не могут исполняться в России. Встречи с сотрудниками КГБ стали частыми.
История с польскими друзьями 17:52 В 1981-1982 годах автор переписывался с польскими друзьями. Письма с польской стороны проверялись цензурой. Письма передавались через Белорусское вокзал, чтобы избежать цензуры.
Встреча с КГБ 19:24 Автор был вызван в КГБ для обсуждения письма. Письмо было найдено в поезде Москва-Варшава. Следователь угрожал, но в итоге предложил подписать заявление о том, что письмо было шуткой.
Психотип сотрудников КГБ 22:21 Сотрудники КГБ и ФСБ часто идут на службу, несмотря на свои убеждения. В советское время учителя, перешедшие в партийные структуры, вызывали недоумение. Люди, идущие в КГБ, часто делают это ради карьеры, а не по убеждению.
Доносы и их последствия 24:22 Доносы в России всегда были обычным делом. Люди часто идут на доносы по велению сердца, а не из-за выгоды. Автор не сталкивался с доносами лично, но его подруга написала статью о доносах.
Фильм "Плюмбум или опасная игра" 28:40 В фильме "Плюмбум или опасная игра" показан человек без сердца, работающий в КГБ. Герой фильма считает, что борется с преступностью, но на самом деле лишен эмпатии. Фильм поднимает вопросы о том, как люди оказываются на стороне зла.
Вера в коммунизм 32:49 В советское время многие искренне верили в коммунизм. В спектакле "Так победим" Ленин беседует с крестьянами, которые хотят отделить коммунизм от себя. Коммунизм стал частью личной жизни и работы людей.
Авторитаризм и тоталитаризм 34:54 Авторитаризм трансформируется в тоталитаризм, когда власть контролирует личную жизнь. В России это произошло, но в поздний советский период было легче в плане свободы. Пример из института: сокурсник сказал, что комсомол - это труп, но его простили благодаря влиянию руководителя.
Вопросы от зрителей 36:55 Вопрос о коллегах, которые произвели сильное впечатление. Пример: Алексей Серебряков в фильме "Синдром Монтевидео". Обсуждение перестроечного кино и его влияния на современное восприятие.
Кино и цензура 40:49 В конце 80-х - начале 90-х снимали много научно-популярного кино. Современное военное кино воспринимается иначе, чем советское. Пример фильма "Батальоны просят огня" и его восприятие в современном контексте.
Отношение к войне 44:22 Культ войны и его влияние на общество. Вопросы о том, почему не повышают зарплаты врачам и учителям. Ответ: деньги идут на войну, а не на внутреннюю жизнь страны.
Коллеги и их позиция 46:48 Вопрос о коллегах, которые зигуют. Пример сериала "Сваты" и его восприятие. Вопрос о возможности совместного творчества русскоязычных актеров и режиссеров в эмиграции.
Пьеса "Тоталитарный роман" 48:31 В Риге состоится показ пьесы "Тоталитарный роман" с участием актеров из Литвы, Латвии и России. Пьеса написана Марисом Вашкевичем и представляет собой монтаж различных тем и персонажей. Пьеса актуальна и современна, несмотря на отсутствие линейного сюжета.
Влияние Булгакова и имперское сознание 50:21 Пьеса отсылает к творчеству Михаила Булгакова и его роману "Мастер и Маргарита". Автор пьесы, Марис Вашкевич, использует монтаж для создания театрального воздуха. Пьеса затрагивает тему имперского сознания и его влияния на современные общества.
Имперское сознание и его влияние 53:17 Пьеса показывает, как имперское сознание пытается сохранить и сплотить народы. Имперское сознание проявляется как в советское время, так и сейчас. Пьеса отражает болезненные темы имперского сознания и его влияние на современные общества.
Вопросы из Украины и имперское сознание 55:25 Вопросы из Украины касаются имперского сознания и его влияния на восприятие Украины. Автор пьесы считает, что имперское сознание проявляется в разных формах и влияет на восприятие людей. Пьеса затрагивает болезненные темы имперского сознания и его влияния на современные общества.
Русский язык и литература 58:23 Автор обсуждает важность изучения русского языка и литературы. Он считает, что язык и литература помогают людям развиваться и получать удовольствие от жизни. Пьеса также затрагивает тему смерти и страха, что делает её актуальной и современной.
Завершение и планы на будущее 1:05:31 Автор не планирует возвращаться в Россию и считает, что это билет в один конец. Он благодарит зрителей за внимание и прощается.