Введение в тему 0:12 Обсуждение искусства ледникового периода и кладов. Важность изучения палеолитического искусства и современного человека. Примеры кладов, найденных в Италии.
Клады в ледниковый период 1:02 В ледниковый период не было металлов и драгоценных камней. Люди прятали ценные вещи, такие как заготовки для орудий труда и ритуальные предметы. Клады важны для мировоззрения и духовных практик.
Искусство неандертальцев 2:52 Дискуссия о наличии искусства у неандертальцев. Примеры структур в пещере Брюникель, созданных неандертальцами. Неандертальцы хоронили своих соплеменников и имели глубокие представления о жизни и смерти.
Первые художественные практики 5:25 Ранее считалось, что рисовать на стенах пещер начал Homo sapiens. Новые исследования датируют рисунки в испанских пещерах до появления Homo sapiens. Проблемы с датированием и необходимость дальнейших исследований.
Пещеры как святилища 10:14 Пещеры как места для духовного опыта и ритуалов. Отсутствие следов деятельности неандертальцев в пещерах. Необходимость новых методов датирования для подтверждения возраста рисунков.
Древнейшие следы искусства 12:14 Исследование материалов из пещеры Бломбос. Обнаружение абстрактных рисунков на камне, датируемых 73 тысячами лет назад. Уверенность в том, что искусство появилось в Африке.
Появление монументального искусства 15:33 Около 42 тысяч лет назад в Европе и Индонезии появляются памятники монументального искусства с нарисованными животными и отпечатками рук. Эти памятники, вероятно, связаны с африканским происхождением Homo sapiens. Коллективы, несущие идею рисования, распространяются по разным регионам.
Магическая концепция 16:25 Первоначально считалось, что древние люди верили, что рисование животных на стенах пещер принесет удачу в охоте. Эта концепция давно опровергнута и не используется в науке.
Структурированность изображений 17:25 Сергей Замятин в 1930-х годах предположил, что изображения в пещерах структурированы. Французские исследователи Леруа Гуран и Лявин Каперрер подтвердили это в 1950-60-х годах. Изображения в пещерах подчиняются определенным законам, как мировоззренческим, так и топографическим.
Распространение пещерного искусства 19:24 В Западной Европе известно более 300 пещер с настенными изображениями. Новые памятники появляются в разных регионах Европы, включая Румынию и Балканы. Пещеры с изображениями не являются уникальными зонами, а отражают общие художественные практики.
Условия в пещерах 21:18 В пещерах темно и сыро, что затрудняет видимость изображений. Источники света в эпоху ледникового периода были ограничены, что влияло на восприятие изображений. Изображения в пещерах структурированы и расположены в определенных частях пещеры.
Естественные формы рельефа 22:53 Естественные формы рельефа играли важную роль в художественных практиках. В пещере Пешмерля есть изображения мамонтов, нарисованные на естественных формах рельефа. Многие рисунки в пещерах представляют собой знаки или непонятные линии.
Ритуальная деятельность 25:43 Некоторые изображения, такие как точки, могли быть частью ритуальной деятельности. Регулярное повторение действий, как втирание краски в стены, указывает на ритуальные практики. В пещерах часто встречаются знаки и символы, которые остаются непонятными.
Клады и погребения 27:34 Люди оставляли в пещерах дорогие вещи, такие как украшения из бивня мамонта. Погребения в пещерах с настенными изображениями редки, что указывает на их особое значение. Тайники и клады могут быть разными, включая погребения и другие предметы.
Пещера Тюк Дадубер 31:09 Пещера двухэтажная, с множеством интересных рисунков. На втором этаже рисунков немного, и считалось, что они сделаны кремневым орудием. Обнаружен маленький лаз, который ведет в огромные галереи и залы.
Следы людей в пещере 32:45 В одном из залов найдены следы людей, включая отпечатки детей. Следы показывают, что люди ходили в пещеру, брали с собой детей и рисовали на стенах. В последнем зале второго этажа найдены уникальные скульптуры бизонов.
Тайник с бизонами 34:39 Люди создали скульптуры бизонов в тайнике, куда редко ходили. Следопыты из Африки помогли определить, что следы принадлежат разным людям, включая детей и взрослых. Люди, создавшие скульптуры, ходили на пятках, чтобы скрыть свою личность.
Тайники с краской 40:34 В пещере Тита Бустей найдены тайники с краской. Люди прятали большие запасы краски в укромных местах. Тайники часто были труднодоступными и использовались редко.
Маленькие тайники 44:57 Люди прятали небольшие предметы в стенах пещер. В пещере Три Брата Труафрер найдены каменные инструменты и украшения. Эти предметы использовались один раз и больше не доставались.
Кладики и красная краска 46:46 В пещерах часто находят каменные орудия и кости, принесенные с поверхности. Эти предметы напоминают записочки, втыкаемые в стену плача в Иерусалиме. В пещерах с настенной живописью часто находят скопления красной краски, назначение которых неизвестно.
Исследование Каповой пещеры 47:46 Человек приходил в пещеру с краской и оставлял её в укромных местах. Капова пещера на Южном Урале имеет три этажа, средний из которых был известен человеку в верхнем палеолите. Человек забирался на верхний этаж по 13-метровому колодцу, используя приспособления.
Возраст и символика рисунков 49:42 Рисунки в Каповой пещере датируются 17-19 тысяч лет назад. Рисунки включают изображения животных, таких как мамонты и носороги. На среднем этаже пещеры преобладают сложные геометрические знаки и изображения животных.
Обмен и верблюд 51:36 В пещере найдены украшения из раковин, принесенных с территории Прикаспия. Обнаружение фигуры верблюда подтверждает, что люди посещали Капову пещеру с больших расстояний. Верблюды не жили на Южном Урале в то время, но их изображения свидетельствуют о дальних походах.
Зал Хаоса и зооантропоморфы 54:03 Зал Хаоса в Каповой пещере содержит уникальные фигуры, включая зооантропоморфов. Стиль изображений в Каповой пещере идентичен стилям во Франции и Испании. Это свидетельствует о генетической связи между людьми, рисовавшими в разных регионах.
Ритуальная деятельность и тайники 58:17 В Каповой пещере найдено множество тайников и кладов, обогативших представление о ритуальной деятельности. Многие предметы, использованные в ритуалах, разбивались и прятались. Некоторые части разбитых плит с рисунками тщательно прятались, создавая сложные комплексы.
Ритуальные действия в пещерах 1:01:54 Люди намеренно отламывали сталактиты и сталагмиты и прятали их в других залах. Эти действия требовали больших усилий и были связаны с символическими представлениями.
Уникальные находки в Каповой пещере 1:02:38 В пещере найдены редкие предметы из серпентинита, включая чашечку удивительной красоты. Эти предметы не использовались для жировых ламп или разведения охры, а были спрятаны в тайниках.
Организация тайников 1:03:35 Тайники были важной частью поведения в святилищах, но их смысл остается неясным. В пещере найдено множество спрятанных предметов, включая орудия и кости животных.
Различия в изображении и использовании животных 1:04:31 В пещере изображены одни животные, а использовались кости других. Ритуальные вещи четко разграничивались по видам животных.
Кладики с краской 1:06:41 В пещере найдены крупные кладики с краской, которые никогда не использовались. Краска была оставлена в укромных местах и больше не применялась.
Рисунки на высоте 1:08:29 Рисунки на высоте требовали помощи коллектива, а не одного человека. Художники были исключительной редкостью, как и сегодня.
Разрушение палитры 1:10:26 Палитра, использованная для рисования рыбы, была разбита и спрятана. Это действие было частью ритуала, известного во многих пещерах Франции и Испании.
Новый тайник 1:12:41 Студенты нашли новый тайник с костями животных и обработанными костями. В тайнике были лапы бобров, что является редким примером ритуализированного поведения.
Заключение 1:16:22 Намеренное разрушение изображений фиксируется как на открытых, так и на пещерных памятниках. Это указывает на глубокую укорененность традиции в европейской культуре. В заключение показаны прорисовки изображений верхнепалеолитического человека, которые показывают, что они выглядели как современные люди.
Искусство палеолита 1:17:21 Палеолитические художники изображали людей и животных с тончайшими линиями. Некоторые изображения могут быть шаржами, а не портретами. Реализм в искусстве помогает понять людей прошлого.
Реализм в искусстве 1:18:14 Реализм преобладал в искусстве палеолита. Шуточные изображения, такие как ведро с водой, показывают традиции. Изображения маленьких детей отражают человечность тех времен.
Архаичные народы 1:20:35 Современные народы сохраняют архаичные традиции, такие как ритуал захоронения медведя. Этнографы могут рассказывать о современных традициях, но не о палеолите. Палеогенетики могут помочь понять культурные традиции.
Утилитарное использование охры 1:23:22 Охра использовалась не только как краска, но и для борьбы с насекомыми и для защиты одежды. В пещерах нет свидетельств утилитарного использования охры. Археологические данные не подтверждают утилитарное использование охры.
Отказ от авторства 1:24:56 Вопрос о том, отказывались ли древние художники от авторства, остается философским. Археологи не могут ответить на этот вопрос. Вопрос требует философского анализа, а не археологического.
Инструменты для рисования 1:26:59 Краска для рисунков была минеральной, часто из бурого железняка. Иногда использовались органические добавки, такие как растительное масло. Инструменты для рисования, такие как кисти, не найдены, но иногда использовались пальцы.
Жертвоприношения и сакральные действия 1:30:10 Нет доказательств, что спрятанная охра была жертвоприношением. Археологи не могут утверждать, что это было жертвоприношение. Выдвигать версии можно, но без доказательств это бессмысленно.
Каменные инсталляции 1:31:48 В пещерах есть каменные конструкции, но их назначение неизвестно. Некоторые конструкции могут быть хозяйственно-бытового назначения. Неандертальцы также создавали подобные конструкции, но их назначение остается загадкой.
Использование камней в пещерах 1:32:55 Люди использовали камни для укрепления и создания цоколей в пещерах. Неандертальцы также использовали камни в хозяйственных целях. Сложно сравнивать с хомо сапиенс из-за отсутствия следов.
Захоронение мальчика и девочки 1:33:44 В историческом музее есть копия захоронения мальчика и девочки. Один мальчик был убит снайперским выстрелом, другой кинжалом. Причина смерти неизвестна, но это явно насилие.
Жертвоприношение или несчастный случай? 1:34:36 Насилие в обществе было социальным институтом. Погребения детей в Сунгире уникальны по количеству вещей. Невозможно точно сказать, было ли это жертвоприношение или несчастный случай.
Бобер в палеолите 1:36:48 Бобер в палеолите был редким животным. В неолите бобер играл роль в мировоззрении. В пещере Капова найдены кости бобра, что вызывает вопросы.
Шаржевые изображения в пещере 1:40:20 Ля Марш уникален как место с множеством зарисовок. Наброски включают животных и людей. Современные исследования выявили новые изображения.
Использование животных компонентов в красках 1:43:24 Жир и растолченная кость использовались редко. Молоко использовалось в красках, что было уникальным открытием. В палеолите не было массового использования молока в красках.