Ph от ВШЭ #2 Эпистемология. Откуда я всё это знаю. Знание, мнение, обоснование - Основы философии

YOUTUBE · 26.11.2025 04:05

Ключевые темы и таймкоды

Введение в гносеологию

0:24
  • Видео начинается с обсуждения гносеологии, раздела философии, изучающего познание.
  • Упоминается, что знание может быть пропозициональным (знание о чем-то) или предметным (знание о человеке).

Структура знания

2:33
  • Знание состоит из трех элементов: субъект, объект и пропозициональная установка.
  • Субъект знания - это тот, кто обладает знанием, объект - это то, о чем знание, а пропозициональная установка - это отношение к объекту.

Граница между знанием и мнением

5:32
  • Знание всегда остается истинным, в то время как мнение может быть истинным или ложным.
  • В примере с ящерицей и крысой, ящерица излагает мнение, но не знание, так как ее мнение основано на случайном совпадении.

Различия между знанием и мнением

7:07
  • Обсуждение различий между знанием и мнением, основанных на предмете познания.
  • Гераклит утверждает, что мир текуч и изменчив, и это объясняет, почему мы часто ошибаемся в своих мнениях.

Связь между субъектом и предметом знания

12:15
  • Платон и Аристотель утверждают, что главное различие между знанием и мнением - это связь между субъектом и предметом знания.
  • Знание отличается от мнения не столько по предмету, сколько по отношению субъекта к этому предмету.

Качественные различия между знанием, верой и мнением

14:54
  • Знание и вера переживаются субъективно как достаточные, но объективно они недостаточны.
  • Мнения субъективно и объективно недостаточны.
  • Знание и вера имеют сильное сходство, но мнения отличаются от них.

Парадокс знания и мнения

20:34
  • Рассматривается классический пример, сформулированный британским философом Джорджем Муром: идет дождь, но я так не думаю.
  • Обсуждается, что такое знание и мнение, и как они связаны с рефлексией.

Обоснованность знаний

26:59
  • Обсуждается количественный аспект обоснованности знаний и его связь с рефлексией.
  • Рассматриваются две философские позиции: эвиденциализм и релабилизм.

Логическая структура обоснования

30:14
  • Обсуждается структура обоснования и три возможные стратегии: бесконечный регресс, порочный круг и прерывание обоснования.
  • Рассматривается фундаментализм как одна из стратегий для избежания трилеммы Мюнхгаузена.

Понятие знания и его обоснование

34:47
  • В видео обсуждается понятие знания и его обоснование.
  • Выделяются три направления: когерентизм, инфинитизм и классическое определение знания.

Примеры, ставящие под сомнение классическое определение знания

40:01
  • Приводятся примеры, которые ставят под сомнение классическое определение знания.
  • В примере с Алисой, мнение о времени является истинным, но не обоснованным.
  • В примере с Джонсом и Смитом, мнение о том, что Джонс водит Форд, является истинным, но не обоснованным.
  • В примере с Роди, мнение о том, что на поле находится овца, является истинным, но не обоснованным, так как Роди видит только фотографию овцы.

Знание и мнение

49:02
  • В примере с овцой, знание о том, что она находится на определенном расстоянии от наблюдателя, не является знанием, так как между овцой и наблюдателем нет причинной связи.
  • В примере с Алисой, знание о времени также не является знанием, так как между Алисой и временем нет причинной связи.

Парадоксы знания

52:00
  • Парадокс Сократа: знание, полученное из незнания, не является новым знанием.
  • Парадокс догматизма: знание о факте может быть получено из новых свидетельств, но не может быть подвергнуто сомнению.
  • Парадокс с неожиданной казнью: узник, знающий, что его не казнят ни в один из дней недели, теряет возможность знать, что его казнят в какой-либо из этих дней.

Парадоксы и их роль в теории познания

1:03:00
  • Видео обсуждает парадоксы, которые возникают при рассмотрении знаний в динамике, и их роль в теории познания.
  • Упоминаются три примера парадоксов: парадокс минора, парадокс догматизма и парадокс неожиданной казни.

Источники знаний и их классификация

1:06:22
  • Видео обсуждает различные источники знаний, включая восприятие, память, разум и интуицию.
  • Выделяются три основных направления в философии: эмпиризм, рационализм и иррационализм.
  • Обсуждаются споры между сторонниками этих направлений, особенно между эмпиризмом и рационализмом.

Априорное и апостериорное знание

1:16:06
  • Априорное знание основано на работе с понятиями, апостериорное - на опыте.
  • Кантовский пример: утверждение "пять плюс семь равняется двенадцати" не является аналитическим, так как не выводится из понятия "пять" и "семь".

Проблема источников знания

1:19:01
  • Философы выделяют два лагеря: гносеологические оптимисты, считающие, что познание возможно, и гносеологические пессимисты, считающие, что наши знания ограничены.
  • Релятивизм, скептицизм и агностицизм - направления, которые также пересекаются.

Проблема истины

1:21:39
  • Классическая концепция истины определяет ее как соответствие между мыслями и реальностью.
  • Проблемы с этой концепцией: направление соответствия, степень соответствия, характер соответствия.
  • Пример: тезис "карта не есть территория", который показывает ограниченность классической концепции истины.

Концепции истинности

1:29:26
  • Видео обсуждает различные концепции истинности, включая классическую, конвенциональную, когерентную и прагматическую.
  • Классическая концепция утверждает, что истинность - это соответствие высказывания действительности.
  • Конвенциональная концепция утверждает, что истинность - это результат соглашения между людьми.
  • Когерентная концепция утверждает, что истинность - это свойство сети взаимосвязанных высказываний.
  • Прагматическая концепция утверждает, что истинность - это успешность человеческой деятельности.

Проблемы и ограничения

1:31:23
  • Все концепции истинности имеют свои проблемы и ограничения.
  • Классическая концепция сталкивается с проблемами, связанными с определением соответствия и его характером.
  • Конвенциональная концепция сталкивается с проблемами, связанными с основаниями для конвенции и ее охватом.
  • Когерентная концепция сталкивается с проблемами, связанными с определением степени подтверждения и автономности отдельных высказываний.
  • Прагматическая концепция сталкивается с проблемами, связанными с определением критериев успешности и эффективности.