№4. ИСТОРИЯ МИРОВОГО ИСКУССТВА. МЕСОПОТАМИЯ. ШУМЕРО-АККАДСКИЙ ПЕРИОД. ART FOR ART AND ART

YOUTUBE · 19.11.2025 04:30

Ключевые темы и таймкоды

Нашествие кутиев и расцвет Лагаша

0:20
  • В 23-22 веках до н.э. кутии завоевали Аккадское государство.
  • Жрецы и правители остались на местах, подчиняясь новым захватчикам.
  • Лагаш, оазис культуры, пережил новый расцвет благодаря расширению внешней торговли.

Архитектурные памятники Лагаша

1:16
  • Памятники Лагаша близки к произведениям третьей династии Ура.
  • Шумерские мастера унаследовали четкие композиции и умение передавать пропорции.
  • Монументальная скульптура времени Гудеа свидетельствует о высоком уровне культуры.

Типы статуй правителя

2:10
  • Статуи правителя выполнены в акадских традициях и с укороченными пропорциями.
  • Статуи символизировали правителя, обращающегося к богу за благодатью.
  • Гудеа называл себя верным пастырем народа и слугой бога ирригации.

Скульптура Гудеа

4:18
  • Скульптура Гудеа сочетает нерасчлененность каменного блока с тонкой моделировкой тела.
  • Нижняя часть фигуры трактована как единый блок, одежда напоминает гладкий футляр.
  • В трактовке лица появляется стремление к передаче портретных черт.

Объединение Двуречья под эгидой Ура

5:49
  • В 2132 году до н.э. Двуречье объединилось под эгидой третьей династии Ура.
  • Утухенгаль, правитель Урука, восстановил экономическую основу страны.
  • Официальным языком стал шумерский, был упорядочен пантеон богов.

Зиккураты и их архитектура

6:49
  • Зиккураты стали главной особенностью архитектуры Двуречья.
  • Зиккураты представляли собой массивные башни с храмом на вершине.
  • Стены зиккуратов членились прямоугольными нишами и имели разные цвета.

Монументальность зиккуратов

8:42
  • Зиккураты достигали высоты 21 метра и служили обсерваториями для жрецов.
  • Монументальность зиккуратов создавала впечатление величия и мощи.
  • Раскраска зиккуратов имела символическое религиозное значение.

Погребально-мемориальные сооружения

10:34
  • В Уре были созданы подземные и наземные царские погребально-мемориальные сооружения.
  • Женская головка из белого мрамора с инкрустированными глазами является примером акадского

Глиптика и рельеф

11:46
  • В глиптике и рельефе нет искаженных пропорций, фигуры хорошо моделированы и выполнены с анатомическим знанием.
  • Композиции четкие и продуманные, детали отшлифованы с мастерством.
  • Используются гематит и стеатит, более твердые породы камня.
  • Печати и цилиндры показывают развитие деспотии и установление канонов в искусстве.

Деспотический характер правления

12:40
  • В стандартных композициях повторяется мотив поклонения божеству, отражающий деспотический характер правления.
  • Широко распространяются сцены инвеституры, вручение царю знаков власти.
  • Художники строго следовали предписаниям, что способствовало установлению канонов.
  • Рельеф и статуэтки времени третьей династии Ура носят следы акадского воздействия.

Влияние акадского искусства

13:37
  • В стеле царя Урнаму мастер возвращается к шумерской манере построчного изображения.
  • В композиции, позах и деталях одежды ощущается влияние акадского мастерства.
  • Однако, после акадское искусство теряет внутреннюю экспрессию и динамичность.
  • Художники новых царских мастерских формально восприняли акадские черты, что привело к преувеличенному вниманию к деталям.

Традиции и изменения

14:33
  • Памятники после аккадской пластики кажутся сухими и безжизненными.
  • В течение ста лет господства урской деспотии сохранялись традиции народной линии в искусстве.
  • В старавилонский период, 20-17 века до н.э., традиции народной линии вновь проявились.