Введение 0:16 Приветствие в центре исполнительских искусств Сони. Предупреждение о запрете фотосъёмки, аудио- и видеосъёмки. Представление ведущего и модератора дискуссии — президента Ростон-колледжа, доктора философии Стивена Блэквуда.
Представление гостей 1:33 Представление доктора философии Славы Жижика и доктора психологии Джордана Питерсона. Подчёркивание важности дискуссии в консервативный век. Упоминание о влиянии гостей на философские дискуссии.
Биография Славы Жижика 3:46 Две докторские степени: по философии и психоанализу. Профессор института социологии и философии университета Любляны. Директор института социальных исследований Бирбек. Автор более тридцати книг, анализирующих философские идеи XIX и XX веков. Фокус исследований: субъективность, искусство, эмансипация.
Биография Джордана Питерсона 5:01 Профессор психологии и клинический психолог. Докторская степень в университете Могила. Работал в Гарвардском университете и университете Торонто. Автор двух книг и более сотни научных статей. Исследует древние мифы, тоталитарные режимы XX века и современный нигилизм. Книга «Двенадцать правил жизни» — мировой бестселлер.
Формат дискуссии 6:46 У каждого выступающего 30 минут на вступительное слово. После вступительных слов — 10 минут на ответ. Затем ответы на вопросы из зала и от онлайн-зрителей.
Вступительное слово Джордана Питерсона 7:42 Благодарность за тёплый приём и организацию мероприятия. Осознание важности вечера как новой вехи в жизни. Подготовка к мероприятию: ознакомление с работами Славы Жижика и перечитывание «Манифеста коммунистической партии».
Анализ «Манифеста коммунистической партии» 9:19 Обнаружение концептуальных ошибок в «Манифесте». Сравнение с «обыденным мышлением» по Юнгу. Критика идей Маркса и Энгельса на основе профессионального критического мышления.
Критика аксиом «Манифеста» 11:19 Объяснение десяти основных аксиом «Манифеста», которые авторы считали очевидными. Опровержение этих аксиом и объяснение, почему не стоит на них полагаться. Упоминание о прогрессе в понимании человека и общества за последние 17
Классовая борьба и её ограничения 12:57 История не сводится к классовой борьбе за материальные блага. Существуют другие мотивы, движущие людьми, например, сотрудничество. Описание истории через классовую борьбу не охватывает всей трагичности бытия.
Иерархии и их природа 13:41 Борьба за место в иерархии — одна из главных движущих сил в истории. Иерархии существуют не только в обществе, но и в биологии. Маркс недооценивал серьёзность проблемы иерархической системы.
Исторический контекст классовой борьбы 14:52 Борьба за место в иерархии существовала задолго до капитализма. Левые должны учитывать, что классовая борьба существовала до капитализма. Иерархическая система лишает собственности многих людей.
Духовная и психологическая борьба 16:06 Люди борются не только за материальные блага, но и с внутренними демонами. Главная борьба человека — выживание в жестоком мире природы. Философия Маркса не учитывает эту борьбу.
Роль иерархий в обществе 17:09 Иерархии необходимы для решения сложных социальных проблем. Они эффективны в распределении ресурсов. Власть не всегда основана на эксплуатации.
Бинарная классовая борьба 18:24 Маркс ошибочно считал историю бинарным противостоянием классов. Между эксплуататором и эксплуатируемым нет чёткой границы. Красный террор в России показал, что идентичности, по которым можно делить людей на классы, бесконечны.
Диктатура пролетариата 21:33 Идея диктатуры пролетариата не учитывает централизацию власти. Пролетариат может злоупотреблять властью, как и капиталисты. Механизмы отбора пролетариев в манифесте не описаны.
Критика прибыли 26:18 Маркс считал прибыль воровством, но это не всегда так. Прибыль необходима для развития предприятия. Успешный бизнес требует прибыли для выживания и развития.
Значение прибыли 27:35 Прибыль определяет направление усилий и помогает не тратить ресурсы зря. Рынок наказывает за неэффективность. Получение прибыли важно для успешного бизнеса.
Критика диктатуры пролетариата 28:44 Маркс и Энгельс предполагают, что диктатура пролетариата приведёт к переизбытку товаров, но не объясняют, как это произойдёт. Поднимается вопрос о коррупции и сложности управления рынком при диктатуре. Утверждается, что предприятия должны стать суперэффективными, но нет гарантий, что это возможно.
Ошибки в рассуждениях Маркса 30:04 Критикуется идея, что при диктатуре пролетариата люди будут заниматься творческим трудом. Подчёркивается абсурдность постановки творческого труда как цели государства. Упоминается наблюдение Достоевского о том, что человек создан для преодоления.
Ошибки в «Манифесте коммунистической партии» 31:59 Отмечаются ошибки в утверждении Маркса и Энгельса о неэффективности капитализма. Капитализм уже достиг значительного прогресса в обеспечении материальных благ. Критикуется самовлюблённость Маркса и Энгельса в их теориях.
Неравенство и капитализм 34:46 Обсуждается мнение Маркса о росте неравенства при капитализме. Приводится статистика, показывающая, что капитализм создаёт не только неравенство, но и благосостояние. Указывается на сокращение бедности в странах с рыночной экономикой.
Пример Китая 39:55 Китай совершил экономический скачок, превратив сотни миллионов людей из бедноты в средний класс. Китай сочетает авторитарный режим и капиталистическую динамику. Поднимается вопрос о счастье большинства в контексте конфуцианского учения о гармонии в обществе.
Счастье и свобода 41:03 Обсуждается сложность достижения счастья и механизм его саботирования. Подчёркивается важность поиска смысла жизни, большего, чем просто выживание. Отмечается, что в современном мире ответственность за свою жизнь лежит на каждом человеке.
Авторитеты и свобода 42:57 Подчёркивается, что в современном мире авторитеты больше не являются безусловными. Люди сами несут ответственность за свою жизнь и действия. Исполнение долга больше не является оправданием бездействия.
Консерватизм Трампа 43:10 Трамп использует традиционные ценности как постмодернистское шоу для удовлетворения собственного эго. Его консерватизм сравнивается с постмодернизмом, особенно в сравнении с Берни Сандерсом. Консерваторы считают, что кризис связан с потерей веры в трансцендентное божество.
Религия и насилие 44:11 Религия часто используется для оправдания насилия и массовых убийств. Стив Вайнберг отмечает, что религия может заставить хороших людей делать плохое. Достоевский в «Братьях Карамазовых» предупреждает о последствиях нигилизма: «Если бога нет, то всё дозволено».
Идеологии и зло 45:49 Идеологии могут приводить к совершению зла во имя добра. Важно нести ответственность за свои страдания и не допускать, чтобы они стали доказательством уникальности. Отказ от удовольствия легко превращается в удовольствие от отказа.
Мультикультурализм и идентичность 46:26 Белые либералы критикуют свою культуру, но это выгодно им для достижения универсализма. Белые мультикультуралисты воплощают ложь политики идентичности.
Мифотворчество и антисемитизм 47:01 Нацисты искали внешнего врага для оправдания разногласий в обществе. Современные популистские мифы о беженцах аналогичны антисемитизму. Мифы помогают людям ощущать смысл жизни, но являются ложью.
Культурный марксизм и капитализм 50:12 Культурный марксизм проецирует общественное напряжение вовне. Капитализм подрывает основы протестантской этики, что приводит к моральной деградации. Коммодификация культурной жизни — важный момент роста капиталистического производства.
Либералы и Трамп 52:01 Либералы демонизируют Трампа, не замечая социального напряжения в обществе. Эгалитаризм может превращаться в самоотречение ради выгоды других. Политкорректность в крайнем выражении маскирует реальность поражения.
Равенство и иерархия 54:24 Равенство должно позволять людям развивать свои различные возможности. Современный капитализм теряет талантливых людей, унифицируя всех под одну гребёнку. Программа Берни Сандерса предлагает баланс между равенством и иерархией.
Эволюция и иерархии 56:53 Автор подчёркивает важность эволюционного дискурса и сходства ДНК человека с ДНК других существ. Иерархии в природе динамичны и развиваются подобно французской кухне, где ошибки оборачиваются в пользу. Пример с сыром и шампанским иллюстрирует, как неожиданные результаты могут стать уникальными блюдами.
Сексуальность и культура 58:31 Сексуальное влечение биологически обусловлено, но люди превратили его в метафизическую страсть, выходящую за пределы биоритмов. Культурная логика влияет на биологические функции, создавая новые формы поведения.
Влияние христианства 59:47 Христианство предлагает строить общество святого духа, где иерархические семейные ценности отходят на второй план. Демократия выводит эту идею на политический уровень, распределяя власть среди всех граждан.
Власть и компетенция 1:00:44 Власть не должна основываться на компетенции, она имеет мистический и иррациональный характер. Теолог Керки Гор подчёркивает, что власть основана на божественном происхождении, а не на знаниях и умениях.
Проблемы капитализма 1:03:01 Капитализм сталкивается с угрозами экологической катастрофы и последствиями научно-технического развития. Проблемы управления в капиталистической системе связаны с желанием расширения производства.
Экологические угрозы 1:04:01 Загрязнение среды и глобальное потепление представляют серьёзную угрозу. Радикальные меры, предлагаемые экологами, могут привести к катастрофе, нарушая хрупкий земной баланс.
Биогенетика и цифровизация 1:07:09 Современные биогенетические разработки могут привести к созданию нового человека через нейросети и связь между мозгом и цифровой машиной. Цифровизация мозга открывает новые возможности контроля, но также создаёт риски для конфиденциальности.
Глобальные проблемы и беженцы 1:08:20 Конфликты в других странах приводят к массовым потокам беженцев. Необходимо изменить условия, порождающие массовый приток беженцев, а не просто принимать их.
Ограничения капитализма 1:10:49 Свободный рынок должен быть ограничен для решения глобальных проблем. Государство активно вмешивается в экономику, но этого недостаточно для достижения целей.
Прогноз и критика 1:11:28 Несмотря на протесты, мир движется к катастрофе, которая может привести к осознанию необходимости изменений. Автор выражает сомнения в возможности решения текущих проблем капиталистическим путём.
Критика капитализма 1:15:47 Капитализм способствует коммудификации культурной жизни, но не сводится к экономической конкуренции. Культура рекламы, продаж и маркетинга — часть капитализма, но превращение всех граней жизни в товары не является лучшим путём.
Богатство и счастье 1:16:31 Существует связь между богатством и счастьем, но неясно, является ли счастье результатом отсутствия страданий. Доход напрямую связан с оценкой жизни до уровня средней зарплаты рабочего. После преодоления черты бедности материальная обеспеченность перестаёт быть определяющим фактором счастья.
Экологические угрозы и возможности 1:17:56 Громадное богатство капитализма угрожает обществу и экосистеме. Несмотря на экологические проблемы, ситуация не так плачевна, как кажется. Капитализм может способствовать решению экологических проблем при достаточном уровне богатства.
Неравенство и борьба за существование 1:18:39 Капитализм создаёт неравенство и толкает к материализму, но также поднимает уровень жизни бедных слоёв населения. При ВВП в 5000 долларов на человека в год люди начинают заботиться об окружающей среде.
Перспективы населения и ресурсов 1:20:11 Нет доказательств перенаселения или исчерпания ресурсов к 2000 году. Появление нескольких миллиардов богатых людей может помочь в решении экологических проблем.
Альтернативы капитализму 1:21:12 Доктор Жижик не предложил альтернативы капитализму. Эксперименты с вмешательством правительства в рыночные отношения показывают, что сильное расслоение общества возможно даже при свободном рынке.
Индивидуальная ответственность 1:23:55 Капитализм не решает всех проблем, но свободный рынок обеспечивает достаток. Индивидуальный подход и ответственность важны для достижения наивысшего блага. Христианская традиция подчёркивает важность личной ответственности.
Самоограничение капитализма 1:25:44 Капитализм нуждается в самоограничении для достижения баланса между личным и общественным благом. Статистика показывает, что в скандинавских странах уровень счастья ниже, чем в Бангладеше.
Понятие счастья 1:26:51 Счастье не всегда связано с демократией и ответственностью. В Чехословакии люди были счастливы, когда чувствовали, что «рай где-то близко, но ещё не совсем». Изобилие не всегда является ключевым фактором счастья.
Критика коммунистического режима 1:28:17 Тоталитаризм не был сплошным кошмаром, существовал «извращённый молчаливый договор» между властью и населением. Власть обеспечивала спокойную жизнь, рабочие места и частные развлечения в обмен на лояльность. Пример Польши показывает, что даже после падения «железного занавеса» коммунисты могли вернуться к власти демократическим путём.
Счастье и работа 1:29:17 Счастье — это побочный продукт работы ради важных целей, а не самоцель. Китайское экономическое чудо стало результатом открытия рынка, но автор считает, что коммунистическая партия лучше защищает рабочих, чем демократия.
Капитализм и демократия 1:30:46 Традиционное партнёрство капитализма и демократии исчезает. Капитализму иногда нужны периоды диктатуры для улучшения жизни, после чего возвращается демократия. Примеры Чили и Южной Кореи иллюстрируют эту тенденцию.
Теория социальной власти Маркса 1:31:15 У Маркса не было теории социальной власти, он стремился к исчезновению классового общества. Маркс восхищался Парижской коммуной, где не было централизованной власти.
Эгалитаризм и коммунизм 1:32:24 Маркс критиковал идею равенства как буржуазную категорию. Коммунизм не означает эгалитаризм, в нём присутствуют иерархии, обусловленные не капитализмом.
Экологические проблемы 1:33:25 Необходимо объединить усилия стран мира для решения экологических проблем. Рыночные отношения не должны определять решение экологических проблем.
Напряжённость в мире 1:34:47 В некоторых странах, например, в ЮАР, нарастает напряжение, угрожающее гражданской войной. Важно не нарушать границы и избегать всеобщего объединения.
Пессимизм и экологические проблемы 1:36:00 Автор призывает к новым видам международной кооперации для решения экологических проблем. Большинство людей не осознают серьёзность экологических проблем из-за защитного механизма отрицания.
Антропология и марксизм 1:37:26 Автор не верит, что люди добры по своей природе, существует зависть и зло. Пример словенского фермера иллюстрирует человеческую природу.
Вопрос о марксизме 1:39:14 Вопрос о причинах поддержки марксизма вместо других философских доктрин. Автор ценит критику политэкономии Маркса и его описание динамики капиталистического общества.
Опасность призыва к революции 1:45:43 Защита Маркса перед молодым поколением может быть воспринята как призыв к революции. Такой призыв в контексте «Манифеста» считается опасным. Выражается опасения, что стремление к равенству может привести к негативным последствиям.
Критика политкорректности 1:47:22 Обсуждается критика политкорректности и крайностей в обществе. Поднимается вопрос о наличии марксистов в контексте политкорректности. Упоминается Берни Сандерс как пример человека, подвергшегося критике за свою идентичность.
Связь постмодернизма и марксизма 1:50:42 Утверждается, что постмодернисты подменили идею угнетения пролетариата идеей угнетения на основе идентичности. Критикуется использование марксистского нарратива без признания его происхождения. Отмечается, что постмодернисты рассматривают мир как поле битвы между группами.
Утопия и равенство 1:53:25 Обсуждается идея утопии и коммунизма как формы равенства. Поднимается вопрос о том, что уничтожение экономических иерархий не гарантирует утопию. Выражается сомнение в возможности полного равенства при сохранении других форм иерархии.
Счастье и ответственность 1:57:12 Счастье рассматривается как побочный продукт, а не как цель. Подчёркивается важность принятия ответственности за свою жизнь и страдания. Предлагается стремиться к наивысшему благу и представлять, как его осуществить.