Введение и перекличка 0:00 Преподаватель возвращается к занятию и предлагает устроить перекличку. Студенты должны написать свои фамилии в чат. Преподаватель обещает зафиксировать фамилии после занятия.
План защитной речи Сократа 0:52 Сократ предлагает сначала защищаться от старых ложных обвинений, а затем от новых. Обвинители делятся на старых и новых. Сократ считает старых обвинителей более опасными.
Старые обвинители 1:52 Старых обвинителей много, новых – мало. Сократ утверждает, что новые обвинители не сказали ничего истинного. Старые обвинители внушали ложные обвинения афинянам с детства.
Обвинения в адрес Сократа 2:37 Обвинители утверждают, что Сократ исследует все, что над и под землей, и делает слабую речь сильной. Аристофан в своей комедии "Облака" поддерживает эти обвинения.
Влияние первых обвинителей 3:37 Первые обвинители пугали афинян, что Сократ отрицает богов города. Эти обвинения создавали ложное впечатление, что Сократ атеист.
Вопрос о статусе Сократа 4:52 Возникает вопрос, был ли Сократ когда-либо софистом-физиком и атеистом. Сократ обвиняется в отрицании богов города, что вызывает сомнения в его взглядах.
Занятия Сократа риторикой и физикой 5:22 Сократ утверждает, что никогда не занимался риторикой и физикой. В "Федоне" Сократ признается, что начинал с занятий физикой. Сократ был учеником Продика, софиста, занимавшегося исследованиями языка.
Влияние Продика и признание Сократа 6:22 Продик задавал вопросы о природе слов, например, "что такое гусь?". Сократ позднее признал, что занимался физикой и риторикой в молодости. Это признание бросает тень на его защиту.
Обвинения Сократа и его атеизм 7:22 Обвинители Сократа обвиняли его в атеизме, занятиях физикой и риторикой. Вопрос об атеизме Сократа остается открытым. Сократ скрывает что-то, возвращая молодежь к философским размышлениям.
Репутация Сократа и его защита 8:22 Обвинители создали Сократу плохую репутацию с детства. Сократ не опровергал эти обвинения до момента суда. Он делит обвинителей на анонимных и не анонимных, а также на клеветников по зависти и злобе.
Ненависть отцов к Сократу 16:00 Отцы ненавидят Сократа за то, что он совращает их сыновей. Сократ предлагает молодым людям отказаться от отцовского авторитета. Это вызывает ненависть со стороны отцов и возвращение молодежи к философским размышлениям.
Защита Сократа против старых обвинителей 18:00 Сократ сначала собирается защищаться против старых обвинителей. Он утверждает, что у него было много времени для опровержения клеветы. Цель Сократа – благо для афинян и для него самого.
Обвинения в риторике и физике 19:52 Сократ убирает обвинение в атеизме и концентрируется на риторике и физике. Он упоминает комедию Аристофана, где его изображают как физика. Сократ требует обсуждения его дел среди афинян, которые слышали его беседы.
Сократ и физика 21:52 Сократ утверждает, что никогда не говорил о физике на публике. Он опровергает слухи о том, что зарабатывает деньги, воспитывая людей. Сократ подчеркивает, что воспитание людей — хорошее дело.
Сократ и софисты 22:52 Сократ переходит к теме, что он не был софистом. Софисты зарабатывают деньги на физике и риторике. Сократ никогда не брал денег за обучение.
Отличия Сократа от софистов 23:52 Софисты разъезжают по городам и убеждают юношей учиться у них. Сократ не берет денег за обучение и не разъезжает по городам. Софисты не местные, а Сократ — афинянин.
Разговор с Каллием 26:52 Сократ обсуждает с Каллием, кого следует приглашать для воспитания детей. Он подчеркивает важность знания для улучшения человеческих качеств. Сократ сравнивает воспитание детей с уходом за животными и землей.
Мудрость Сократа 30:45 Сократ утверждает, что его мудрость — человеческая, а не сверхчеловеческая. Он отрицает, что обладает особой мудростью, превосходящей человеческую. Сократ просит афинян не шуметь и обещает рассказать правду.
Свидетельство Херефонта 32:45 Сократ приводит Херефонта как свидетеля своей мудрости. Херефонт спросил оракула в Дельфах, есть ли кто мудрее Сократа. Оракул ответил, что нет никого мудрее Сократа.
Сомнения в свидетельстве 34:45 Херефонт умер, и его брат Хирикрат не может подтвердить слова оракула. Херефонт и Хирикрат ненавидели друг друга, что делает историю сомнительной. Сократ размышляет о значении слов оракула.
Оправдание слов оракула 37:30 Сократ решает, что лучше оставаться таким, как есть, а не стремиться к мудрости. Он считает, что мудрым оказывается бог, а не человек.
Человеческая мудрость 38:26 Человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего. Сократ использует свое имя для примера. Утверждение Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю".
Платоновские записи 39:07 Платон скрывает свои мысли за более приемлемыми для читателей. Два рассказа Сократа об одном событии. Бог заявил, что Сократ умнее всех.
Испытание Сократа 40:07 Сократ хочет опровергнуть бога. Он испытывает людей, которые воображают, что знают. Сократ оказывается мудрее всех, зная, что ничего не знает.
Подлинная половина рассказа 41:07 Бог говорит: "Нет никого мудрее Сократа". Сократ утверждает: "Я мудрее всех". Разница между утверждениями бога и Сократа.
Обвинение бога 45:07 Бог говорит: "Есть люди, которые так же мудры, как Сократ". Сократ обвиняет бога во лжи. Сократ отправляется к мудрым людям, чтобы опровергнуть бога.
Стратегия Сократа 47:07 Сократ ищет человека, который будет мудрее его. Он идет к политикам, включая Перикла. Сократ доказывает, что политики ничего не знают.
Реакция антуража 50:00 Антураж Перикла ненавидит Сократа. Сократ показывает, что Перикл мнит себя мудрым. Сократ считает себя мудрее Перикла, зная, что ничего не знает.
"Я знаю, что ничего не знаю" 54:00 Сократ знает, что не знает базовых вещей. Невозможно жить, не зная элементарных вещей. Сократ осознает свое незнание, но не воображает, что знает что-то.
Знание незнания Сократа 55:00 Сократ утверждает, что знает, что ничего не знает, но только о самых важных вещах. Важные вещи для Сократа — человеческие и политические добродетели. Сократ не знает, что именно представляют собой эти добродетели.
Попытки Сократа опровергнуть оракул 56:00 Сократ продолжает искать мудрых людей, несмотря на ненависть и страх. Его желание опровергнуть оракул не ослабевает. Сократ считает, что слова оракула важнее всего.
Демократия и большинство 58:53 При демократии люди, популярные среди большинства, не обязательно умны. Большинство часто не имеет вкуса и не знает, что делает. Умных людей всегда немного.
Поэты и их творчество 1:00:53 Сократ обращается к поэтам, чтобы понять их мудрость. Поэты создают свои произведения не благодаря разуму, а благодаря наитию. Поэты считают себя мудрейшими, но на деле это не так.
Ремесленники и их мудрость 1:06:53 Ремесленники знают свое дело, но считают себя мудрыми во всем. Их заблуждение заслоняет их реальную мудрость. Сократ осознает, что ремесленники заняты второстепенными вещами.
Власть в государстве 1:08:45 Платон выделяет три типа власти: отцовская, господская и власть старших. Отцовская власть связана с ремесленниками, господская — с политиками, власть старших — с поэтами. Сократ понимает, что все эти люди не знают ничего важного.
Продолжение поисков Сократа 1:10:45 Сократ продолжает искать мудрых людей, чтобы подтвердить слова оракула. Он не останавливается, несмотря на бедность и отсутствие досуга. Сократ стремится доказать, что никто из известных ему людей не мудр.
Сократа ненавидят за его атеизм 1:11:45 Сократ считает себя мессией, но его попытки опровергнуть бога сделали его ненавистным. Он утверждает, что не следует никакому богу, но его действия вызывают ненависть окружающих. Сократ указывает на свой атеизм как на причину ненависти.
Влияние Сократа на молодежь 1:12:45 Молодые люди, слушающие Сократа, начинают испытывать других людей, подражая ему. Сократ опровергает обвинения в софистике и атеизме, утверждая, что это ложь. Он пытается опровергнуть тезис о возвращении молодежи.
Возвращение молодежи 1:13:45 Молодые люди, слушая Сократа, перестают слушаться своих отцов и друзей. Отцы обвиняют Сократа, а не себя, за непослушание сыновей. Сократ утверждает, что отцы не знают, чему он учит, и прикрываются общими обвинениями.
Патриархальное общество и пубертат 1:14:45 В патриархальном обществе непослушание сына отцу считается признаком его испорченности. Сократ сравнивает это с пубертатным периодом, когда дети начинают опровергать своих родителей. Отцы обвиняют Сократа, чтобы скрыть свою некомпетентность.
Обвинители Сократа 1:17:38 Обвинители Сократа — это раздосадованные отцы богатых молодых людей. Сократ утверждает, что обвинители клевещут на него, чтобы скрыть свою некомпетентность. Он переходит к защите от новых обвинителей.
Новые обвинения 1:19:38 Новые обвинители утверждают, что Сократ портит молодежь и вводит новых демонов. Сократ не признает богов города, а вводит новых демонов. Он начинает опровержение с обвинения в возвращении молодежи.
Кто делает юношей лучше? 1:21:38 Сократ спрашивает Милета, кто делает юношей лучше. Милет отвечает, что законы и полноправные граждане делают юношей лучше. Сократ критикует это утверждение, утверждая, что законы не могут исполнять сами себя.
Демократия и воспитание 1:24:38 Милет утверждает, что полноправные граждане, включая отцов, способны воспитывать юношей. Сократ сомневается в этом, утверждая, что без знания невозможно делать лучше. Он указывает на проблему демократии, где большинство решает за всех.
Сократ и роль женщины 1:27:23 Сократ принимает на себя роль женщины, чтобы показать, что он не может быть частью всех. Женщины не участвуют в народном собрании, поэтому Сократ сравнивает себя с ними. Сократ утверждает, что все афиняне делают юношей лучше, кроме него.
Сократ и демократия 1:28:15 Сократ считает себя единственным не-демократом в демократии. Он сравнивает ситуацию с конями, где только наездники могут их улучшить. Сократ задает вопросы, чтобы показать, что только эксперт может делать юношей лучше.
Демократия и знание 1:30:15 Если есть эксперт, знающий, что делать, демократия не нужна. Пример капитана корабля показывает, что знание заменяет голосование. Сократ указывает, что если существует политическое знание, демократия невозможна.
Жизнь среди честных граждан 1:32:15 Сократ спрашивает, лучше ли жить среди честных граждан. Милет признает, что дурные люди причиняют зло, а честные приносят благо. Сократ заводит Милета в тупик, указывая на то, что никто не хочет быть рядом с плохими людьми.
Умышленное и неумышленное зло 1:34:15 Сократ утверждает, что нельзя умышленно портить других людей. Он признает, что может делать это неумышленно, по незнанию. Сократ завершает свое опровержение обвинения, указывая, что неумышленные проступки не должны быть причиной для суда.
Преступление и незнание 1:37:08 Сократ говорит, что неумышленные действия не могут быть преступлениями. Он признает, что может делать юношей хуже по незнанию. Сократ переходит к обсуждению неверия в богов, но это будет обсуждаться в следующий раз.
Завершение 1:38:08 Ведущий прощается с аудиторией и анонсирует продолжение исследования Платона. Призывает задавать вопросы в чат или на почту, но не о поиске "Государства".