Научстрим лекций ИПУ. Платон. Апология Сократа 2

YOUTUBE · 25.11.2025 05:39

Ключевые темы и таймкоды

Введение и перекличка

0:00
  • Преподаватель возвращается к занятию и предлагает устроить перекличку.
  • Студенты должны написать свои фамилии в чат.
  • Преподаватель обещает зафиксировать фамилии после занятия.

План защитной речи Сократа

0:52
  • Сократ предлагает сначала защищаться от старых ложных обвинений, а затем от новых.
  • Обвинители делятся на старых и новых.
  • Сократ считает старых обвинителей более опасными.

Старые обвинители

1:52
  • Старых обвинителей много, новых – мало.
  • Сократ утверждает, что новые обвинители не сказали ничего истинного.
  • Старые обвинители внушали ложные обвинения афинянам с детства.

Обвинения в адрес Сократа

2:37
  • Обвинители утверждают, что Сократ исследует все, что над и под землей, и делает слабую речь сильной.
  • Аристофан в своей комедии "Облака" поддерживает эти обвинения.

Влияние первых обвинителей

3:37
  • Первые обвинители пугали афинян, что Сократ отрицает богов города.
  • Эти обвинения создавали ложное впечатление, что Сократ атеист.

Вопрос о статусе Сократа

4:52
  • Возникает вопрос, был ли Сократ когда-либо софистом-физиком и атеистом.
  • Сократ обвиняется в отрицании богов города, что вызывает сомнения в его взглядах.

Занятия Сократа риторикой и физикой

5:22
  • Сократ утверждает, что никогда не занимался риторикой и физикой.
  • В "Федоне" Сократ признается, что начинал с занятий физикой.
  • Сократ был учеником Продика, софиста, занимавшегося исследованиями языка.

Влияние Продика и признание Сократа

6:22
  • Продик задавал вопросы о природе слов, например, "что такое гусь?".
  • Сократ позднее признал, что занимался физикой и риторикой в молодости.
  • Это признание бросает тень на его защиту.

Обвинения Сократа и его атеизм

7:22
  • Обвинители Сократа обвиняли его в атеизме, занятиях физикой и риторикой.
  • Вопрос об атеизме Сократа остается открытым.
  • Сократ скрывает что-то, возвращая молодежь к философским размышлениям.

Репутация Сократа и его защита

8:22
  • Обвинители создали Сократу плохую репутацию с детства.
  • Сократ не опровергал эти обвинения до момента суда.
  • Он делит обвинителей на анонимных и не анонимных, а также на клеветников по зависти и злобе.

Ненависть отцов к Сократу

16:00
  • Отцы ненавидят Сократа за то, что он совращает их сыновей.
  • Сократ предлагает молодым людям отказаться от отцовского авторитета.
  • Это вызывает ненависть со стороны отцов и возвращение молодежи к философским размышлениям.

Защита Сократа против старых обвинителей

18:00
  • Сократ сначала собирается защищаться против старых обвинителей.
  • Он утверждает, что у него было много времени для опровержения клеветы.
  • Цель Сократа – благо для афинян и для него самого.

Обвинения в риторике и физике

19:52
  • Сократ убирает обвинение в атеизме и концентрируется на риторике и физике.
  • Он упоминает комедию Аристофана, где его изображают как физика.
  • Сократ требует обсуждения его дел среди афинян, которые слышали его беседы.

Сократ и физика

21:52
  • Сократ утверждает, что никогда не говорил о физике на публике.
  • Он опровергает слухи о том, что зарабатывает деньги, воспитывая людей.
  • Сократ подчеркивает, что воспитание людей — хорошее дело.

Сократ и софисты

22:52
  • Сократ переходит к теме, что он не был софистом.
  • Софисты зарабатывают деньги на физике и риторике.
  • Сократ никогда не брал денег за обучение.

Отличия Сократа от софистов

23:52
  • Софисты разъезжают по городам и убеждают юношей учиться у них.
  • Сократ не берет денег за обучение и не разъезжает по городам.
  • Софисты не местные, а Сократ — афинянин.

Разговор с Каллием

26:52
  • Сократ обсуждает с Каллием, кого следует приглашать для воспитания детей.
  • Он подчеркивает важность знания для улучшения человеческих качеств.
  • Сократ сравнивает воспитание детей с уходом за животными и землей.

Мудрость Сократа

30:45
  • Сократ утверждает, что его мудрость — человеческая, а не сверхчеловеческая.
  • Он отрицает, что обладает особой мудростью, превосходящей человеческую.
  • Сократ просит афинян не шуметь и обещает рассказать правду.

Свидетельство Херефонта

32:45
  • Сократ приводит Херефонта как свидетеля своей мудрости.
  • Херефонт спросил оракула в Дельфах, есть ли кто мудрее Сократа.
  • Оракул ответил, что нет никого мудрее Сократа.

Сомнения в свидетельстве

34:45
  • Херефонт умер, и его брат Хирикрат не может подтвердить слова оракула.
  • Херефонт и Хирикрат ненавидели друг друга, что делает историю сомнительной.
  • Сократ размышляет о значении слов оракула.

Оправдание слов оракула

37:30
  • Сократ решает, что лучше оставаться таким, как есть, а не стремиться к мудрости.
  • Он считает, что мудрым оказывается бог, а не человек.

Человеческая мудрость

38:26
  • Человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего.
  • Сократ использует свое имя для примера.
  • Утверждение Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю".

Платоновские записи

39:07
  • Платон скрывает свои мысли за более приемлемыми для читателей.
  • Два рассказа Сократа об одном событии.
  • Бог заявил, что Сократ умнее всех.

Испытание Сократа

40:07
  • Сократ хочет опровергнуть бога.
  • Он испытывает людей, которые воображают, что знают.
  • Сократ оказывается мудрее всех, зная, что ничего не знает.

Подлинная половина рассказа

41:07
  • Бог говорит: "Нет никого мудрее Сократа".
  • Сократ утверждает: "Я мудрее всех".
  • Разница между утверждениями бога и Сократа.

Обвинение бога

45:07
  • Бог говорит: "Есть люди, которые так же мудры, как Сократ".
  • Сократ обвиняет бога во лжи.
  • Сократ отправляется к мудрым людям, чтобы опровергнуть бога.

Стратегия Сократа

47:07
  • Сократ ищет человека, который будет мудрее его.
  • Он идет к политикам, включая Перикла.
  • Сократ доказывает, что политики ничего не знают.

Реакция антуража

50:00
  • Антураж Перикла ненавидит Сократа.
  • Сократ показывает, что Перикл мнит себя мудрым.
  • Сократ считает себя мудрее Перикла, зная, что ничего не знает.

"Я знаю, что ничего не знаю"

54:00
  • Сократ знает, что не знает базовых вещей.
  • Невозможно жить, не зная элементарных вещей.
  • Сократ осознает свое незнание, но не воображает, что знает что-то.

Знание незнания Сократа

55:00
  • Сократ утверждает, что знает, что ничего не знает, но только о самых важных вещах.
  • Важные вещи для Сократа — человеческие и политические добродетели.
  • Сократ не знает, что именно представляют собой эти добродетели.

Попытки Сократа опровергнуть оракул

56:00
  • Сократ продолжает искать мудрых людей, несмотря на ненависть и страх.
  • Его желание опровергнуть оракул не ослабевает.
  • Сократ считает, что слова оракула важнее всего.

Демократия и большинство

58:53
  • При демократии люди, популярные среди большинства, не обязательно умны.
  • Большинство часто не имеет вкуса и не знает, что делает.
  • Умных людей всегда немного.

Поэты и их творчество

1:00:53
  • Сократ обращается к поэтам, чтобы понять их мудрость.
  • Поэты создают свои произведения не благодаря разуму, а благодаря наитию.
  • Поэты считают себя мудрейшими, но на деле это не так.

Ремесленники и их мудрость

1:06:53
  • Ремесленники знают свое дело, но считают себя мудрыми во всем.
  • Их заблуждение заслоняет их реальную мудрость.
  • Сократ осознает, что ремесленники заняты второстепенными вещами.

Власть в государстве

1:08:45
  • Платон выделяет три типа власти: отцовская, господская и власть старших.
  • Отцовская власть связана с ремесленниками, господская — с политиками, власть старших — с поэтами.
  • Сократ понимает, что все эти люди не знают ничего важного.

Продолжение поисков Сократа

1:10:45
  • Сократ продолжает искать мудрых людей, чтобы подтвердить слова оракула.
  • Он не останавливается, несмотря на бедность и отсутствие досуга.
  • Сократ стремится доказать, что никто из известных ему людей не мудр.

Сократа ненавидят за его атеизм

1:11:45
  • Сократ считает себя мессией, но его попытки опровергнуть бога сделали его ненавистным.
  • Он утверждает, что не следует никакому богу, но его действия вызывают ненависть окружающих.
  • Сократ указывает на свой атеизм как на причину ненависти.

Влияние Сократа на молодежь

1:12:45
  • Молодые люди, слушающие Сократа, начинают испытывать других людей, подражая ему.
  • Сократ опровергает обвинения в софистике и атеизме, утверждая, что это ложь.
  • Он пытается опровергнуть тезис о возвращении молодежи.

Возвращение молодежи

1:13:45
  • Молодые люди, слушая Сократа, перестают слушаться своих отцов и друзей.
  • Отцы обвиняют Сократа, а не себя, за непослушание сыновей.
  • Сократ утверждает, что отцы не знают, чему он учит, и прикрываются общими обвинениями.

Патриархальное общество и пубертат

1:14:45
  • В патриархальном обществе непослушание сына отцу считается признаком его испорченности.
  • Сократ сравнивает это с пубертатным периодом, когда дети начинают опровергать своих родителей.
  • Отцы обвиняют Сократа, чтобы скрыть свою некомпетентность.

Обвинители Сократа

1:17:38
  • Обвинители Сократа — это раздосадованные отцы богатых молодых людей.
  • Сократ утверждает, что обвинители клевещут на него, чтобы скрыть свою некомпетентность.
  • Он переходит к защите от новых обвинителей.

Новые обвинения

1:19:38
  • Новые обвинители утверждают, что Сократ портит молодежь и вводит новых демонов.
  • Сократ не признает богов города, а вводит новых демонов.
  • Он начинает опровержение с обвинения в возвращении молодежи.

Кто делает юношей лучше?

1:21:38
  • Сократ спрашивает Милета, кто делает юношей лучше.
  • Милет отвечает, что законы и полноправные граждане делают юношей лучше.
  • Сократ критикует это утверждение, утверждая, что законы не могут исполнять сами себя.

Демократия и воспитание

1:24:38
  • Милет утверждает, что полноправные граждане, включая отцов, способны воспитывать юношей.
  • Сократ сомневается в этом, утверждая, что без знания невозможно делать лучше.
  • Он указывает на проблему демократии, где большинство решает за всех.

Сократ и демократия

1:26:30

Сократ и роль женщины

1:27:23
  • Сократ принимает на себя роль женщины, чтобы показать, что он не может быть частью всех.
  • Женщины не участвуют в народном собрании, поэтому Сократ сравнивает себя с ними.
  • Сократ утверждает, что все афиняне делают юношей лучше, кроме него.

Сократ и демократия

1:28:15
  • Сократ считает себя единственным не-демократом в демократии.
  • Он сравнивает ситуацию с конями, где только наездники могут их улучшить.
  • Сократ задает вопросы, чтобы показать, что только эксперт может делать юношей лучше.

Демократия и знание

1:30:15
  • Если есть эксперт, знающий, что делать, демократия не нужна.
  • Пример капитана корабля показывает, что знание заменяет голосование.
  • Сократ указывает, что если существует политическое знание, демократия невозможна.

Жизнь среди честных граждан

1:32:15
  • Сократ спрашивает, лучше ли жить среди честных граждан.
  • Милет признает, что дурные люди причиняют зло, а честные приносят благо.
  • Сократ заводит Милета в тупик, указывая на то, что никто не хочет быть рядом с плохими людьми.

Умышленное и неумышленное зло

1:34:15
  • Сократ утверждает, что нельзя умышленно портить других людей.
  • Он признает, что может делать это неумышленно, по незнанию.
  • Сократ завершает свое опровержение обвинения, указывая, что неумышленные проступки не должны быть причиной для суда.

Преступление и незнание

1:37:08
  • Сократ говорит, что неумышленные действия не могут быть преступлениями.
  • Он признает, что может делать юношей хуже по незнанию.
  • Сократ переходит к обсуждению неверия в богов, но это будет обсуждаться в следующий раз.

Завершение

1:38:08
  • Ведущий прощается с аудиторией и анонсирует продолжение исследования Платона.
  • Призывает задавать вопросы в чат или на почту, но не о поиске "Государства".