Петр I: Начало правления (1689 – 1697) | Курс Владимира Мединского | Петровские времена

YOUTUBE · 15.11.2025 10:55

Ключевые темы и таймкоды

Введение в тему Петра Первого

0:16
  • Пётр Первый — сложная и противоречивая фигура в русской истории.
  • Его образ в литературе и кино сильно различается.
  • Автор сомневается в возможности объективного подхода к его личности.

Литературные и исторические оценки Петра

1:14
  • Пушкин восхищался Петром, но с оговорками.
  • Лев Толстой критиковал Петра.
  • Алексей Толстой изображал Петра по-разному в зависимости от политической конъюнктуры.

Авторский подход к реформам Петра

2:04
  • Автор книги «Мифы о России» анализировал негативные стороны реформ Петра.
  • Его подход встретил поддержку, но взгляды со временем изменились.

Цели цикла лекций

4:04
  • Автор стремится избежать субъективизма и оценок.
  • Цель — рассказать о делах и жизни Петра, избегая излишней научности и популяризации.

Начало правления Петра

4:49
  • В 1689 году Пётр въехал в Москву после свержения Софьи.
  • Реальная власть находилась в руках клана Нарышкиных, особенно матери Петра.

Роль патриарха Адриана

6:36
  • Патриарх Адриан был консерватором, но проявил терпимость к отказам от венчания.
  • Пётр доверял патриарху, но позже между ними произошёл разрыв.

Последствия разрыва с патриархом

8:32
  • Пётр назначил Никиту Зотова патриархом, что вызвало возмущение верующих.
  • Адриан стал последним патриархом на Руси.

Иван V и его роль

9:32
  • Иван V был добрым, но больным человеком, не готовившимся к правлению.
  • Его жизнь была решена кланами, а не им самим.

Политическая борьба за трон

10:29
  • Борьба за трон была жестокой и решала судьбы людей.
  • Проигрыш в этой борьбе мог означать потерю всего, включая жизнь.

Интересы Петра

10:44
  • Пётр увлекается ремеслами: он отличный токарь, слесарь и плотник.
  • Любит военное дело с раннего детства, занимается потешными полками.
  • Во время учений использует настоящие пушки и оружие, стреляя горохом и пареной репой.

Примеры учений

11:43
  • В 1990 году Пётр получает ожог лица во время штурма Семёновского двора.
  • В 1991 году происходит серьёзная битва между стрельцами и потешными, много раненых и обожжённых.
  • В 1992 году Пётр участвует в штурме крепости Пресбург, князь Иван Долгорукий погибает от ран.

Кожуховские манёвры

13:32
  • В 1694 году Пётр проводит масштабные манёвры с участием до 40 тысяч человек.
  • В манёврах участвуют конница, стрельцы, артиллерия и гренадеры.
  • Гренадеры стреляют гранатами из ружей, похожих на РПГ-7.

Столкновение армий

15:13
  • Столкновение русской армии под командованием князя Рамадановского и польской армии под командованием Бутурлина.
  • Битва проходит в черте современной Москвы, на территории бывшего завода ЗИЛ.
  • Потери: убито 24 человека, ранено 50, среди раненых — Франц Лефорт.

Окружение Петра

15:52
  • Пётр общается с простыми людьми, а не с аристократией.
  • Его ближний круг состоит из потешных солдат, офицеров, иностранцев из Немецкой слободы, мастеровых и торговцев.
  • Ценность человека для Петра определяется его умениями и практической полезностью.

Табель о рангах

16:48
  • Пётр вводит табель о рангах, по которой можно выслужиться из низших чинов до высших благодаря усердию и труду.
  • Этот подход становится культурной революцией для России.
  • Понимание этого подхода формируется у Петра в юные годы благодаря общению с простыми людьми и иностранцами.

Пётр и море

17:37
  • Пётр демонстрировал бесстрашие на воде, пренебрегая техникой безопасности.
  • В 1694 году его яхта чудом избежала крушения в Белом море.
  • В память о спасении Пётр вырубil трёхметровый деревянный крест.

Английский ботик

18:37
  • Пётр нашёл в Измайлово полуподгнившую лодку с двумя парусами.
  • Голландский учитель Циммерман объяснил ему особенности английского ботика.
  • Пётр заинтересовался кораблестроением.

Обучение и строительство флота

19:34
  • Пётр нашёл моряка Бранта для обучения управлению ботиком.
  • Бранд участвовал в постройке первого российского корабля «Орёл».
  • На Плещеевом озере Пётр построил потешную флотилию.

Первые манёвры и последствия

21:28
  • 1 мая 1692 года Пётр спустил на воду фрегат «Марс».
  • Прошли первые манёвры потешного флота.
  • Спустя 30 лет Пётр обнаружил, что его флот пришёл в упадок.

Ботик как символ

22:28
  • Английский ботик стал «дедушкой русского флота».
  • Ботик путешествовал по России и за границу.
  • Сейчас он экспонат в Центральном военно-морском музее в Петербурге.

Немецкая слобода

24:45
  • Немецкая слобода в Москве — это город в городе с европейскими традициями.
  • Пётр часто посещал слободу, где жил генерал Гордон и Лефорт.
  • В слободе Пётр учился европейским манерам, языкам и фехтованию.

Культурная адаптация

27:43
  • Пётр изучал голландский, немецкий и французский языки.
  • Обучался верховой езде, танцам и барабанному бою.
  • Гордился своими навыками барабанного боя и демонстрировал их повсюду.

Александр Меньшиков

28:45
  • Меньшиков стал постоянным спутником Петра в Немецкой слободе.
  • Миф о его происхождении из низов не подтверждается научными данными.
  • Одна из версий: Меньшиков — мелкопоместный бедный белорусский дворянин.

Грамотность Меньшикова

29:44
  • Пётр писал с чудовищной орфографией, пропуская гласные и вставляя ненужные твёрдые знаки.
  • У Меньшикова нет ни одного документа, написанного от руки, только автографы.
  • Меньшиков всегда диктовал, а писали канцеляристы.

qualities of Menshikov

30:44
  • Меньшиков отличался острым умом, прекрасной памятью и кипучей энергией.
  • Он брался за любое дело, несмотря на препятствия.
  • Несмотря на неудачи, Меньшиков старался быть полезным.

Анна Монс

31:21
  • Анна Монс — первая любовь Петра, дочь виноторговца из Немецкой слободы.
  • Пётр познакомился с ней в 18 лет через Лефорта.
  • Анна была неверна Петру и использовала его деньги.

Конфликт с послом Пруссии

33:02
  • Посол Пруссии фон Кейзерлинг попросил руки Анны у Петра.
  • Меньшиков спустил Кейзерлинга с лестницы, что вызвало дипломатический скандал.
  • Гвардейцы, избившие посла, были помилованы прусским королём.

Судьба семьи Монс

34:53
  • Анна судилась с родственниками мужа за имущество.
  • После смерти Анны её имущество унаследовал немецкий офицер.
  • Брат Анны, Вильям, был казнён по обвинению в афере с императрицей Екатериной I.

Всешутейший собор

35:53
  • Собор пародировал обряды православной церкви и поклонялся Бахусу.
  • Участники собора имели прозвища и титулы, пародирующие церковные должности.
  • Собор собирался многие годы, требуя творческого подхода.

Смерть матери Петра

38:44
  • В 1694 году умерла мать Петра, Наталья Кирилловна.
  • Пётр формально стал царём в 10 лет, но реального участия в управлении государством не принимал.
  • С 17 до 22 лет Пётр был предоставлен сам себе, занимаясь потехами и строительством флота.

Поездка в Архангельск

40:43
  • Пётр посетил Архангельск, чтобы увидеть большое море и построить военные суда.

Болезнь Петра

41:21
  • Пётр серьёзно заболел на обратном пути из Архангельска, болезнь была тяжёлой и длилась несколько месяцев.
  • Болезнь вызвала опасения за будущее государства, так как на троне мог остаться слабый государь Иван.
  • Существует версия, что Пётр заболел клещевым энцефалитом, после чего у него появился тик, переходящий в судороги и временную потерю сознания.

Возвращение Петра и флот

42:18
  • Несмотря на болезнь, Пётр выжил благодаря своему иммунитету.
  • В Архангельске он создал несколько военных кораблей, которые позже были переоборудованы в торговые суда.
  • Вернувшись в Москву, Пётр начал создавать полноценную армию.

Кожуховские манёвры и война с Турцией

42:50
  • Пётр организовал Кожуховские манёвры, которые показали наличие у России армии.
  • Россия находилась в состоянии войны с Турцией, которая началась ещё при отце Петра.
  • Союзники России — Австрия, Венеция и Польша — образовали Священную лигу.

Крымские походы Голицына

43:47
  • Голицын совершил два крымских похода против турок, оба были неудачными и стоили казне больших денег.
  • Эти походы не достигли целей и были скорее демонстрацией союзнических обязательств перед Европой.
  • Отношения между Россией и Турцией остались в состоянии войны.

Европейский политический расклад

44:47
  • Европа в конце XVII века представляла собой конгломерат княжеств и свободных территорий.
  • Священная Римская империя германской нации имела формальный статус, но фактически не подчинялась императору.
  • Австрия контролировала большие территории, включая Венгрию и Балканы.
  • Речь Посполитая была огромным, но политически рыхлым государством.

Великобритания и Франция

45:40
  • Шотландия была независимым государством, но находилась под влиянием Франции.
  • Шотландские дворяне служили французским королям и разъезжались по Европе, включая Россию.
  • Великобритания и Франция были ведущими державами того времени.

Шведская империя

46:36
  • Швеция владела частью Норвегии, Финляндией, частью России и княжествами на севере Германии.
  • Карл XII, пришедший к власти в конце XVII века, оказался талантливым полководцем, несмотря на ожидания его слабости.
  • При Карле XII шведская империя потеряла своё геополитическое величие.

Московское государство и его торговые ограничения

47:32
  • Московское государство не имело выхода к морю, кроме замерзающего Архангельска.
  • Торговый путь через Архангельск был сложным и опасным.
  • Чёрное море было занято Турцией и Крымским ханством, выход в Средиземное море был затруднён из-за Босфора и Дарданелл.
  • На Балтике владения Швеции ограничивали возможности России.

Экономическая необходимость выхода к морю

48:27
  • Без выхода к морю торговля была неэффективной, товары перепродавались иностранным посредникам.
  • Варианты выхода к морю: война со Швецией или Турцией.
  • Советники Петра I предложили план выхода через юг, через турецкие владения.

План захвата Азова

49:24
  • Азов — оборонительная крепость, препятствующая выходу с Дона в Азовское море.
  • План включал доминирование в Азовском море, захват Керчи и выход в Чёрное море.
  • Турция была занята войной с Австрией, что казалось удачным моментом для нападения.

Подготовка к походу и проблемы с организацией

50:20
  • Русская армия должна была изобразить поход на Крым, а основные силы спуститься по Дону и напасть на Азов.
  • Проблемы с военной организацией: некачественные струги, падеж лошадей, трудности с транспортировкой пушек.
  • Спуск армии занял почти два месяца.

Описание крепости Азов

52:19
  • Азов — мощная оборонительная крепость с двумя башнями и цепью, преграждающей путь кораблям.
  • Крепость имела земляной вал, глубокий ров и частокол.
  • Турецкий гарнизон составлял 7000 человек.

Осада Азова и её неудачи

54:11
  • Казаки взяли башни, но блокада со стороны моря не удалась.
  • Артиллеристы были плохо обучены, дисциплина низкая, офицерский корпус слабо подготовлен.
  • Массовые штурмы не увенчались успехом, солдаты не хотели лезть на стены.
  • Турки совершили вылазку, перебили много солдат и утащили десять пушек.

Снятие осады и последствия

55:08
  • В октябре 1695 года осада была тайно снята.
  • В Москве осаду изобразили как победу, Пётр I прошёл победным маршем.
  • После неудачи Пётр I проявил упрямство и энергию, начав готовиться к следующему походу.

Характер Петра I

56:08
  • Пётр I воспринимал неудачи как личные вызовы и действовал ещё более энергично.

Личные качества и здоровье Петра I

57:06
  • Пётр имел плохую наследственность: его отец и дед умерли в молодом возрасте из-за наследственных проблем.
  • У Петра был нервный тик, который сопровождал его всю жизнь.
  • Историки предполагают различные причины тика: испуг во время стрелецкого бунта, наследственный синдром Туретта или клещевой энцефалит.

Умственные и поведенческие особенности

58:04
  • Пётр отличался быстрой умственной деятельностью и гиперактивностью.
  • Он был постоянно в движении, работал даже в дороге.
  • Резкая смена настроения была характерной чертой Петра.

Отношение к зрелищам и театру

59:59
  • Пётр любил активные действия, такие как фейерверки и парады, но не мог долго сидеть на месте.
  • Не интересовался театром и оперой, предпочитал участвовать в событиях, а не наблюдать за ними.

Интерес к медицине и анатомии

1:02:03
  • Пётр проявлял интерес к медицине и анатомии, но не мог долго смотреть, как вскрывают трупы.
  • Он стремился сам участвовать в медицинских процедурах.

Приступы бешенства и их преодоление

1:03:02
  • Пётр мог терять самообладание и нападать на близких людей в припадках бешенства.
  • Его супруга Екатерина обладала уникальным даром успокаивать его во время приступов.

Многогранность интересов и навыков

1:05:09
  • Пётр изучил множество ремёсел и профессий, включая строительство кораблей и военное дело.
  • Интересовался физикой, химией, астрономией, геологией, географией, палеонтологией, медициной и стоматологией.

Бытовой аскетизм и скромность

1:06:08
  • Пётр предпочитал простую одежду и был аскетичен в быту.
  • Вел учёт своих расходов, получая жалованье согласно табелю о рангах.

Отношение к деньгам

1:07:36
  • Пётр тщательно учитывал свои расходы и проявлял мелочность в финансовых вопросах.
  • Несмотря на скромные траты, он хорошо знал ценность вещей и был труднообманутым.

Контроль Петра I

1:08:46
  • Пётр I был одержим контролем, считая, что власть без контроля — ничто.
  • Каждый его указ был детализирован и требовал точного исполнения.
  • Он контролировал даже мелочи, включая сельскохозяйственные практики и внешний вид подданных.

Противоречивость Петра

1:09:45
  • Пётр решал грандиозные задачи, но при этом требовал мельчайшего контроля.
  • Его противоречивость проявлялась в мелочности и одновременно в величии.
  • Несмотря на абсолютную власть, он был доступен для общения с подданными.

Подготовка к повторному штурму Азова

1:11:37
  • После поражения под Азовом Пётр активно готовился к повторному штурму.
  • За зиму было построено более тысячи новых стругов, несколько больших галер и четыре корабля-брандера.
  • Армия увеличилась до более чем 70 тысяч человек, а главнокомандующим стал боярин Шейн.

Штурм Азова

1:12:58
  • Пётр блокировал крепость со стороны Азовского моря, строя насыпь и устанавливая пушки.
  • Турецкий гарнизон капитулировал, не дожидаясь штурма.

Эпизод с Яном Янсеном

1:14:15
  • Янсен, перебежчик из Голландии, дважды изменил вере и выдал военную тайну туркам.
  • Пётр потребовал его выдачи, несмотря на религиозные соображения турок.
  • Янсен был казнён после возвращения Петра из похода.

Прощение и нетерпимость к измене

1:17:03
  • Пётр прощал многие грехи, но не терпел измены.
  • Пример с Меньшиковым иллюстрирует его готовность прощать, если человек полезен.
  • Нетерпимость к предательству была характерной чертой Петра.

Основание Таганрога

1:17:36
  • После взятия Азова Пётр утвердил план новых укреплений и основал город Таганрог.
  • Таганрог имел шансы стать новой столицей России, если бы Пётр выбрал южный вектор развития.

Строительство флота в Воронеже

1:18:20
  • Пётр I после взятия Азова осознал важность наличия флота для поддержки армии.
  • В Воронеже началось масштабное строительство военного флота, которое длилось 15 лет.
  • На строительство были выделены огромные бюджетные ассигнования и введён новый налог.

Ограничения воронежского флота

1:19:20
  • Флот мог плавать только по Азовскому морю, так как Керченский пролив был закрыт для русских.
  • Из-за отсутствия выхода в Чёрное море флот постепенно пришёл в негодность.
  • Единственные плюсы строительства — подготовка новых судостроительных и военно-инженерных кадров, а также тренировка офицерских кадров.

Дипломатическая миссия и её провал

1:20:13
  • Попытка воронежского флота проплыть в Константинополь с дипломатической миссией закончилась неудачей.
  • Турки не пропустили флот, разрешив пройти только одному посольскому кораблю.
  • Воронежский флот не решил никаких военных или торговых задач.

Необходимость новых кадров

1:21:10
  • Пётр осознал нехватку специалистов и необходимость новых кадров для внутренних реформ.
  • Он отправил несколько десятков дворян учиться корабельному и морскому инженерному делу в Европу.

Великое посольство

1:22:07
  • Пётр отправил в Европу «Великое посольство», что было беспрецедентным шагом для России.
  • Подробности о посольстве и его результатах будут рассказаны в следующем видео.