Месопотамия Бронзового Века

YOUTUBE · 18.11.2025 18:15

Ключевые темы и таймкоды

Введение в Месопотамию

0:01
  • Месопотамия — древнейшая цивилизация, сохранившая свою историю на протяжении тысячелетий.
  • События третьего тысячелетия до н. э. датируются с точностью до годов благодаря астрономии и наблюдениям за затмениями.

Письменные источники

0:59
  • Из Месопотамии дошло около миллиона глиняных табличек, что делает её уникальной среди древних цивилизаций.
  • Глиняные таблички лучше сохраняются по сравнению с папирусом и пергаментом.

География Месопотамии

3:56
  • Месопотамия расположена между реками Тигр и Евфрат, что обеспечивало её жителей водой и плодородными землями.
  • Засушливые земли вдали от рек требовали искусственных каналов для орошения.

Экономика и торговля

6:45
  • В Месопотамии было много торговцев, так как местные ресурсы, такие как олово и древесина, были ограничены.
  • Дома строились из необожжённой глины из-за нехватки дерева.

Города и их судьба

7:46
  • Многие древние города, такие как Вавилон, были разрушены из-за неправильного строительства или естественных причин.
  • Столица первого государства, Аккад, до сих пор не найдена.

Основные города Шумера

8:44
  • Основные центры Шумера в третьем тысячелетии до н. э.: Урук, Ур, Лагаш и Киш.
  • Урук известен как место рождения мифического персонажа Гильгамеша.

Мифический персонаж Гильгамеш

9:44
  • Гильгамеш — мифический персонаж, основанный на реальном царе Урука.
  • Неясно, какие действия сделали его героем эпоса.

Происхождение шумеров

10:44
  • Шумеры были пришлыми народами, их язык не относится ни к индоевропейской, ни к семитской группам.
  • Вокруг жили семиты, но происхождение шумеров остаётся неясным.
  • Сами шумеры называли себя «черноголовыми», но родство с современными нациями не доказано.

Ассимиляция и изобретения

11:42
  • Шумеры были ассимилированы семитами, и впоследствии государства в долине стали семитскими.
  • Шумеры активно использовали колесо и ослов для торговли, создавая караваны до 200 ослов.
  • Экономика была меновой, без использования денег.

Политическая структура

12:07
  • Вожди, такие как энси, управляли вместе со жреческой элитой.
  • В начале третьего тысячелетия царские дворцы ещё не существовали.
  • Таблички часто содержат экономические сводки, но не всегда отражают причинно-следственные связи.

Города-государства

13:59
  • В третьем тысячелетии появились города-государства, управляемые энси и лугалями.
  • Лугаль, вероятно, был армейским вождём с опорой на принуждение.
  • Города на юге Шумера не имели стен из-за высокой плотности населения.

Плотность населения и оборона

15:50
  • Плотность населения в больших городах достигала 20–50 тысяч человек.
  • Из-за высокой плотности населения стены не были нужны для защиты.
  • Севернее стены встречались чаще из-за угрозы кочевников.

Торговые пути и храмы

17:56
  • Города располагались на пересечениях торговых путей.
  • Храмы занимали больше места, чем укрепления.
  • Шумеры первыми начали использовать реки для перевозки товаров.

Конфликты за земли

18:54
  • К началу третьего тысячелетия города начали граничить друг с другом, что привело к мелким конфликтам за земли.
  • Конфликты длились сотни лет и касались границ огородов и пастбищ.
  • Роль города расширялась за пределы его границ, создавая ареал влияния.

Натуральное хозяйство и военные традиции шумеров

21:15
  • В шумерской экономике не было валюты и монет.
  • Шумеры использовали ослов для войны, создавая «ослинницу».
  • Военные действия часто заканчивались захватом городов, но без их постоянного контроля.

Доминирование больших городов

23:29
  • К концу третьего тысячелетия большие города начали доминировать над мелкими.
  • Захват городов был затруднён из-за мифологических связей с божествами.
  • Каждый город считался домом определённого божества.

Влияние акадских племён

25:25
  • Акадские племена принесли рабство и переняли шумерскую культуру.
  • Они адаптировали шумерскую клинопись для своего языка.
  • Клинопись стала сложной системой с множеством значений.

Религиозные изменения

29:48
  • Религия шумеров разделилась на больших божеств и локальных анунаков.
  • Большие божества были признаны всеми, а анунаки имели локальное значение.
  • Акадцы изменили произношение имён богов под влиянием своего языка.

Создание протяжённого государства

31:50
  • Саргон из города Киш создал первое известное государство с протяжёнными границами.
  • Его титул «законный царь» намекает на незаконное происхождение.
  • Легенда о его рождении и воспитании была мифологизирована.

Военные изображения

33:39
  • Шумерские колесницы изображались с ослами.
  • Пораженных противников изображали жестоко, топчущими их ногами.
  • Использовались боевые сети для захвата врагов.

Маска Саргона

34:22
  • Маска, считавшаяся маской Саргона, на самом деле принадлежит его внуку.
  • Многие изображения древних правителей, включая Хамурапи, могут быть старше их самих.
  • В начале XX века археология часто была похожа на «узаконенное воровство».

Археологические методы прошлого

35:20
  • Раскопки проводились без учёта культурных слоёв и датировки.
  • Археологические находки часто вывозились без сохранения контекста.
  • Современные музеи, такие как Лувр и Британский музей, содержат множество артефактов, полученных таким образом.

Проблемы с восстановлением текстов

36:18
  • Глиняные таблички, найденные в разных музеях, сложно восстановить из-за их разрозненного хранения.
  • Эпос Гильгамеша менялся со временем, что усложняет его изучение.
  • Разграбление артефактов привело к потере возможности изучать их в контексте.

Завоевания Саргона

38:15
  • Саргон Акацкий завоевал множество городов, создав концепцию протяжённого государства.
  • Он перенёс столицу в город Аккад и провёл реформы в религиях завоёванных городов.
  • Саргон, вероятно, первым создал профессиональную армию.

Профессиональная армия Саргона

41:39
  • У Саргона была постоянная армия из 5400 человек.
  • Солдаты, вероятно, жили за счёт добычи из городов.
  • Завоевания Саргона охватывали огромные территории.

Ограничения завоеваний

43:10
  • Захваченные территории соответствовали плодородному полумесяцу.
  • Из-за географических ограничений армии не могли перемещаться далеко от этого региона.
  • Шумеро-аккадская цивилизация начала развивать понятие истории.

Отношение к времени

44:04
  • Шумеры и аккадцы активно обсуждали понятия смерти, вечности и времени.
  • Мифология шумеров вращалась вокруг этих тем.
  • Проблема времени была ключевой для шумерской цивилизации.

Гексодицимальная система исчисления

45:03
  • Шумеры использовали гексодицимальную систему исчисления, где базовым числом является шестьдесят.
  • Эта система легла в основу современных единиц времени: 60 секунд, 60 минут и т. д.
  • Влияние шумерской цивилизации на современные методы измерения времени остаётся значительным.

Легенда о Саргоне

45:58
  • Легенда о рождении Саргона: мать-жрица спрятала его в корзине и отнесла к реке, где его нашли и воспитали при храме.
  • На самом деле Саргон был сыном садовника и сверг царя Киша Урзабабу.
  • Миф о корзинке — выдуманный сюжет, не соответствующий историческим записям.

Правление Саргона и его потомков

47:03
  • Саргон назвал себя Шарукеном, законным царём.
  • Его сын был убит глиняной табличкой, а второй сын также недолго правил.
  • Внук Саргона приумножил его достижения.

Экономические и культурные достижения

48:00
  • Создана единая система мер для товаров и весов.
  • Появились меры весов, похожие на будущие вавилонские шекели и мисы.
  • Расчёты велись в серебре, а между царём и другими — в золоте.

Религиозные практики и пантеон

49:00
  • Каждый новый правитель назначал своих дочерей жрицами в завоёванных городах.
  • Дошли гимны, написанные жрицами, например, молитва богине Инанне.
  • Войны на земле считались отображением войн на небе, что усиливало роль богов.

Легитимность Саргона

50:52
  • Множество побед Саргона подтверждало его легитимность.
  • Победы усиливали уважение к нему и его божеству.

Роль женщин в обществе

51:11
  • Женщины умели писать и имели значительное влияние.
  • Образование для женщин было важным, хотя детали обучения неизвестны.

Создание государства Саргоном

53:28
  • Саргон создал государство, но централизованного управления не было.
  • Его успех обусловлен авторитетом и происхождением из акадцев.
  • Шумерский язык начал отходить на второй план, уступая место аккадскому.

Этнокультурные изменения

54:51
  • Доминирующим этносом стали аккадцы, несмотря на сохранение шумерских традиций.
  • Саргон

Культ царской власти и восточный деспотизм

55:04
  • Саргон не успел обосновать свою власть, и после его смерти население начало освобождаться от контроля жрецов.
  • Внук Саргона, Нарамсин, пытался укрепить свою власть, объявив себя богом.

Нарамсин и его правление

56:02
  • Нарамсин начал записывать своё имя после значка звёздочки, что указывает на его божественное статус.
  • Он использовал профессиональную армию для завоеваний, включая поход в Илам.

Эламиты и их культура

58:00
  • Эламиты имели развитую городскую культуру и были близки к изобретению собственной письменности, но переняли шумерскую.
  • Их культура была одной из самых развитых среди соседей.

Восстания и ослабление государства

58:59
  • Правление детей и внуков Саргона было отмечено постоянными восстаниями.
  • Государство ослабевало, и каждый следующий царь правил меньшим количеством территорий.

Изображения Нарамсина

1:00:30
  • На изображениях Нарамсин изображался с рогами, что было атрибутом богов.
  • Стелы в честь его побед изображали поражённых врагов, попираемых ногами.

Распад государства

1:02:23
  • Государство Акада распалось из-за внешних угроз и внутренних восстаний.
  • Города стремились к независимости и сотрудничали с внешними силами для защиты от акадцев.

Лагаш и возрождение шумерской культуры

1:04:22
  • Лагаш под правлением Гудеи расцвёл и возродил шумерскую культуру.
  • Шумерский язык считался древним, а аккадский — современным.
  • Мышление вернулось к городскому уровню после периода государственного единства.

Циклы развития Месопотамии

1:05:21
  • Месопотамия пройдёт через несколько циклов развития государств.
  • С каждым новым циклом государства будут становиться сильнее и сложнее распадаться.
  • Археология и письменные источники помогают понять этот процесс.

Миф о потопе

1:06:18
  • Первый миф о потопе возникает в Месопотамии, хотя записан будет позже.
  • Боги создали мир, но устали от работы и создали людей, чтобы те работали за них.
  • Люди должны были приносить богам еду и другие дары.

Богиня Иштар

1:07:44
  • Иштар — богиня войны и физической любви.
  • В мифе о Гильгамеше Иштар предлагает ему связь, но он отказывается, предпочитая свои приключения.

Конфликт богов и людей

1:09:25
  • Люди расплодились и стали шумными, мешая богам спать.
  • Энлил пытается уничтожить людей, но они выживают и приобретают иммунитет к болезням.
  • Энки, друг людей, помогает им.

Потоп и обещание Энки

1:11:23
  • Энлил решает утопить людей и заставляет Энки поклясться, что тот не расскажет людям о потопе.
  • Начинается потоп с непрекращающимся дождём.

Предупреждение Утнапиштима

1:12:20
  • Энки предупреждает Утнапиштима о потопе, разговаривая со стеной его дома.
  • Он описывает, как построить корабль и спасти животных и людей.

Пивная цивилизация Месопотамии

1:15:08
  • Месопотамия была пивной цивилизацией, где пиво было центральным алкогольным и ритуальным напитком.
  • Пиво употреблялось на религиозных праздниках и в торговле.

Эволюция мифа о потопе

1:15:48
  • Миф о потопе переписывался из разных источников и имел разные формы.
  • В ранней версии ковчег строился для друзей, позже выбор людей и животных стал более религиозным.
  • Причины потопа и отбор людей менялись, но строительство ковчега оставалось общим элементом.

Распад государственности и влияние Аккада

1:16:48
  • Государственность распалась на части, но общий пантеон остался.
  • Аккадское влияние сохранялось около 100–150 лет.
  • Период характеризовался набегами гути и обороной городов.

Гудея и его наследие

1:17:46
  • Гудея был известен своими статуями, которые были распространены по всему Лагашу.
  • Его изображения сохранились благодаря его усилиям.
  • Влияние Гудеи можно сравнить с римским и латинским влиянием.

Аккадский язык как язык международного общения

1:18:46
  • Аккадский язык был языком международного общения для разных племён.
  • Египтяне и хуриты переписывались на акадском, так как не знали языков друг друга.
  • Аккадский использовался до прихода греков и персов.

Изучение аккадского языка

1:20:39
  • Грамматические и фонетические таблицы аккадского языка сохранились.
  • Современные ассирийцы говорят на языке, восходящем к аккадскому.
  • Звучание аккадского языка известно, хотя произношение может быть с акцентом.

Воспроизведение аккадского произношения

1:21:40
  • Для лучшего воспроизведения аккадского произношения рекомендуется использовать семитские языки, например, арабский.
  • Арабский акцент помогает восстановить близкое к оригиналу произношение аккадского.

Наследники шумеро-аккадской цивилизации

1:22:35
  • Все современные страны можно считать наследницами шумеро-аккадской цивилизации.
  • Ирак при Саддаме Хусейне активно пропагандировал свою связь с древней цивилизацией.
  • Благодаря усилиям правительства Хусейна было найдено множество табличек и раскопано множество археологических объектов.

Пропаганда и археологические открытия

1:23:27
  • Саддам Хусейн вкладывал значительные средства в археологические раскопки для пропагандистских целей.
  • Официальные изображения Хусейна часто имитировали древнюю месопотамскую культуру.
  • Раскопки при Хусейне значительно обогатили знания о древней цивилизации.

Отсутствие упоминаний о гомосексуализме

1:24:26
  • В месопотамских мифах и записях нет упоминаний о гомосексуализме.
  • Создаётся впечатление, что такого явления в культуре не существовало.

Возрождение шумерского государства

1:25:24
  • После ослабления кочевников гути возникло новое шумерское государство с центром в городе Ур.
  • Третья династия Ура объединила Шумер и Аккад, назвав себя «царь Шумера и Акада».

Попытка создания тоталитарного государства

1:27:18
  • Третья династия Ура пыталась установить тотальный контроль над городами, элитой и жречеством.
  • Государство торговало с Индией через Персидский залив.

Исторический контекст и источники

1:28:17
  • Третья династия Ура существовала около 2000 года до н. э.
  • От этой эпохи сохранилось около 200 тысяч глиняных табличек, содержащих экономическую информацию.
  • Зикурат города Ура стал образцом для реставрации других зиккуратов.

Идея абстрактного государства

1:30:00
  • Государство считало всю землю своей собственностью, что было сложно объяснить древнему населению.
  • Идея абстрактного государства, на земле которого трудятся люди, была новой и сложной для восприятия.

Административная реформа и законы

1:32:52
  • Государство разбило территорию на провинции и ввело первые законы.
  • Появилась бюрократия и класс наместников энси, отвечающих за экономические и военные дела.
  • В каждом городе назначались управляющие и военные коменданты.

Многоженство и социальные нормы

1:33:50
  • У царей было многоженство, например, у Шульги было девять жён.
  • Социальные нормы, включая многоженство, оставались неизмен

Военные и гражданские администрации

1:34:50
  • Военные администрации располагались по краям государства, а в центре — гражданская и экономическая администрации.
  • Столица Ур была центром законодательной и административной власти.
  • Шульги, первый реформатор, изменил способ записи табличек с вертикального на горизонтальный.

Введение налогов

1:36:03
  • Введена система налогов, при которой города, близкие к Уру, платили налоги продукцией, а дальние — животными.
  • Создан город Непур как перевалочный пункт для распределения скота по государству.
  • Непур стал экономической столицей, где распределялись ресурсы.

Образование и чиновники

1:37:59
  • Наместников обучали писать с семи лет.
  • Женщины также становились чиновниками и жрицами.
  • Шульги провозглашался богом и правителем четырёх углов вселенной.

Религиозные гимны и деспотизм

1:39:54
  • Религиозные гимны воспевали Шульги как мудрого и справедливого правителя.
  • Преклонение перед правителем могло способствовать формированию восточного деспотизма.
  • Несмотря на преклонение, города всё равно бунтовали.

Рабство

1:42:13
  • Большинство рабов были долговыми, а не военнопленными.
  • Рабы могли отдавать своих детей вместо себя.
  • Теоретически рабство было временным, но практически — навсегда.

Проблемы источников

1:44:15
  • Многие таблички содержат непонятные или бесполезные сведения.
  • Неясно, о каких статуях идёт речь в источниках.
  • Не всегда понятно, чем занимались чиновники.

Досуг и питание

1:46:06
  • Праздники сопровождались пивом и обильным питанием.
  • Ели много яиц, саранчи, лука, чеснока и сыра.
  • Саранча использовалась как закуска к пиву.

Эпос о Гильгамеше

1:48:03
  • Эпос о Гильгамеше — один из самых старых полностью записанных текстов.
  • В эпосе меняются характеры персонажей, особенно Энкиду.
  • Энкиду — получеловеческое, полузвериное существо, живущее на природе.

Темы одиночества и дружбы

1:49:27
  • Одиночество Энкиду меняется после встречи с Гильгамешем.
  • Дружба становится важной ценностью.
  • Гильгамеш ценит дружбу выше любви к богине Иштар.

Осознание смертности

1:50:26
  • Гильгамеш ищет источник бессмертия, но не находит его.
  • Мораль: даже лучший из людей смертен.
  • Ценность дружбы и общества подчёркивается в тексте.

Городская культура и наследие

1:51:34
  • Городская культура превозносится в эпосе.
  • Жизнь на природе представлена как ужасная судьба.
  • Упоминается последняя попытка возродить шумерское наследие.

Падение Ура и вторжение кочевников

1:52:33
  • Государство Ура распадается из-за вторжений кочевников.
  • Семитские племена, такие как халдеи и амариты, разрушают государство.
  • Большое государство имеет больше шансов противостоять кочевникам.

Вавилон и династия Хаммурапи

1:54:47
  • Вавилон становится пиком бронзы в Месопотамии.
  • Династия аморитов создаёт первую марийскую династию в Вавилоне.
  • Хаммурапи расширяет империю и правит долго.

Историческое наследие Вавилона

1:55:41
  • От Вавилона дошли описания событий, законов и медицинских практик.
  • Законы Хаммурапи отражают государственную идеологию.
  • Старый Вавилон разрушен, но новый Вавилон хорошо сохранился.

Ритуалы и унижение царя

1:58:54
  • Ритуальное унижение царя при вступлении на престол.
  • Жрецы обращаются с царём как с отщепенцем, давая ему пощёчины и срывая одежду.
  • Идея о возможности обмануть начальника подчёркивается в мифах.