Джордан Питерсон | Капитализм vs Марксизм. Дебаты. Джордан Питерсон vs Славой Жижек

YOUTUBE · 18.11.2025 19:43

Ключевые темы и таймкоды

Введение

0:16
  • Приветствие в центре исполнительских искусств Сони.
  • Предупреждение о запрете фотосъёмки, аудио- и видеосъёмки.
  • Представление ведущего и модератора дискуссии — президента Ростон-колледжа, доктора философии Стивена Блэквуда.

Представление гостей

1:33
  • Представление доктора философии Славы Жижика и доктора психологии Джордана Питерсона.
  • Подчёркивание важности дискуссии в консервативный век.
  • Упоминание о влиянии гостей на философские дискуссии.

Биография Славы Жижика

3:46
  • Две докторские степени: по философии и психоанализу.
  • Профессор института социологии и философии университета Любляны.
  • Директор института социальных исследований Бирбек.
  • Автор более тридцати книг, анализирующих философские идеи XIX и XX веков.
  • Фокус исследований: субъективность, искусство, эмансипация.

Биография Джордана Питерсона

5:01
  • Профессор психологии и клинический психолог.
  • Докторская степень в университете Могила.
  • Работал в Гарвардском университете и университете Торонто.
  • Автор двух книг и более сотни научных статей.
  • Исследует древние мифы, тоталитарные режимы XX века и современный нигилизм.
  • Книга «Двенадцать правил жизни» — мировой бестселлер.

Формат дискуссии

6:46
  • У каждого выступающего 30 минут на вступительное слово.
  • После вступительных слов — 10 минут на ответ.
  • Затем ответы на вопросы из зала и от онлайн-зрителей.

Вступительное слово Джордана Питерсона

7:42
  • Благодарность за тёплый приём и организацию мероприятия.
  • Осознание важности вечера как новой вехи в жизни.
  • Подготовка к мероприятию: ознакомление с работами Славы Жижика и перечитывание «Манифеста коммунистической партии».

Анализ «Манифеста коммунистической партии»

9:19
  • Обнаружение концептуальных ошибок в «Манифесте».
  • Сравнение с «обыденным мышлением» по Юнгу.
  • Критика идей Маркса и Энгельса на основе профессионального критического мышления.

Критика аксиом «Манифеста»

11:19
  • Объяснение десяти основных аксиом «Манифеста», которые авторы считали очевидными.
  • Опровержение этих аксиом и объяснение, почему не стоит на них полагаться.
  • Упоминание о прогрессе в понимании человека и общества за последние 17

Классовая борьба и её ограничения

12:57
  • История не сводится к классовой борьбе за материальные блага.
  • Существуют другие мотивы, движущие людьми, например, сотрудничество.
  • Описание истории через классовую борьбу не охватывает всей трагичности бытия.

Иерархии и их природа

13:41
  • Борьба за место в иерархии — одна из главных движущих сил в истории.
  • Иерархии существуют не только в обществе, но и в биологии.
  • Маркс недооценивал серьёзность проблемы иерархической системы.

Исторический контекст классовой борьбы

14:52
  • Борьба за место в иерархии существовала задолго до капитализма.
  • Левые должны учитывать, что классовая борьба существовала до капитализма.
  • Иерархическая система лишает собственности многих людей.

Духовная и психологическая борьба

16:06
  • Люди борются не только за материальные блага, но и с внутренними демонами.
  • Главная борьба человека — выживание в жестоком мире природы.
  • Философия Маркса не учитывает эту борьбу.

Роль иерархий в обществе

17:09
  • Иерархии необходимы для решения сложных социальных проблем.
  • Они эффективны в распределении ресурсов.
  • Власть не всегда основана на эксплуатации.

Бинарная классовая борьба

18:24
  • Маркс ошибочно считал историю бинарным противостоянием классов.
  • Между эксплуататором и эксплуатируемым нет чёткой границы.
  • Красный террор в России показал, что идентичности, по которым можно делить людей на классы, бесконечны.

Диктатура пролетариата

21:33
  • Идея диктатуры пролетариата не учитывает централизацию власти.
  • Пролетариат может злоупотреблять властью, как и капиталисты.
  • Механизмы отбора пролетариев в манифесте не описаны.

Критика прибыли

26:18
  • Маркс считал прибыль воровством, но это не всегда так.
  • Прибыль необходима для развития предприятия.
  • Успешный бизнес требует прибыли для выживания и развития.

Значение прибыли

27:35
  • Прибыль определяет направление усилий и помогает не тратить ресурсы зря.
  • Рынок наказывает за неэффективность.
  • Получение прибыли важно для успешного бизнеса.

Критика диктатуры пролетариата

28:44
  • Маркс и Энгельс предполагают, что диктатура пролетариата приведёт к переизбытку товаров, но не объясняют, как это произойдёт.
  • Поднимается вопрос о коррупции и сложности управления рынком при диктатуре.
  • Утверждается, что предприятия должны стать суперэффективными, но нет гарантий, что это возможно.

Ошибки в рассуждениях Маркса

30:04
  • Критикуется идея, что при диктатуре пролетариата люди будут заниматься творческим трудом.
  • Подчёркивается абсурдность постановки творческого труда как цели государства.
  • Упоминается наблюдение Достоевского о том, что человек создан для преодоления.

Ошибки в «Манифесте коммунистической партии»

31:59
  • Отмечаются ошибки в утверждении Маркса и Энгельса о неэффективности капитализма.
  • Капитализм уже достиг значительного прогресса в обеспечении материальных благ.
  • Критикуется самовлюблённость Маркса и Энгельса в их теориях.

Неравенство и капитализм

34:46
  • Обсуждается мнение Маркса о росте неравенства при капитализме.
  • Приводится статистика, показывающая, что капитализм создаёт не только неравенство, но и благосостояние.
  • Указывается на сокращение бедности в странах с рыночной экономикой.

Пример Китая

39:55
  • Китай совершил экономический скачок, превратив сотни миллионов людей из бедноты в средний класс.
  • Китай сочетает авторитарный режим и капиталистическую динамику.
  • Поднимается вопрос о счастье большинства в контексте конфуцианского учения о гармонии в обществе.

Счастье и свобода

41:03
  • Обсуждается сложность достижения счастья и механизм его саботирования.
  • Подчёркивается важность поиска смысла жизни, большего, чем просто выживание.
  • Отмечается, что в современном мире ответственность за свою жизнь лежит на каждом человеке.

Авторитеты и свобода

42:57
  • Подчёркивается, что в современном мире авторитеты больше не являются безусловными.
  • Люди сами несут ответственность за свою жизнь и действия.
  • Исполнение долга больше не является оправданием бездействия.

Консерватизм Трампа

43:10
  • Трамп использует традиционные ценности как постмодернистское шоу для удовлетворения собственного эго.
  • Его консерватизм сравнивается с постмодернизмом, особенно в сравнении с Берни Сандерсом.
  • Консерваторы считают, что кризис связан с потерей веры в трансцендентное божество.

Религия и насилие

44:11
  • Религия часто используется для оправдания насилия и массовых убийств.
  • Стив Вайнберг отмечает, что религия может заставить хороших людей делать плохое.
  • Достоевский в «Братьях Карамазовых» предупреждает о последствиях нигилизма: «Если бога нет, то всё дозволено».

Идеологии и зло

45:49
  • Идеологии могут приводить к совершению зла во имя добра.
  • Важно нести ответственность за свои страдания и не допускать, чтобы они стали доказательством уникальности.
  • Отказ от удовольствия легко превращается в удовольствие от отказа.

Мультикультурализм и идентичность

46:26
  • Белые либералы критикуют свою культуру, но это выгодно им для достижения универсализма.
  • Белые мультикультуралисты воплощают ложь политики идентичности.

Мифотворчество и антисемитизм

47:01
  • Нацисты искали внешнего врага для оправдания разногласий в обществе.
  • Современные популистские мифы о беженцах аналогичны антисемитизму.
  • Мифы помогают людям ощущать смысл жизни, но являются ложью.

Культурный марксизм и капитализм

50:12
  • Культурный марксизм проецирует общественное напряжение вовне.
  • Капитализм подрывает основы протестантской этики, что приводит к моральной деградации.
  • Коммодификация культурной жизни — важный момент роста капиталистического производства.

Либералы и Трамп

52:01
  • Либералы демонизируют Трампа, не замечая социального напряжения в обществе.
  • Эгалитаризм может превращаться в самоотречение ради выгоды других.
  • Политкорректность в крайнем выражении маскирует реальность поражения.

Равенство и иерархия

54:24
  • Равенство должно позволять людям развивать свои различные возможности.
  • Современный капитализм теряет талантливых людей, унифицируя всех под одну гребёнку.
  • Программа Берни Сандерса предлагает баланс между равенством и иерархией.

Компетенции и рынок

56:08
  • В тоталитарном обществе компетенции определяются политически

Эволюция и иерархии

56:53
  • Автор подчёркивает важность эволюционного дискурса и сходства ДНК человека с ДНК других существ.
  • Иерархии в природе динамичны и развиваются подобно французской кухне, где ошибки оборачиваются в пользу.
  • Пример с сыром и шампанским иллюстрирует, как неожиданные результаты могут стать уникальными блюдами.

Сексуальность и культура

58:31
  • Сексуальное влечение биологически обусловлено, но люди превратили его в метафизическую страсть, выходящую за пределы биоритмов.
  • Культурная логика влияет на биологические функции, создавая новые формы поведения.

Влияние христианства

59:47
  • Христианство предлагает строить общество святого духа, где иерархические семейные ценности отходят на второй план.
  • Демократия выводит эту идею на политический уровень, распределяя власть среди всех граждан.

Власть и компетенция

1:00:44
  • Власть не должна основываться на компетенции, она имеет мистический и иррациональный характер.
  • Теолог Керки Гор подчёркивает, что власть основана на божественном происхождении, а не на знаниях и умениях.

Проблемы капитализма

1:03:01
  • Капитализм сталкивается с угрозами экологической катастрофы и последствиями научно-технического развития.
  • Проблемы управления в капиталистической системе связаны с желанием расширения производства.

Экологические угрозы

1:04:01
  • Загрязнение среды и глобальное потепление представляют серьёзную угрозу.
  • Радикальные меры, предлагаемые экологами, могут привести к катастрофе, нарушая хрупкий земной баланс.

Биогенетика и цифровизация

1:07:09
  • Современные биогенетические разработки могут привести к созданию нового человека через нейросети и связь между мозгом и цифровой машиной.
  • Цифровизация мозга открывает новые возможности контроля, но также создаёт риски для конфиденциальности.

Глобальные проблемы и беженцы

1:08:20
  • Конфликты в других странах приводят к массовым потокам беженцев.
  • Необходимо изменить условия, порождающие массовый приток беженцев, а не просто принимать их.

Ограничения капитализма

1:10:49
  • Свободный рынок должен быть ограничен для решения глобальных проблем.
  • Государство активно вмешивается в экономику, но этого недостаточно для достижения целей.

Прогноз и критика

1:11:28
  • Несмотря на протесты, мир движется к катастрофе, которая может привести к осознанию необходимости изменений.
  • Автор выражает сомнения в возможности решения текущих проблем капиталистическим путём.

Критика капитализма

1:15:47
  • Капитализм способствует коммудификации культурной жизни, но не сводится к экономической конкуренции.
  • Культура рекламы, продаж и маркетинга — часть капитализма, но превращение всех граней жизни в товары не является лучшим путём.

Богатство и счастье

1:16:31
  • Существует связь между богатством и счастьем, но неясно, является ли счастье результатом отсутствия страданий.
  • Доход напрямую связан с оценкой жизни до уровня средней зарплаты рабочего.
  • После преодоления черты бедности материальная обеспеченность перестаёт быть определяющим фактором счастья.

Экологические угрозы и возможности

1:17:56
  • Громадное богатство капитализма угрожает обществу и экосистеме.
  • Несмотря на экологические проблемы, ситуация не так плачевна, как кажется.
  • Капитализм может способствовать решению экологических проблем при достаточном уровне богатства.

Неравенство и борьба за существование

1:18:39
  • Капитализм создаёт неравенство и толкает к материализму, но также поднимает уровень жизни бедных слоёв населения.
  • При ВВП в 5000 долларов на человека в год люди начинают заботиться об окружающей среде.

Перспективы населения и ресурсов

1:20:11
  • Нет доказательств перенаселения или исчерпания ресурсов к 2000 году.
  • Появление нескольких миллиардов богатых людей может помочь в решении экологических проблем.

Альтернативы капитализму

1:21:12
  • Доктор Жижик не предложил альтернативы капитализму.
  • Эксперименты с вмешательством правительства в рыночные отношения показывают, что сильное расслоение общества возможно даже при свободном рынке.

Индивидуальная ответственность

1:23:55
  • Капитализм не решает всех проблем, но свободный рынок обеспечивает достаток.
  • Индивидуальный подход и ответственность важны для достижения наивысшего блага.
  • Христианская традиция подчёркивает важность личной ответственности.

Самоограничение капитализма

1:25:44
  • Капитализм нуждается в самоограничении для достижения баланса между личным и общественным благом.
  • Статистика показывает, что в скандинавских странах уровень счастья ниже, чем в Бангладеше.

Понятие счастья

1:26:51
  • Счастье не всегда связано с демократией и ответственностью.
  • В Чехословакии люди были счастливы, когда чувствовали, что «рай где-то близко, но ещё не совсем».
  • Изобилие не всегда является ключевым фактором счастья.

Критика коммунистического режима

1:28:17
  • Тоталитаризм не был сплошным кошмаром, существовал «извращённый молчаливый договор» между властью и населением.
  • Власть обеспечивала спокойную жизнь, рабочие места и частные развлечения в обмен на лояльность.
  • Пример Польши показывает, что даже после падения «железного занавеса» коммунисты могли вернуться к власти демократическим путём.

Счастье и работа

1:29:17
  • Счастье — это побочный продукт работы ради важных целей, а не самоцель.
  • Китайское экономическое чудо стало результатом открытия рынка, но автор считает, что коммунистическая партия лучше защищает рабочих, чем демократия.

Капитализм и демократия

1:30:46
  • Традиционное партнёрство капитализма и демократии исчезает.
  • Капитализму иногда нужны периоды диктатуры для улучшения жизни, после чего возвращается демократия.
  • Примеры Чили и Южной Кореи иллюстрируют эту тенденцию.

Теория социальной власти Маркса

1:31:15
  • У Маркса не было теории социальной власти, он стремился к исчезновению классового общества.
  • Маркс восхищался Парижской коммуной, где не было централизованной власти.

Эгалитаризм и коммунизм

1:32:24
  • Маркс критиковал идею равенства как буржуазную категорию.
  • Коммунизм не означает эгалитаризм, в нём присутствуют иерархии, обусловленные не капитализмом.

Экологические проблемы

1:33:25
  • Необходимо объединить усилия стран мира для решения экологических проблем.
  • Рыночные отношения не должны определять решение экологических проблем.

Напряжённость в мире

1:34:47
  • В некоторых странах, например, в ЮАР, нарастает напряжение, угрожающее гражданской войной.
  • Важно не нарушать границы и избегать всеобщего объединения.

Пессимизм и экологические проблемы

1:36:00
  • Автор призывает к новым видам международной кооперации для решения экологических проблем.
  • Большинство людей не осознают серьёзность экологических проблем из-за защитного механизма отрицания.

Антропология и марксизм

1:37:26
  • Автор не верит, что люди добры по своей природе, существует зависть и зло.
  • Пример словенского фермера иллюстрирует человеческую природу.

Вопрос о марксизме

1:39:14
  • Вопрос о причинах поддержки марксизма вместо других философских доктрин.
  • Автор ценит критику политэкономии Маркса и его описание динамики капиталистического общества.

Опасность призыва к революции

1:45:43
  • Защита Маркса перед молодым поколением может быть воспринята как призыв к революции.
  • Такой призыв в контексте «Манифеста» считается опасным.
  • Выражается опасения, что стремление к равенству может привести к негативным последствиям.

Критика политкорректности

1:47:22
  • Обсуждается критика политкорректности и крайностей в обществе.
  • Поднимается вопрос о наличии марксистов в контексте политкорректности.
  • Упоминается Берни Сандерс как пример человека, подвергшегося критике за свою идентичность.

Связь постмодернизма и марксизма

1:50:42
  • Утверждается, что постмодернисты подменили идею угнетения пролетариата идеей угнетения на основе идентичности.
  • Критикуется использование марксистского нарратива без признания его происхождения.
  • Отмечается, что постмодернисты рассматривают мир как поле битвы между группами.

Утопия и равенство

1:53:25
  • Обсуждается идея утопии и коммунизма как формы равенства.
  • Поднимается вопрос о том, что уничтожение экономических иерархий не гарантирует утопию.
  • Выражается сомнение в возможности полного равенства при сохранении других форм иерархии.

Счастье и ответственность

1:57:12
  • Счастье рассматривается как побочный продукт, а не как цель.
  • Подчёркивается важность принятия ответственности за свою жизнь и страдания.
  • Предлагается стремиться к наивысшему благу и представлять, как его осуществить.