Геше Дордже Дамдул. Буддийская психология. Лекция 10

YOUTUBE · 21.11.2025 17:58

Ключевые темы и таймкоды

Введение и мотивация

0:05
  • Начало с составления правильной мотивации, состоящей из трёх частей: поле прибежища, поле бодхичитты и цель практики.
  • Поле прибежища: представление Будды, Далай-ламы и других просветлённых существ, которые смотрят на вас с добротой и любовью.
  • Поле бодхичитты: представление родителей и всех дорогих живых существ, для которых вы становитесь проводником в практике.

Цель практики

1:13
  • Цель практики — пробудить природу Будды, источник абсолютного счастья, путём устранения двух завес ума: завесы омрачения и завесы неведения.

Молитвы и преклонение

1:48
  • Произнесение молитв, обдумывание их глубокого смысла и стремление к соответствующим переживаниям.
  • Преклонение перед Гаутамой, проповедовавшим священную Дхарму ради устранения ложных воззрений.

Принятие прибежища и бодхичитта

2:24
  • Принятие прибежища и зарождение бодхичитты.
  • Стремление к пробуждению и использованию заслуг для блага всех живых существ.

Прославление Будды

3:34
  • Прославление Будды, изложившего взаимозависимое возникновение.
  • Преклонение перед матерями Будд, шраваками и бодхисаттвами.

Мантра взаимозависимого возникновения

4:46
  • Повторение мантры взаимозависимого возникновения.
  • Упоминание о причинах и прекращении явлений, провозглашённых Татхагатой.

Четыре печати учения Будды

7:05
  • Описание четырёх печатей учения Будды: постоянство явлений, сострадание, пустотность, нирвана.
  • Склонение перед гуру и призыв к освобождению существ от страданий.

Устранение привязанностей

7:51
  • Наставление об устранении четырёх привязанностей: к жизни, сансаре, собственному благу и самости.

Чтение текста

8:23
  • Продолжение чтения текста, обсуждение различных терминов и школ.
  • Подчёркивание важности взаимозависимости и свободы от привязок.

Визуализация и бодхичитта

14:25
  • Визуализация Будды, бодхисаттв и родителей.
  • Зарождение бодхичитты и стремление достичь просветления ради всех живых существ.

Введение в буддистскую психологию

17:31
  • Обсуждение важности повторения строф перед занятиями.
  • Объяснение, что повторение не является ритуалом, а имеет глубокое значение.

Аналогия со ступой

19:17
  • Сравнение человека со ступой: обветшалая ступа символизирует несовершенство, а золотая — просветление.
  • Зависимое возникновение: состояние ступы зависит от состояния её кирпичей.

Преобразование ума

21:02
  • Возможность преобразования себя через замену «старых кирпичей» на «золотые».
  • Необходимость изменений в уме для достижения просветления.

Замена негативных качеств

22:21
  • Замена негативных качеств ума на позитивные: гнева на терпение, привязанности на любовь.
  • Важность постоянного развития добродетели.

Аналогия с банковским вкладом

23:55
  • Повторение строф сравнивается с ежедневным вкладом в банк добродетели.
  • Постоянное пополнение ума добродетелью ведёт к счастью и умиротворению.

Развитие мудрости и бесстрашия

26:19
  • Развитие необусловленной любви и мудрости для достижения бесстрашия.
  • Необходимость времени для достижения благородных целей.

Служение другим

27:49
  • Служение другим как путь к собственному счастью.
  • Практика бадхичиты помогает лучше понимать трудных людей.

Начало практики

29:30
  • Важность начала практики бадхичиты немедленно.
  • Благодарность за возможность практики.

Роль Римы в расшифровке учений

30:51
  • Рима отвечает за расшифровку учений для создания книг.
  • В процессе участвуют транскрибаторы, редакторы и корректоры.
  • Несмотря на проблемы со здоровьем, Рима самостоятельно выполняет свою работу.

Выпуск расшифровок старых курсов

32:00
  • Планируется выпуск расшифровок предыдущих курсов, включая дипломированный и сертификационный.
  • Материалы старых курсов могут содержать более подробные объяснения тем.

Семь видов восприятия в буддистской психологии

34:17
  • Перечисляются семь видов восприятия: непосредственное восприятие, умозаключение, последующее познание, верное предположение, непосредственное восприятие без определения объекта, сомнение и ложное познание.
  • Изучение этих видов восприятия помогает трансформировать ум и достичь счастья.

Трансформация ума

35:16
  • Трансформация ума происходит на трёх уровнях: устойчивость ума, когнитивная трансформация и утончение ума.
  • Важно избавиться от сомнений, подозрительности и нерешительности.

Непосредственное восприятие

37:02
  • Непосредственное восприятие включает четыре типа: чувственное, ментальное, самопознающее и восприятие без определения объекта.
  • Примеры: восприятие через глаза, мышление о прошлом и будущем.

Самопознающее восприятие

41:11
  • Самопознающее восприятие объясняет, как мы знаем о своём зрительном сознании.
  • Пример с цветком иллюстрирует, как мы видим объект благодаря свету.

Функции света

45:02
  • Свет выполняет две функции: освещает внешние объекты и освещает сам себя.
  • Это подчёркивает двойственность восприятия света и объектов.

Функции ума

45:58
  • Ум выполняет две функции: он видит внешний объект и познаёт сам себя.
  • Пример с светом: свет освещает объект и себя.
  • Самопознающий ум — это способность ума познавать самого себя.

Самопознающий ум в буддизме

47:23
  • Самопознающий ум — ключевой концепт в некоторых буддистских школах.
  • Доказательство существования самопознающего ума может пошатнуть философию этих школ.
  • Вопросы самопознания подробно разбираются на магистерском курсе.

Йога и её значение

48:22
  • Йога означает соединение с реальностью, а не только физические упражнения.
  • Физическая и ментальная йога направлены на трансформацию ума.
  • Цель йоги — достижение просветления.

Непостоянство и его уровни

51:03
  • Грубое непостоянство: потери близких, изменения в жизни.
  • Тонкое непостоянство: моментальные изменения всех явлений.
  • Непостоянство можно понять концептуально, но не воспринимать непосредственно.

Югическое непосредственное восприятие

52:29
  • Югическое восприятие позволяет видеть непостоянство непосредственно.
  • Практика ведёт к обретению югического восприятия.
  • Мантра «гата гата» символизирует внутреннее путешествие к пробуждению.

Пять путей к пробуждению

54:19
  • Пять путей: накопление, подготовка, видение, медитация, более не обучение.
  • На третьем пути начинается процесс устранения ментальных загрязнений.
  • Прохождение через пять путей ведёт к раскрытию «семени совершенства».

Объяснение пяти путей

58:05
  • Первые четыре пути: накопление, подготовка, видение, медитация — пути обучающихся.
  • Пятый путь: более не обучение — достижение определённого уровня, когда больше не нужно учиться.

Пять путей очищения ума

58:52
  • Пять путей очищения ума: накопление, подготовка, видение, медитация, более не обучение.
  • Путь накопления: временное подавление загрязнений.
  • Путь подготовки: частичное подавление омрачений.
  • Путь видения: настоящее устранение загрязнений.
  • Путь медитации: продолжение процесса очищения.
  • Путь более не обучения: кульминация процесса очищения.

Югическое непосредственное восприятие

1:01:26
  • Югическое восприятие позволяет видеть то, что обычно люди не видят.
  • Настоящие йогины достигли пути видения и выше.
  • Важно различать настоящих йогов и тех, кто просто выполняет упражнения.

Суждение о других

1:03:25
  • Не стоит судить других по внешности.
  • Склонность судить других создаёт барьер в отношениях.
  • Необходимо деконструировать привычку судить других.

История о пожилом отце

1:07:17
  • Пожилой отец был выселен из дома тремя невестками.
  • Святой помог ему практиковать и стать реализованным практикующим.
  • Невестка случайно увидела, как отец даёт учения богам и богиням.
  • Из-за раскрытия его практики отец был вынужден покинуть место.

Предупреждение Будды

1:13:43
  • Только просветлённые существа могут видеть истинную природу другого человека.
  • Суждение других на основе внешности может привести к духовному падению.
  • Негативная карма накапливается из-за недоброго отношения к реализованным существам.

Определение настоящего йогина

1:15:15
  • Настоящий йогин достиг пути видения или выше.
  • Те, кто ещё не достиг пути видения, не являются настоящими йогинами.

Условия возникновения чувственного восприятия

1:16:05
  • Чувственное восприятие возникает на основе трёх условий: объектных, особых главенствующих и непосредственно предшествующих.
  • Пример с цветком иллюстрирует необходимость объектных условий для восприятия.

Роль объектных условий

1:17:05
  • Объектные условия — это то, что мы наблюдаем, например, цветок.
  • Без объекта зрительное сознание не сможет его воспринять.

Зрительная способность

1:18:49
  • Зрительная способность — это способность глаза воспринимать информацию.
  • Если глаза закрыты или человек слепой, зрительное сознание не сможет увидеть объект.

Различие между органом чувств и чувственной способностью

1:20:13
  • Орган чувств подобен контейнеру, а чувственная способность — содержимому.
  • Пример со стаканом и соком иллюстрирует это различие.

Непосредственно предшествующее сознание

1:22:05
  • Непосредственно предшествующее сознание — это внимание, направленное на объект.
  • Пример спящего человека с открытыми глазами показывает, что сознание может быть направлено в другое место.

Три фактора чувственного восприятия

1:23:00
  • Для любого типа чувственного восприятия необходимы объект, чувственная способность и непосредственно предшествующее сознание.
  • Пример с прикосновением показывает, как эти факторы взаимодействуют.

Два способа познания

1:24:56
  • Познание возможно через непосредственное восприятие или умозаключение.
  • Непосредственное восприятие делится на четыре типа: чувственное, ментальное, самопознающее и йогическое.

Умозаключение

1:26:45
  • Умозаключение позволяет нам знать что-то с уверенностью, но не напрямую.
  • Примеры умозаключений: определение наличия огня по дыму, понимание наличия лёгких.

Классификация умозаключений

1:27:43
  • Умозаключения имеют подвиды, описанные в учебниках.
  • Понимание классификаций помогает ясно мыслить и наблюдать за своим умом.

Определяющее познание

1:28:46
  • Умозаключение — это определяющее познание, которое даёт уверенность в отношении объекта.
  • Это не догадки, а истинное знание.

Неопровержимое познание

1:29:12
  • Познание, основанное на правильном знаке, является неопровержимым.
  • Пример: уверенность в том, что объект — цветок, несмотря на возражения других.
  • Скрытые явления — это объекты, которые невозможно воспринять непосредственно, например, квантовая механика или атомы.

Типы умозаключений

1:30:44
  • Умозаключение на основе факта: например, вывод о наличии огня по наличию дыма.
  • Умозаключение на основе доверия: например, знание дня рождения на основе свидетельства о рождении или слов родителей.
  • Умозаключение на основе общепринятых условностей: например, различия в значении слов в разных культурах.

Примеры умозаключений

1:32:18
  • Умозаключение на основе факта: понимание квантовой механики или теории относительности через научные объяснения.
  • Умозаключение на основе доверия: доверие к авторитетным источникам, таким как свидетельство о рождении или слова родителей.

Различие между умозаключениями

1:36:34
  • Для понимания скрытых явлений требуется умозаключение на основе фактов, а не доверия.
  • Пример с теорией относительности: понимание требует математических вычислений, а не просто веры в Эйнштейна.

Пустота и умозаключения

1:39:16
  • Пустота — явление, которое можно доказать только на основе умозаключений на основе фактов.
  • Вера в Будду не поможет постичь пустоту.

Практическое применение

1:42:05
  • Для доказательства явлений, требующих умозаключений на основе фактов, не используйте доверие.
  • Для непосредственного восприятия очевидных явлений не требуется умозаключение.

Умозаключение на основе общепринятых условностей

1:43:59
  • Этот тип умозаключения связан с языком и культурными различиями.
  • Пример: слово, означающее что-то хорошее в одной культуре, может быть негативным в другой.

Пример из прошлого

1:45:21
  • Автор вспоминает, как в детстве, в возрасте 8–9 лет, не знал о связи между словами и их значениями.
  • Он не понимал, как слова связаны с их смыслом.

Празднование юбилея школы

1:46:06
  • Автор рассказывает о праздновании юбилея школы в Индии, где были спортивные соревнования.
  • Он не интересовался спортом и не участвовал в соревнованиях.

Ошибка в восприятии

1:47:07
  • Автор узнал, что мальчик по имени Сангье имеет рекорд по прыжкам в длину.
  • Из-за ассоциации с Буддой автор подумал, что Сангье — это Будда, и был очень рад.

Разочарование

1:48:23
  • Автор увидел мальчика, который пытался прыгнуть, и понял, что это не Будда.
  • Он был в замешательстве, не понимая, как Сангье может быть не Буддой.

Обсуждение причин путаницы

1:49:10
  • Участники обсуждают причины путаницы автора: он знал слово «санге» только в значении «Будда».
  • Обсуждаются различные контексты и условности, которые могли вызвать путаницу.

Анализ детского мышления

1:55:03
  • Рита объясняет, что детская радость от встречи с «Буддой» привела к путанице.
  • В детском уме слово «Будда» означает только полностью пробуждённого человека.

Терминологическая ошибка

1:56:16
  • Вильям отмечает, что для автора термин «сангье» применим только к Будде.
  • Он не знал, что этот термин может относиться к другому человеку или иметь разные контексты.

Восприятие языка

1:56:49
  • Дети часто не осознают многозначность слов, например, слово «будда» может означать как «буду», так и «не бут».
  • В молодом возрасте другие языки могут казаться странными и забавными.
  • Важно быть реалистичным и честным в восприятии языков.

История названий

1:58:53
  • Объекты существовали до появления людей, но названия появились позже.
  • Пример с цветком: он существовал 300 тысяч лет назад, но его не называли цветком.
  • Названия — это условности, принятые большинством людей.

Условности в языке

2:00:01
  • Название «цветок» — это условность, которую приняли большинство людей.
  • Аналогично, название «будда» используется для обозначения полностью пробуждённого человека.
  • Имена и ярлыки присваиваются произвольно.

Произвольные ярлыки

2:02:11
  • Имена и ярлыки помогают различать людей и объекты.
  • Пример имени «Манджари» означает «букет цветов», но это не отражает реальных качеств человека.
  • Любой объект можно назвать любым ярлыком.

Восприятие реальности

2:07:18
  • Мы воспринимаем вещи объективно реальными из-за связи слов с объектами в нашем уме.
  • Понимание условности названий помогает преодолеть ощущение странности других языков.
  • Процесс разбора прочности вещей помогает увидеть зависимость восприятия от ярлыков.

Семи виды восприятия

2:08:50
  • Обсуждение непосредственного восприятия, умозаключений и последующего познания.
  • Важность понимания концепций ума, сознания и осознавания в буддийской традиции.
  • Необходимость внимательного отношения к использованию терминов в разных контекстах.

Стандартизация тибетского языка

2:10:51
  • Тибетский царь в VIII веке стандартизировал терминологию и словари, используя свою власть.
  • Индийский мастер Шантаракшита посоветовал царю перевести буддистские учения с санскрита на тибетский язык.
  • В отличие от английского языка, где нет такой стандартизации, в тибетском языке нет путаницы в терминах.

Изучение буддистских концепций

2:12:42
  • Важно понимать концепции, а не полагаться на личные интерпретации переводчиков.
  • Необходимо различать слова относительного и определяющего смысла.
  • Непосредственное восприятие важнее концептуального познания.

Виды восприятия

2:13:56
  • Последующее познание — это не новое, а последующее восприятие.
  • Верное предположение — это правильное предположение, но не полное понимание.
  • Пример с уравнением Эйнштейна иллюстрирует верное предположение.

Непосредственное восприятие без определения объекта

2:16:46
  • Пример с землетрясением показывает, как страх может мешать восприятию.
  • Слуховое и зрительное сознание могут не различать объекты из-за сосредоточенности на других вещах.

Сомнения

2:19:14
  • Сомнения могут склоняться к факту, неправильному пониманию или быть нейтральными.
  • Три типа сомнений: склоняющееся к факту, склоняющееся к неправильному пониманию и нейтральное.

Сложное опознание

2:20:51
  • Сложное опознание будет подробно обсуждаться на следующем занятии.
  • Рекомендуется запомнить семь видов восприятия в правильной последовательности.

Посвящение заслуг

2:21:53
  • Посвящение заслуг для достижения состояния Будды и освобождения всех живых существ.
  • Призыв к поддержке учения и взаимозависимости возникновения.
  • Обещание поддерживать учение даже ценой собственной жизни.