Введение 0:11 Обсуждение вопроса о том, как сделать ребенка гениальным. Представление Сергея Савельева, эволюциониста и палеоневролога.
Критерии гениальности 0:50 Гениальность определяется созданием чего-то нового в природе или обществе. Примеры: создание новой музыки, решение математических задач, открытие новых химических принципов.
Психологический бред 2:15 Разделение людей на тех, кто спрашивает разрешение у себя, и тех, кто спрашивает у других, считается психологическим бредом. Гениальность не требует усилий, она проявляется спонтанно.
Гениальность и мозг 3:09 Гениальность связана с особенностями конструкции мозга. Мозг заставляет человека заниматься тем, к чему он приспособлен.
Социальные гении 4:09 Гениальные люди не обязательно социальные. Бездарность может называть гениальных людей сумасшедшими, чтобы оправдать свою зависть.
Советские эксперименты 5:06 В советское время создавались центры для талантливых детей. Результаты таких экспериментов часто разочаровывали.
Современные эксперименты 7:06 Современные эксперименты с отбором талантливых детей часто приводят к разочарованию. Примеры неудачных попыток создания гениев.
Тестовая система оценки 7:38 Тестовая система оценки знаний критикуется как разрушающая образование. Примеры из истории, когда отмена тестов приводила к успеху.
Влияние на развитие детей 9:06 Исследования показывают, что поддержка и признание таланта ускоряют развитие детей. В советской системе образования учитывались возрастные особенности детей.
Современные цели образования 10:39 Современные цели образования направлены на быстрое созревание и начало работы. Это противоречит целям долгосрочного развития и благополучия.
Гении и мозг 11:05 Гениев не становится больше, просто людей становится больше. Мозг уменьшается за последние 50-70 лет. Искусственный отбор приводит к уменьшению мозга.
Эволюция и адаптация 12:05 Мозг уменьшился на 250 грамм у европейцев. Принцип отбора: конформизм, законопослушность и адаптация. Люди, не соответствующие этим критериям, не пригодны для создания нового.
Интеллигенция и гении 12:57 Интеллигенция уезжает из стран, где нет условий для развития. Гении всегда найдут работу, но их часто не понимают. Гении могут имитировать жизнь обывателя для выживания.
Социальная система и гении 14:30 Социальная система построена так, чтобы гении не пробились. Гении рождаются, но их подавляют. Гении имеют мозг больше среднего, что связано с генетической предрасположенностью.
Генетика и гениальность 20:38 Гениальность не связана с генами напрямую. Генетические исследования серийных убийц оказались фейком. Попытки привязать поведение к генетике поддерживаются молекулярными биологами.
Наука и гениальность 22:53 Наука дорогая, но выходов из нее почти нет. Люди с талантом самопрезентации могут казаться гениальными. Пример: Трофим Лысенко, которого нашел и вытащил Вавилов.
Ошибки в людях 23:42 Вавилов взял Лысенко, несмотря на его посредственность. Ошибки в людях видны повсеместно, даже в семейных парах. Призыв к церебральному сортингу для предотвращения семейных конфликтов.
Шведский отбор 24:53 В Швеции для брака нужно изучить родословную. Количество людей с неврологическими отклонениями в Швеции высокое. Отбор по конструкции мозга пока невозможен из-за отсутствия приборов.
Полиморфизм мозга 26:18 В России существует гигантская изменчивость мозга. Многонациональность страны способствует разнообразию творческих способностей. Поддержка многонациональности важна для развития творческих гениев.
Межнациональные браки 27:28 Межнациональные браки приводят к рождению гениальных детей. Опыт Латинской Америки показывает, что смешение рас приводит к ухудшению мозга. Гибридизация в Южной Америке не привела к появлению выдающихся ученых.
Природа и наука 28:46 Природа отбирает и дает, но это не работает в современном мире. Наука должна быть основана на фактах и измерениях. Педагогика должна адаптироваться к каждому классу, а не быть формальной.
Гениальные дети 30:03 Гениальные дети часто не соответствуют ожиданиям родителей. Мозг развивается долго, и таланты можно определить только после 18-19 лет. Государство должно поддерживать науку, а не формальные методы оценки.
Критерии гениальности 31:56 Государство должно отменять формальные методы оценки науки. Наука в России страдает от имитации и формальной отчетности. Западные гранты и условия для ученых отличаются от российских.
Общество потребления 32:53 В западных странах наука не является источником дохода для всех. В России многие идут в науку ради заработка, что мешает развитию. Государство должно создавать условия для развития науки, а не требовать отчетов.
Принципы науки в США и России 34:43 В США любой бизнесмен может вложить рубль в науку и получить два обратно. В России наука зависит от ограниченного числа людей, распределяющих гранты. Обсуждение важности экономики в науке.
Гость студии - Сергей Савельев 35:36 Сергей Савельев, эволюционист и палеоневролог, обсуждает гениальность и одаренность. Савельев рассказывает о своем пути от бухгалтера до программиста. Обсуждение, что такое гений и как он может осчастливить людей.
Встреча с гениями 36:33 Савельев упоминает Перельмана, но не встречался с ним лично. Савельев рассказывает о своем учителе, Вадиме Петровиче Зворыкине, и его вкладе в науку. Зворыкин был одним из последних цита-архитектоников, занимавшихся пространственной структурой нейронов.
Другие выдающиеся ученые 38:12 Савельев упоминает других ученых, таких как Бродман, Чарльз Джадсон Хэррик и Елизавета Пегасина Кононова. Эти ученые внесли значительный вклад в понимание эволюции человеческого мозга и индивидуальной изменчивости. Вопрос о существовании гена одаренности и его влиянии на рождение гениев.
Заключение 39:09 Савельев объясняет, что в человеческом организме более трехсот переменных структур, определяющих поведение и сознание. Пример с Бахами, где один из многих мог оказаться гением. Благодарность за откровенность и эмоциональность гостя. Призыв к увеличению числа гениев в стране для улучшения жизни.