Екатерина II: итоги правления | Курс Владимира Мединского | XVIII век

DZEN · 22.11.2025 04:39

Ключевые темы и таймкоды

Население России при Петре и Екатерине

0:00
  • К концу правления Петра население России значительно сократилось.
  • При Екатерине население выросло почти вдвое, Россия стала самой населённой страной в Европе.
  • Пугачёвщина стала результатом несправедливой экономической политики.

Дипломатия Екатерины

0:54
  • Французский посол в 1789 году писал о праздновании падения Бастилии в Петербурге.
  • Екатерина проявляла чудеса дипломатической эквилибристики, избегая международной изоляции.

Историография Екатерины

1:49
  • В имперские времена Екатерину называли Великой, но советская историография сократила это до Второй.
  • Она была жестокой крепостницей, подавившей Пугачёвское восстание.

Полководцы Екатерины

2:34
  • Выдающиеся полководцы Суворов, Ушаков, Румянцев, Кутузов отстаивали национальные интересы страны.

Лицемерие Екатерины

3:01
  • Публичные заявления Екатерины не соответствовали её практическим делам.
  • Песня группы «Любэ» обвинила её в продаже Аляски.

Правление Екатерины

4:00
  • Екатерина пришла к власти в зрелом возрасте, в 33 года.
  • При ней Российская империя полностью сложилась как устойчивая держава.

Принципы империи

4:59
  • Империя требует множества народов, этносов, религий, большой территории и сверхидеи.
  • Привлекательная идеология и культурная модель важны для империи.

Расширение империи

5:07
  • Империя при Екатерине получила импульс к постоянному саморасширению.
  • Россия находилась на пути движения воинственных соседей, что требовало постоянных усилий для защиты.

Преемственность Петра

6:03
  • Екатерина декларировала себя преемницей Петра Первого.
  • Медный всадник в Петербурге — свидетельство этой преемственности.

Итоги правления Екатерины

6:49
  • Перечисление главных итогов правления Екатерины.

Рост территории России

7:16
  • Вхождение восточных территорий вплоть до Чукотки и демаркация границы с Китаем.
  • Добровольное вхождение Грузии и завоевание будущего Азербайджана у Персии.
  • Частичное приобретение шведских территорий и поглощение Литвы, Западной Белоруссии, Западной Украины, части польских земель, Курляндии и части Латвии.
  • Решение многовековой проблемы России: Крым, Кубань, Новороссия и Причерноморье.

Присоединение плодородных земель

8:10
  • Екатерина присоединила плодородные земли без единого выстрела, но позже пришлось воевать с Турцией.
  • Рост населения: от 20–24 миллионов человек при Екатерине до более чем 37 миллионов к концу её правления.
  • Россия стала самой населённой страной в Европе.

Привилегии дворянства

9:05
  • При Екатерине дворянство достигло максимума своих прав и привилегий.
  • Вольность дворянства, задекларированная Петром III, подтвердилась при Екатерине.
  • Дворяне могли заниматься гражданской службой, управлением имением, науками и другими видами деятельности.
  • С введением всеобщей воинской повинности в 1874 году дворяне утратили право не служить в армии.

Укрепление вертикали власти

10:04
  • Екатерина укрепила вертикаль власти и систему управления империей.

Административные и культурные реформы Екатерины

10:17
  • Реформа административного и территориального устройства: генерал-губернаторства, губернии, уезды, районы и кварталы.
  • Рост геополитической мощи и авторитета страны.
  • Передовая культурная политика: открытие Эрмитажа, первой публичной библиотеки, покровительство искусствам, развитие Академии наук и Академии художеств, создание сети учебных заведений.
  • Успешная политика в сфере массового здравоохранения: первая в мире эффективная кампания по вакцинации против оспы.

Экономические проблемы

11:16
  • Отсутствие экономистов в России, отставание в развитии промышленности из-за сохранения крепостного права.
  • Неверие Екатерины в бизнес и предпринимательство среди дворянства.
  • Разбалансировка финансовой системы: отмена и введение бумажных денег-ассигнаций.

Инфляция и её последствия

12:11
  • Введение бумажных денег оживило торговлю, но привело к инфляции.
  • Рост цен и товаропроизводства не успевал за появлением новых ассигнаций.

Экспорт зерна и государственный долг

13:01
  • Отмена запрета на экспорт зерна привела к увеличению цен на хлеб почти в десять раз.
  • Государственный долг достиг более двухсот миллионов рублей, в основном внутренний.
  • Расходы на фаворитов и приближённых негативно сказались на экономике.

Социальные последствия экономической политики

13:58
  • Перекосы в экономике и финансах привели к жёстким побочным эффектам.
  • Дворяне боготворили Екатерину, крестьяне и рабочие ненавидели её.
  • Пугачёвщина как результат несправедливой экономической политики.

Оценка правления Екатерины историками

14:45
  • Историки разных убеждений признают больше плюсов в правлении Екатерины, чем минусов.
  • Чаадаев отмечал национальный характер царствования Екатерины и отождествление русского народа с правительством в годы побед и благоденствия.

Политика Екатерины и Александра

15:33
  • При Екатерине Россия существовала для России, а при Александре — для Европы.
  • Политика Екатерины была прагматичной и ориентированной на национальные интересы.
  • Александр стремился к всеобщему благоденствию в Европе, что противоречило национальным интересам России.

Влияние Екатерины на литературу

16:29
  • Екатерина способствовала развитию русской литературы, задавая тон.
  • Её произведения, хотя и не всегда талантливые, оказали влияние на последующую литературу, например, на «Бориса Годунова» Пушкина.
  • Ключевский отмечал, что Екатерина воспитала себя сама и обладала гибким и осторожным умом.

Управление государством

17:31
  • Екатерина умела тонко и умно управлять огромным государством.
  • Она создавала систему мотивации для исполнения приказов, иногда провоцируя исполнителей на инициативу.
  • Пример: Потемкин сам захотел присоединить Новороссию к Крыму.

Образ жизни Екатерины

18:34
  • Екатерина была трудоголиком, вставала в 6 утра и работала до 2 часов дня.
  • Её завтрак состоял из крепкого кофе, а обед был коротким и простым: вареная говядина, огурцы, овощи.
  • Вечером она ужинала легко, без еды.

Увлечения и отдых

20:27
  • В преклонных годах Екатерина увлекалась вязанием и чтением вслух.
  • Читала классику и историческую литературу, вязала одежду для своих собачек и внуков.
  • Любила спорить по делу, но относилась к критике терпимо.

Отдых и спорт

21:09
  • Отдыхом для Екатерины была езда верхом, она любила проходить 10–15 километров в день.
  • Несмотря на напряжённый график, она сохраняла спокойную и размеренную жизнь.

Государственные достижения

22:06
  • При всём своём образе жизни Екатерина успешно управляла Новороссией, Польшей, войнами со Швецией и Персией, а также интригами в европейской политике.
  • Её личные качества сыграли важную роль в государственных достижениях России.

Патриотизм Екатерины

22:27
  • Екатерина, родом из Германии, испытывала искреннее чувство патриотизма к России.
  • Она стремилась сделать страну более счастливой и вернуть моду на русское платье при дворе.
  • Воинские мундирные платья, придуманные Екатериной, шились из русских материалов.

Религиозные взгляды и знание русского языка

23:28
  • Екатерина не была верующим человеком, но тщательно соблюдала обряды Русской православной церкви.
  • Она знала русский язык лучше всех своих подданных и легко общалась на нём.
  • В 15 лет Екатерина тяжело заболела, изучая русский язык.

Умение разбираться в людях

24:27
  • Екатерина была непревзойденным кадровым гением, умея разглядеть истинные достоинства людей.
  • Она легко мирилась с недостатком людей, потому что умела разглядеть не главное.

Изменение отношения к государю

25:30
  • Раньше государь вызывал страх, но Екатерина стремилась быть «солнцем», к которому люди стремились приблизиться.
  • Она хвалила публично, а ругала с глазу на глаз.

Материальное стимулирование

26:20
  • Екатерина широко использовала материальную форму стимулирования, вознаграждая талантливых людей.
  • Румянцев, Суворов, Ушаков и другие получили высокое вознаграждение за свои успехи.

Умение общаться

27:21
  • Екатерина умела внимательно слушать и делать самостоятельные выводы.
  • Она всегда была в позитивных отношениях со своими подданными, казалось, что её ничто не может разозлить.

Оценка Дидро

28:18
  • Дидро, у которого Екатерина купила библиотеку, высоко оценил её компетентность и твёрдость в мыслях.
  • Он был ошеломлён уровнем компетентности Екатерины.

Информационная кампания Екатерины

28:44
  • Екатерина использовала свой талант вести информационную кампанию для защиты интересов России.
  • В конце 1780-х — начале 1790-х годов возникла угроза вмешательства Британии в войну с Турцией.
  • Британия требовала от России остановиться, но Екатерина понимала слабость британской системы управления — демократизм.

Действия Екатерины против Британии

29:39
  • Через посла Воронцова Екатерина профинансировала оппозиционную партию вигов в Британии.
  • Организована масштабная пиар-кампания в британской прессе, направленная на предотвращение войны с Россией.
  • Британское общество было наэлектризовано, вывешивались плакаты и проводились демонстрации против войны.
  • Информационная кампания привела к отказу британского правительства от планов военного давления на Россию.

Прагматизм и абсолютная монархия

30:38
  • Екатерина понимала эффективность абсолютной монархии в условиях, когда власть зависела от капитала.
  • Её прагматизм и умение маневрировать позволяли ей оставаться последовательной.
  • Пример Александра II, который боялся покушения после освобождения крестьян, иллюстрирует риски абсолютной монархии.

Личная доступность Екатерины

31:34
  • Екатерина была доступной и демократичной личностью, без избыточной личной охраны.
  • Она любила гулять с компаньонами, что отражено в «Капитанской дочке» Пушкина.
  • Её понимание рисков абсолютной монархии отличалось от понимания её сына Павла I.

Подчёркивание достоинства подданных

32:31
  • Екатерина подчёркивала чувство собственного достоинства своих подданных.
  • Пример адмирала принца Нассау, который после неудачи отправил ей свои ордена, иллюстрирует её понимание ошибок подданных.
  • Екатерина вернула ему ордена, напомнив о его прошлых победах.

Внешняя политика Екатерины

33:29
  • Екатерина вела активную внешнюю политику, избегая международной изоляции.
  • Она умела комбинировать международные союзы и находить нужных союзников.
  • Общественное мнение всегда было на её стороне, несмотря на активные действия.

Мифы о консерватизме Екатерины

34:28
  • Распространённое мнение о том, что Екатерина стала реакционеркой после французской революции, не соответствует действительности.
  • Французский посол в 1789 году писал, что в Петербурге праздновали падение Бастилии, а не поднимали реакцию.
  • В Петербурге иностранцы, включая немцев, шведов и поляков, праздновали падение Бастилии вместе с русскими.

Влияние французской революции на Россию

35:26
  • В петербургских газетах публиковались новости из Франции, включая декларацию прав гражданина.
  • В военном учебном заведении была организована выставка революционной литературы.
  • Марсельезу исполняли без слов в присутствии императрицы Екатерины.

Реакция Екатерины на революцию во Франции

36:02
  • Журналы и газеты, публиковавшие новости из Франции, не подвергались преследованию.
  • Екатерина использовала революцию во Франции для ослабления своих геополитических противников.
  • Она стремилась отвлечь внимание Европы от России, чтобы сосредоточиться на польской проблеме и греческом проекте.

Окно возможностей для греческого проекта

36:55
  • Во время революции во Франции возникло окно возможностей для реализации греческого проекта Екатерины.
  • Внук Екатерины, Константин, был назван с прицелом на роль греческого императора в унии с Россией.
  • Проект не был реализован из-за ранней смерти Потёмкина и скоропостижной смерти Екатерины.

Борьба с революционными идеями

37:53
  • Екатерина понимала опасность радикальных революционных идей и стремилась бороться с их причинами, а не с последствиями.
  • Её реакция на книгу Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» отражала её опасения по поводу расшатывания самодержавия.
  • Павел, сын Екатерины, предлагал подавлять бунтовщиков силой, но Екатерина считала, что пушки не могут победить идеи.

Пророчество Екатерины о Франции

38:48
  • После падения Робеспьера Екатерина предсказала, что Франция может вернуться в разряд великих держав при появлении смелого и мощного лидера.
  • Она имела в виду Наполеона, который к тому времени уже был бригадным генералом.
  • Пророческие слова Екатерины исполнились, когда Наполеон возглавил поход в Италию и стал консулом.

Политика Екатерины II

39:38
  • Политика Екатерины была прагматичной, последовательной и твёрдой.
  • Она понимала природу самодержавной власти в России как механизм балансировки интересов элит.
  • Павел I не осознал этого и правил недолго.

Екатерина как бабушка

40:36
  • В преклонные годы Екатерина была мудрой и умной бабушкой.
  • Она искренне любила своих внуков и активно занималась их образованием.
  • Её педагогика была образцовой: спартанские условия, закаливание, здоровая еда.

Воспитание внуков

41:31
  • Екатерина развивала у внуков интерес к механике и техническим новшествам.
  • Для Александра она заказала первую печатную машинку.
  • Изобрела детский комбинезон и гордилась этим.

Воспитание силы воли

42:22
  • Екатерина учила внуков мыслить свободно и воспитывать силу воли.
  • Главным воспитателем Александра стал швейцарец Лагар, ярый республиканец.

Мужественность и храбрость

43:01
  • Екатерина воспитывала в внуках мужественность и храбрость.
  • Александр проявил решительность в борьбе с Наполеоном, отказавшись от компромиссов.

Влияние на будущее России

43:51
  • Воспитание Екатерины способствовало триумфам XIX века.
  • Блестящие полководцы, такие как Кутузов и Багратион, были воспитанниками Екатерины.

Заключение

44:51
  • Главное достоинство Екатерины — связь с страной и постоянное доказательство своей эффективности.
  • Её величие было связано с величием страны.
  • Слова Екатерины: «Я желаю и хочу лишь благо той стране, в которую привёл меня Господь. Он мне в том свидетеле, ибо слава страны создаёт мою славу».