Введение в Месопотамию 0:01 Месопотамия — древнейшая цивилизация, сохранившая свою историю на протяжении тысячелетий. События третьего тысячелетия до н. э. датируются с точностью до годов благодаря астрономии и наблюдениям за затмениями.
Письменные источники 0:59 Из Месопотамии дошло около миллиона глиняных табличек, что делает её уникальной среди древних цивилизаций. Глиняные таблички лучше сохраняются по сравнению с папирусом и пергаментом.
География Месопотамии 3:56 Месопотамия расположена между реками Тигр и Евфрат, что обеспечивало её жителей водой и плодородными землями. Засушливые земли вдали от рек требовали искусственных каналов для орошения.
Экономика и торговля 6:45 В Месопотамии было много торговцев, так как местные ресурсы, такие как олово и древесина, были ограничены. Дома строились из необожжённой глины из-за нехватки дерева.
Города и их судьба 7:46 Многие древние города, такие как Вавилон, были разрушены из-за неправильного строительства или естественных причин. Столица первого государства, Аккад, до сих пор не найдена.
Основные города Шумера 8:44 Основные центры Шумера в третьем тысячелетии до н. э.: Урук, Ур, Лагаш и Киш. Урук известен как место рождения мифического персонажа Гильгамеша.
Мифический персонаж Гильгамеш 9:44 Гильгамеш — мифический персонаж, основанный на реальном царе Урука. Неясно, какие действия сделали его героем эпоса.
Происхождение шумеров 10:44 Шумеры были пришлыми народами, их язык не относится ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Вокруг жили семиты, но происхождение шумеров остаётся неясным. Сами шумеры называли себя «черноголовыми», но родство с современными нациями не доказано.
Ассимиляция и изобретения 11:42 Шумеры были ассимилированы семитами, и впоследствии государства в долине стали семитскими. Шумеры активно использовали колесо и ослов для торговли, создавая караваны до 200 ослов. Экономика была меновой, без использования денег.
Политическая структура 12:07 Вожди, такие как энси, управляли вместе со жреческой элитой. В начале третьего тысячелетия царские дворцы ещё не существовали. Таблички часто содержат экономические сводки, но не всегда отражают причинно-следственные связи.
Города-государства 13:59 В третьем тысячелетии появились города-государства, управляемые энси и лугалями. Лугаль, вероятно, был армейским вождём с опорой на принуждение. Города на юге Шумера не имели стен из-за высокой плотности населения.
Плотность населения и оборона 15:50 Плотность населения в больших городах достигала 20–50 тысяч человек. Из-за высокой плотности населения стены не были нужны для защиты. Севернее стены встречались чаще из-за угрозы кочевников.
Торговые пути и храмы 17:56 Города располагались на пересечениях торговых путей. Храмы занимали больше места, чем укрепления. Шумеры первыми начали использовать реки для перевозки товаров.
Конфликты за земли 18:54 К началу третьего тысячелетия города начали граничить друг с другом, что привело к мелким конфликтам за земли. Конфликты длились сотни лет и касались границ огородов и пастбищ. Роль города расширялась за пределы его границ, создавая ареал влияния.
Натуральное хозяйство и военные традиции шумеров 21:15 В шумерской экономике не было валюты и монет. Шумеры использовали ослов для войны, создавая «ослинницу». Военные действия часто заканчивались захватом городов, но без их постоянного контроля.
Доминирование больших городов 23:29 К концу третьего тысячелетия большие города начали доминировать над мелкими. Захват городов был затруднён из-за мифологических связей с божествами. Каждый город считался домом определённого божества.
Влияние акадских племён 25:25 Акадские племена принесли рабство и переняли шумерскую культуру. Они адаптировали шумерскую клинопись для своего языка. Клинопись стала сложной системой с множеством значений.
Религиозные изменения 29:48 Религия шумеров разделилась на больших божеств и локальных анунаков. Большие божества были признаны всеми, а анунаки имели локальное значение. Акадцы изменили произношение имён богов под влиянием своего языка.
Создание протяжённого государства 31:50 Саргон из города Киш создал первое известное государство с протяжёнными границами. Его титул «законный царь» намекает на незаконное происхождение. Легенда о его рождении и воспитании была мифологизирована.
Военные изображения 33:39 Шумерские колесницы изображались с ослами. Пораженных противников изображали жестоко, топчущими их ногами. Использовались боевые сети для захвата врагов.
Маска Саргона 34:22 Маска, считавшаяся маской Саргона, на самом деле принадлежит его внуку. Многие изображения древних правителей, включая Хамурапи, могут быть старше их самих. В начале XX века археология часто была похожа на «узаконенное воровство».
Археологические методы прошлого 35:20 Раскопки проводились без учёта культурных слоёв и датировки. Археологические находки часто вывозились без сохранения контекста. Современные музеи, такие как Лувр и Британский музей, содержат множество артефактов, полученных таким образом.
Проблемы с восстановлением текстов 36:18 Глиняные таблички, найденные в разных музеях, сложно восстановить из-за их разрозненного хранения. Эпос Гильгамеша менялся со временем, что усложняет его изучение. Разграбление артефактов привело к потере возможности изучать их в контексте.
Завоевания Саргона 38:15 Саргон Акацкий завоевал множество городов, создав концепцию протяжённого государства. Он перенёс столицу в город Аккад и провёл реформы в религиях завоёванных городов. Саргон, вероятно, первым создал профессиональную армию.
Профессиональная армия Саргона 41:39 У Саргона была постоянная армия из 5400 человек. Солдаты, вероятно, жили за счёт добычи из городов. Завоевания Саргона охватывали огромные территории.
Ограничения завоеваний 43:10 Захваченные территории соответствовали плодородному полумесяцу. Из-за географических ограничений армии не могли перемещаться далеко от этого региона. Шумеро-аккадская цивилизация начала развивать понятие истории.
Отношение к времени 44:04 Шумеры и аккадцы активно обсуждали понятия смерти, вечности и времени. Мифология шумеров вращалась вокруг этих тем. Проблема времени была ключевой для шумерской цивилизации.
Гексодицимальная система исчисления 45:03 Шумеры использовали гексодицимальную систему исчисления, где базовым числом является шестьдесят. Эта система легла в основу современных единиц времени: 60 секунд, 60 минут и т. д. Влияние шумерской цивилизации на современные методы измерения времени остаётся значительным.
Легенда о Саргоне 45:58 Легенда о рождении Саргона: мать-жрица спрятала его в корзине и отнесла к реке, где его нашли и воспитали при храме. На самом деле Саргон был сыном садовника и сверг царя Киша Урзабабу. Миф о корзинке — выдуманный сюжет, не соответствующий историческим записям.
Правление Саргона и его потомков 47:03 Саргон назвал себя Шарукеном, законным царём. Его сын был убит глиняной табличкой, а второй сын также недолго правил. Внук Саргона приумножил его достижения.
Экономические и культурные достижения 48:00 Создана единая система мер для товаров и весов. Появились меры весов, похожие на будущие вавилонские шекели и мисы. Расчёты велись в серебре, а между царём и другими — в золоте.
Религиозные практики и пантеон 49:00 Каждый новый правитель назначал своих дочерей жрицами в завоёванных городах. Дошли гимны, написанные жрицами, например, молитва богине Инанне. Войны на земле считались отображением войн на небе, что усиливало роль богов.
Легитимность Саргона 50:52 Множество побед Саргона подтверждало его легитимность. Победы усиливали уважение к нему и его божеству.
Роль женщин в обществе 51:11 Женщины умели писать и имели значительное влияние. Образование для женщин было важным, хотя детали обучения неизвестны.
Создание государства Саргоном 53:28 Саргон создал государство, но централизованного управления не было. Его успех обусловлен авторитетом и происхождением из акадцев. Шумерский язык начал отходить на второй план, уступая место аккадскому.
Этнокультурные изменения 54:51 Доминирующим этносом стали аккадцы, несмотря на сохранение шумерских традиций. Саргон
Культ царской власти и восточный деспотизм 55:04 Саргон не успел обосновать свою власть, и после его смерти население начало освобождаться от контроля жрецов. Внук Саргона, Нарамсин, пытался укрепить свою власть, объявив себя богом.
Нарамсин и его правление 56:02 Нарамсин начал записывать своё имя после значка звёздочки, что указывает на его божественное статус. Он использовал профессиональную армию для завоеваний, включая поход в Илам.
Эламиты и их культура 58:00 Эламиты имели развитую городскую культуру и были близки к изобретению собственной письменности, но переняли шумерскую. Их культура была одной из самых развитых среди соседей.
Восстания и ослабление государства 58:59 Правление детей и внуков Саргона было отмечено постоянными восстаниями. Государство ослабевало, и каждый следующий царь правил меньшим количеством территорий.
Изображения Нарамсина 1:00:30 На изображениях Нарамсин изображался с рогами, что было атрибутом богов. Стелы в честь его побед изображали поражённых врагов, попираемых ногами.
Распад государства 1:02:23 Государство Акада распалось из-за внешних угроз и внутренних восстаний. Города стремились к независимости и сотрудничали с внешними силами для защиты от акадцев.
Лагаш и возрождение шумерской культуры 1:04:22 Лагаш под правлением Гудеи расцвёл и возродил шумерскую культуру. Шумерский язык считался древним, а аккадский — современным. Мышление вернулось к городскому уровню после периода государственного единства.
Циклы развития Месопотамии 1:05:21 Месопотамия пройдёт через несколько циклов развития государств. С каждым новым циклом государства будут становиться сильнее и сложнее распадаться. Археология и письменные источники помогают понять этот процесс.
Миф о потопе 1:06:18 Первый миф о потопе возникает в Месопотамии, хотя записан будет позже. Боги создали мир, но устали от работы и создали людей, чтобы те работали за них. Люди должны были приносить богам еду и другие дары.
Богиня Иштар 1:07:44 Иштар — богиня войны и физической любви. В мифе о Гильгамеше Иштар предлагает ему связь, но он отказывается, предпочитая свои приключения.
Конфликт богов и людей 1:09:25 Люди расплодились и стали шумными, мешая богам спать. Энлил пытается уничтожить людей, но они выживают и приобретают иммунитет к болезням. Энки, друг людей, помогает им.
Потоп и обещание Энки 1:11:23 Энлил решает утопить людей и заставляет Энки поклясться, что тот не расскажет людям о потопе. Начинается потоп с непрекращающимся дождём.
Предупреждение Утнапиштима 1:12:20 Энки предупреждает Утнапиштима о потопе, разговаривая со стеной его дома. Он описывает, как построить корабль и спасти животных и людей.
Пивная цивилизация Месопотамии 1:15:08 Месопотамия была пивной цивилизацией, где пиво было центральным алкогольным и ритуальным напитком. Пиво употреблялось на религиозных праздниках и в торговле.
Эволюция мифа о потопе 1:15:48 Миф о потопе переписывался из разных источников и имел разные формы. В ранней версии ковчег строился для друзей, позже выбор людей и животных стал более религиозным. Причины потопа и отбор людей менялись, но строительство ковчега оставалось общим элементом.
Распад государственности и влияние Аккада 1:16:48 Государственность распалась на части, но общий пантеон остался. Аккадское влияние сохранялось около 100–150 лет. Период характеризовался набегами гути и обороной городов.
Гудея и его наследие 1:17:46 Гудея был известен своими статуями, которые были распространены по всему Лагашу. Его изображения сохранились благодаря его усилиям. Влияние Гудеи можно сравнить с римским и латинским влиянием.
Аккадский язык как язык международного общения 1:18:46 Аккадский язык был языком международного общения для разных племён. Египтяне и хуриты переписывались на акадском, так как не знали языков друг друга. Аккадский использовался до прихода греков и персов.
Изучение аккадского языка 1:20:39 Грамматические и фонетические таблицы аккадского языка сохранились. Современные ассирийцы говорят на языке, восходящем к аккадскому. Звучание аккадского языка известно, хотя произношение может быть с акцентом.
Воспроизведение аккадского произношения 1:21:40 Для лучшего воспроизведения аккадского произношения рекомендуется использовать семитские языки, например, арабский. Арабский акцент помогает восстановить близкое к оригиналу произношение аккадского.
Наследники шумеро-аккадской цивилизации 1:22:35 Все современные страны можно считать наследницами шумеро-аккадской цивилизации. Ирак при Саддаме Хусейне активно пропагандировал свою связь с древней цивилизацией. Благодаря усилиям правительства Хусейна было найдено множество табличек и раскопано множество археологических объектов.
Пропаганда и археологические открытия 1:23:27 Саддам Хусейн вкладывал значительные средства в археологические раскопки для пропагандистских целей. Официальные изображения Хусейна часто имитировали древнюю месопотамскую культуру. Раскопки при Хусейне значительно обогатили знания о древней цивилизации.
Отсутствие упоминаний о гомосексуализме 1:24:26 В месопотамских мифах и записях нет упоминаний о гомосексуализме. Создаётся впечатление, что такого явления в культуре не существовало.
Возрождение шумерского государства 1:25:24 После ослабления кочевников гути возникло новое шумерское государство с центром в городе Ур. Третья династия Ура объединила Шумер и Аккад, назвав себя «царь Шумера и Акада».
Попытка создания тоталитарного государства 1:27:18 Третья династия Ура пыталась установить тотальный контроль над городами, элитой и жречеством. Государство торговало с Индией через Персидский залив.
Исторический контекст и источники 1:28:17 Третья династия Ура существовала около 2000 года до н. э. От этой эпохи сохранилось около 200 тысяч глиняных табличек, содержащих экономическую информацию. Зикурат города Ура стал образцом для реставрации других зиккуратов.
Идея абстрактного государства 1:30:00 Государство считало всю землю своей собственностью, что было сложно объяснить древнему населению. Идея абстрактного государства, на земле которого трудятся люди, была новой и сложной для восприятия.
Административная реформа и законы 1:32:52 Государство разбило территорию на провинции и ввело первые законы. Появилась бюрократия и класс наместников энси, отвечающих за экономические и военные дела. В каждом городе назначались управляющие и военные коменданты.
Многоженство и социальные нормы 1:33:50 У царей было многоженство, например, у Шульги было девять жён. Социальные нормы, включая многоженство, оставались неизмен
Военные и гражданские администрации 1:34:50 Военные администрации располагались по краям государства, а в центре — гражданская и экономическая администрации. Столица Ур была центром законодательной и административной власти. Шульги, первый реформатор, изменил способ записи табличек с вертикального на горизонтальный.
Введение налогов 1:36:03 Введена система налогов, при которой города, близкие к Уру, платили налоги продукцией, а дальние — животными. Создан город Непур как перевалочный пункт для распределения скота по государству. Непур стал экономической столицей, где распределялись ресурсы.
Образование и чиновники 1:37:59 Наместников обучали писать с семи лет. Женщины также становились чиновниками и жрицами. Шульги провозглашался богом и правителем четырёх углов вселенной.
Религиозные гимны и деспотизм 1:39:54 Религиозные гимны воспевали Шульги как мудрого и справедливого правителя. Преклонение перед правителем могло способствовать формированию восточного деспотизма. Несмотря на преклонение, города всё равно бунтовали.
Рабство 1:42:13 Большинство рабов были долговыми, а не военнопленными. Рабы могли отдавать своих детей вместо себя. Теоретически рабство было временным, но практически — навсегда.
Проблемы источников 1:44:15 Многие таблички содержат непонятные или бесполезные сведения. Неясно, о каких статуях идёт речь в источниках. Не всегда понятно, чем занимались чиновники.
Досуг и питание 1:46:06 Праздники сопровождались пивом и обильным питанием. Ели много яиц, саранчи, лука, чеснока и сыра. Саранча использовалась как закуска к пиву.
Эпос о Гильгамеше 1:48:03 Эпос о Гильгамеше — один из самых старых полностью записанных текстов. В эпосе меняются характеры персонажей, особенно Энкиду. Энкиду — получеловеческое, полузвериное существо, живущее на природе.
Темы одиночества и дружбы 1:49:27 Одиночество Энкиду меняется после встречи с Гильгамешем. Дружба становится важной ценностью. Гильгамеш ценит дружбу выше любви к богине Иштар.
Осознание смертности 1:50:26 Гильгамеш ищет источник бессмертия, но не находит его. Мораль: даже лучший из людей смертен. Ценность дружбы и общества подчёркивается в тексте.
Городская культура и наследие 1:51:34 Городская культура превозносится в эпосе. Жизнь на природе представлена как ужасная судьба. Упоминается последняя попытка возродить шумерское наследие.
Падение Ура и вторжение кочевников 1:52:33 Государство Ура распадается из-за вторжений кочевников. Семитские племена, такие как халдеи и амариты, разрушают государство. Большое государство имеет больше шансов противостоять кочевникам.
Вавилон и династия Хаммурапи 1:54:47 Вавилон становится пиком бронзы в Месопотамии. Династия аморитов создаёт первую марийскую династию в Вавилоне. Хаммурапи расширяет империю и правит долго.
Историческое наследие Вавилона 1:55:41 От Вавилона дошли описания событий, законов и медицинских практик. Законы Хаммурапи отражают государственную идеологию. Старый Вавилон разрушен, но новый Вавилон хорошо сохранился.
Ритуалы и унижение царя 1:58:54 Ритуальное унижение царя при вступлении на престол. Жрецы обращаются с царём как с отщепенцем, давая ему пощёчины и срывая одежду. Идея о возможности обмануть начальника подчёркивается в мифах.