Чистая архитектура, 1 глава. Что такое дизайн и архитектура. Роберт Мартин. Читаем вместе

YOUTUBE · 18.11.2025 16:45

Ключевые темы и таймкоды

Введение и подписка на телеграм-канал

0:00
  • Обсуждение темы видео: чистая архитектура Роберта Мартина.
  • Призыв подписаться на телеграм-канал для участия в проекте.
  • Анонс реинкарнации проекта "Цепи Деда".

Важность архитектуры

1:58
  • Архитектура важна для долговечности и эстетики зданий.
  • Примеры: хижина и шалаш требуют разных подходов к архитектуре.
  • Роберт Мартин обсуждает путаницу между дизайном и архитектурой.

Различие между дизайном и архитектурой

3:56
  • Дизайн и архитектура имеют разные значения.
  • Пример с синонимами: "прекрасный" и "чудесный".
  • Архитектура включает в себя как внешний вид, так и детали.

Примеры архитектуры и дизайна

6:52
  • Архитектура дома включает форму, внешний вид и расположение комнат.
  • Дизайн дома включает мелкие детали, такие как розетки и отопление.
  • Архитектура и дизайн дополняют друг друга, образуя целостную систему.

Дизайн и архитектура в контексте

7:49
  • С возрастом люди могут упрощать понятия, считая дизайн и архитектуру одним и тем же.
  • Дизайн может быть внутренним, не влияя на архитектуру здания.
  • Архитектура здания остается неизменной, несмотря на изменения в дизайне интерьера.

Дизайн и архитектура приложения

9:48
  • Дизайн приложения включает не только внешний вид, но и его структуру.
  • Архитектура и дизайн тесно связаны и влияют друг на друга.
  • Разделение дизайна и архитектуры возможно, но сложно.

Влияние архитектуры на дизайн

10:46
  • Архитектура определяет возможности дизайна и наоборот.
  • Дизайн включает навигацию, взаимодействие и структуру экранов.
  • Архитектура влияет на возможные решения по дизайну.

Цель архитектуры программного обеспечения

11:44
  • Цель архитектуры - минимизировать человеческие трудозатраты.
  • Важно учитывать время на создание и поддержку системы.
  • В компаниях работа над проектом должна быть долгосрочной.

Качество дизайна и трудозатраты

12:44
  • Качество дизайна определяется минимальными трудозатратами.
  • Увеличение трудозатрат с каждой новой версией указывает на плохой дизайн.
  • Важно оптимизировать время и ресурсы для поддержания кода.

Проблемы с дизайном и архитектурой

13:41
  • Быстрый запуск проекта может привести к проблемам в будущем.
  • В компаниях проект должен быть продуманным и долгосрочным.
  • Плохой дизайн увеличивает трудозатраты на добавление новых функций.

Путаница в терминах

16:40
  • Слово "дизайн" часто используется неправильно.
  • Рекомендуется избегать слова "дизайн" и использовать другие термины.
  • Важно продумать архитектуру приложения, а не только его внешний вид.

Рост численности инженерно-технического персонала

18:22
  • График роста численности инженерно-технического персонала показывает, что количество кадров увеличивается с ростом объема работы.
  • При достижении определенного уровня, дальнейшее увеличение количества кадров не приводит к значительному росту.
  • Это указывает на насыщение и необходимость изменений в подходе.

Стоимость строки кода

20:21
  • Стоимость строки кода увеличивается со временем, что делает добавление нового кода все более сложным.
  • Изначально добавление нового кода было простым, но со временем стало невозможным из-за плохого кода и технических долгов.
  • Это приводит к ситуациям, когда добавление нового кода становится невозможным из-за влияния на старые функции.

Проблемы с миграцией и обновлением

22:18
  • Миграция между версиями продукта становится все сложнее и требует значительных усилий.
  • Неправильное планирование и отсутствие внимания к техническому долгу приводят к накоплению проблем.
  • Это приводит к ситуации, когда добавление нового кода становится невозможным из-за технических ограничений.

Причины проблем и их последствия

24:15
  • Проблемы возникают из-за спешки при создании систем и недостаточного внимания к техническому долгу.
  • Добавление нового кода становится невозможным из-за необходимости поддерживать старые функции и исправлять ошибки.
  • Это приводит к тому, что добавление одной кнопки становится невыполнимой задачей из-за необходимости обрабатывать множество багов и ошибок.

Проблемы с расширением штата программистов

26:11
  • Увеличение штата программистов не решает проблему, а только усугубляет её.
  • Компании часто нанимают новых программистов, чтобы справиться с нагрузкой, но это не решает проблему качества кода.
  • Старые разработчики не справляются с новыми задачами, что приводит к ухудшению качества кода.

Проблемы с рефакторингом

27:11
  • Компании часто откладывают рефакторинг, чтобы быстро добавлять новые функции.
  • Это приводит к тому, что новые функции добавляются на старый код, что ухудшает его качество.
  • Рефакторинг необходим для долгосрочного улучшения кода, но часто игнорируется.

Последствия отсутствия рефакторинга

28:09
  • Новые функции добавляются на старый код, что приводит к ухудшению качества.
  • Пользователи жалуются на неработающие функции, что снижает оценки и положение в маркете.
  • В итоге, все выгорают и увольняются, а новые сотрудники сталкиваются с устаревшим кодом.

Критическая масса проблем

31:08
  • Компании не могут позволить себе рефакторинг из-за нехватки времени и денег.
  • Это приводит к накоплению проблем до критического состояния, когда код становится невозможным для работы.
  • В таких случаях, компании вынуждены либо переписывать код, либо увольнять сотрудников.

Продуктивность разработчиков

33:25
  • Продуктивность разработчиков снижается с каждой новой версией продукта.
  • На первой версии продуктивность составляет 100%, на четвертой версии падает до нуля.
  • Количество багов увеличивается экспоненциально, что снижает мотивацию разработчиков.

Проблемы с багами и сроками

34:24
  • Разработчики не могут сосредоточиться на новых функциях из-за множества багов.
  • Сроки выполнения задач увеличиваются, несмотря на самоотверженный труд.
  • Разработчики тратят много времени на исправление багов и перенос кода.

Взгляд руководства

35:23
  • Руководство видит ситуацию как критическую.
  • Месячный фонд оплаты труда увеличивается с каждой новой версией.
  • Разработчики тратят значительные ресурсы на поддержку старых версий.

Финансовые затраты и продуктивность

36:22
  • Финансовые затраты на поддержку старых версий растут экспоненциально.
  • Разработчики не могут добавлять новые функции из-за необходимости поддерживать старые.
  • Руководство должно искать причины снижения продуктивности и принимать меры.

Ответственность руководства

39:18
  • Руководство должно признать свою ответственность за снижение продуктивности.
  • Важно искать причины в себе, а не искать виноватых.
  • Необходимо пересмотреть подходы к управлению и поддержке разработчиков.

Эзоп и черепаха

40:46
  • Эзоп сочинил басню о зайце и черепахе, где черепаха победила в гонке благодаря медленному, но постоянному движению.
  • Заяц, уверенный в своей скорости, отдыхал, пока черепаха пересекала финишную черту.
  • Мораль: самонадеянность приводит к проигрышу.

Современные разработчики

41:45
  • Современные разработчики часто проявляют самонадеянность, не уделяя должного внимания качеству кода.
  • Они стремятся быстро выйти на рынок, игнорируя важность чистого и хорошо проработанного кода.
  • Это приводит к проблемам в долгосрочной перспективе.

Конкуренция и рынок

42:44
  • Компании стремятся быстро выйти на рынок, чтобы получить деньги.
  • Это приводит к тому, что конкуренты быстро догоняют и получают фидбэк.
  • Разработчики, которые изначально сделали качественный продукт, начинают отставать.

Проблемы с качеством кода

43:44
  • Разработчики, стремящиеся быстро выйти на рынок, часто создают некачественный код.
  • Это приводит к необходимости постоянно добавлять новые функции, что снижает продуктивность.
  • В долгосрочной перспективе это приводит к проблемам с качеством и поддержкой продукта.

Опыт и ошибки

44:43
  • Молодые разработчики часто не осознают долгосрочных последствий своих решений.
  • Опыт приходит через ошибки и изучение чужих историй успеха и провала.
  • Разработчики должны учиться на чужих ошибках, чтобы избежать повторения ошибок.

Создание беспорядка

50:33
  • Создание беспорядка всегда медленнее, чем поддержание чистоты.
  • Пример с экспериментом, где создание тестов и кода заняло меньше времени, чем без использования тестов.
  • Определение критериев правильности кода перед его написанием помогает ускорить процесс.

Повторение как ключ к мастерству

53:29
  • Повторение задач помогает стать лучше.
  • Применение метода детей ускоряет выполнение задач.
  • Тесты помогают избежать написания плохого кода.

Поспешай не торопясь

55:26
  • Торопливость приводит к беспорядку.
  • Важно не спешить, но и не медлить.
  • Пример с утренними делами: не торопиться, но и не опаздывать.

Ответственность за код

58:21
  • Не стоит намеренно писать плохой код.
  • Важно нести ответственность за свой код.
  • Джунов не стоит брать на работу, если они не могут оценить время выполнения задач.

Профессионализм и качество

1:01:19
  • Лучше нанять профессионалов, чем экономить.
  • Качество важнее скорости.
  • Пример с ремонтом: лучше заплатить больше, но получить качественный результат.

Перепроектирование и улучшение

1:03:17
  • Перепроектирование не всегда необходимо.
  • Лучше улучшать систему постепенно, а не начинать с нуля.
  • Пример с домом: лучше ремонтировать крышу частями, а не сразу всю.

Пример с кодом

1:05:16
  • В случае с кодом: если вся система плохая, лучше начать с нуля.
  • Важно детально изучить код перед началом улучшений.
  • Пример с крышей: лучше ремонтировать частями, чтобы избежать затопления.

Работа с legacy кодом

1:06:16
  • Не стоит полностью выбрасывать старый код, можно улучшать его частями.
  • Важно учиться на ошибках существующего кода и улучшать его постепенно.
  • Необходимо сохранять рабочие куски кода и заменять критичные места.

Архитектура и продуктивность

1:08:14
  • Избегайте самодельных решений и серьезно относитесь к качеству архитектуры.
  • Хорошая архитектура уменьшает трудозатраты и увеличивает продуктивность.
  • Важно знать элементы архитектуры, которые способствуют этому.

Долгосрочное планирование

1:10:14
  • Строительство дома требует долгосрочного планирования и обдумывания.
  • Важно учитывать все аспекты, такие как участок, соседи, доступ к ресурсам.
  • Долгосрочное планирование окупается в долгосрочной перспективе.

Долгосрочная перспектива в разработке

1:14:06
  • Приложения и системы разрабатываются на долгосрочную перспективу.
  • Важно изначально думать о хорошем коде и долгосрочных решениях.
  • Долгосрочная перспектива экономит время и ресурсы в будущем.

Тестирование и качество кода

1:17:02
  • Тестирование помогает экономить время на поиск багов.
  • Legacy код без тестов сложно поддерживать и улучшать.
  • Юнит-тесты помогают определить, как должен работать код, и избежать багов.

Долгосрочное планирование

1:19:57
  • Важно думать о долгосрочной перспективе, а не только о текущем дне.
  • Лучше потратить больше времени на старте, чтобы избежать проблем в будущем.
  • Пример с сериалом "Lost": лучше один раз продумать и построить, чем постоянно исправлять.

Пример с водой

1:21:53
  • Пример с водой: лучше один раз построить систему водоснабжения, чем постоянно носить воду.
  • В долгосрочной перспективе это экономит время и ресурсы.
  • В программировании нужно думать о будущем, чтобы избежать проблем.

Архитектура и дизайн

1:24:49
  • Важно изначально создавать качественный код и дизайн.
  • Плохой код и дизайн усложняют добавление нового функционала.
  • Лучше потратить время на проектирование, чем исправлять ошибки в будущем.

Тестирование и поддержка

1:27:45
  • Тестирование помогает находить и исправлять баги быстрее.
  • Хорошая архитектура и дизайн упрощают поддержку и исправление ошибок.
  • Важно изначально тратить время на проектирование, чтобы избежать проблем в будущем.

Жизнь как марафон

1:31:39
  • Жизнь – это марафон, а не спринт.
  • Важно делать все медленно и постепенно, чтобы избежать спешки и хаоса.
  • У каждой задачи есть свое время, и нельзя сделать все за один день.

Проблемы с дикцией и важность чтения

1:33:37
  • Автор страдает от ухудшения произношения при многословии.
  • Рекомендует читать самостоятельно, чтобы лучше понять материал.
  • Критика новичков, которые не понимают важность чтения и изучения.

Тестирование и уверенность в коде

1:34:36
  • Программисты должны писать код, который они сами тестируют.
  • Самоуверенность в коде должна исчезнуть, если нет критериев оценки.
  • Юнит-тесты помогают убедиться в правильности кода.

Постоянное обучение и улучшение

1:35:35
  • Важно периодически останавливаться и анализировать свою работу.
  • Постоянное обучение и улучшение навыков делают программиста быстрее и эффективнее.
  • Пример с дровосеком, который точил топор, чтобы рубить деревья быстрее.

Важность изучения нового

1:37:33
  • Программисты должны стремиться к постоянному обучению и изучению нового.
  • Пример с дядюшкой Бобом, который написал чистый код.
  • Важно слушать опытных коллег и применять их знания.

Юнит-тесты и архитектура кода

1:40:31
  • Юнит-тесты помогают улучшить качество кода и избежать ошибок.
  • Важно сначала писать тесты, а потом код.
  • Плохая архитектура и отсутствие тестов приводят к проблемам в будущем.

Заключение и призыв к действию

1:43:24
  • Автор планирует продолжать делиться своим опытом и знаниями.
  • Призывает подписываться, ставить лайки и оставлять комментарии.
  • Подчеркивает важность чтения и применения знаний на практике.