Только История: тяжелые крейсера типа Myoko. История создания

YOUTUBE · 25.11.2025 08:16

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:00
  • Обсуждение японских тяжёлых крейсеров типа «Мека».
  • Упоминание о компромиссах в конструкции вашингтонских крейсеров.
  • Фокус на истории проектирования и особенностях конструкции.

История проектирования

1:20
  • Развитие японских тяжёлых крейсеров от «Юбари» до «Мека».
  • Необходимость создания современных крейсеров после Вашингтонского морского договора.
  • Роль Юдзуро Хираги в проектировании «Мека».

Технические характеристики

3:16
  • Стандартное водоизмещение 10 000 тонн, полное — около 14 000 тонн.
  • Компромиссы между защитой, вооружением и скоростью.
  • Броня: 150 мм для защиты от крейсеров предыдущего поколения, 200 мм под выгодными углами для тяжёлых крейсеров.
  • Подводная защита: були и противоторпедная переборка.

Вооружение и скорость

5:16
  • Восемь орудий в четырёх башнях, зенитное вооружение — четыре пушки калибра 120 мм.
  • Торпедные аппараты: четыре спаренных аппарата по два на борт.
  • Скорость: 35,5 узлов.
  • Дальность плавания: 10 000 морских миль на 13,5 узлах.

Конфликты и модернизация

6:15
  • Конфликт между Хирагой и морским генеральным штабом по поводу торпедных аппаратов.
  • Увеличение количества торпедных аппаратов во время постройки.
  • Проблемы с обитаемостью из-за увеличения количества помещений для матросов.

Строительство и проблемы

8:14
  • Последовательная закладка крейсеров: «Мека» в октябре 1924 года, «Нати» в ноябре 1924 года, «Асигара» в апреле 1925 года, «Хагура» в марте 1925 года.
  • Перегруз крейсеров на 12%, что нарушало условия Вашингтонского морского договора.
  • Увеличение осадки и уменьшение высоты борта из-за перегруза.

Конструктивные особенности

10:09
  • Изогнутый форштевень обеспечивал хорошую мореходность.
  • Бронепояс высотой 3,5 метра, почти весь ушёл под воду из-за перегруза.
  • Напряжённая конструкция бронеплит и бронепалубы.

Нагрузки на конструкцию

12:01
  • Бронеплиты

Бронирование кораблей

12:43
  • Поперечные переборки толщиной от 40 до 90 мм.
  • Каналы дымовых труб защищены 70-мм листами.
  • Рулевые отделения защищены 50-мм плитами.
  • Були, двойное дно и противоторпедная переборка толщиной 58 мм.
  • Испытания в 1924 году показали, что броня выдерживает 200 кг взрывчатки.

Боевая рубка и надстройка

13:42
  • Надстройка с восемью ярусами, напоминающая британские корабли после модернизации.
  • Центральный пост управления огнём, радиорубки, кабинеты штурмана, навигационные комнаты, комнаты отдыха офицеров.
  • Сзади надстройки — дымовая труба и грот-мачта.

Орудия и защита

14:41
  • Орудия типа 32 см, защита номинальная противоосколочная из 25-мм плит.
  • Отказ от установки брони против 150-мм снарядов из-за увеличения веса башни до 200 тонн.
  • Электрогидравлические приводы, скорострельность 5 выстрелов в минуту.

Зенитные орудия

16:36
  • 120-мм орудия, эффективность против самолётов посредственная.
  • Точность попадания 2%, скорострельность 6,5 выстрелов в минуту, дистанция до цели 3,5 км.
  • Система управления огнём общая с орудиями главного калибра.

Торпедное вооружение и самолёты

17:39
  • Четыре трёхтрубных аппарата 610 мм, максимум 36 торпед.
  • Гидросамолёты типа 15, обычно один самолёт.

Силовая установка

18:54
  • Четыре турбозубчатых агрегата мощностью 32,5 тыс. л. с.
  • Проектная скорость 35,5 узлов, достигнутая скорость 35,25–35,53 узла.
  • Замена реактивных турбин низкого давления на однопоточные импульсные.
  • Экономичный метод крейсерского хода с отключением внутренних валов.

Дальность плавания и перегрузка

20:38
  • При полной загрузке дальность 7000 миль, при 67% нагрузке — 5300 миль.
  • Команда выросла до почти 800 человек, нехватка места для проживания.

Строительство кораблей

23:19
  • Закладка крейсеров «Мека» и «На

Морские договоры и кораблестроительная программа Японии

25:02
  • Япония вышла из Лиги Наций и не ратифицировала второй Лондонский морской договор.
  • Вашингтонский договор закончился в 1936 году, что позволило Японии строить любые корабли в пределах своих ресурсов.
  • Япония приняла большую кораблестроительную программу, включающую 12 линкоров, 10 авианосцев, 20 крейсеров класса А, 8 крейсеров класса Б, почти 100 эсминцев и почти 100 подводных лодок.

Структура японского флота

26:00
  • Флот делился на два главных силы: первый флот линейные силы и второй флот разведывательный флот.
  • Первый флот включал большую часть линкоров, пару авианосцев, несколько десятков эсминцев и подводные лодки.
  • Второй флот состоял из быстроходных линкоров, остальных авианосцев и большинства крейсеров.

Модернизация крейсеров

27:56
  • Изначально планировалось построить ещё шесть крейсеров класса А до 1946 года.
  • К 1938 году стало ясно, что строительство затягивается, и решили модернизировать старые корабли.
  • Крейсера типа «Мека» стали одними из первых для модернизации.

Улучшения вооружения «Мека»

28:54
  • Первая модернизация «Мека» заняла два года и включала замену орудий главного калибра с 200 мм на 203 мм.
  • Улучшена система управления артиллерийским огнём: установлены новые шестиметровые дальномеры с меньшей ошибкой при стрельбе.
  • Появились новые вычислительные устройства, учитывающие скорость ветра, баллистику орудий и другие факторы.

Прожекторы и осветительные снаряды

31:38
  • Прожекторы имели дальность действия около 8 км, а при концентрации лучей — до 10 км.
  • Осветительные снаряды увеличивали дальность освещения до 16 км.
  • Прожекторы снабжались специальными биноклями для наведения на цель.

Зенитное вооружение

33:30
  • Перевооружение на новые 127-мм зенитки, которые были удачными, но имели большие установки.
  • На «Мека» установки разместили в районе кормовой башни четвёртой.
  • Скорострельность орудий составляла примерно 14 выстрелов в минуту, эффективная дальность стрельбы по высоте — 7,5 км.

Торпедное вооружение

35:25
  • Изначально использовались двухтрубные торпедные аппараты, заменённые на поворотные четырёх

Секрет создания торпед

36:25
  • Японцы называли кислород «специальным воздухом».
  • Эффективная дальность торпед — 20 км, что почти в три раза больше дальности стрельбы главным калибром — 8 км.
  • Ведение огня торпедами проще, чем из обычных стволов.

Решение проблемы с торпедными аппаратами

37:24
  • Торпедные аппараты разместили на средней палубе.
  • Установлены новые директоры для торпед.
  • Перезарядка торпедных аппаратов занимала 5–30 минут.

Модернизация вооружения

38:21
  • Улучшены торпедные визиры и вычислительные устройства.
  • Модернизированы катапульты и помещения для самолётов.
  • Появились трёхместные самолёты-разведчики.

Вторая модернизация

40:16
  • Улучшены системы управления арт-огнём и зенитная артиллерия.
  • Установлены 25-мм автоматы вместо 13-мм и 7-мм пулемётов.
  • Добавлены четырёхтрубные торпедные аппараты.

Увеличение дальности торпедной стрельбы

41:10
  • Дальность эффективной стрельбы торпедами выросла до 30 км.
  • Добавлены прожекторы и катапульты для разведчиков.

Замена энергетической установки

42:10
  • Заменены индукционные турбины на новую систему.
  • Улучшены котлы, добавлены подогреватели и новые форсунки.
  • Повысилась эффективность и экономичность.

Влияние на водоизмещение и скорость

43:09
  • Водоизмещение увеличилось до 15 000 тонн.
  • Добавлены були для улучшения плавучести.
  • Скорость упала до 33 узлов, но устойчивость улучшилась.

Решение проблемы нагрузки

44:56
  • Продольная и поперечная нагрузка уменьшена благодаря специальным плитам.

Заключение

45:55
  • Анонс будущих видео о сражениях с участием крейсеров.