Владислав Житенёв: "Клады и тайники в пещерах Ледникового периода"

YOUTUBE · 19.11.2025 09:34

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему

0:12
  • Обсуждение искусства ледникового периода и кладов.
  • Важность изучения палеолитического искусства и современного человека.
  • Примеры кладов, найденных в Италии.

Клады в ледниковый период

1:02
  • В ледниковый период не было металлов и драгоценных камней.
  • Люди прятали ценные вещи, такие как заготовки для орудий труда и ритуальные предметы.
  • Клады важны для мировоззрения и духовных практик.

Искусство неандертальцев

2:52
  • Дискуссия о наличии искусства у неандертальцев.
  • Примеры структур в пещере Брюникель, созданных неандертальцами.
  • Неандертальцы хоронили своих соплеменников и имели глубокие представления о жизни и смерти.

Первые художественные практики

5:25
  • Ранее считалось, что рисовать на стенах пещер начал Homo sapiens.
  • Новые исследования датируют рисунки в испанских пещерах до появления Homo sapiens.
  • Проблемы с датированием и необходимость дальнейших исследований.

Пещеры как святилища

10:14
  • Пещеры как места для духовного опыта и ритуалов.
  • Отсутствие следов деятельности неандертальцев в пещерах.
  • Необходимость новых методов датирования для подтверждения возраста рисунков.

Древнейшие следы искусства

12:14
  • Исследование материалов из пещеры Бломбос.
  • Обнаружение абстрактных рисунков на камне, датируемых 73 тысячами лет назад.
  • Уверенность в том, что искусство появилось в Африке.

Появление монументального искусства

15:33
  • Около 42 тысяч лет назад в Европе и Индонезии появляются памятники монументального искусства с нарисованными животными и отпечатками рук.
  • Эти памятники, вероятно, связаны с африканским происхождением Homo sapiens.
  • Коллективы, несущие идею рисования, распространяются по разным регионам.

Магическая концепция

16:25
  • Первоначально считалось, что древние люди верили, что рисование животных на стенах пещер принесет удачу в охоте.
  • Эта концепция давно опровергнута и не используется в науке.

Структурированность изображений

17:25
  • Сергей Замятин в 1930-х годах предположил, что изображения в пещерах структурированы.
  • Французские исследователи Леруа Гуран и Лявин Каперрер подтвердили это в 1950-60-х годах.
  • Изображения в пещерах подчиняются определенным законам, как мировоззренческим, так и топографическим.

Распространение пещерного искусства

19:24
  • В Западной Европе известно более 300 пещер с настенными изображениями.
  • Новые памятники появляются в разных регионах Европы, включая Румынию и Балканы.
  • Пещеры с изображениями не являются уникальными зонами, а отражают общие художественные практики.

Условия в пещерах

21:18
  • В пещерах темно и сыро, что затрудняет видимость изображений.
  • Источники света в эпоху ледникового периода были ограничены, что влияло на восприятие изображений.
  • Изображения в пещерах структурированы и расположены в определенных частях пещеры.

Естественные формы рельефа

22:53
  • Естественные формы рельефа играли важную роль в художественных практиках.
  • В пещере Пешмерля есть изображения мамонтов, нарисованные на естественных формах рельефа.
  • Многие рисунки в пещерах представляют собой знаки или непонятные линии.

Ритуальная деятельность

25:43
  • Некоторые изображения, такие как точки, могли быть частью ритуальной деятельности.
  • Регулярное повторение действий, как втирание краски в стены, указывает на ритуальные практики.
  • В пещерах часто встречаются знаки и символы, которые остаются непонятными.

Клады и погребения

27:34
  • Люди оставляли в пещерах дорогие вещи, такие как украшения из бивня мамонта.
  • Погребения в пещерах с настенными изображениями редки, что указывает на их особое значение.
  • Тайники и клады могут быть разными, включая погребения и другие предметы.

Пещера Тюк Дадубер

31:09
  • Пещера двухэтажная, с множеством интересных рисунков.
  • На втором этаже рисунков немного, и считалось, что они сделаны кремневым орудием.
  • Обнаружен маленький лаз, который ведет в огромные галереи и залы.

Следы людей в пещере

32:45
  • В одном из залов найдены следы людей, включая отпечатки детей.
  • Следы показывают, что люди ходили в пещеру, брали с собой детей и рисовали на стенах.
  • В последнем зале второго этажа найдены уникальные скульптуры бизонов.

Тайник с бизонами

34:39
  • Люди создали скульптуры бизонов в тайнике, куда редко ходили.
  • Следопыты из Африки помогли определить, что следы принадлежат разным людям, включая детей и взрослых.
  • Люди, создавшие скульптуры, ходили на пятках, чтобы скрыть свою личность.

Тайники с краской

40:34
  • В пещере Тита Бустей найдены тайники с краской.
  • Люди прятали большие запасы краски в укромных местах.
  • Тайники часто были труднодоступными и использовались редко.

Маленькие тайники

44:57
  • Люди прятали небольшие предметы в стенах пещер.
  • В пещере Три Брата Труафрер найдены каменные инструменты и украшения.
  • Эти предметы использовались один раз и больше не доставались.

Кладики и красная краска

46:46
  • В пещерах часто находят каменные орудия и кости, принесенные с поверхности.
  • Эти предметы напоминают записочки, втыкаемые в стену плача в Иерусалиме.
  • В пещерах с настенной живописью часто находят скопления красной краски, назначение которых неизвестно.

Исследование Каповой пещеры

47:46
  • Человек приходил в пещеру с краской и оставлял её в укромных местах.
  • Капова пещера на Южном Урале имеет три этажа, средний из которых был известен человеку в верхнем палеолите.
  • Человек забирался на верхний этаж по 13-метровому колодцу, используя приспособления.

Возраст и символика рисунков

49:42
  • Рисунки в Каповой пещере датируются 17-19 тысяч лет назад.
  • Рисунки включают изображения животных, таких как мамонты и носороги.
  • На среднем этаже пещеры преобладают сложные геометрические знаки и изображения животных.

Обмен и верблюд

51:36
  • В пещере найдены украшения из раковин, принесенных с территории Прикаспия.
  • Обнаружение фигуры верблюда подтверждает, что люди посещали Капову пещеру с больших расстояний.
  • Верблюды не жили на Южном Урале в то время, но их изображения свидетельствуют о дальних походах.

Зал Хаоса и зооантропоморфы

54:03
  • Зал Хаоса в Каповой пещере содержит уникальные фигуры, включая зооантропоморфов.
  • Стиль изображений в Каповой пещере идентичен стилям во Франции и Испании.
  • Это свидетельствует о генетической связи между людьми, рисовавшими в разных регионах.

Ритуальная деятельность и тайники

58:17
  • В Каповой пещере найдено множество тайников и кладов, обогативших представление о ритуальной деятельности.
  • Многие предметы, использованные в ритуалах, разбивались и прятались.
  • Некоторые части разбитых плит с рисунками тщательно прятались, создавая сложные комплексы.

Ритуальные действия в пещерах

1:01:54
  • Люди намеренно отламывали сталактиты и сталагмиты и прятали их в других залах.
  • Эти действия требовали больших усилий и были связаны с символическими представлениями.

Уникальные находки в Каповой пещере

1:02:38
  • В пещере найдены редкие предметы из серпентинита, включая чашечку удивительной красоты.
  • Эти предметы не использовались для жировых ламп или разведения охры, а были спрятаны в тайниках.

Организация тайников

1:03:35
  • Тайники были важной частью поведения в святилищах, но их смысл остается неясным.
  • В пещере найдено множество спрятанных предметов, включая орудия и кости животных.

Различия в изображении и использовании животных

1:04:31
  • В пещере изображены одни животные, а использовались кости других.
  • Ритуальные вещи четко разграничивались по видам животных.

Кладики с краской

1:06:41
  • В пещере найдены крупные кладики с краской, которые никогда не использовались.
  • Краска была оставлена в укромных местах и больше не применялась.

Рисунки на высоте

1:08:29
  • Рисунки на высоте требовали помощи коллектива, а не одного человека.
  • Художники были исключительной редкостью, как и сегодня.

Разрушение палитры

1:10:26
  • Палитра, использованная для рисования рыбы, была разбита и спрятана.
  • Это действие было частью ритуала, известного во многих пещерах Франции и Испании.

Новый тайник

1:12:41
  • Студенты нашли новый тайник с костями животных и обработанными костями.
  • В тайнике были лапы бобров, что является редким примером ритуализированного поведения.

Заключение

1:16:22
  • Намеренное разрушение изображений фиксируется как на открытых, так и на пещерных памятниках.
  • Это указывает на глубокую укорененность традиции в европейской культуре.
  • В заключение показаны прорисовки изображений верхнепалеолитического человека, которые показывают, что они выглядели как современные люди.

Искусство палеолита

1:17:21
  • Палеолитические художники изображали людей и животных с тончайшими линиями.
  • Некоторые изображения могут быть шаржами, а не портретами.
  • Реализм в искусстве помогает понять людей прошлого.

Реализм в искусстве

1:18:14
  • Реализм преобладал в искусстве палеолита.
  • Шуточные изображения, такие как ведро с водой, показывают традиции.
  • Изображения маленьких детей отражают человечность тех времен.

Архаичные народы

1:20:35
  • Современные народы сохраняют архаичные традиции, такие как ритуал захоронения медведя.
  • Этнографы могут рассказывать о современных традициях, но не о палеолите.
  • Палеогенетики могут помочь понять культурные традиции.

Утилитарное использование охры

1:23:22
  • Охра использовалась не только как краска, но и для борьбы с насекомыми и для защиты одежды.
  • В пещерах нет свидетельств утилитарного использования охры.
  • Археологические данные не подтверждают утилитарное использование охры.

Отказ от авторства

1:24:56
  • Вопрос о том, отказывались ли древние художники от авторства, остается философским.
  • Археологи не могут ответить на этот вопрос.
  • Вопрос требует философского анализа, а не археологического.

Инструменты для рисования

1:26:59
  • Краска для рисунков была минеральной, часто из бурого железняка.
  • Иногда использовались органические добавки, такие как растительное масло.
  • Инструменты для рисования, такие как кисти, не найдены, но иногда использовались пальцы.

Жертвоприношения и сакральные действия

1:30:10
  • Нет доказательств, что спрятанная охра была жертвоприношением.
  • Археологи не могут утверждать, что это было жертвоприношение.
  • Выдвигать версии можно, но без доказательств это бессмысленно.

Каменные инсталляции

1:31:48
  • В пещерах есть каменные конструкции, но их назначение неизвестно.
  • Некоторые конструкции могут быть хозяйственно-бытового назначения.
  • Неандертальцы также создавали подобные конструкции, но их назначение остается загадкой.

Использование камней в пещерах

1:32:55
  • Люди использовали камни для укрепления и создания цоколей в пещерах.
  • Неандертальцы также использовали камни в хозяйственных целях.
  • Сложно сравнивать с хомо сапиенс из-за отсутствия следов.

Захоронение мальчика и девочки

1:33:44
  • В историческом музее есть копия захоронения мальчика и девочки.
  • Один мальчик был убит снайперским выстрелом, другой кинжалом.
  • Причина смерти неизвестна, но это явно насилие.

Жертвоприношение или несчастный случай?

1:34:36
  • Насилие в обществе было социальным институтом.
  • Погребения детей в Сунгире уникальны по количеству вещей.
  • Невозможно точно сказать, было ли это жертвоприношение или несчастный случай.

Бобер в палеолите

1:36:48
  • Бобер в палеолите был редким животным.
  • В неолите бобер играл роль в мировоззрении.
  • В пещере Капова найдены кости бобра, что вызывает вопросы.

Шаржевые изображения в пещере

1:40:20
  • Ля Марш уникален как место с множеством зарисовок.
  • Наброски включают животных и людей.
  • Современные исследования выявили новые изображения.

Использование животных компонентов в красках

1:43:24
  • Жир и растолченная кость использовались редко.
  • Молоко использовалось в красках, что было уникальным открытием.
  • В палеолите не было массового использования молока в красках.