Введение в тему 0:10 Обсуждение фигур Фейербаха, Маркса и Энгельса. Все они были учениками Гегеля, но разошлись с ним в взглядах.
Критика Фейербахом диалектики Гегеля 1:09 Фейербах радикально критиковал диалектику Гегеля и идею абсолютного духа. Он выступал против развития через противоречия.
Атеизм и материализм Фейербаха 2:06 Фейербах был последовательным атеистом и материалистом. Его критика религии основывалась на научных принципах XIX века.
Влияние Фейербаха на русскую культуру 3:07 Работы Фейербаха повлияли на отношение к религии среди русских интеллигентов. Фейербах апеллировал к науке для обоснования своего атеизма.
Причины существования религии по Фейербаху 3:58 Религия коренится в природе человека и условиях его жизни. Люди обращаются к религии из-за слабости и страха. Фейербах предлагал заменить идею бога идеей человека.
Введение в марксизм 6:03 Обсуждение марксизма и его влияния. Упоминание о недостатке знаний о Марксе среди студентов.
Диалектический материализм Маркса 7:02 Диалектический материализм сочетает идеи Гегеля и Фейербаха. Законы диалектики применяются к развитию материи и сознания. Бытие определяет сознание, сознание — свойство материи.
Исторический материализм Маркса 9:48 Применение диалектического метода к истории общества. Влияние марксизма за пределами России. Примеры неомарксизма: Франкфуртская школа, соединение фрейдизма с марксизмом.
Экономические аспекты исторического материализма 11:43 Люди вступают в производственные отношения из-за потребностей. Экономика позволяет удовлетворять потребности. Религия рассматривается как иллюзия, «опиум для народа».
Экономический детерминизм Маркса 12:21 Производственные отношения создают экономическую базу, которая является основой для государства и общества. Государственные и общественные институты — это настройка по отношению к экономическому базису. Маркс подчёркивал экономический детерминизм, но также имел идеи о коммунизме, связанные с политической ситуацией в Германии и Европе.
Общественно-экономические формации 13:20 Маркс выделял четыре общественно-экономические формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Предполагалась пятая формация — коммунистическая. Переход между формациями обусловлен потребностями в более совершенном производстве.
Развитие экономики и революции 14:20 Экономика развивается независимо от государственных и правовых систем, которые могут сдерживать её рост. Слом старых систем может происходить насильственно через революции или мирно через реформы. Революция рассматривается как единственный способ спасти пролетариев от рабства в XIX веке.
Влияние XIX века на марксизм 15:19 В XIX веке революции были популярны, и казалось, что только они могут решить противоречия. Риторика марксизма отражает настроения того времени.
Заслуги марксизма 15:37 Марксизм выделил экономические факторы как движущие силы исторического развития. История стала более закономерной и детерминированной. Несмотря на перекосы в интерпретации, достижения Маркса остаются значимыми.