С.В. Савельев. «Что такое одарённость?» - [20170311]

DZEN · 26.11.2025 04:44

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:11
  • Обсуждение вопроса о том, как сделать ребенка гениальным.
  • Представление Сергея Савельева, эволюциониста и палеоневролога.

Критерии гениальности

0:50
  • Гениальность определяется созданием чего-то нового в природе или обществе.
  • Примеры: создание новой музыки, решение математических задач, открытие новых химических принципов.

Психологический бред

2:15
  • Разделение людей на тех, кто спрашивает разрешение у себя, и тех, кто спрашивает у других, считается психологическим бредом.
  • Гениальность не требует усилий, она проявляется спонтанно.

Гениальность и мозг

3:09
  • Гениальность связана с особенностями конструкции мозга.
  • Мозг заставляет человека заниматься тем, к чему он приспособлен.

Социальные гении

4:09
  • Гениальные люди не обязательно социальные.
  • Бездарность может называть гениальных людей сумасшедшими, чтобы оправдать свою зависть.

Советские эксперименты

5:06
  • В советское время создавались центры для талантливых детей.
  • Результаты таких экспериментов часто разочаровывали.

Современные эксперименты

7:06
  • Современные эксперименты с отбором талантливых детей часто приводят к разочарованию.
  • Примеры неудачных попыток создания гениев.

Тестовая система оценки

7:38
  • Тестовая система оценки знаний критикуется как разрушающая образование.
  • Примеры из истории, когда отмена тестов приводила к успеху.

Влияние на развитие детей

9:06
  • Исследования показывают, что поддержка и признание таланта ускоряют развитие детей.
  • В советской системе образования учитывались возрастные особенности детей.

Современные цели образования

10:39
  • Современные цели образования направлены на быстрое созревание и начало работы.
  • Это противоречит целям долгосрочного развития и благополучия.

Гении и мозг

11:05
  • Гениев не становится больше, просто людей становится больше.
  • Мозг уменьшается за последние 50-70 лет.
  • Искусственный отбор приводит к уменьшению мозга.

Эволюция и адаптация

12:05
  • Мозг уменьшился на 250 грамм у европейцев.
  • Принцип отбора: конформизм, законопослушность и адаптация.
  • Люди, не соответствующие этим критериям, не пригодны для создания нового.

Интеллигенция и гении

12:57
  • Интеллигенция уезжает из стран, где нет условий для развития.
  • Гении всегда найдут работу, но их часто не понимают.
  • Гении могут имитировать жизнь обывателя для выживания.

Социальная система и гении

14:30
  • Социальная система построена так, чтобы гении не пробились.
  • Гении рождаются, но их подавляют.
  • Гении имеют мозг больше среднего, что связано с генетической предрасположенностью.

Генетика и гениальность

20:38
  • Гениальность не связана с генами напрямую.
  • Генетические исследования серийных убийц оказались фейком.
  • Попытки привязать поведение к генетике поддерживаются молекулярными биологами.

Наука и гениальность

22:53
  • Наука дорогая, но выходов из нее почти нет.
  • Люди с талантом самопрезентации могут казаться гениальными.
  • Пример: Трофим Лысенко, которого нашел и вытащил Вавилов.

Ошибки в людях

23:42
  • Вавилов взял Лысенко, несмотря на его посредственность.
  • Ошибки в людях видны повсеместно, даже в семейных парах.
  • Призыв к церебральному сортингу для предотвращения семейных конфликтов.

Шведский отбор

24:53
  • В Швеции для брака нужно изучить родословную.
  • Количество людей с неврологическими отклонениями в Швеции высокое.
  • Отбор по конструкции мозга пока невозможен из-за отсутствия приборов.

Полиморфизм мозга

26:18
  • В России существует гигантская изменчивость мозга.
  • Многонациональность страны способствует разнообразию творческих способностей.
  • Поддержка многонациональности важна для развития творческих гениев.

Межнациональные браки

27:28
  • Межнациональные браки приводят к рождению гениальных детей.
  • Опыт Латинской Америки показывает, что смешение рас приводит к ухудшению мозга.
  • Гибридизация в Южной Америке не привела к появлению выдающихся ученых.

Природа и наука

28:46
  • Природа отбирает и дает, но это не работает в современном мире.
  • Наука должна быть основана на фактах и измерениях.
  • Педагогика должна адаптироваться к каждому классу, а не быть формальной.

Гениальные дети

30:03
  • Гениальные дети часто не соответствуют ожиданиям родителей.
  • Мозг развивается долго, и таланты можно определить только после 18-19 лет.
  • Государство должно поддерживать науку, а не формальные методы оценки.

Критерии гениальности

31:56
  • Государство должно отменять формальные методы оценки науки.
  • Наука в России страдает от имитации и формальной отчетности.
  • Западные гранты и условия для ученых отличаются от российских.

Общество потребления

32:53
  • В западных странах наука не является источником дохода для всех.
  • В России многие идут в науку ради заработка, что мешает развитию.
  • Государство должно создавать условия для развития науки, а не требовать отчетов.

Принципы науки в США и России

34:43
  • В США любой бизнесмен может вложить рубль в науку и получить два обратно.
  • В России наука зависит от ограниченного числа людей, распределяющих гранты.
  • Обсуждение важности экономики в науке.

Гость студии - Сергей Савельев

35:36
  • Сергей Савельев, эволюционист и палеоневролог, обсуждает гениальность и одаренность.
  • Савельев рассказывает о своем пути от бухгалтера до программиста.
  • Обсуждение, что такое гений и как он может осчастливить людей.

Встреча с гениями

36:33
  • Савельев упоминает Перельмана, но не встречался с ним лично.
  • Савельев рассказывает о своем учителе, Вадиме Петровиче Зворыкине, и его вкладе в науку.
  • Зворыкин был одним из последних цита-архитектоников, занимавшихся пространственной структурой нейронов.

Другие выдающиеся ученые

38:12
  • Савельев упоминает других ученых, таких как Бродман, Чарльз Джадсон Хэррик и Елизавета Пегасина Кононова.
  • Эти ученые внесли значительный вклад в понимание эволюции человеческого мозга и индивидуальной изменчивости.
  • Вопрос о существовании гена одаренности и его влиянии на рождение гениев.

Заключение

39:09
  • Савельев объясняет, что в человеческом организме более трехсот переменных структур, определяющих поведение и сознание.
  • Пример с Бахами, где один из многих мог оказаться гением.
  • Благодарность за откровенность и эмоциональность гостя.
  • Призыв к увеличению числа гениев в стране для улучшения жизни.