Введение и легенда о Рюрике 0:17 Обсуждение легенды о призвании Рюрика и его братьев в Новгород. Упоминание о конфликтах между племенами после изгнания скандинавов.
Историографические споры 1:25 В 1749 году были заказаны доклады о происхождении Рюрика. Гера Фридрих Миллер и Михаил Ломоносов представили разные версии. Ломоносов критиковал Миллера за утверждение о скандинавском происхождении Рюрика.
Конфликт мнений 2:37 Ломоносов считал Рюрика славянином. Доклад Миллера был уничтожен. Август Шлецер написал труд по древнерусскому летописанию.
Политические аспекты 5:08 Вопрос о происхождении Рюрика обсуждался в зависимости от политической ситуации. Германская пропаганда использовала легенду о призвании варягов.
Разнообразие теорий 7:54 Различные теории о происхождении Рюрика: скандинавы, финны, славяне и другие. Гипотеза о неверном переводе шведской легенды.
Гипотеза Крузе 9:19 Фридрих Карл Герман Крузе предположил, что Рюрик летописный — это Рюрик Фрисландский. Критика гипотезы Крузе со стороны Михаила Погодина.
Мнение Пашуты 12:22 Владимир Пашута считал, что предание о Рюрике лишено исторических корней. Датско-новгородские торговые отношения зафиксированы только в XI веке.
Происхождение легенды 13:19 Легенда о трёх братьях имеет англосаксонские параллели. Появление легенды связано с браком Владимира Мономаха.
Хронологические аспекты 14:49 Важность хронологии в летописях. Летописи не всегда являются погодными изложениями событий.
Появление годовой сетки в летописи 15:12 Годовая сетка в «Повести временных лет» появилась поздно, в конце 60-х — начале 70-х годов XI века. До этого летопись была монотематическим рассказом о первых веках истории восточных славян. Никон Печерский ввёл годовую сетку, основываясь на греческих хрониках и болгарской летописи.
Судьба болгарских источников 16:07 Болгарские источники известны только в древнерусских копиях. Существует две версии исчезновения болгарской библиотеки: Святослав вывез её на Русь или первое болгарское царство было подчинено Византии в 2018 году.
Договор Святослава с Византией 17:01 Святослав заключил договор с Византией, чтобы помочь ей освободиться от болгарского владычества. Болгарское царство подчинило себе Византию, которая платила дань. После переворота в Византии новый договор со Святославом подписал генерал Иоанн Цимисский.
Ошибки в хронологии Никона 18:34 Никон Великий путал даты, используя греческие и болгарские источники. Первая дата в «Повести временных лет» — 6362 год, что связано с неправильным пониманием правления Михаила III. Поход Скольда Эдира на Константинополь датирован 14-м годом правления Михаила, хотя по греческой хронологии это должно быть 856 год.
Условные даты в русской истории 20:03 Первая надёжная дата в русской истории — 971 год, когда был заключён договор с греками. Вторая надёжная дата — 1015 год, год смерти Владимира Святославича. Остальные даты условные и могут быть ошибочными.
Этническое происхождение Рюрика 22:12 Этническое происхождение Рюрика неизвестно, но его имя и направление походов указывают на Скандинавию. Определение точной принадлежности Рюрика малоперспективно из-за легенд и недостоверных источников.
Обследование останков Андрея Боголюбского 22:57 В 1936 году Николай Воронин отправил останки Андрея Боголюбского для обследования. Останки несколько раз переносили, что привело к заменам и утратам. Антрополог Гинзбург подтвердил выводы Михаила Герасимова о характере убийства.
Реконструкция черепа Андрея Боголюбского 27:27 Михаил Герасимов создал реконструкцию черепа Андрея Боголюбского, отметив монголоидные черты. Череп типичен для славянских погребений XII века, но имеет характерные особенности.
Антропологические черты Андрея Боголюбского 27:52 У Андрея Боголюбского мать была половецкой хатуньей, дочерью хана Аепы. В то время считалось, что половцы имеют монголоидные черты. Типичное славянское погребение не соответствует антропологическим данным Андрея Боголюбского.
Происхождение Юрия Долгорукого и его потомков 28:51 Юрий Долгорукий был сыном Владимира Мономаха и Гиды Гарольдовны, дочери Гарольда II. Андрей Боголюбский имел смешанное происхождение: наполовину половец, на четверть англосакс, наполовину грек. Владимир Мономах был сыном Свена Ярославича, старшего сына Ярослава Мудрого от брака с шведской принцессой Ириной Ингигердой.
Матримониальные связи князей 30:14 Ярослав Мудрый имел постоянные связи со Скандинавией, приводя скандинавские отряды и заключая браки с близкими людьми. Владимир Святославович, сын Святослава, имел скандинавские корни по отцу и матери. Малуша, мать Владимира Святославовича, могла быть славянкой.
Браки дочерей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха 31:38 Сестра Анны Ярославны, Елизавета, вышла замуж за короля Норвегии. Дочери Ярослава Мудрого были выданы за нормандского марграфа Бернгарда, венгерского короля Иштвана I Ласло и польского короля Казимира I. Дочери Владимира Мономаха вышли замуж за венгерских королей и вентийского царевича.
Жёны Владимира Святославича и их потомки 32:44 У Владимира Святославича было несколько жён: Рогнеда, чехиня, болгарка и византийская принцесса Анна. От Рогнеды родились будущие князья: Изяслав, Мстислав, Ярослав. От чехини родился Вышеслав, от болгарки — Борис и Глеб.
Браки сыновей Ярослава Мудрого 34:36 Изяслав Ярославич женился на Гертруде, дочери польского короля Мешко II. Святослав Ярославич был женат на дочери немецкого графа Леопольда фон Штадта. Всеволод Ярославич, будущий киевский князь, был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха.
Браки потомков Ярослава Мудрого и Мономаха 35:34 Мстислав Мономахович женился на дочери шведского короля Инги Стейн-Кельса Христине. Ярополк Мономахович женился на осетинской принцессе Алене. Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский были женаты на дочерях половецких ханов.
Браки Святослава Ярославича и его потомков 36:19 Святослав Ярославич женил своего сына Олега на византийской аристократке Феофане Музон, затем на половецкой хатунье, дочери хана Асулука. Внуки Святослава брали в жёны дочерей польского князя Болеслава III, половецкого хана Аепы и других. Игорь Святославович, сын Святослава, имел мать-половчанку и бабку-половчанку.
Поход Игоря Святославовича на половцев 37:02 Игорь Святославович хотел защитить русские земли от половецких набегов. Он разграбил кочевья хана Аепы, когда тот был в походе. Сражение с половцами закончилось победой Игоря Святославовича, но его спас другой половецкий хан.
Игорь Святославович и Кончак 37:48 Игорь Святославович попадает в плен к Кончаку, который не даёт его убить. Кончак предлагает Игорю различные варианты, включая брак с половецкими хатун. Игорь бежит из плена, оставляя своего сына Владимира в плену у Кончака, который женит его на своей дочери.
Гипотеза о свадебном поезде 38:46 Андрей Леонидович Никитин и Борис Александрович Рыбаков предполагают, что Игорь Святославович ехал женить своего сына Владимира на дочери Кончака. По дороге они разграбили земли, враждовавшие с Кончаком.
Родственные связи с половцами 39:37 Большинство южнорусских князей были в родстве с половецкими ханами. В 1224 году половецкий хан просит помощи у киевского князя против монголов. Русские князья не реагируют на предложения монголов о совместном выступлении против половцев.
Политика монголов 40:59 Монголы заключают договоры с слабыми племенами, разбивают более сильные и заключают новые договоры. Такая тактика была нормой для монголов со времён Чингисхана.
Приезд невест на Русь 41:57 Невестки приезжают на Русь со своим двором и духовниками, которые везут с собой книги. Княжичи воспитываются на языке матери.
Полиглоты среди князей 44:06 Владимир Мономах знал пять языков, включая греческий. Князья свободно общались на нескольких языках без переводчиков.
Раскол церквей и браки 46:10 В 1054 году происходит раскол церквей, но браки с западными европейками продолжаются. Игумен Даниил путешествует с войском Балдуина Иерусалимского.
Влияние Болгарии на Русь 48:04 Первые священники на Руси были из Греции и Болгарии. Болгарская литература оказала значительное влияние на Русь.
Иноплеменники во главе государств 50:46 Во главе ранних государственных образований часто стояли иноплеменники, чтобы избежать внутренних конфликтов. Это было нормальным явлением для межплеменных объединений.
Знание мифологии на Руси 51:43 На Руси хорошо знали древнегреческую и египетскую мифологию. Священники объясняли язычникам, кому они поклоняются, используя мифологические образы. Популярными произведениями были «Повесть о Бакире премудром» и «Варлаам и Иоасаф».
Культурные связи Древней Руси 53:12 Постоянные связи с Грузией, осетинские книжные переводы. Сын Андрея Боголюбского был женат на царице Тамаре, но семейные отношения не сложились.
Переводческая традиция 53:31 Чтение греческих повестей и древнееврейских апокрифов. Иудейские раввины переводили третью книгу Эноха с древнерусского на древнееврейский.
Поучение Владимира Мономаха 54:03 Близость к западноевропейским наставлениям и творениям отцов церкви. Использование англосаксонской литературы и раннехристианского автора Минуция Феликса.
Споры о переводческой традиции 54:59 Болгарские коллеги считают, что всё приходило в болгарских переводах. Американский лингвист иронизировал над переводами в Древней Руси.
Арсен Александрович Гагашвили 55:57 Знаток «Слова о полку Игореве», читал книги на разных языках. Написал две книги, одна из которых была опубликована после его смерти.
Литературные параллели «Слова о полку Игореве» 56:56 Параллели с античной литературой, Библией и западноевропейским рыцарским романом. Сравнение с макферсоновыми балладами выявило около тридцати параллелей.
Культурное влияние 59:02 Политическая элита закладывала основы культуры Древней Руси. Появление космографий и физиологий расширяло кругозор. Древнерусская культура впитывала влияния из Европы и Востока.
Генеалогия Рюрика 1:00:12 Неизвестна точная биография Рюрика. Ключевский считал интерес к генеалогии симптомом общественной патологии.