Мотивация, мышление, память: как научиться учиться / Алексей Обухов на ПостНауке

YOUTUBE · 16.11.2025 04:33

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:14
  • Приветствие и представление темы эфира: обучение.
  • Представление гостя: Алексей Обухов, кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт центра общего и дополнительного образования.

Начало обсуждения

0:52
  • Призыв задавать вопросы в чате трансляции.
  • Обсуждение этапов процесса обучения.

Дидактика и её развитие

1:38
  • Объяснение различий между психологией и педагогикой.
  • История развития дидактических систем, начиная с классно-урочной системы Я. А. Коменского.
  • Актуализация дидактических систем во второй половине XX века.

Универсальность дидактики

2:38
  • Критика идеи универсальной дидактики.
  • Важность учёта возрастных особенностей учащихся.
  • Изменение представлений о ребёнке как о неопытном взрослом.

Альтернативные модели обучения

4:29
  • Обзор альтернативных моделей обучения: система Монтессори, вальдорфская педагогика, проектное и исследовательское обучение.
  • Поиск универсальных инструментов для образования, таких как таксономия Блума.

Индивидуализация образования

6:21
  • Развитие дифференциального подхода в образовании.
  • Переход к индивидуализации с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
  • Персонализированное образование и роль тьютора.

Этапы обучения

9:10
  • Усложнение понимания обучения: от присвоения знаний к развитию навыков и компетенций.
  • Примеры дидактических систем: поэтапное формирование умственных действий по П. Я. Гальперину, проектное и исследовательское обучение.

Этические вопросы в образовании

12:54
  • Сложности применения алгоритмизированных практик образования.
  • Необходимость учёта когнитивных стилей и скорости переработки информации у учащихся.
  • Этический вопрос о подходе к учащимся с разными когнитивными стилями.

Таксономия Блума

13:30
  • Таксономия Блума — это попытка систематизировать базовые учебные действия.
  • Американский профессор Амин Блум предложил универсальную призму для анализа дидактических систем.
  • Таксономия включает иерархию уровней: от присвоения знаний до глубокого понимания.

Уровни понимания по Блуму

14:26
  • Базовый уровень: узнавание и запоминание.
  • Следующий уровень: понимание смысла, а не просто воспроизведение.
  • Высокий уровень: самооценка и самоорганизация в обучении.

Когнитивные процессы у детей

16:08
  • Когнитивные процессы у детей отличаются от взрослых.
  • Этапы развития мышления: наглядно-действенное, предметно-манипулятивное, наглядно-образное.
  • Социальная ситуация развития влияет на когнитивные процессы.

Наглядно-действенное мышление

17:04
  • Ребёнок решает проблемные ситуации через внешние действия.
  • Пример: ребёнок достаёт игрушку, меняя направление движения.

Предметно-манипулятивное мышление

17:54
  • Основная деятельность ребёнка — манипулирование предметами.
  • Решение проблемных задач через действия с предметами.

Наглядно-образное мышление

18:53
  • Ребёнок проигрывает действия во внутреннем плане.
  • Возможность возврата к наглядно-действенному мышлению в стрессовых ситуациях.

Освоение речи

19:53
  • Речь становится инструментом организации деятельности.
  • Переход от внешнего к внутреннему плану речи.
  • Освоение языковой логики и понятий.

Словесно-логическое мышление

20:46
  • Освоение словесно-логической логики через речь.
  • Влияние языка на логику мышления.

Эгоцентризм сознания

21:40
  • Маленькие дети не могут видеть ситуацию с позиции другого.
  • Эксперименты Пиаже демонстрируют эгоцентризм сознания.

Эйдетическая память

23:14
  • Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста обладают эйдетической памятью.
  • С возрастом способность к эйдетической памяти утрачивается.

Развитие памяти

24:40
  • Память становится опосредованной смыслами и системами отношений.
  • Важность поиска оптимальных способов запоминания.

Ограничения памяти

26:34
  • Запоминание большого объёма знаний невозможно.
  • Обучение на основе памяти имеет ограничения.
  • Пример из книги Лурии о человеке с нарушенной функцией

Роль памяти и мышления в развитии

27:17
  • Память важна, но мышление играет более значительную роль в развитии.
  • С возрастом система связей становится сложнее, и мышление становится ключевым фактором.
  • Когнитивная зрелость формируется к 15–19 годам.

Динамика когнитивных функций

29:04
  • В детстве динамика изменений выше, чем во взрослости.
  • Кризисы развития становятся реже с возрастом.
  • Когнитивные функции меняются в зависимости от вида деятельности.

Мифы о когнитивных способностях

30:14
  • Существует мнение, что в детстве когнитивные способности выше, а потом снижаются.
  • На самом деле темп присвоения новых способов действия неравномерен.
  • Развитие — гетерохронный процесс, где разные функции развиваются в разные периоды.

Когнитивные стили и их формирование

32:25
  • Когнитивные стили определяют способы восприятия и переработки информации.
  • Они формируются к 14–18 годам и зависят от познавательных процессов и личностных особенностей.
  • Особенности стилей влияют на работу с объёмом информации и новизной.

Развитие воображения

34:20
  • Воображение развивается в дошкольном возрасте и требует поддержки.
  • Угасание воображения в школе может привести к потере творческих способностей.

Социальные и мотивационные факторы обучения

35:00
  • Социальные факторы, такие как мотивация и социальное заражение, важны для обучения.
  • Мотивационная основа учения — ключевой фактор в дидактике.
  • Подростки могут быть заинтересованы в учёбе, если их интересы совпадают с ожиданиями взрослых.

Саморегуляция и воля

38:39
  • Саморегуляция и воля важны для эффективного обучения.
  • Самоорганизация помогает планировать день и повышать результативность обучения.
  • Волевые процессы способствуют саморегуляции и самоорганизации.

Чек-лист для эффективного обучения

39:28
  • Для эффективного обучения необходимы мотивация, самоорганизация, воля и когнитивные способности.

Эффект социального заражения

39:44
  • Социальное окружение влияет на мотивацию и саморегуляцию.
  • Учёба в среде, где учиться важно, повышает мотивацию.
  • Референтный круг значимых других способствует лучшему усвоению материала.

Когнитивные способности

40:41
  • Когнитивные способности — это способы эффективного действия.
  • Когнитивистика изучает развитие мозга и мышление.
  • Метакогнитивные способности помогают управлять мышлением и восприятием.

Развитие когнитивных способностей

41:23
  • Важно не только знать ответ, но и понимать процесс его получения.
  • Групповая работа эффективнее самостоятельной.
  • Исследования онлайн-курсов помогают улучшать их дизайн.

Эффективность онлайн-курсов

42:45
  • Онлайн-курсы требуют большей произвольности и саморегуляции.
  • Мотивация и саморегуляция взаимосвязаны.
  • Взрослые лучше справляются с дистанционным обучением, чем дети.

Дистанционное обучение и возрастные группы

45:19
  • Дистанционное обучение лучше подходит для аспирантов и магистрантов.
  • С бакалаврами и школьниками возникают проблемы.
  • Подросткам не хватает тактильности и совместного пространства.

Коммуникация и обучение

46:43
  • Обучение часто происходит через коммуникацию.
  • Проектное и исследовательское обучение повышает уровень понимания и анализа.
  • Взаимодействие с другими людьми способствует лучшему усвоению материала.

Развитие мотивации

47:45
  • Мотивацию сложно поддерживать на высоком уровне постоянно.
  • Практические примеры развития мотивации интересны для обсуждения.

Мотивация и её теории

48:22
  • Мотивация сравнивается с «помойной ямой психиатрии»: если ничего не понятно, это проблема.
  • Существует множество теорий мотивации, описывающих феномен по-разному.
  • В отечественной психологии мотив рассматривается как сдвиг предмеченной потребности.

Внешняя и внутренняя мотивация

49:13
  • Мотивация делится на внешнюю и внутреннюю.
  • Внешняя мотивация часто основана на стимулах и подкреплении.
  • Внутренняя мотивация связана с саморазвитием и интересом к новому.

Влияние внешнего мотивирования на детей

49:58
  • Дети с развитой внутренней мотивацией могут потерять её из-за постоянного внешнего стимулирования.
  • Внешнее мотивирование может привести к привыканию к стимулам и потере интереса к новым задачам.

Стратегические и тактические аспекты мотивации

50:57
  • Внешнее мотивирование эффективно с точки зрения тактики, но стратегически проигрышно.
  • Пример с ЕГЭ показывает, что сосредоточенность на подготовке может привести к потере интереса к другим аспектам жизни.

Теория самодетерминации деятельности

53:51
  • Теория Деси и Райана подчёркивает важность внутренней мотивации и саморегуляции.
  • Реализация трёх базовых потребностей: переживание себя автором действия, переживание себя умелым или компетентным, наличие устойчивых эмоциональных связей.

Персонализированное обучение и обратная связь

54:46
  • Персонализированное обучение позволяет учащимся выбирать курсы и преподавателей.
  • Обратная связь, показывающая прогресс, важна для поддержания мотивации.
  • Эмоциональные связи в группе способствуют более эффективному обучению.

Когнитивные способности и обучение

56:37
  • Когнитивные способности формируются в определённые возрастные периоды и требуют регулярной практики.
  • Обучение пожилых людей помогает поддерживать когнитивные функции и активное долголетие.

Опыт и гибкость мышления

1:02:17
  • Опыт формирует стереотипы и паттерны мышления, которые могут быть ригидными в изменчивых ситуациях.
  • Многообразие опыта помогает сохранять гибкость и компенсировать ухудшение памяти.
  • Работа с внешними носителями информации может быть эффективной для компенсации проблем с памятью.

Развитие памяти и познавательных процессов

1:03:14
  • В период развития формируется определённый объём памяти, который затем остаётся стабильным.
  • Объём информации растёт, но качество её переработки может не меняться.
  • Познавательные процессы связаны с работой с информацией, а не с присвоением новых способов работы.

Мудрость и пластичность психики

1:04:15
  • Мудрость включает не только интеллектуальные, но и этические, социальные аспекты.
  • Пластичность психики снижается с возрастом, но некоторые функции можно компенсировать.
  • Ранний инсульт легче восстанавливается, чем поздний.

Компенсаторные механизмы

1:05:37
  • Механизм компенсаторности используется в дефектологии для обучения людей с нарушениями сенсорной системы.
  • Обходные пути развития позволяют полноценно обучать человека.

История науки

1:06:46
  • Наука возникла из интереса древних цивилизаций к окружающему миру.
  • Древние греки разработали алфавит и первые научные теории, включая понятие закона природы.
  • Анаксимандр предложил рациональную теорию происхождения мира.

Теория Аристотеля

1:09:10
  • Аристотель добавил пятый элемент — эфир, объяснив вращение планет вокруг Земли.
  • Теория Аристотеля господствовала в европейской науке почти две тысячи лет.
  • Галилео Галилей опроверг теорию Аристотеля.

Саморегуляция в обучении

1:09:45
  • Саморегуляция позволяет управлять познавательными процессами и процессом обучения.
  • У детей активность определяется внешними раздражителями и нарушением гомеостаза.
  • Высокий уровень саморегуляции можно достичь к подростковому возрасту.

Помощь в планировании

1:11:35
  • Родители должны помогать детям планировать время и задачи, а не контролировать их.
  • Важно совместно искать способы планирования и постепенно передавать их ребёнку.

Инструменты саморегуляции

1:13:26
  • Универсальных инструментов саморегуляции не существует, каждый должен подбирать их под себя.
  • Необходимо осознанно отключать отвлекающие факторы и постепенно увеличивать время работы над задачей.
  • Важно понимать источники снижения уровня саморегуляции и находить способы их минимизации.

Индивидуальный подход

1:15:32
  • Каждый человек имеет свои источники снижения саморегуляции.
  • Необходимо искать альтернативы, которые удерживают внимание и имеют значимость для конкретного человека.
  • Саморегуляции нужно учиться отдельно, подбирая индивидуальные методы.

Педагогические системы и самоорганизация

1:15:58
  • Система Монтессори развивает навыки самостоятельности через автодидактическую среду.
  • Нормализованные дети — это дети, которые усвоили нормы методики.
  • Система развивающего обучения строится на восхождении от абстрактного к конкретному.

Формирование учебной деятельности

1:17:53
  • В начальной школе важно сформировать субъектную учебную деятельность.
  • Большинство систем развивающего обучения эффективны только в начальной школе.
  • Критика развивающего обучения часто связана с отсутствием адаптации системы к взрослым ученикам.

Универсальные компетентности

1:19:41
  • Педагогические системы должны развивать универсальные компетентности.
  • Взрослые могут выбирать формат обучения, учитывая свои модальности восприятия.

Модальности восприятия

1:20:20
  • Взрослые могут определить свои доминирующие модальности восприятия по речи.
  • Исследования показывают важность комбинирования различных каналов восприятия.

Эмоциональный интеллект и обучение

1:22:09
  • Обучение должно быть эмоциональным процессом, а не только интеллектуальным.
  • Эмоциональные состояния влияют на эффективность мышления.

Целеполагание и саморегуляция

1:23:30
  • Взрослым важно ставить конкретные задачи и экспериментировать с методами обучения.
  • Фрустрация возникает, когда цели не достигаются быстро.
  • Саморегуляция помогает осознанно выбирать эффективные методы обучения.

Рефлексия и рефлексивное действие

1:27:04
  • Рефлексия нужна в проблемных ситуациях для осознания и фиксации проблем.
  • Объективация помогает сравнить разные методы обучения.
  • Отстранение от эмоционального погружения способствует более объективному мышлению.

Образование и интернет

1:29:53
  • Вопрос о том, изменились ли цели обучения с появлением интернета.
  • Необходимо помнить факты, даже если их можно легко найти в интернете.

Дискуссии о преобразованиях в образовании

1:30:13
  • Образование всегда было предметом дискуссий, начиная с Платона и Сократа.
  • Современные реформаторы ищут способы трансформации образовательной системы, а не спорят между собой.
  • Социальная инертность системы образования связана с эгоцентрическими решениями и опытом прошлого.

Проблемы планирования в образовании

1:32:01
  • Практика образования часто строится на опыте прошлого, а не на образе будущего.
  • Пример с пандемией показывает, как быстро меняются условия и необходимость быстрой перестройки.
  • Важно развивать навыки адаптации к изменениям.

Роль образования в социальном объединении

1:34:03
  • Образование выполняет функцию социального объединения, создавая общий культурный код.
  • Межпоколенческие исследования показывают, что одна и та же информация по-разному воспринимается разными поколениями.
  • Контролирующие процессы, такие как ЕГЭ, влияют на содержание образования.

Проблемы единого учебника

1:35:53
  • Единый учебник может блокировать систему обучения, контролируя одновременно результаты и процесс.
  • Пример с «Окружающим миром» показывает, что календарное планирование должно быть адаптировано к местным условиям.
  • Универсальные знания в математике и физике не всегда применимы к конкретным условиям.

Дидактические подходы в обучении

1:38:32
  • Обучение должно быть привязано к конкретной местности и учитывать социальные процессы в классе.
  • Мотивирующие стратегии работают по-разному для мальчиков и девочек.
  • Учителя-практики знают, что один и тот же сценарий урока может не подойти в разных классах.

Эффективность классического образования

1:40:12
  • Представление об эффективности обучения меняется со временем.
  • Психологическое благополучие теперь входит в международную систему оценки качества образования.
  • Классическое образование в разных странах имеет свои особенности и подходы.
  • Условия обучения, такие как количество учителей на класс, влияют на эффективность образования.

Роль учителей начальной школы

1:41:49
  • В некоторых странах учителя ведут классы от первого до четвёртого класса.
  • Учителя начальной школы должны быть универсальными и творческими, чтобы поддерживать познавательный интерес детей.
  • Возрастная динамика от первого к четвёртому классу требует адаптации методов обучения.

Проблемы фронтальной формы работы

1:42:43
  • Фронтальная форма работы, при которой учитель стоит у доски, неэффективна для начального образования.
  • Несмотря на это, большинство учителей продолжают использовать эту форму.
  • В зарубежных школах, например в Германии и Англии, используются другие подходы к организации учебного процесса.

Групповая работа в начальной школе

1:43:39
  • Многие учителя организуют групповую работу, меняя только расстановку парт, но не перестраивая суть урока.
  • В зарубежных школах групповая работа организована более эффективно.
  • Существуют методические разработки для организации групповой работы, но они редко используются.

Методы обучения языку

1:45:15
  • Методика обучения языку хорошо проработанная во всём мире.
  • Существуют коммуникативные и грамматические подходы к обучению языку.
  • Коммуникативный подход помогает преодолеть психологические барьеры при изучении языка.

Одноуровневые и разноуровневые группы

1:46:55
  • Одноуровневые группы позволяют двигаться совместно на одном темпе.
  • Разноуровневые группы требуют разных методик внутригрупповой работы.
  • Учитель модерирует процесс обучения, учитывая различия в способностях учеников.

Популярная методика «учи учебник»

1:49:17
  • Методика «учи учебник» не всегда эффективна, так как учебников не так много, и они не всегда отражают современные образовательные подходы.
  • Важно уметь работать с разными источниками информации, включая учебники.
  • Педагогически проверенные дидактические системы показывают хорошую эффективность.

Влияние питания на учёбу

1:51:20
  • Народная мудрость о влиянии питания на учёбу имеет физиологические основания.
  • Сытый желудок снижает концентрацию и требует больше усилий для учёбы.
  • Грамотно распланированный график жизни может повысить эффективность обучения.

Индивидуальные особенности и социализация

1:54:33
  • Социальные нормы меняются, и важно учитывать индивидуальные особенности каждого человека.
  • Овладение собственным поведением — задача развития, согласно Льву Выготскому.

Синергия обучения в разных сферах

1:54:48
  • Вопрос о синергии обучения в разных сферах деятельности зависит от возраста и ситуации.
  • Универсальных ответов на этот вопрос нет.

Факторы продуктивности в аспирантуре

1:55:20
  • Продуктивность в аспирантуре измеряется количеством публикаций и защитами в срок.
  • Важны факторы работы, связанные с проблемой исследований, и социальные группы.
  • Связь обучения с практикой повышает качество образования.

Модернизация педагогического образования

1:56:17
  • Переход от теоретических лекций к практике с детьми улучшает понимание теории.
  • Формирование запроса на обучение со стороны студентов повышает качество образования.
  • Педагогическая практика значительно улучшает качество педагогического образования.

Практическое обучение в высшем образовании

1:58:09
  • В биологии и медицине практика необходима для освоения абстрактных знаний.
  • Синергетический эффект от взаимосвязи практики и теории повышает качество обучения.
  • Селективность университетов и среда обучения влияют на результаты.

Узкая специализация и универсальное образование

1:59:15
  • Универсальное образование даёт широкую мировоззренческую основу.
  • Бакалаврские программы развивают универсальные компетентности.
  • Узкая специализация может быть менее предпочтительной из-за риска устаревания специальности.

Востребованность профессионалов

2:01:37
  • Востребованность зависит от сферы деятельности и социоэкономической ситуации.
  • Универсальные специалисты могут быть более гибкими, но требуют постоянного обучения.
  • Узкие специалисты рискуют потерять актуальность своей специальности.

Поиск информации в образовании

2:03:00
  • Профессиональная литература и информационные системы помогают в поиске информации.
  • Верификация источников важна для доверия к информации.
  • Наукометрические индексы, такие как РИНЦ и Scopus, помогают анализировать исследования.

Популяризация науки

2:04:55
  • Источники, такие как Постнаука и Мел, популяризируют научные знания.
  • Важно находить баланс между академизмом и доступностью информации.
  • Конкретные вопросы помогают фокусироваться на нужной информации.

Заключение

2:07:38
  • Призыв к зрителям оставлять комментарии для будущих обсуждений.
  • Благодарность за внимание и прощание.