Самый большой атомный ледокол в мире

YOUTUBE · 16.11.2025 03:36

Ключевые темы и таймкоды

История освоения Северного морского пути

0:00
  • Попытки найти кратчайший путь из Атлантического океана в Тихий через Северный морской путь были неудачными из-за льдов арктических морей.
  • Первое сквозное плавание по Северному морскому пути совершила экспедиция Бориса Валяцкого в 1915 году.
  • Ситуация изменилась с появлением тяжёлых дизельных и атомных ледоколов в СССР.

Атомный ледокольный флот

0:52
  • Атомный ледокол «Ленин» стал первым в мире атомоходом.
  • Сейчас в Арктике работают четыре мощных ледокола: «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы».
  • Российский ледокольный флот — единственный в мире, созданный в советские времена.

Новые ледоколы проекта 420

1:52
  • Объём перевозок по Северному морскому пути непрерывно растёт.
  • Головной ледокол «Арктика» проекта 420 спущен на воду в мае 2020 года.
  • Планируется строительство ещё двух ледоколов: «Сибирь» и «Урал».

Ограничения ледоколов проекта 22220

2:52
  • Ледоколы проекта 22220 предназначены для эксплуатации в западном районе Арктики.
  • В восточном районе Арктики ледовые условия сложнее, особенно в зимний период.
  • Ледоколы типа «Арктика» не могут гарантировать проводку судов по расписанию в сложных ледовых условиях.

Проект «Лидер»

3:37
  • Проект «Лидер» направлен на обеспечение круглогодичного судоходства по Северному морскому пути.
  • Цель — доставить 70 миллионов тонн углеводородов в год на рынки Юго-Восточной Азии.
  • Ледокол «Лидер» должен обеспечить коммерчески эффективную скорость перевозки грузов.

Технические характеристики ледокола «Лидер»

5:37
  • Реактор «Ритм-400» с тепловой мощностью 315 МВт разработан специально для «Лидера».
  • На каждом ледоколе будет установлено по два таких реактора.
  • Суммарная мощность электростанции составляет 150 МВт.

Размеры и мощность ледокола «Лидер»

7:22
  • «Лидер» станет самым большим атомным ледоколом в мире: длина — 200 метров, высота — с многоэтажный дом.
  • Мощность на винтах составляет 120 МВт, что требует значительных размеров и технической начинки.

Ширина ледокола «Лидер»

7:52
  • Ледокол «Лидер» значительно шире предыдущих моделей.
  • Ширина корпуса ледокола составляет около 46 метров, а канал позади него — 50–52 метра.
  • Это позволяет крупнотоннажным судам, таким как «Ямал-Макс», беспрепятственно двигаться.

Моделирование и испытания ледоколов

8:52
  • В Крыловском государственном научном центре в Санкт-Петербурге проводятся испытания моделей ледоколов.
  • Масштаб модели выбирается для соответствия натуральным размерам.
  • Пятиосевой гравировально-фрезерный станок помогает создавать модели корпусов ледоколов.

Буксировочные испытания

9:37
  • В ледовом бассейне проводятся буксировочные испытания моделей ледоколов с работающими винтами.
  • Оценивается эффективность формы корпуса и взаимодействие движительно-рулевого комплекса с ледяным покровом.
  • Винты ледокола должны иметь большой запас прочности для фрезерования льдин.

Инновационные материалы и ледопроходимость

10:31
  • Российские учёные создали высокопрочный стальной сплав для ледоколов, устойчивый к низким температурам.
  • Ледокол «Арктика» оснащён винтами из этого материала.
  • «Лидер» способен двигаться в ледяном покрове толщиной до 2 метров на скорости 12 узлов.

Система пневмообмыва

11:31
  • Инновационная система пневмообмыва корпуса позволяет ледоколу проходить сложные участки без снижения скорости.
  • Два мощных компрессора подают воздух под днище ледокола, снижая трение.
  • Это повышает ледопроходимость, особенно в заснеженном льду.

Мореходные испытания

12:31
  • В мореходном бассейне проверяются способности ледокола противостоять волнам.
  • Модель ледокола в 63 раза меньше реального судна, но сохраняет все масса-инерционные характеристики.
  • Электрический волнопродуктор воссоздаёт штормы, возможные в любой точке мирового океана.

Компромисс между ледопроходимостью и мореходностью

13:31
  • Конструкторы «Лидера» нашли компромисс между ледопроходимостью и мореходностью.
  • Ледокол хорошо ведёт себя на волнении даже в условиях 6–8 баллов.
  • Это важно для комфорта экипажа и выживания судна.

Аэродинамические исследования

15:16
  • В аэродинамической трубе исследуются воздушные потоки вокруг корпуса ледокола.
  • Выявляются неблагоприятные завихрения, которые могут привести к трагедиям при посадке вертолётов.
  • Предлагаются решения для улучшения

Системы безопасности на ледоколах

17:46
  • Современные реакторы имеют многоступенчатую защиту, им не страшен даже пожар на ледоколе.
  • На «Лидере» установлены современные системы пожаротушения и защиты реактора.
  • Система охлаждения атомных установок способна работать даже при отсутствии электричества благодаря воздушным теплообменникам.
  • Ледокол имеет двойной корпус, что обеспечивает устойчивость к пробоинам.

Конструктивная защита и моделирование

18:46
  • Применяются конструктивные решения для защиты от столкновений, падения вертолёта и посадки на мель.
  • Все аварийные ситуации просчитываются на суперкомпьютере.
  • 3D-моделирование используется для корректировки и сложных расчётов.

Электромагнитная совместимость и вибрации

19:44
  • Большая насыщенность электрическим оборудованием влияет на электромагнитную совместимость.
  • Вибрационные и шумовые характеристики формируются в виртуальных моделях.
  • В разработке участвуют специалисты разных областей: энергетики, электрики, связисты и другие.

Системы жизнеобеспечения экипажа

20:42
  • Экипаж проводит на ледоколе четыре месяца, предусмотрены одноместные каюты, спортивный блок, бассейн, сауна и общественные помещения.
  • Для полноценной работы судна достаточно 60 членов экипажа.
  • Предусмотрена возможность приёма до 150 человек специального персонала.

Экономическая эффективность и строительство

22:42
  • Сокращение экипажа снижает эксплуатационные затраты и повышает экономическую эффективность ледокола.
  • Строительство «Лидера» началось в июле 2020 года, ввод в эксплуатацию запланирован на 2027 год.
  • Если Северный морской путь окажется востребованным, начнётся строительство ещё двух атомных судов типа «Лидер».

Влияние на смежные отрасли

23:42
  • Создание «Лидера» выведет множество смежных российских предприятий на более высокий уровень.
  • Одно рабочее место в судостроении порождает 7–10 рабочих мест в смежных отраслях.

Развитие Северного морского пути

24:42
  • Порт Сабетта — один из опорных пунктов Северного морского пути, ориентированный на отгрузки сжиженного природного газа.
  • Поставки газа идут на запад и восток, стимулируя развитие российского Крайнего Севера.
  • Строительство самого большого и мощного ледокола в истории необходимо для стимулирования развития Арктики.