Введение 0:14 Приветствие и представление темы эфира: обучение. Представление гостя: Алексей Обухов, кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт центра общего и дополнительного образования.
Начало обсуждения 0:52 Призыв задавать вопросы в чате трансляции. Обсуждение этапов процесса обучения.
Дидактика и её развитие 1:38 Объяснение различий между психологией и педагогикой. История развития дидактических систем, начиная с классно-урочной системы Я. А. Коменского. Актуализация дидактических систем во второй половине XX века.
Универсальность дидактики 2:38 Критика идеи универсальной дидактики. Важность учёта возрастных особенностей учащихся. Изменение представлений о ребёнке как о неопытном взрослом.
Альтернативные модели обучения 4:29 Обзор альтернативных моделей обучения: система Монтессори, вальдорфская педагогика, проектное и исследовательское обучение. Поиск универсальных инструментов для образования, таких как таксономия Блума.
Индивидуализация образования 6:21 Развитие дифференциального подхода в образовании. Переход к индивидуализации с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Персонализированное образование и роль тьютора.
Этапы обучения 9:10 Усложнение понимания обучения: от присвоения знаний к развитию навыков и компетенций. Примеры дидактических систем: поэтапное формирование умственных действий по П. Я. Гальперину, проектное и исследовательское обучение.
Этические вопросы в образовании 12:54 Сложности применения алгоритмизированных практик образования. Необходимость учёта когнитивных стилей и скорости переработки информации у учащихся. Этический вопрос о подходе к учащимся с разными когнитивными стилями.
Таксономия Блума 13:30 Таксономия Блума — это попытка систематизировать базовые учебные действия. Американский профессор Амин Блум предложил универсальную призму для анализа дидактических систем. Таксономия включает иерархию уровней: от присвоения знаний до глубокого понимания.
Уровни понимания по Блуму 14:26 Базовый уровень: узнавание и запоминание. Следующий уровень: понимание смысла, а не просто воспроизведение. Высокий уровень: самооценка и самоорганизация в обучении.
Когнитивные процессы у детей 16:08 Когнитивные процессы у детей отличаются от взрослых. Этапы развития мышления: наглядно-действенное, предметно-манипулятивное, наглядно-образное. Социальная ситуация развития влияет на когнитивные процессы.
Наглядно-действенное мышление 17:04 Ребёнок решает проблемные ситуации через внешние действия. Пример: ребёнок достаёт игрушку, меняя направление движения.
Предметно-манипулятивное мышление 17:54 Основная деятельность ребёнка — манипулирование предметами. Решение проблемных задач через действия с предметами.
Наглядно-образное мышление 18:53 Ребёнок проигрывает действия во внутреннем плане. Возможность возврата к наглядно-действенному мышлению в стрессовых ситуациях.
Освоение речи 19:53 Речь становится инструментом организации деятельности. Переход от внешнего к внутреннему плану речи. Освоение языковой логики и понятий.
Словесно-логическое мышление 20:46 Освоение словесно-логической логики через речь. Влияние языка на логику мышления.
Эгоцентризм сознания 21:40 Маленькие дети не могут видеть ситуацию с позиции другого. Эксперименты Пиаже демонстрируют эгоцентризм сознания.
Эйдетическая память 23:14 Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста обладают эйдетической памятью. С возрастом способность к эйдетической памяти утрачивается.
Развитие памяти 24:40 Память становится опосредованной смыслами и системами отношений. Важность поиска оптимальных способов запоминания.
Ограничения памяти 26:34 Запоминание большого объёма знаний невозможно. Обучение на основе памяти имеет ограничения. Пример из книги Лурии о человеке с нарушенной функцией
Роль памяти и мышления в развитии 27:17 Память важна, но мышление играет более значительную роль в развитии. С возрастом система связей становится сложнее, и мышление становится ключевым фактором. Когнитивная зрелость формируется к 15–19 годам.
Динамика когнитивных функций 29:04 В детстве динамика изменений выше, чем во взрослости. Кризисы развития становятся реже с возрастом. Когнитивные функции меняются в зависимости от вида деятельности.
Мифы о когнитивных способностях 30:14 Существует мнение, что в детстве когнитивные способности выше, а потом снижаются. На самом деле темп присвоения новых способов действия неравномерен. Развитие — гетерохронный процесс, где разные функции развиваются в разные периоды.
Когнитивные стили и их формирование 32:25 Когнитивные стили определяют способы восприятия и переработки информации. Они формируются к 14–18 годам и зависят от познавательных процессов и личностных особенностей. Особенности стилей влияют на работу с объёмом информации и новизной.
Развитие воображения 34:20 Воображение развивается в дошкольном возрасте и требует поддержки. Угасание воображения в школе может привести к потере творческих способностей.
Социальные и мотивационные факторы обучения 35:00 Социальные факторы, такие как мотивация и социальное заражение, важны для обучения. Мотивационная основа учения — ключевой фактор в дидактике. Подростки могут быть заинтересованы в учёбе, если их интересы совпадают с ожиданиями взрослых.
Саморегуляция и воля 38:39 Саморегуляция и воля важны для эффективного обучения. Самоорганизация помогает планировать день и повышать результативность обучения. Волевые процессы способствуют саморегуляции и самоорганизации.
Чек-лист для эффективного обучения 39:28 Для эффективного обучения необходимы мотивация, самоорганизация, воля и когнитивные способности.
Эффект социального заражения 39:44 Социальное окружение влияет на мотивацию и саморегуляцию. Учёба в среде, где учиться важно, повышает мотивацию. Референтный круг значимых других способствует лучшему усвоению материала.
Когнитивные способности 40:41 Когнитивные способности — это способы эффективного действия. Когнитивистика изучает развитие мозга и мышление. Метакогнитивные способности помогают управлять мышлением и восприятием.
Развитие когнитивных способностей 41:23 Важно не только знать ответ, но и понимать процесс его получения. Групповая работа эффективнее самостоятельной. Исследования онлайн-курсов помогают улучшать их дизайн.
Эффективность онлайн-курсов 42:45 Онлайн-курсы требуют большей произвольности и саморегуляции. Мотивация и саморегуляция взаимосвязаны. Взрослые лучше справляются с дистанционным обучением, чем дети.
Дистанционное обучение и возрастные группы 45:19 Дистанционное обучение лучше подходит для аспирантов и магистрантов. С бакалаврами и школьниками возникают проблемы. Подросткам не хватает тактильности и совместного пространства.
Коммуникация и обучение 46:43 Обучение часто происходит через коммуникацию. Проектное и исследовательское обучение повышает уровень понимания и анализа. Взаимодействие с другими людьми способствует лучшему усвоению материала.
Развитие мотивации 47:45 Мотивацию сложно поддерживать на высоком уровне постоянно. Практические примеры развития мотивации интересны для обсуждения.
Мотивация и её теории 48:22 Мотивация сравнивается с «помойной ямой психиатрии»: если ничего не понятно, это проблема. Существует множество теорий мотивации, описывающих феномен по-разному. В отечественной психологии мотив рассматривается как сдвиг предмеченной потребности.
Внешняя и внутренняя мотивация 49:13 Мотивация делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация часто основана на стимулах и подкреплении. Внутренняя мотивация связана с саморазвитием и интересом к новому.
Влияние внешнего мотивирования на детей 49:58 Дети с развитой внутренней мотивацией могут потерять её из-за постоянного внешнего стимулирования. Внешнее мотивирование может привести к привыканию к стимулам и потере интереса к новым задачам.
Стратегические и тактические аспекты мотивации 50:57 Внешнее мотивирование эффективно с точки зрения тактики, но стратегически проигрышно. Пример с ЕГЭ показывает, что сосредоточенность на подготовке может привести к потере интереса к другим аспектам жизни.
Теория самодетерминации деятельности 53:51 Теория Деси и Райана подчёркивает важность внутренней мотивации и саморегуляции. Реализация трёх базовых потребностей: переживание себя автором действия, переживание себя умелым или компетентным, наличие устойчивых эмоциональных связей.
Персонализированное обучение и обратная связь 54:46 Персонализированное обучение позволяет учащимся выбирать курсы и преподавателей. Обратная связь, показывающая прогресс, важна для поддержания мотивации. Эмоциональные связи в группе способствуют более эффективному обучению.
Когнитивные способности и обучение 56:37 Когнитивные способности формируются в определённые возрастные периоды и требуют регулярной практики. Обучение пожилых людей помогает поддерживать когнитивные функции и активное долголетие.
Опыт и гибкость мышления 1:02:17 Опыт формирует стереотипы и паттерны мышления, которые могут быть ригидными в изменчивых ситуациях. Многообразие опыта помогает сохранять гибкость и компенсировать ухудшение памяти. Работа с внешними носителями информации может быть эффективной для компенсации проблем с памятью.
Развитие памяти и познавательных процессов 1:03:14 В период развития формируется определённый объём памяти, который затем остаётся стабильным. Объём информации растёт, но качество её переработки может не меняться. Познавательные процессы связаны с работой с информацией, а не с присвоением новых способов работы.
Мудрость и пластичность психики 1:04:15 Мудрость включает не только интеллектуальные, но и этические, социальные аспекты. Пластичность психики снижается с возрастом, но некоторые функции можно компенсировать. Ранний инсульт легче восстанавливается, чем поздний.
Компенсаторные механизмы 1:05:37 Механизм компенсаторности используется в дефектологии для обучения людей с нарушениями сенсорной системы. Обходные пути развития позволяют полноценно обучать человека.
История науки 1:06:46 Наука возникла из интереса древних цивилизаций к окружающему миру. Древние греки разработали алфавит и первые научные теории, включая понятие закона природы. Анаксимандр предложил рациональную теорию происхождения мира.
Теория Аристотеля 1:09:10 Аристотель добавил пятый элемент — эфир, объяснив вращение планет вокруг Земли. Теория Аристотеля господствовала в европейской науке почти две тысячи лет. Галилео Галилей опроверг теорию Аристотеля.
Саморегуляция в обучении 1:09:45 Саморегуляция позволяет управлять познавательными процессами и процессом обучения. У детей активность определяется внешними раздражителями и нарушением гомеостаза. Высокий уровень саморегуляции можно достичь к подростковому возрасту.
Помощь в планировании 1:11:35 Родители должны помогать детям планировать время и задачи, а не контролировать их. Важно совместно искать способы планирования и постепенно передавать их ребёнку.
Инструменты саморегуляции 1:13:26 Универсальных инструментов саморегуляции не существует, каждый должен подбирать их под себя. Необходимо осознанно отключать отвлекающие факторы и постепенно увеличивать время работы над задачей. Важно понимать источники снижения уровня саморегуляции и находить способы их минимизации.
Индивидуальный подход 1:15:32 Каждый человек имеет свои источники снижения саморегуляции. Необходимо искать альтернативы, которые удерживают внимание и имеют значимость для конкретного человека. Саморегуляции нужно учиться отдельно, подбирая индивидуальные методы.
Педагогические системы и самоорганизация 1:15:58 Система Монтессори развивает навыки самостоятельности через автодидактическую среду. Нормализованные дети — это дети, которые усвоили нормы методики. Система развивающего обучения строится на восхождении от абстрактного к конкретному.
Формирование учебной деятельности 1:17:53 В начальной школе важно сформировать субъектную учебную деятельность. Большинство систем развивающего обучения эффективны только в начальной школе. Критика развивающего обучения часто связана с отсутствием адаптации системы к взрослым ученикам.
Универсальные компетентности 1:19:41 Педагогические системы должны развивать универсальные компетентности. Взрослые могут выбирать формат обучения, учитывая свои модальности восприятия.
Модальности восприятия 1:20:20 Взрослые могут определить свои доминирующие модальности восприятия по речи. Исследования показывают важность комбинирования различных каналов восприятия.
Эмоциональный интеллект и обучение 1:22:09 Обучение должно быть эмоциональным процессом, а не только интеллектуальным. Эмоциональные состояния влияют на эффективность мышления.
Целеполагание и саморегуляция 1:23:30 Взрослым важно ставить конкретные задачи и экспериментировать с методами обучения. Фрустрация возникает, когда цели не достигаются быстро. Саморегуляция помогает осознанно выбирать эффективные методы обучения.
Рефлексия и рефлексивное действие 1:27:04 Рефлексия нужна в проблемных ситуациях для осознания и фиксации проблем. Объективация помогает сравнить разные методы обучения. Отстранение от эмоционального погружения способствует более объективному мышлению.
Образование и интернет 1:29:53 Вопрос о том, изменились ли цели обучения с появлением интернета. Необходимо помнить факты, даже если их можно легко найти в интернете.
Дискуссии о преобразованиях в образовании 1:30:13 Образование всегда было предметом дискуссий, начиная с Платона и Сократа. Современные реформаторы ищут способы трансформации образовательной системы, а не спорят между собой. Социальная инертность системы образования связана с эгоцентрическими решениями и опытом прошлого.
Проблемы планирования в образовании 1:32:01 Практика образования часто строится на опыте прошлого, а не на образе будущего. Пример с пандемией показывает, как быстро меняются условия и необходимость быстрой перестройки. Важно развивать навыки адаптации к изменениям.
Роль образования в социальном объединении 1:34:03 Образование выполняет функцию социального объединения, создавая общий культурный код. Межпоколенческие исследования показывают, что одна и та же информация по-разному воспринимается разными поколениями. Контролирующие процессы, такие как ЕГЭ, влияют на содержание образования.
Проблемы единого учебника 1:35:53 Единый учебник может блокировать систему обучения, контролируя одновременно результаты и процесс. Пример с «Окружающим миром» показывает, что календарное планирование должно быть адаптировано к местным условиям. Универсальные знания в математике и физике не всегда применимы к конкретным условиям.
Дидактические подходы в обучении 1:38:32 Обучение должно быть привязано к конкретной местности и учитывать социальные процессы в классе. Мотивирующие стратегии работают по-разному для мальчиков и девочек. Учителя-практики знают, что один и тот же сценарий урока может не подойти в разных классах.
Эффективность классического образования 1:40:12 Представление об эффективности обучения меняется со временем. Психологическое благополучие теперь входит в международную систему оценки качества образования. Классическое образование в разных странах имеет свои особенности и подходы. Условия обучения, такие как количество учителей на класс, влияют на эффективность образования.
Роль учителей начальной школы 1:41:49 В некоторых странах учителя ведут классы от первого до четвёртого класса. Учителя начальной школы должны быть универсальными и творческими, чтобы поддерживать познавательный интерес детей. Возрастная динамика от первого к четвёртому классу требует адаптации методов обучения.
Проблемы фронтальной формы работы 1:42:43 Фронтальная форма работы, при которой учитель стоит у доски, неэффективна для начального образования. Несмотря на это, большинство учителей продолжают использовать эту форму. В зарубежных школах, например в Германии и Англии, используются другие подходы к организации учебного процесса.
Групповая работа в начальной школе 1:43:39 Многие учителя организуют групповую работу, меняя только расстановку парт, но не перестраивая суть урока. В зарубежных школах групповая работа организована более эффективно. Существуют методические разработки для организации групповой работы, но они редко используются.
Методы обучения языку 1:45:15 Методика обучения языку хорошо проработанная во всём мире. Существуют коммуникативные и грамматические подходы к обучению языку. Коммуникативный подход помогает преодолеть психологические барьеры при изучении языка.
Одноуровневые и разноуровневые группы 1:46:55 Одноуровневые группы позволяют двигаться совместно на одном темпе. Разноуровневые группы требуют разных методик внутригрупповой работы. Учитель модерирует процесс обучения, учитывая различия в способностях учеников.
Популярная методика «учи учебник» 1:49:17 Методика «учи учебник» не всегда эффективна, так как учебников не так много, и они не всегда отражают современные образовательные подходы. Важно уметь работать с разными источниками информации, включая учебники. Педагогически проверенные дидактические системы показывают хорошую эффективность.
Влияние питания на учёбу 1:51:20 Народная мудрость о влиянии питания на учёбу имеет физиологические основания. Сытый желудок снижает концентрацию и требует больше усилий для учёбы. Грамотно распланированный график жизни может повысить эффективность обучения.
Индивидуальные особенности и социализация 1:54:33 Социальные нормы меняются, и важно учитывать индивидуальные особенности каждого человека. Овладение собственным поведением — задача развития, согласно Льву Выготскому.
Синергия обучения в разных сферах 1:54:48 Вопрос о синергии обучения в разных сферах деятельности зависит от возраста и ситуации. Универсальных ответов на этот вопрос нет.
Факторы продуктивности в аспирантуре 1:55:20 Продуктивность в аспирантуре измеряется количеством публикаций и защитами в срок. Важны факторы работы, связанные с проблемой исследований, и социальные группы. Связь обучения с практикой повышает качество образования.
Модернизация педагогического образования 1:56:17 Переход от теоретических лекций к практике с детьми улучшает понимание теории. Формирование запроса на обучение со стороны студентов повышает качество образования. Педагогическая практика значительно улучшает качество педагогического образования.
Практическое обучение в высшем образовании 1:58:09 В биологии и медицине практика необходима для освоения абстрактных знаний. Синергетический эффект от взаимосвязи практики и теории повышает качество обучения. Селективность университетов и среда обучения влияют на результаты.
Узкая специализация и универсальное образование 1:59:15 Универсальное образование даёт широкую мировоззренческую основу. Бакалаврские программы развивают универсальные компетентности. Узкая специализация может быть менее предпочтительной из-за риска устаревания специальности.
Востребованность профессионалов 2:01:37 Востребованность зависит от сферы деятельности и социоэкономической ситуации. Универсальные специалисты могут быть более гибкими, но требуют постоянного обучения. Узкие специалисты рискуют потерять актуальность своей специальности.
Поиск информации в образовании 2:03:00 Профессиональная литература и информационные системы помогают в поиске информации. Верификация источников важна для доверия к информации. Наукометрические индексы, такие как РИНЦ и Scopus, помогают анализировать исследования.
Популяризация науки 2:04:55 Источники, такие как Постнаука и Мел, популяризируют научные знания. Важно находить баланс между академизмом и доступностью информации. Конкретные вопросы помогают фокусироваться на нужной информации.
Заключение 2:07:38 Призыв к зрителям оставлять комментарии для будущих обсуждений. Благодарность за внимание и прощание.