ФЕКЛИСТОВ о Хабенском, Миронове, Меньшикове, Машкове, "Сватах", "Плюмбуме", допросе в КГБ и доносах

YOUTUBE · 26.11.2025 04:55

Ключевые темы и таймкоды

Эмиграция и работа в Москве

0:13
  • Александр Феклистов признает, что его эмиграция была осознанной.
  • Он работал в Москве, но постепенно спектакли закрывались из-за его позиции.
  • Феклистов не получал официальных объяснений, но чувствовал давление.

Давление и критика

1:25
  • Спектакли закрывались без объяснений, что вызывало у Феклистова боль.
  • Он был готов к этому и понимал, что его позиция может привести к разрыву.
  • Критика и очернение его спектаклей усилились, но он продолжал работать в близких ему компаниях.

Разрыв с друзьями и коллегами

5:12
  • Разрыв с друзьями и коллегами был болезненным, но Феклистов пытался поддерживать связь с теми, кто имеет противоположную позицию.
  • Он разочаровался в некоторых коллегах, которые изменили свои взгляды ради личной выгоды.
  • Феклистов считает, что театр остается территорией свободы, несмотря на давление власти.

История с Константином Хабенским

9:58
  • История с Константином Хабенским вызывает много домыслов и слухов.
  • Феклистов считает, что Хабенский не должен был соглашаться на должность, чтобы спасти труппу от мобилизации.
  • Он понимает, что театр остается территорией свободы, но это не всегда так.

Спектакль "Эмигранты"

12:50
  • Спектакль "Эмигранты" был запрещен в советское время из-за его содержания.
  • Феклистов и его команда ставили спектакли, несмотря на запреты, и ездили с ними по миру.
  • В начале 2000-х он заметил, что в обществе стало больше книг о Сталине, что его удивило.

Возвращение цензуры

17:26
  • В России снова введена цензура, как это было раньше.
  • Многие пьесы и авторы больше не могут исполняться в России.
  • Встречи с сотрудниками КГБ стали частыми.

История с польскими друзьями

17:52
  • В 1981-1982 годах автор переписывался с польскими друзьями.
  • Письма с польской стороны проверялись цензурой.
  • Письма передавались через Белорусское вокзал, чтобы избежать цензуры.

Встреча с КГБ

19:24
  • Автор был вызван в КГБ для обсуждения письма.
  • Письмо было найдено в поезде Москва-Варшава.
  • Следователь угрожал, но в итоге предложил подписать заявление о том, что письмо было шуткой.

Психотип сотрудников КГБ

22:21
  • Сотрудники КГБ и ФСБ часто идут на службу, несмотря на свои убеждения.
  • В советское время учителя, перешедшие в партийные структуры, вызывали недоумение.
  • Люди, идущие в КГБ, часто делают это ради карьеры, а не по убеждению.

Доносы и их последствия

24:22
  • Доносы в России всегда были обычным делом.
  • Люди часто идут на доносы по велению сердца, а не из-за выгоды.
  • Автор не сталкивался с доносами лично, но его подруга написала статью о доносах.

Фильм "Плюмбум или опасная игра"

28:40
  • В фильме "Плюмбум или опасная игра" показан человек без сердца, работающий в КГБ.
  • Герой фильма считает, что борется с преступностью, но на самом деле лишен эмпатии.
  • Фильм поднимает вопросы о том, как люди оказываются на стороне зла.

Вера в коммунизм

32:49
  • В советское время многие искренне верили в коммунизм.
  • В спектакле "Так победим" Ленин беседует с крестьянами, которые хотят отделить коммунизм от себя.
  • Коммунизм стал частью личной жизни и работы людей.

Авторитаризм и тоталитаризм

34:54
  • Авторитаризм трансформируется в тоталитаризм, когда власть контролирует личную жизнь.
  • В России это произошло, но в поздний советский период было легче в плане свободы.
  • Пример из института: сокурсник сказал, что комсомол - это труп, но его простили благодаря влиянию руководителя.

Вопросы от зрителей

36:55
  • Вопрос о коллегах, которые произвели сильное впечатление.
  • Пример: Алексей Серебряков в фильме "Синдром Монтевидео".
  • Обсуждение перестроечного кино и его влияния на современное восприятие.

Кино и цензура

40:49
  • В конце 80-х - начале 90-х снимали много научно-популярного кино.
  • Современное военное кино воспринимается иначе, чем советское.
  • Пример фильма "Батальоны просят огня" и его восприятие в современном контексте.

Отношение к войне

44:22
  • Культ войны и его влияние на общество.
  • Вопросы о том, почему не повышают зарплаты врачам и учителям.
  • Ответ: деньги идут на войну, а не на внутреннюю жизнь страны.

Коллеги и их позиция

46:48
  • Вопрос о коллегах, которые зигуют.
  • Пример сериала "Сваты" и его восприятие.
  • Вопрос о возможности совместного творчества русскоязычных актеров и режиссеров в эмиграции.

Пьеса "Тоталитарный роман"

48:31
  • В Риге состоится показ пьесы "Тоталитарный роман" с участием актеров из Литвы, Латвии и России.
  • Пьеса написана Марисом Вашкевичем и представляет собой монтаж различных тем и персонажей.
  • Пьеса актуальна и современна, несмотря на отсутствие линейного сюжета.

Влияние Булгакова и имперское сознание

50:21
  • Пьеса отсылает к творчеству Михаила Булгакова и его роману "Мастер и Маргарита".
  • Автор пьесы, Марис Вашкевич, использует монтаж для создания театрального воздуха.
  • Пьеса затрагивает тему имперского сознания и его влияния на современные общества.

Имперское сознание и его влияние

53:17
  • Пьеса показывает, как имперское сознание пытается сохранить и сплотить народы.
  • Имперское сознание проявляется как в советское время, так и сейчас.
  • Пьеса отражает болезненные темы имперского сознания и его влияние на современные общества.

Вопросы из Украины и имперское сознание

55:25
  • Вопросы из Украины касаются имперского сознания и его влияния на восприятие Украины.
  • Автор пьесы считает, что имперское сознание проявляется в разных формах и влияет на восприятие людей.
  • Пьеса затрагивает болезненные темы имперского сознания и его влияния на современные общества.

Русский язык и литература

58:23
  • Автор обсуждает важность изучения русского языка и литературы.
  • Он считает, что язык и литература помогают людям развиваться и получать удовольствие от жизни.
  • Пьеса также затрагивает тему смерти и страха, что делает её актуальной и современной.

Завершение и планы на будущее

1:05:31
  • Автор не планирует возвращаться в Россию и считает, что это билет в один конец.
  • Он благодарит зрителей за внимание и прощается.