2023-02-01 «Преемственность в речевой подготовке обучающихся: от дошкольного освоения к успешности»

YOUTUBE · 25.11.2025 06:37

Ключевые темы и таймкоды

Введение

1:47
  • Вебинар посвящен преемственности в речевой подготовке обучающихся от дошкольного освоения до школьной успешности.
  • Рассматриваются требования в гос. дошкольного образования и начального общего образования, основные направления развития речи детей, приемы формирования речи и мыслительных навыков детей.

Принципы и требования к развитию речи

10:17
  • Уважение личности ребенка, сохранение уникальности и самоценности детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых с детьми, всестороннее развитие детей.
  • Программа дошкольного образования определяет объем содержания, планируемые результаты дошкольного образования, принципы развивающего обучения.

Планируемые результаты речевого развития

17:11
  • Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умение понимать и учитывать интересы и чувства других, договариваться и дружить со сверстниками, разрешать конфликты конструктивными способами.
  • Освоение речи как средства коммуникации, использование формул речевого этикета, предпочтения в жанрах литературы, интерес к книгам познавательного характера, определение характеров персонажей, мотивов их поведения и оценка поступков литературных героев.

Приобщение к культуре чтения

20:17
  • Взрослые создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного произношения.
  • Приобщение к культуре чтения литературных произведений, поощрение заучивания стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песенок, организация речевых игр и стимулирование слова творчества.

Структура речи и мыслительной деятельности

24:06
  • Речь и мыслительная деятельность состоят из речевой способности, речевой готовности, речевого умения и речевого навыка.
  • Процесс порождения речи начинается с мотивации, затем мысль переводится в словесные знаки, реализуется во внешней речи.
  • Восприятие речи включает узнавание речи, умение переводить речь собеседника в свою внутреннюю речь, понимание смысла высказывания.

Формирование языкового сознания

28:40
  • Языковое сознание - это построение картины мира, основанное на накоплении чувственных образов, мыслительном обобщении и выражении в слове.
  • Формирование понятий происходит через слово, комплексы и понятия.

Развитие речи и мышления

33:00
  • Развитие речи включает воспитание звуковой культуры речи, формирование произношения, развитие словаря, грамматического строя речи и связанной речи.
  • Развитие речи тесно связано с формированием языкового сознания и развитием мыслительных операций.

Развитие словаря дошкольников

44:42
  • В возрасте от одного до трех лет дети усваивают названия игрушек, имена членов семьи, слова, обозначающие элементы быта, названия погодных явлений, времен года, названия растений и животных.
  • В возрасте четырех-пяти лет происходит скачок в качественном содержании словаря, дети начинают использовать слова, обозначающие переживания и чувства, оценки предметов и явлений, слова-формы однокоренных слов, слова, обозначающие временные интервалы, категории пространства, общества и т.д.

Игры для развития словаря

51:23
  • Проводник: ребенок описывает предметы вокруг себя, не используя одни и те же слова.
  • Назови животных: игра с мячом, где ребенок должен назвать животное, поймав мяч.
  • Кто где живет: игра с мячом, где взрослый задает вопросы о том, кто живет в норе, реке, море и т.д.
  • Большой-маленький: игра с мячом, где ребенок образует уменьшительно-ласкательные формы слов.
  • Угадай по описанию: игра с волшебным мешочком, где ребенок описывает предметы на ощупь.

Формирование грамматического строя речи

56:01
  • Первые фразы появляются в полтора-два года, затем дети активно используют грамматические категории, такие как род, число, время и лицо.
  • К четырем годам дети активно употребляют местоимения, наречия и числительные.
  • В пять лет формируется произвольность речи и фонематическое восприятие, дети создают собственные слова по знакомым грамматическим образцам.
  • К шести-семи годам дети овладевают способами грамматически правильного построения высказываний и активно усваивают сложный синтаксис.

Развитие связанной речи дошкольников

1:05:12
  • Связанная речь - единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематические объединенные законченные отрезки.
  • Основная функция связанной речи - коммуникативная.
  • Различают два основных вида связанной речи: диалог и монолог.
  • Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией, контекстная речь - с языковыми средствами.

Обучение диалогической и монологической речи

1:07:01
  • В детском саду обучают диалогической и монологической речи, учитывая такие умения, как вступать в общение, поддерживать и завершать его, слушать и слышать собеседника, использовать мимику и жесты.
  • Монологическая речь характеризуется целостностью, структурным оформлением, связанностью, объемом высказывания, плавностью речи и использованием определенных средств языка.

Типы монологов и приемы обучения рассказыванию

1:10:44
  • В дошкольном возрасте преобладают смешанные высказывания, включающие элементы всех типов.
  • В детском саду детей обучают основам двух основных типов налогов: самостоятельному рассказу и пересказу.
  • Пересказ - осмысленное воспроизведение литературного образца, рассказ - самостоятельное развернутое изложение определенного содержания.
  • Используются различные приемы обучения рассказыванию: рассказывание по игрушкам, картинам, из опыта, творческие рассказы, совместное рассказывание, коллективное составление рассказа и другие.

Практическая часть: видеофрагменты занятий с детьми

1:21:05
  • Представлены видеофрагменты занятий по развитию мелкой моторики, развитию речевого дыхания, играм с использованием технологии ТРИЗ, технологии запоминания стихотворений и другие.